Отношение жителей г. А. к росту алкоголизма и мерам по борьбе с ней

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 08:20, контрольная работа

Краткое описание

Цель – рассмотреть меры по профилактике, реабилитации и социально-психологической помощи нуждающимся.
Задачи исследования:
1. Провести теоретико-методологический анализ литературы по проблеме алкоголизма.
2. Провести экспериментальное исследование по выявлению причин, влияющих на возникновение алкоголизма.
3. Рассмотреть системный подход к профилактике алкоголизма.

Оглавление

Введение…………………………………………………… 2
Теоретическая часть
Понятие и стадии алкоголизма…………………………... 3
Профилактика и социально-психологическая работа….. 7
Блок реабилитации……...………………………………… 11
Практическая часть
Обоснование метода диагностики……………………….. 13
Анализ результатов социологической анкеты………….. 16
Заключение………………………………………………... 25
Список литературы……………………………………….. 27
Приложение

Файлы: 1 файл

работа.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

Между тем, 20% респондентов считают алкоголь обязательным атрибутом любого праздника, 44% считают его необязательным, но иногда возможным, и 36% опрошенных не видят в нем особой необходимости. Если сравнить результаты ответов мужчин и женщин, то половина опрошенных женщин считают алкоголь необязательным, но иногда возможным (50%), 36% опрошенных не видят в нем необходимости и 14 % считают алкоголь обязательным атрибутом любого праздника. У мужчин же мнения сошлись, 36% считают его необязательным, но иногда возможным, аналогично считают, что в нем нет  особой необходимости (36%) и 28% считают алкоголь обязательным атрибутом любого праздника. 

Никто из опрошенных не отдает предпочтение крепким спиртным напиткам (водка, коньяк), более слабым напиткам (вино, пиво) - 36% и в одинаковой мере и тем и другим категориям напитков - 48% опрошенных и 16% респондентов вообще не употребляют спиртные напитки. Из них большинство опрошенных женщин (64%) предпочитают более слабые напитки (вино, пиво), 15% - в одинаковой мере и тем и другим категориям напитков и 21% опрошенных женщин вообще не употребляют спиртные напитки. Мужчины же, в большинстве случаев отдают предпочтение в одинаковой мере и тем и другим категориям напитков (91%) и 9% мужчин вообще не употребляют спиртные напитки.

Впервые интерес к  алкоголю появился из желания испытать новые ощущения у 36% опрошенных, чтобы не быть «белой вороной» в копании, впервые употребили алкоголь 36% респондентов, попробовали алкоголь по примеру друзей, родственников старшего возраста 12% респондентов, и 16% респондентов вообще не употребляли спиртные напитки. При этом, у большинства (43%) опрошенных женщин впервые интерес к алкоголю появился из желания испытать новые ощущения, 28 % впервые употребили алкоголь, чтобы не быть «белой вороной» в копании, 7% опрошенных женщин последовали примеру друзей, родственников старшего возраста и 22% вообще не употребляли спиртные напитки. У мужчин, же, наоборот, большинство (46%) употребили алкоголь, чтобы не быть «белой вороной» в копании; 27 % - интерес к алкоголю появился из желания испытать новые ощущения, 18 % мужчин последовали примеру друзей, родственников старшего возраста и 9 % вообще не употребляли спиртные напитки.

В детстве (в возрасте до 14 лет) никто из опрошенных не пробовал алкоголь, в юном возрасте (от 15 до 18 лет) попробовали спиртное 24% опрошенных, 56% опрошенных впервые употребили алкоголь в возрасте от 18 до 21 года и только 4% попробовали алкоголь после 21 года. Среди опрошенных женщин большинство (72%) впервые употребили алкоголь в возрасте от 18 до 21 года; 21% вообще не употребляют алкоголь и 7 % попробовали алкоголь после 21 года. У опрошенных мужчин 55% впервые употребили алкоголь в юном возрасте (от 15 до 18 лет), 36% - в возрасте от 18 до 21 года и 9% вообще не употребляют алкоголь.

Человек употребляет  спиртные напитки, чтобы быть как  все, быть «своим» в компании ровесников - так считают 12% опрошенных; хочется казаться взрослым - 56 %, от скуки, безделья - 8%, хочется выделиться в компании - 8%. Если сравнить результаты ответов мужчин и женщин, то 44% опрошенных женщин впервые попробовали спиртное из-за того, чтобы казаться взрослой, 14% - чтобы быть как все и аналогично чтобы выделиться в компании (14%). У мужчин же большинство впервые попробовали спиртное из-за того, чтобы казаться взрослым (73%), 9% - чтобы быть как все и 9%  чтобы выделиться в компании.

Причиной широкого распространения алкоголизма 56% опрошенных считают отсутствие занятия в свободное время, 28% связывают это с нестабильностью экономической и политической обстановки и 16% - влияние старшего поколения. Если сравнить результаты ответов мужчин и женщин, то 50% опрошенных женщин считают отсутствие занятия в свободное время, 28% связывают это с нестабильностью экономической и политической обстановки и 22% - влияние старшего поколения. Большинство опрошенных мужчин считают также – 64% опрошенных мужчин считают причиной распространения алкоголизма в отсутствии занятия в свободное время, 27% - в нестабильности экономической и политической обстановки и 9% - во влиянии старшего поколения.

С тем, что доступность  спиртных напитков влияет на общую  алкоголизацию страны согласны 56% респондентов, 44% считает, что все зависит от самого человека и доступность алкоголя не играет определяющего значения. Если сравнить результаты ответов мужчин и женщин, то большинство женщин (64%) полностью с этим согласны (в то время как большинство мужчин (54%) считают, что все зависит от самого человека); 36% опрошенных женщин считают, что все зависит от самого человека (количество мужчин, так считающих, составляет 46%)

В вопросах провождения  свободного времени и организации  досуга, которым отдают большое значение в причинах распространения алкоголизма, процентное соотношение распределилось следующим образом. На вопрос «хватает ли Вам свободного времени?» 48% ответили «не всегда», 44% ответили «да, вполне» и 8% тех, у кого «абсолютно нет свободного времени». Если сравнить результаты ответов мужчин и женщин, то у половины опрошенных женщин (50%) не всегда хватает свободного времени, у 43% женщин хватает свободного времени вполне, и у 7% абсолютно нет свободного времени. У мужчин же мнения сошлись: у 46% опрошенных времени вполне хватает, у 46% - не всегда и у 8 % абсолютно нет свободного времени.

Следующим рассмотрим вопрос отношения с окружающими (семья, близкие, друзья, противоположный пол).

Из общего количества опрошенных живут со своей семьей (жена или муж, дети) - 64%, одна (один) с ребенком - 12%, одиноко проживающих - 4%, живущих с родителями  - 20%.

Отношения в своей  семье характеризуют как дружеские, теплые - 60% респондентов, довольно разнообразные («иногда все хорошо, иногда мы ругаемся» ) - 40% .

По мнению опрошенных отношения с противоположным  полом складываются удачно у 48%, на 36% респондентов часто обращают внимание лица противоположного пола, на 4%, обычно внимания не обращают и 12% опрошенных считают, что им никогда не везет в этом вопросе.

Среди близких родственников  опрошенных есть больные алкоголизмом у 28 %, таковые отсутствуют у 28% и ничего не знают об этом 44 респондентов.

Считают, что можно  помочь человеку, страдающему алкоголизмом 72%, наверно, нет - 20% , нет, практически не возможно помочь – 0% и не знают - 8% опрошенных.

Сторонниками «сухого  закона» оказались 32% респондентов, а 68% опрошенных считают, что введение «сухого закона» проблемы алкоголизма не решит.

Учитывая изложенное выше, приходим к следующему выводу. В целом у опрошенных отношение к алкоголю двоякое: с одной стороны, люди определяют его как яд, отравляющий организм и слабость для ненормальных людей, а с другой стороны опрошенные считают алкоголь необходимым средством для расслабления, отдыха и получения удовольствия.

При этом половина опрошенных понимает, что алкоголизм - это прежде всего болезнь и больные алкоголизмом нуждаются в лечении.

Также большинство опрошенных высказали отрицательное отношение, как к алкоголизму, так и больным, страдающим этим заболеванием.

Уровень осведомленности  граждан о влиянии алкоголя на физическое, умственное и психическое здоровье, на развитие будущего поколения достаточно высок, так как большая часть опрошенных согласна с пагубным влиянием алкоголя на здоровье и будущее потомство.

Намного хуже обстоят  дела со знаниями о влиянии алкоголя в сфере обучения и производственного  труда. Более половины принявших  участие в опросе не знают о том, что факт принятия алкоголя значительно снижает сложные мыслительные процессы, и отрицают пагубное влияние алкоголя на производительность труда в последующем.

Между тем, степень алкоголизации  среди опрашиваемых достаточно высока. Всего 16% из общего числа респондентов вообще не употребляют спиртные напитки.

Из ответов опрашиваемых можно сделать следующие выводы о влиянии социальных, психологических и наследственных факторов на причину употребления алкоголя и развитие алкоголизма в целом. Анализ причин возникновения алкоголизма показал, что на первом месте стоят социальные причины. К ним относятся:

1) Употребление спиртных  напитков, связанное с традициями, принятыми в обществе.

2) Влияние ближайшего  окружения (алкоголизирующие семьи,  влияние референтных групп, асоциальных группировок).

3) Безработица, падение  жизненного уровня.

4) Доступность алкогольных  напитков.

На втором месте по значимости стоят биологические  причины. Предпочтение биологическому фактору отдали 22% опрашиваемых. При этом следует отметить, что у 23% респондентов есть близкие родственники, страдающие алкоголизмом.

На третьем месте  находятся причины психологического характера. К ним можно отнести  следующие факторы:

1) Неумение справляться  со стрессами и напряжением.

2) Застенчивость и  низкая самооценка.

3) Отсутствие «силы  воли», слабохарактерность.

4) Личностная предрасположенность (акцентуация характера).

Самой уязвимой категорией, подверженной алкоголизму, опрашиваемые считают женщин, затем подростков и мужчин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Итак, алкоголизм есть хроническое  заболевание, характеризующееся патологической потребностью человека в алкоголе.

Основной категорией профилактики алкоголизма является здоровый образ жизни. Существуют два ведущих направления по искоренению пьянства и алкоголизма - корригирующее компенсирующее. Социальный опыт показывает, что проблема алкоголизма в целом решается не посредством лечение, а с позиции профилактики, которая должна осуществляться комплексом законодательных, административных, правовых и организационных мероприятий.

Работники социальной службы решают такие вопросы, как получение паспорта, восстановление на работе, бытоустройство и т.д. амбулаторная наркологическая служба решает вопросы, касающиеся также профилактического приема, работы психотерапевтических групп. Такое распределение сил и средств помогает осуществлять целенаправленное реабилитационное воздействие на больных алкоголизмом, облегчает управление реабилитационным процессом.

Алкоголизм, как правило, приводит к социальной изоляции больного. Нарушаются его семейные, трудовые и другие общественные отношения. Поэтому хотелось бы обратить отдельное внимание на важность комплекса психотерапевтических мероприятий. Психотерапия является основой любой программы реабилитации, и особую роль она играет в реабилитации больных алкоголизмом.

В практической части, полагаясь  на данные социологического опроса, сделаем вывод, что в целом у опрошенных наблюдается двоякое отношение к алкоголю. С одной стороны люди определяют его как яд, отравляющий организм и слабость для ненормальных людей, а с другой стороны опрошенные считают алкоголь необходимым средством для расслабления, отдыха и получения удовольствия. При этом половина опрошенных понимает, что алкоголизм это прежде всего болезнь и больные алкоголизмом нуждаются в лечении. Также большинство опрошенных высказывали отрицательное отношение как к алкоголизму, так и больным, страдающим этим заболеванием.

Степень осведомленности  граждан о влиянии алкоголя на физическое, умственное, психическое здоровье и развитие будущего поколения достаточно высока, поскольку большинство опрошенных согласны с мнением о пагубном влиянии алкоголя на здоровье человека и его будущее потомство.

 Хуже обстоит дело  со знаниями о влиянии алкоголя  в сфере обучения и производственного  труда. Более половины принявших  участие в опросе не знают  о том, что факт принятия алкоголя значительно снижает сложные мыслительные процессы и отрицательно влияет на производительность труда в последующем.

Итак, основными причинами, возникновения алкоголизма являются социальные причины и, следовательно, наиболее эффективными методами борьбы с этим заболеванием являются социальные методы, такие как профилактика, реабилитация и социально-психологические методы, что и подтверждает выдвинутую нами гипотезу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анисимов Л.Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. Москва, «Юридическая литература», 1988г
  2. Бабанян Э.А., Пятов М.Д. Профилактика алкоголизма. Москва, «Медицина», 1981г
  3. Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Москва, 1997г
  4. Гонопольский М.Х. Алкоголь и разрушение личности. Москва, «Наука», 1987г
  5. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. Москва, 1994г
  6. Игонин А.Л. Об алкоголизме в диалогах. Москва, 1989г
  7. Лебедев Б.А., Дунаевский В.В. Алкоголь и семья. Ленинград, «Медицина», 1986г

 

 

 

 

 

 

 

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ АНКЕТА

Уважаемый респондент!

Прошу Вас принять участие в социологическом исследовании. Вам предлагается ответить на ряд вопросов. Вопросы направлены на выявление отношения к проблеме алкоголя. Постарайтесь дать тот ответ, который наиболее полно отражает Ваше мнение. Анкета анонимная, все полученные данные будут анализироваться в обобщенном виде.

Заранее благодарю Вас за участие в исследовании!

1. Укажите,  пожалуйста, Ваш:

а) пол

б) возраст

в) профессию

2. На Ваш  взгляд алкоголизм это:

а) болезнь

б) увлечение спиртными  напитками

в) дурная, вредная привычка

г) обыкновенная привычка, не хуже остальных

Информация о работе Отношение жителей г. А. к росту алкоголизма и мерам по борьбе с ней