Основоположники социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 20:08, реферат

Краткое описание

Георг Зиммель – немецкий мыслитель, классик мировой социологии. Зиммель родился в семье преуспевающего торговца, которая рано оказалась в стесненных обстоятельствах. Учился Зиммель в Берлинском университете, среди его учителей были М.Лацарус и Х.Штейнталь. За время своей творческой деятельности Зиммель прошел сложную идейную эволюцию: от натуралистического позитивизма, влияния И.Канта и К.Маркса до проблем философии жизни и проблем философии культуры. Зиммель опубликовал огромное количество книг и статей, посвященных разнообразнейшим проблемам

Файлы: 1 файл

Социология.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

                             
 

                                 Георг Зиммель

                             (1858-1918) 

Георг Зиммель – немецкий мыслитель, классик мировой социологии. Зиммель родился в семье преуспевающего торговца, которая рано оказалась в стесненных обстоятельствах. Учился Зиммель в Берлинском университете,  среди его учителей были М.Лацарус и Х.Штейнталь. За время  своей творческой деятельности Зиммель прошел сложную идейную эволюцию: от натуралистического позитивизма,  влияния И.Канта и К.Маркса до проблем философии жизни и проблем философии культуры. Зиммель опубликовал огромное количество книг и статей, посвященных разнообразнейшим проблемам  (философии моды, роли денег во взаимоотношении полов, спиритизму, духовной жизни больших городов и т.д.). Современников раздражала маргинальность  Зиммеля (бедность  и еврейство при мировой известности, отсутствие выраженных политических симпатий, эпатажный привкус предмета его исследования – социология,  интерес  к миру художественных салонов), а также эссеистский характер большинства его работ, в которых отсутствует концепция  общества в целом, но есть разорванность, отрывочность рисуемых образов социального мира. Обосновывая необходимость социологии как особой дисциплины, Зиммель полагает, что специфика ее должна состоять в вычленении чистых форм социального взаимодействия. Разработка понятий “форма”  и “содержание” социального взаимодействия привела Зиммеля к каталогизации этих форм, к определению принципов их вычленения. Уникальной чертой социологии Зиммеля является его обращение  к исследованию форм “отто-ргнутых” от общего контекста  социальности (“бедняк”, “чужак”). В отличие от Дюркгейма и Тённиса Зиммель считал, что социальность  есть и в конфликте,  борьбе, что конфликт вообще присутствует в любой форме взаимодействия, что роль  его во многих случаях благотворна для социального развития. Содержательная сторона концепции Зиммеля прямо связана с его методологическим подходом. История  общества – история нарастающей интеллектуализации (рационализации) и углубления влияния принципов денежного хозяйства. Социальную функцию денег и интеллекта  Зиммель видел в сообщении объективности всему, с чем они имеют дело, что ведет к глубоким противоречиям капиталистической цивилизации, деградации культурных норм, конфликту между уникальностью личности и культурными формами. Зиммеля по праву можно считать основоположником интеракционизма,  т.к. сущность всех социальных явлений он видел в контакте и взаимном влиянии. Многие его идеи получили дальнейшее развитие  как в европейской социологии, так и в американской.  
 
 
 
 
 

                

                         

                                 Вильфредо Парето

                                      (18481923)

 

Вильфредо Парето (18481923), Италия. Концепция называется: акцентуированный гиперпозитивизм. Его философская антропология направлена против рационалистической модели человека, когда человек сначала обдумывает поступки, а потом действует. По Парето человек сначала действует, а потом ищет основания своих действий. Таким образом, человек в духе Фрейда иррационален и стремится рационально объяснить иррациональные основания своего поведения. Общество — система, состоящая из взаимосвязанных частей (механистическая модель общества). Теория элит: элита бывает властная и потенциальная. Основной тезис Парето — общество это кладбище аристократии. Элиты постоянно циркулируют и движутся, Парето описывает признаки упадка аристократии: она пытается присвоить себе максимум богатств и становится чересчур либеральной, после чего погибает.

Биография

Вильфредо Парето родился 15 июля 1848 г. в Париже в семье итальянского маркиза, выходца из портового города Генуя, вынужденного эмигрировать из-за своих либеральных и республиканских убеждений. Мать Парето была француженкой, и он с детства одинаково хорошо владел итальянским и французским, однако всю жизнь он ощущал себя прежде всего итальянцем.

В 1858 году семья  Парето вернулась в Италию. Там  Вильфредо начинает учиться и получает одновременно классическое гуманитарное и техническое образование. При этом большое внимание он уделяет изучению математики.

После окончания  Политехнической школы в Турине Парето в 1869 г. защищает диссертацию «Фундаментальные принципы равновесия в твердых телах». Тема эта воспринимается как предзнаменование, учитывая важное место понятия равновесия в его последующих экономических и социологических трудах. В течение ряда лет он занимал довольно важные должности в железнодорожном ведомстве и в металлургической компании.

В 1890-е годы он предпринимает неудачную попытку заняться политической деятельностью. В это же время он активно занимается публицистикой, чтением и переводами классических текстов. В первой половине 90-х годов Парето публикует ряд исследований в области экономической теории и математической экономики. С 1893 г. и до конца жизни он был профессором политической экономии Лозаннского университета в Швейцарии, сменив в этой должности известного экономиста Леона Вальраса.

В последний  год жизни Парето в Италии уже установился фашистский режим. Некоторые видные деятели этого режима, и прежде всего самМуссолини, считали себя учениками лозаннского профессора. В связи с этим в 1923 г. он был удостоен звания сенатора Италии. Парето выразил сдержанную поддержку новому режиму, одновременно призвав его быть либеральным и не ограничивать академических свобод.

Умер Парето 20 августа 1923 г. в Селиньи (Швейцария), где он жил последние годы своей жизни; там он и был похоронен.

Известные тезисы

-«История — это кладбище аристократий»

Библиография

  • Курс политической экономии (Cours d’économie politique, 1896-1897)
  • Социалистические системы (Les Systémes socialistes, 1902-1903)
  • Учебник политической экономии (Manuale di economia politica, 1906)
  • Трактат по общей социологии (Trattato di sociologia generale, 1916)
  • Краткое руководство по общей социологии (Compendio di sociologia generale, 1920)

Публикации на русском языке

  • Компендиум  по общей социологии. М.: Изд. дом  ГУ ВШЭ, 2007
  • Социалистические системы//Теоретическая социология. Антология. В 2-х Ч. (Составление, научная редакция, предисловие С.П. Баньковская), Т 1 -- М.: Книжный Дом «Университет», 2002.

Литература

  • Осипова Е.В. Социологическая система Вильфредо Парето // История буржуазной социологии XIX — начала XX века / Под ред. И.С. Кона. Утверждено к печати Институтом социологических исследований АН СССР — М.: Наука, 1979. — С. 309-331. — 6400 экз.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                

                                
              Сорокин Питирим Александрович

                                          (1889–1968) 
 

Соро́кин Питирим Алекса́ндрович (23 января 1889[1], село ТурьяЯренский уездВологодская губерния[2]Российская империя — 10 февраля1968ВинчестерМассачусетсСША) — российско-американский социолог и культуролог. Один из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности.

Биография

Детство и отрочество

Питирим Сорокин  родился 23 января 1889 года в селе ТурьяЯренского уездаВологодской губернии (ныне Республика Коми) в доме учителя Турьинского земского училища А. И. Панова, где семья будущего учёного остановилась зимой. Отец — Александр Прокопьевич Сорокин, русский, уроженец Великого Устюга, прошёл обучение в одной из великоустюжских ремесленных гильдий, получил свидетельство «мастера золотых, серебряных дел и украшения икон» и занимался церковно-реставрационными работами, странствуя из села в село. Мать Питирима Сорокина, Пелагея Васильевна, происходила из коми-зырянского крестьянского рода, была уроженкой села Жешарт Яренского уездаВологодской губернии. Питирим Сорокин был вторым сыном в семье. Его старший брат — Василий, родился в 1885 году, а младший брат — Прокопий, родился в 1893 году.

Мать Питирима умерла 7 марта 1894 года в селе Коквицы, где семья задержалась после рождения младшего ребёнка. После её смерти Питирим и его старший брат Василий остались жить с отцом, странствуя вместе с ним по деревням в поисках работы, а Прокопия забрала старшая сестра матери, Анисья Васильевна Римских, жившая со своим мужем, Василием Ивановичем, в деревне Римья.

Отец Питирима был склонен к чрезмерному  употреблению алкоголя, вследствие чего у него случались приступы белой  горячки. В один из таких приступов  он очень жестоко избил своих  сыновей (следы травмы верхней губы сохранялись у Питирима несколько  лет), что привело к тому, что братья покинули его и не встречались с ним до его смерти в 1900 году. Самостоятельная жизнь братьев складывалась довольно удачно, им удавалось получать заказы на роспись и украшение церквей, изготовление окладов икон.

Тем не менее, учение не было забыто. Если обучение Питирима было ранее бессистемным, то, работая  в селе Палевицы, он окончил школу грамоты. А вскоре жизнь Питирима Сорокина резко переменилась. Осенью 1901 года братьев Сорокиных пригласил на работу в село Гам священник Гамовской церкви Иван Степанович Покровский, дальний родственник отца, который в своё время помогал ему освоиться в Коми-крае. Он же руководил и Гамской церковно-приходской второклассной школой, где готовились учительские кадры для школ грамоты в сёлах и деревнях. Как пишет в своей литературной биографии Питирим Сорокин, он, выслушав вопросы и найдя их лёгкими, неожиданно вызвался быть проэкзаменованным вместе с другими детьми. Победоносно пройдя все испытания, он был принят в школу и получил стипендию в пять рублей, из которых на один год оплачивались комната и питание в школьном общежитии. В число изучаемых в школе предметов входили церковнославянский языкзакон Божий, церковное пение, чистописание, русский языкприродоведениеарифметика. 2 июня 1904 годаПитирим окончил с отличием Гамскую второклассную школу.

Информация о работе Основоположники социологии