Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 20:08, реферат
Георг Зиммель – немецкий мыслитель, классик мировой социологии. Зиммель родился в семье преуспевающего торговца, которая рано оказалась в стесненных обстоятельствах. Учился Зиммель в Берлинском университете, среди его учителей были М.Лацарус и Х.Штейнталь. За время своей творческой деятельности Зиммель прошел сложную идейную эволюцию: от натуралистического позитивизма, влияния И.Канта и К.Маркса до проблем философии жизни и проблем философии культуры. Зиммель опубликовал огромное количество книг и статей, посвященных разнообразнейшим проблемам
Георг Зиммель
(1858-1918)
Георг
Зиммель –
немецкий мыслитель, классик мировой социологии.
Зиммель родился в семье преуспевающего
торговца, которая рано оказалась в стесненных
обстоятельствах. Учился Зиммель в Берлинском
университете, среди его учителей были
М.Лацарус и Х.Штейнталь. За время своей
творческой деятельности Зиммель прошел
сложную идейную эволюцию: от натуралистического
позитивизма, влияния И.Канта и К.Маркса
до проблем философии жизни и проблем
философии культуры. Зиммель опубликовал
огромное количество книг и статей, посвященных
разнообразнейшим проблемам (философии
моды, роли денег во взаимоотношении полов,
спиритизму, духовной жизни больших городов
и т.д.). Современников раздражала маргинальность
Зиммеля (бедность и еврейство при мировой
известности, отсутствие выраженных политических
симпатий, эпатажный привкус предмета
его исследования – социология, интерес
к миру художественных салонов), а также
эссеистский характер большинства его
работ, в которых отсутствует концепция
общества в целом, но есть разорванность,
отрывочность рисуемых образов социального
мира. Обосновывая необходимость социологии
как особой дисциплины, Зиммель полагает,
что специфика ее должна состоять в вычленении
чистых форм социального взаимодействия.
Разработка понятий “форма” и “содержание”
социального взаимодействия привела Зиммеля
к каталогизации этих форм, к определению
принципов их вычленения. Уникальной чертой
социологии Зиммеля является его обращение
к исследованию форм “отто-ргнутых” от
общего контекста социальности (“бедняк”,
“чужак”). В отличие от Дюркгейма и Тённиса
Зиммель считал, что социальность есть
и в конфликте, борьбе, что конфликт вообще
присутствует в любой форме взаимодействия,
что роль его во многих случаях благотворна
для социального развития. Содержательная
сторона концепции Зиммеля прямо связана
с его методологическим подходом. История
общества – история нарастающей интеллектуализации
(рационализации) и углубления влияния
принципов денежного хозяйства. Социальную
функцию денег и интеллекта Зиммель видел
в сообщении объективности всему, с чем
они имеют дело, что ведет к глубоким противоречиям
капиталистической цивилизации, деградации
культурных норм, конфликту между уникальностью
личности и культурными формами. Зиммеля
по праву можно считать основоположником
интеракционизма, т.к. сущность всех социальных
явлений он видел в контакте и взаимном
влиянии. Многие его идеи получили дальнейшее
развитие как в европейской социологии,
так и в американской.
Вильфредо Парето
родился 15 июля 1848 г. в Париже в семье итальянского
маркиза, выходца из портового города Генуя,
вынужденного эмигрировать из-за своих либеральных и республика
В 1858 году семья Парето вернулась в Италию. Там Вильфредо начинает учиться и получает одновременно классическое гуманитарное и техническое образование. При этом большое внимание он уделяет изучению математики.
После окончания Политехнической школы в Турине Парето в 1869 г. защищает диссертацию «Фундаментальные принципы равновесия в твердых телах». Тема эта воспринимается как предзнаменование, учитывая важное место понятия равновесия в его последующих экономических и социологических трудах. В течение ряда лет он занимал довольно важные должности в железнодорожном ведомстве и в металлургической компании.
В 1890-е годы он предпринимает неудачную попытку заняться политической деятельностью. В это же время он активно занимается публицистикой, чтением и переводами классических текстов. В первой половине 90-х годов Парето публикует ряд исследований в области экономической теории и математической экономики. С 1893 г. и до конца жизни он был профессором политической экономии Лозаннского университета в Швейцарии, сменив в этой должности известного экономиста Леона Вальраса.
В последний год жизни Парето в Италии уже установился фашистский режим. Некоторые видные деятели этого режима, и прежде всего самМуссолини, считали себя учениками лозаннского профессора. В связи с этим в 1923 г. он был удостоен звания сенатора Италии. Парето выразил сдержанную поддержку новому режиму, одновременно призвав его быть либеральным и не ограничивать академических свобод.
Умер Парето 20 августа 1923 г. в Селиньи (Швейцария), где он жил последние годы своей жизни; там он и был похоронен.
Соро́кин
Питирим Алекса́ндрович (23 января 1889[1], село Турья, Яренский
уезд, Вологодская губерния[2], Российская
империя — 10 февраля1968, Винчестер, Массач
Питирим Сорокин
родился 23 января 1889 года в селе Турья, Яренского уезда, Вологодской
губернии (ныне Республика Коми) в доме учителя Турьинского
земского училища А. И. Панова, где семья
будущего учёного остановилась зимой.
Отец — Александр Прокопьевич Сорокин, русский, уроженец Великого Устюга, прошёл обучение в
одной из великоустюжских ремесленных ги
Мать Питирима умерла 7 марта 1894 года в селе Коквицы, где семья задержалась после рождения младшего ребёнка. После её смерти Питирим и его старший брат Василий остались жить с отцом, странствуя вместе с ним по деревням в поисках работы, а Прокопия забрала старшая сестра матери, Анисья Васильевна Римских, жившая со своим мужем, Василием Ивановичем, в деревне Римья.
Отец Питирима был склонен к чрезмерному употреблению алкоголя, вследствие чего у него случались приступы белой горячки. В один из таких приступов он очень жестоко избил своих сыновей (следы травмы верхней губы сохранялись у Питирима несколько лет), что привело к тому, что братья покинули его и не встречались с ним до его смерти в 1900 году. Самостоятельная жизнь братьев складывалась довольно удачно, им удавалось получать заказы на роспись и украшение церквей, изготовление окладов икон.
Тем не менее, учение
не было забыто. Если обучение Питирима
было ранее бессистемным, то, работая
в селе Палевицы, он окончил школу грамоты. А вскоре жизнь Питирима
Сорокина резко переменилась. Осенью 1901 года братьев Сорокиных пригласил
на работу в село Гам священник Гамовской
церкви Иван Степанович Покровский, дальний
родственник отца, который в своё время
помогал ему освоиться в Коми-крае. Он
же руководил и Гамской церковно-приходской вт