Особенности социальных отклонений у подростков, употребляющих спиртные напитки

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 12:59, реферат

Краткое описание

В настоящее время, в связи со сложившейся социальной ситуацией в стране, молодые люди оказались наиболее чувствительны к социальным и психологическим стрессам, и, как следствие, возросло число конфликтных, недисциплинированных, не умеющих владеть собой подростков. В характеристике подобного поведения кроются истоки алкоголизма, наркомании, нравственной деградации, правонарушений, преступности.
Проблема нравственного воспитания и коррекции девиантного поведения подростков занимает одно из первых мест среди других социальных и психологических проблем. Даже учитывая то, что в настоящее время очень трудно дать оценку девиантным отклонениям в молодежной среде, можно сказать, что масштабы девиации растут по многим показателям (дромомания, алкоголизм, наркомания, проституция, разбои и суицид).

Оглавление

Введение..............................................................................................................3
Глава I. Социальные отклонения и их классификация
1.1 Социальные отклонения...............................................................................4
1.2 Классификация отклоняющегося поведения несовершеннолетних.........7
Глава II. Особенности социальных отклонений у подростков, употребляющих спиртные напитки
2.1 Влияние алкоголя на организм человека....................................................9
2.2 Проблема алкоголизма.................................................................................11
2.3 Социальные отклонения подростков, употребляющих спиртные напитки................................................................................................................13
Заключение.........................................................................................................19
Список литературы............................................................................................20

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ 2.doc

— 95.50 Кб (Скачать)


2

 

Министерство образования РФ
Российский Государственный Педагогический
Университет имени А.И.Герцена

 

Институт детства
Кафедра дошкольной педагогики

 

Реферат по социальной педагогике.

 

Тема: «Особенности социальных отклонений

у подростков, употребляющих спиртные напитки»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:
Студентка 4курса 1группы

Очной формы обучения
Оболяева Наталья

Проверила:
Сундукова Эльвира Ильдусовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург
2011

 

План

 

Введение..............................................................................................................3

Глава I. Социальные отклонения и их классификация

1.1 Социальные отклонения...............................................................................4

1.2 Классификация отклоняющегося поведения несовершеннолетних.........7

Глава II. Особенности социальных отклонений у подростков, употребляющих спиртные напитки

2.1 Влияние алкоголя на организм человека....................................................9

2.2 Проблема алкоголизма.................................................................................11

2.3 Социальные отклонения подростков, употребляющих спиртные напитки................................................................................................................13

Заключение.........................................................................................................19

Список литературы............................................................................................20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время, в связи со сложившейся социальной ситуацией в стране, молодые люди оказались наиболее чувствительны к социальным и психологическим стрессам, и, как следствие, возросло число конфликтных, недисциплинированных, не умеющих владеть собой подростков. В характеристике подобного поведения кроются истоки алкоголизма, наркомании, нравственной деградации, правонарушений, преступности.

Проблема нравственного воспитания и коррекции девиантного поведения подростков занимает одно из первых мест среди других социальных и психологических проблем. Даже учитывая то, что в настоящее время очень трудно дать оценку девиантным отклонениям в молодежной среде, можно сказать, что масштабы девиации растут по многим показателям (дромомания, алкоголизм, наркомания, проституция, разбои и суицид).

Для более полного понимания данной темы необходимо четкое представление о том, что представляет собой отклоняющееся поведение, отклоняющееся социальное поведение.

Подростки - это особая социально-психологическая и демографическая группа, которая имеет свои собственные нормы, установки, специфические формы поведения. Все это и образует некую подростковую субкультуру, а наиболее интенсивное проявление девиаций среди подростков наблюдается в таких образовательных учреждениях, как вечерние школы, интернаты, детские дома, учреждения начального профессионального образования и др.

 


Глава I. Социальные отклонения и их классификация

 

1.1 Социальные отклонения

 

Социальные отклонения — это нарушения социальных норм, которые характеризуются определенной массовостью, устойчивостью и распространенностью. Имеются в виду такие негативные массовые социальные явления, как пьянство, преступность, бюрократизм, религиозный и идейный фанатизм, тоталитаризм и др. Это люди с неадекватной социализацией, которые недостаточно усвоили ценности и нормы общества, в первичном коллективе, семье.

Следует заметить, что между двумя полюсами — «социально-одобряемые явления» и «социальные отклонения» — лежит широкий круг явлений, нерегулируемых социальными нормами. Это могут быть как позитивные процессы (например, творчество), так и явления с возможными негативными последствиями (например, массовое курение). В то же время разнообразие отклонений превышает разнообразие норм.

Вопрос о последствиях социальных отклонений неоднозначен. Объективный вред явления и его субъективная оценка в ряде случаев не совпадают. Например, высказывается мнение, что преступления без жертвы вообще следует декриминализировать, т. е. исключить из уголовного права. Особенно трудно оценить степень ущерба от «пограничных» форм асоциального поведения и легких форм зависимого поведения, например проституции, сексуальных адцикций, употребления легких наркотиков. В каждом обществе есть сторонники как легализации данных явлений, так и их запрета.

Социальные отклонения имеют следующие признаки: историческая детерминированность, негативные последствия для общества, относительно массовый и относительно устойчивый характер во времени. Социальные отклонения характеризуются направленностью и содержанием. Общество противопоставляет социальным отклонениям организованные способы борьбы с ними: правовые, экономические, моральные санкции.

В ряде случаев социальные отклонения носят преходящий характер. Примеры преходящих социальных отклонений: вещевая спекуляция, брак по расчету, диссидентство.

Параллельно с этим изменяются меры общественного воздействия в отношении социальных отклонений. Так, по законам дореволюционной России предусматривались и религиозно-нравственные, и правовые санкции против пьянства, наркомании, самоубийств. В случае самоубийства запрещался традиционный церковный обряд погребения, усопшего не хоронили на общем кладбище, его волеизъявление (завещание) признавалось юридически недействительным, в случае же неудачной попытки самоубийства суициденту грозило тюремное заключение.

В настоящее же время отношение общества к поведению его членов становится все более и более либеральным. Одним из подтверждений радикальных перемен является отмена смертной казни в некоторых государствах.

Социальные отклонения количественно и качественно характеризуются уровнем, структурой и динамикой.

Уровень (коэффициент) отклонения определяется как количество официально зарегистрированных проявлений данного отклонения относительно численности населения (чаще на 100 тыс. человек). Он существенно различается в различных странах и в разные годы, поскольку зависит от совокупности факторов: социально-экономического, политического, нравственного и т.п. Например, в 1998 г. коэффициент преступности в России (без учета латентной преступности, которая по подсчетам специалистов в 4 раза превышает уровень официально зарегистрированной) составил 1756 преступлений. Для сравнения, во всем бывшем Советском Союзе: в 1978 г. — 503; в 1985 г. — 700; в 1990 г. — 968 — с последующим постоянным ростом.

Структура отклонения отражает соотношение отдельных подвидов внутри явления. Так, в 1998 г. в структуре преступности в Российской Федерации корыстные преступления составили 65 % от общего числа зарегистрированных случаев, насильственные — 23 %, прочие — 12 %. Уровень латентной преступности по отдельным видам выглядит следующим образом: по убийствам — 2:1 (т. е. на каждые 2 преступления только одно регистрируется официально), по изнасилованиям — 6:1, по кражам — 73:1, по вымогательству (рэкет) — более 17000:1 [9]. Иными словами, преступления зачастую остаются полностью безнаказанными.

Динамика отклонения — это показатель изменения уровня и структуры всего массива изучаемого явления за определенное время. По "мнению специалистов, в России в настоящее время наблюдаются следующие тенденции. Увеличилась доля тяжких и особо тяжких преступлений. Резко усилилась корыстная мотивация противоправного поведения. Растет подростковая преступность. Продолжается сращивание организованной преступности с легальным предпринимательством и с государственным аппаратом.

Наряду с уровнем и динамикой социальных отклонений широко обсуждается вопрос об их функциях. Например, организованная преступность может обеспечивать незаконным путем объективные потребности, не удовлетворяемые в должной мере официальными социальными институтами. В целом функциями социальных отклонений могут быть: интеграция группы; формирование морального кодекса общества; выражение социального протеста и выход агрессивных тенденций; бегство; сигнал о неизбежных социальных изменениях; способ самоидентификации и самореализации и др.

Несмотря на определенное сходство, социальные отклонения отличаются от отклоняющегося поведения личности. В первом случае имеет место социальный феномен, а во втором — психологический. Отметим, что некоторые социальные отклонения одновременно являются и отклоняющимся поведением личности: алкоголизм, самоубийство, преступное деяние и т.п. Другие социальные отклонения выступают в качестве только социального феномена — геноцид, коррупция, бюрократизм.

 

1.2 Классификация отклоняющегося поведения несовершеннолетних

 

В современной научной литературе раскрываются различные аспекты такого весьма сложного социального явления, как отклоняющееся поведение несовершеннолетних. Существует целый ряд подходов к классификации девиантного поведения по различным основаниям. Одна из классификаций — В.Н. Липника, который сгруппировал девиации несовершеннолетних:

- по характеру взаимоотношений подростков с коллективом;

- по отклонению в нравственном развитии личности, по отношению к интересам общества;

- по отклонениям в понимании общественных интересов;

- по вхождению подростков в систему общественно полезной деятельности с учетом нравственного развития

- по степени деформации психики;

- по отклонениям в системе ведущих мотивов;

- по патологии в психике и медико-педагогическим отклонениям.

В другой классификации отклонения в поведении сгруппированы:

- по особенностям взаимоотношений и общения с ними воспитателя, педагога (трудновоспитуемые, неуправляемые, дезорганизаторы);

- по образу жизни детей, семьи, по социально-бытовым условиям (безнадзорные, беспризорники, социально-запущенные);

- по специфике ошибок и недостатков в процессе воспитания (педагогически запущенные);

- по уровню развития нравственных качеств (дети с отклонениями в нравственном развитии);

- по несоответствию их действий закону, правовым нормам (несовершеннолетние правонарушители) (А. Ф. Никитин).

В целях определения силы и результативности социальных последствий отклоняющегося поведения оно различается по уровню и масштабности (индивидуальный и массовый характер); по элементам внутренней структуры (социально-групповая принадлежность, половозрастная характеристика); по ориентированности (экстравертное — направленное во внешнюю среду, интровертное — направленное на себя), по типу эмоциональной устойчивости и др.

В связи с многообразием параметров и характеристик отклоняющегося поведения детей и подростков, наличием различных подходов к изучению данной проблемы в психологии, педагогике, криминалистике и медицине, в современной научной литературе, можно найти не только неоднозначное определение этого явления, но и различную характеристику его проявлений у детей и подростков, находящихся на различных степенях девиации поведения.

 


Глава II. Особенности социальных отклонений у подростков, употребляющих спиртные напитки

 

2.1 Влияние алкоголя на организм человека

 

Алкоголизм — заболевание, развивающееся при хронической интоксикации этанолом, выражается патологическим влечением к спиртным напиткам, неконтролируемым употреблением ими, абстинентным (похмельным) синдромом, расстройством психической деятельности, соматическими и неврологическими нарушениями, падением работоспособности и социальным снижением.

Нередко можно наблюдать безжалостное отношение к своему организму, неразумное разрушение его. Особенно вредны отравления алкоголем.

Помимо многих бед и несчастий, которые приносит водка в быту и нм производстве, она губительна для здоровья. Клетки мозга совершают колоссальную работу. Они очень нежны, легко ранимы. Что же происходит в мозгу под влиянием алкоголя?

В лаборатории И. П. Павлова было показано, что после однократного введения алкоголя, условные рефлексы у собак нарушались на 8—9 суток.

Длительное употребление спиртных напитков приводит к размягчению коркового слоя. Наблюдаются многочисленные точечные кровоизлияния; нарушается передача возбуждения с одной нервной клетки на другую. Под влиянием алкоголя повышаются процессы возбуждения, и ослабевает торможение.

Особенно вредно систематическое употребление водки. Кто часто и много пьет, у того ослабевают память, внимание, способность к обобщению. Алкоголь как бы смывает творческие возможности человека. Нервные клетки у алкоголика гибнут, и отдельные участки мозга становятся бездеятельными.

Народ издавна подметил: «Выпьешь много вина, так убавится ума», «Вино уму не товарищ».

Информация о работе Особенности социальных отклонений у подростков, употребляющих спиртные напитки