Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 08:20, контрольная работа
Цель – рассмотреть меры по профилактике, реабилитации и социально-психологической помощи нуждающимся.
Задачи исследования:
1. Провести теоретико-методологический анализ литературы по проблеме алкоголизма.
2. Провести экспериментальное исследование по выявлению причин, влияющих на возникновение алкоголизма.
3. Рассмотреть системный подход к профилактике алкоголизма.
Введение…………………………………………………… 2
Теоретическая часть
Понятие и стадии алкоголизма…………………………... 3
Профилактика и социально-психологическая работа….. 7
Блок реабилитации……...………………………………… 11
Практическая часть
Обоснование метода диагностики……………………….. 13
Анализ результатов социологической анкеты………….. 16
Заключение………………………………………………... 25
Список литературы……………………………………….. 27
Приложение
Между тем, 20% респондентов считают алкоголь обязательным атрибутом любого праздника, 44% считают его необязательным, но иногда возможным, и 36% опрошенных не видят в нем особой необходимости. Если сравнить результаты ответов мужчин и женщин, то половина опрошенных женщин считают алкоголь необязательным, но иногда возможным (50%), 36% опрошенных не видят в нем необходимости и 14 % считают алкоголь обязательным атрибутом любого праздника. У мужчин же мнения сошлись, 36% считают его необязательным, но иногда возможным, аналогично считают, что в нем нет особой необходимости (36%) и 28% считают алкоголь обязательным атрибутом любого праздника.
Никто из опрошенных не отдает предпочтение крепким спиртным напиткам (водка, коньяк), более слабым напиткам (вино, пиво) - 36% и в одинаковой мере и тем и другим категориям напитков - 48% опрошенных и 16% респондентов вообще не употребляют спиртные напитки. Из них большинство опрошенных женщин (64%) предпочитают более слабые напитки (вино, пиво), 15% - в одинаковой мере и тем и другим категориям напитков и 21% опрошенных женщин вообще не употребляют спиртные напитки. Мужчины же, в большинстве случаев отдают предпочтение в одинаковой мере и тем и другим категориям напитков (91%) и 9% мужчин вообще не употребляют спиртные напитки.
Впервые интерес к алкоголю появился из желания испытать новые ощущения у 36% опрошенных, чтобы не быть «белой вороной» в копании, впервые употребили алкоголь 36% респондентов, попробовали алкоголь по примеру друзей, родственников старшего возраста 12% респондентов, и 16% респондентов вообще не употребляли спиртные напитки. При этом, у большинства (43%) опрошенных женщин впервые интерес к алкоголю появился из желания испытать новые ощущения, 28 % впервые употребили алкоголь, чтобы не быть «белой вороной» в копании, 7% опрошенных женщин последовали примеру друзей, родственников старшего возраста и 22% вообще не употребляли спиртные напитки. У мужчин, же, наоборот, большинство (46%) употребили алкоголь, чтобы не быть «белой вороной» в копании; 27 % - интерес к алкоголю появился из желания испытать новые ощущения, 18 % мужчин последовали примеру друзей, родственников старшего возраста и 9 % вообще не употребляли спиртные напитки.
В детстве (в возрасте до 14 лет) никто из опрошенных не пробовал алкоголь, в юном возрасте (от 15 до 18 лет) попробовали спиртное 24% опрошенных, 56% опрошенных впервые употребили алкоголь в возрасте от 18 до 21 года и только 4% попробовали алкоголь после 21 года. Среди опрошенных женщин большинство (72%) впервые употребили алкоголь в возрасте от 18 до 21 года; 21% вообще не употребляют алкоголь и 7 % попробовали алкоголь после 21 года. У опрошенных мужчин 55% впервые употребили алкоголь в юном возрасте (от 15 до 18 лет), 36% - в возрасте от 18 до 21 года и 9% вообще не употребляют алкоголь.
Человек употребляет спиртные напитки, чтобы быть как все, быть «своим» в компании ровесников - так считают 12% опрошенных; хочется казаться взрослым - 56 %, от скуки, безделья - 8%, хочется выделиться в компании - 8%. Если сравнить результаты ответов мужчин и женщин, то 44% опрошенных женщин впервые попробовали спиртное из-за того, чтобы казаться взрослой, 14% - чтобы быть как все и аналогично чтобы выделиться в компании (14%). У мужчин же большинство впервые попробовали спиртное из-за того, чтобы казаться взрослым (73%), 9% - чтобы быть как все и 9% чтобы выделиться в компании.
Причиной широкого распространения алкоголизма 56% опрошенных считают отсутствие занятия в свободное время, 28% связывают это с нестабильностью экономической и политической обстановки и 16% - влияние старшего поколения. Если сравнить результаты ответов мужчин и женщин, то 50% опрошенных женщин считают отсутствие занятия в свободное время, 28% связывают это с нестабильностью экономической и политической обстановки и 22% - влияние старшего поколения. Большинство опрошенных мужчин считают также – 64% опрошенных мужчин считают причиной распространения алкоголизма в отсутствии занятия в свободное время, 27% - в нестабильности экономической и политической обстановки и 9% - во влиянии старшего поколения.
С тем, что доступность спиртных напитков влияет на общую алкоголизацию страны согласны 56% респондентов, 44% считает, что все зависит от самого человека и доступность алкоголя не играет определяющего значения. Если сравнить результаты ответов мужчин и женщин, то большинство женщин (64%) полностью с этим согласны (в то время как большинство мужчин (54%) считают, что все зависит от самого человека); 36% опрошенных женщин считают, что все зависит от самого человека (количество мужчин, так считающих, составляет 46%)
В вопросах провождения свободного времени и организации досуга, которым отдают большое значение в причинах распространения алкоголизма, процентное соотношение распределилось следующим образом. На вопрос «хватает ли Вам свободного времени?» 48% ответили «не всегда», 44% ответили «да, вполне» и 8% тех, у кого «абсолютно нет свободного времени». Если сравнить результаты ответов мужчин и женщин, то у половины опрошенных женщин (50%) не всегда хватает свободного времени, у 43% женщин хватает свободного времени вполне, и у 7% абсолютно нет свободного времени. У мужчин же мнения сошлись: у 46% опрошенных времени вполне хватает, у 46% - не всегда и у 8 % абсолютно нет свободного времени.
Следующим рассмотрим вопрос отношения с окружающими (семья, близкие, друзья, противоположный пол).
Из общего количества опрошенных живут со своей семьей (жена или муж, дети) - 64%, одна (один) с ребенком - 12%, одиноко проживающих - 4%, живущих с родителями - 20%.
Отношения в своей
семье характеризуют как
По мнению опрошенных отношения с противоположным полом складываются удачно у 48%, на 36% респондентов часто обращают внимание лица противоположного пола, на 4%, обычно внимания не обращают и 12% опрошенных считают, что им никогда не везет в этом вопросе.
Среди близких родственников опрошенных есть больные алкоголизмом у 28 %, таковые отсутствуют у 28% и ничего не знают об этом 44 респондентов.
Считают, что можно помочь человеку, страдающему алкоголизмом 72%, наверно, нет - 20% , нет, практически не возможно помочь – 0% и не знают - 8% опрошенных.
Сторонниками «сухого закона» оказались 32% респондентов, а 68% опрошенных считают, что введение «сухого закона» проблемы алкоголизма не решит.
Учитывая изложенное выше, приходим к следующему выводу. В целом у опрошенных отношение к алкоголю двоякое: с одной стороны, люди определяют его как яд, отравляющий организм и слабость для ненормальных людей, а с другой стороны опрошенные считают алкоголь необходимым средством для расслабления, отдыха и получения удовольствия.
При этом половина опрошенных понимает, что алкоголизм - это прежде всего болезнь и больные алкоголизмом нуждаются в лечении.
Также большинство опрошенных
высказали отрицательное
Уровень осведомленности граждан о влиянии алкоголя на физическое, умственное и психическое здоровье, на развитие будущего поколения достаточно высок, так как большая часть опрошенных согласна с пагубным влиянием алкоголя на здоровье и будущее потомство.
Намного хуже обстоят дела со знаниями о влиянии алкоголя в сфере обучения и производственного труда. Более половины принявших участие в опросе не знают о том, что факт принятия алкоголя значительно снижает сложные мыслительные процессы, и отрицают пагубное влияние алкоголя на производительность труда в последующем.
Между тем, степень алкоголизации среди опрашиваемых достаточно высока. Всего 16% из общего числа респондентов вообще не употребляют спиртные напитки.
Из ответов опрашиваемых можно сделать следующие выводы о влиянии социальных, психологических и наследственных факторов на причину употребления алкоголя и развитие алкоголизма в целом. Анализ причин возникновения алкоголизма показал, что на первом месте стоят социальные причины. К ним относятся:
1) Употребление спиртных напитков, связанное с традициями, принятыми в обществе.
2) Влияние ближайшего
окружения (алкоголизирующие
3) Безработица, падение жизненного уровня.
4) Доступность алкогольных напитков.
На втором месте по значимости стоят биологические причины. Предпочтение биологическому фактору отдали 22% опрашиваемых. При этом следует отметить, что у 23% респондентов есть близкие родственники, страдающие алкоголизмом.
На третьем месте
находятся причины
1) Неумение справляться со стрессами и напряжением.
2) Застенчивость и низкая самооценка.
3) Отсутствие «силы воли», слабохарактерность.
4) Личностная предрасположенность (акцентуация характера).
Самой уязвимой категорией, подверженной алкоголизму, опрашиваемые считают женщин, затем подростков и мужчин.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Итак, алкоголизм есть хроническое
заболевание, характеризующееся патологическ
Основной категорией профилактики алкоголизма является здоровый образ жизни. Существуют два ведущих направления по искоренению пьянства и алкоголизма - корригирующее компенсирующее. Социальный опыт показывает, что проблема алкоголизма в целом решается не посредством лечение, а с позиции профилактики, которая должна осуществляться комплексом законодательных, административных, правовых и организационных мероприятий.
Работники социальной службы решают такие вопросы, как получение паспорта, восстановление на работе, бытоустройство и т.д. амбулаторная наркологическая служба решает вопросы, касающиеся также профилактического приема, работы психотерапевтических групп. Такое распределение сил и средств помогает осуществлять целенаправленное реабилитационное воздействие на больных алкоголизмом, облегчает управление реабилитационным процессом.
Алкоголизм, как правило, приводит к социальной изоляции больного. Нарушаются его семейные, трудовые и другие общественные отношения. Поэтому хотелось бы обратить отдельное внимание на важность комплекса психотерапевтических мероприятий. Психотерапия является основой любой программы реабилитации, и особую роль она играет в реабилитации больных алкоголизмом.
В практической части, полагаясь на данные социологического опроса, сделаем вывод, что в целом у опрошенных наблюдается двоякое отношение к алкоголю. С одной стороны люди определяют его как яд, отравляющий организм и слабость для ненормальных людей, а с другой стороны опрошенные считают алкоголь необходимым средством для расслабления, отдыха и получения удовольствия. При этом половина опрошенных понимает, что алкоголизм это прежде всего болезнь и больные алкоголизмом нуждаются в лечении. Также большинство опрошенных высказывали отрицательное отношение как к алкоголизму, так и больным, страдающим этим заболеванием.
Степень осведомленности граждан о влиянии алкоголя на физическое, умственное, психическое здоровье и развитие будущего поколения достаточно высока, поскольку большинство опрошенных согласны с мнением о пагубном влиянии алкоголя на здоровье человека и его будущее потомство.
Хуже обстоит дело
со знаниями о влиянии
Итак, основными причинами,
возникновения алкоголизма
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Уважаемый респондент!
Прошу Вас принять участие в социологическом исследовании. Вам предлагается ответить на ряд вопросов. Вопросы направлены на выявление отношения к проблеме алкоголя. Постарайтесь дать тот ответ, который наиболее полно отражает Ваше мнение. Анкета анонимная, все полученные данные будут анализироваться в обобщенном виде.
Заранее благодарю Вас за участие в исследовании!
1. Укажите, пожалуйста, Ваш:
а) пол
б) возраст
в) профессию
2. На Ваш взгляд алкоголизм это:
а) болезнь
б) увлечение спиртными напитками
в) дурная, вредная привычка
г) обыкновенная привычка, не хуже остальных
Информация о работе Отношение жителей г. А. к росту алкоголизма и мерам по борьбе с ней