Основные виды универсально-девиантного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:11, реферат

Краткое описание

Актуальность социальной работы с людьми девиантного поведения обусловлена современным состоянием преступности со стороны молодежи, вовлечением все большего числа несовершеннолетних в асоциальные группы.
Цель исследования: изучить проблему девиантного поведения.
Объект исследования: основные виды девиантного поведения.
Предмет исследования: социальная работа с лицами и группами девиантного поведения.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………3
1. Социальная сущность.......................................................................................4
2. Виды девиантного поведения..........................................................................5
3. Природа девиантного поведения и опыт его изучения в социологии.........6
4. Основные группы девиантного поведения..................................................10
5. Иные формы девиантного поведения............................................................15
Заключение..........................................................................................................20
Список литературы.............................................................................................21

Файлы: 1 файл

Девиантология..doc

— 142.50 Кб (Скачать)

Процесс заражения и  подражания наиболее интенсивно идет в так называемых стихийных группах, возникающих самопроизвольно, спонтанно  и большей частью через эмоциональное  притяжение. В них очень развит конформизм. Именно в таких группах возникают нормы поведения, не совпадающие с общественными требованиями или противоречащие им.

Стихийные группы особенно распространены среди подростков и  юношества. Эти стихийные группы мало поддаются контролю. Лидерами становятся чаще всего подростки, молодые люди, не нашедшие применения своим способностям в школе, ПТУ, трудовом коллективе. Принадлежность к таким компаниям повышает уверенность подростка в себе, дает ему дополнительные возможности к самоутверждению, нерегламентированному общению.

В отличие от коллективов и иных социальных общностей такие группы наиболее подвержены восприятию деформированных черт сознания и поведения. Это объясняется, прежде всего, тем, что группа зачастую не имеет общественно полезных целей, положительного организующего начала, единых и прочных принципов деятельности. Лидером группы нередко становится лицо, которое имеет более твердый характер, сильную волю, богатый опыт. Оно не обладает достаточно высокими нравственными и иными положительными качествами.

Свойственные отдельным личностям отрицательные черты уродливо трансформируются в психологию группы. То, в правильности чего не уверена отдельная личность, будучи принято группой, начинает восприниматься как норма, не подвергающаяся сомнению. Не случайно существующие в некоторых микрогруппах молодежи хулиганско-анархистские установки сами по себе, без индивидуального осознания тем или иным членом группы могут стать мотивом его отклоняющегося поведения. Так, специалистами установлено, что у несовершеннолетних в силу их группового конформизма «неопределенные», «плохо осознаваемые мотивы» в 20 – 40% случаев становятся непосредственной причиной их участия в групповом хулиганстве, групповых ситуативных кражах и т. д.

В целом исследования показывают, что значительная часть  аморальных поступков, совершаемых подростками и молодыми людьми, связана с их ориентацией на «групповые» нормы, которые вступают в противоречие с общественными. Налицо психологическая зависимость от группы или подражание, стремление показать себя сторонником провозглашенных ценностей. При этом личная ответственность «снимается» с сознания молодого человека тем, что «так принято», «это вызывает одобрение». Так складывается определенный защитный механизм самооправдания отклоняющегося поведения.

Конечно, далеко не все стихийные группы и компании имеют антиобщественную направленность. Однако наряду с просоциальными (социально положительными) существуют и асоциальные (стоящие в стороне от основных общественных проблем), а также антисоциальные (социально отрицательные) стихийные неформальные группы. На практике правонарушения молодежи, как правило, являются групповыми, а истоки их лежат именно в уличных компаниях с асоциальной или антисоциальной направленностью интересов. «Здоровая юношеская тяга к коллективности вырождается здесь в опасный групповой эгоизм, некритическую гиперидентификацию с группой ее лидером, в неумении и нежелании сознательно взвесить и оценить частные групповые нормы и ценности в свете более общих социальных и нравственных критериев».

Возможность существования групп с антисоциальной направленностью связана с неэффективным влиянием на индивидов коллективов, для которых характерны низкая сплоченность и слабая эмоциональная связь между их членами, формальные взаимоотношения, отсутствие взаимопонимания. Именно в этих случаях стремление к объединению, товариществу, уважению, романтике и т. д. реализуется в группах с деформированными ориентациями. От человека же требуется, чтобы он научился сознательно и целеустремленно делать жизненный выбор.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Происходящая в России трансформация экономических отношений, формирование капиталистического уклада жизни сопровождается углублением  социального неравенства, и, как  следствие, ростом сопутствующих ему  негативных явлений: преступности, алкоголизма, наркомании, проституции и т. п.

На мой взгляд, некоторая часть населения опасается неясности будущего, отсутствия перспектив. С одной стороны, образование не гарантирует не только построения успешной карьеры, но и получения рабочего места, при этом становясь платным, оно уже сейчас многим не по карману. С другой стороны, честный труд не гарантирует материального благополучия, а пример преуспевающих девиантов, их безнаказанность, подталкивает к несоблюдению и нарушению закона.

Таким образом, можно  сделать следующие выводы: отсутствие стабильности и перспективы, дороговизна жизни, безработица, лишающая людей заработка, способствуют обнищанию населения, росту не только социальной апатии, как у взрослого, так и у подрастающего поколения, но и недовольства, агрессивности, стремлению решать свои материально-финансовые проблемы противоправными способами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Андреев Г.М. Социальная психология. Учебник для  высших уч. заведений, 5-е издание испр. и доп.: М «Аспект Пресс», 2006. 
  2. Змановская Е. В. Девиантология.  Учебник: М. «ЭКСМО», 2004 г.
  3. Маслонис Дж.  Социология. Учебник, 9-е издание: СПб. Питер, 2004.
  4. Хагуров Т.А. Введение в современную девиантологию. Учебное пособие, издат. «Феникс»: Ростов-на-Дону, 2003.

Информация о работе Основные виды универсально-девиантного поведения