Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 10:24, доклад
Хабермас ввел ряд фундаментальных для этой теории понятий. Воплощением инструментального действия Хабермас считает сферу труда. Это действие упорядочивается согласно правилам, которые основываются на эмпирическом знании. При совершении инструментального действия реализуются - в соответствии с критериями эффективности, контроля над действительностью - определенные цели, осуществляются предсказания, касающиеся последствий данного действия. Под коммуникативным действием Хабермас уже в работах 60-х годов, а также в его двухтомнике, понимает такое взаимодействие, по крайней мере двух индивидов, которое упорядочивается согласно нормам, принимаемым за обязательные. Если инструментальное действие ориентировано на успех, то коммуникативное действие - на взаимопонимание действующих индивидов, их консенсус.
Основные понятия и идеи теории коммуникативного действия Хабермаса.
Хабермас ввел ряд
фундаментальных для этой теории понятий.
Воплощением инструментального действия
Хабермас считает сферу труда. Это действие
упорядочивается согласно правилам, которые
основываются на эмпирическом знании.
При совершении инструментального действия
реализуются - в соответствии с критериями
эффективности, контроля над действительностью
- определенные цели, осуществляются предсказания,
касающиеся последствий данного действия.
Под коммуникативным действием Хабермас
уже в работах 60-х годов, а также в его двухтомнике,
понимает такое взаимодействие, по крайней
мере двух индивидов, которое упорядочивается
согласно нормам, принимаемым за обязательные.
Если инструментальное действие ориентировано
на успех, то коммуникативное действие
- на взаимопонимание действующих индивидов,
их консенсус. Это согласие относительно
ситуации и ожидаемых следствий основано
скорее на убеждении, чем на принуждении.
Оно предполагает координацию тех усилий
людей, которые направлены именно на взаимопонимание.
Соответственно Хабермас
различает инструментальную и коммуникативную
рациональности. Понятие инструментальной
рациональности заимствуется у Макса
Вебера. Учение Макса Вебера вообще
является одним из главных теоретических
источников учения Хабермаса.
Следует отметить, что
при этом (опирающаяся на обновленную
интерпретацию Вебера) типология
действия Хабермаса испытала заметную
трансформацию. Так, в работах 60-х
годов главной парой понятий
были для Хабермаса названные инструментальный
и коммуникативный типы действия. Впоследствии
он, пользуясь уже несколько иными критериями
различения, выделил следующие четыре
типа: стратегическое, норморегулирующее,
экспрессивное (драматургическое) и коммуникативное
действие. При этом стратегическое действие
включает в себя инструментальное и "собственно
стратегическое" действие. Ориентация
на успех (или необходимость считаться
с неуспехом), на использование средств,
отвечающих поставленным целям, остались
его общими опознавательными знаками.
Но теперь Хабермас пришел к выводу, что
чисто инструментальное действие отвечает
такому подходу к человеческому действию,
когда предметные, инструментальные, прагматические
критерии выдвигаются на первый план,
а социальные контекст и координаты как
бы выносятся за скобки. Что же касается
стратегического действия в собственном
(узком) смысле, то оно как раз выдвигает
в центр социальное взаимодействие людей,
однако смотрит на них с точки зрения эффективности
действия, процессов решения и рационального
выбора. В коммуникативном действии, как
и прежде, акцентировалась нацеленность
"актеров", действующих лиц, прежде
всего и именно на взаимопонимание, поиски
консенсуса, преодоление разногласий.
Следующим важным шагом
развития концепции Хабермаса (в работах
второй половины 70-х годов, в "Теории
коммуникативного действия" и в последующих
произведениях) явилось исследование
типов действия в связи с соответствующими
им типами рациональности. Аспекты рациональности,
которые проанализировал Хабермас, позволили
уточнить саму типологию действия. Нет
ничего удивительного в том, что это исследование
также стало творческим продолжением
учения Макса Вебера. Не следует, впрочем,
преувеличивать роль веберовских идей
в формировании и изменении учения Хабермаса,
который лишь отталкивается от текстов
Вебера, но делает из них множество оригинальных
выводов. Прежде всего Хабермас значительно
яснее и последовательнее, чем Вебер, порывает
с некоторыми фундаментальными принципами
и традициями эпохи "модерна" (нового
времени), философии и культуры Просвещения.
Суммируем основные подходы хабермасовской
теории коммуникативной рациональности.
1 Хабермас осуществляет
- конечно, опираясь на
2 Критически преодолеваются
субъективистские тенденции
3 В борьбе с
субстанциализмом и
4 Хабермас, в частности,
принимает в расчет любые
5 Свою цель
Хабермас видит в переплетении
"деятельностного" подхода,
в исследовании разума как
конкретной рациональности
Комплексные типы действия,
рассуждает Хабермас, можно рассматривать
в свете следующих аспектов рациональности:
- в аспекте инструментальной рациональности
(рационального разрешения технических
задач, в качестве конструкции эффективных
средств, которые зависят от эмпирического
знания);
- в аспекте стратегической
рациональности (последоватеьного
решения в пользу тех или
иных возможностей выбора - при
данных предпочтениях и
- в аспекте нормативной рациональности (рационального решения практических задач в рамках морали, руководящейся принципами)";
- в аспекте рациональности
"экспрессивного действия". Иными
словами, понятие
Хабермас предлагает
такую общую схему связи "чистых"
типов действия и типов рациональности:
Существенным отличием концепции рациональности Хабермаса является то, что в нее органически включаются и синтезируются:
- отношение действующего лица к миру
- отношение его
к другим людям, в частности, такой
важный фактор как процессы "говорения",
речи, высказывания тех или иных языковых
предложений и выслушивания контрагентов
действия.
А отсюда Хабермас делает
вывод: понятие коммуникативного действия
требует, чтобы действующие лица
были рассмотрены, как говорящие и слушающие
субъекты, которые связаны какими-либо
отношениями с "объективным, социальным
или субъективным миром", а одновременно
выдвигают определенные притязания на
значимость того, о чем они говорят, думают,
в чем они убеждены. Поэтому отношение
отдельных субъектов к миру всегда опосредованы
- и релятивированы - возможностями коммуникации
с другими людьми, а также их спорами и
способностью прийти к согласию. При этом
действующее лицо может выдвигать такие
претензии: его высказывание истинно,
оно правильно (richtig - легитимно в свете
определенного нормативного контекста)
или правдоподобно (wahrhaft - когда намерение
говорящего адекватно выражено в высказывании).
Противники теории
коммуникативного действия Хабермаса
неоднократно упрекали его в том, что он
конструирует некую идеальную ситуацию
направленного на консенсус, "убеждающего",
ненасильственного действия и идеального
же "мягкого", аргументирующего противодействия.
Апеллируя и к жестокой человеческой истории,
и к современной эпохе, не склоняющей к
благодушию, критики настойчиво повторяют,
что хабермасовская теория бесконечно
далека от "иррациональной" реальности.
Хабермас, впрочем, и не думает отрицать,
что он (в духе Вебера) исследует "чистые",
т.е. идеальные типы действия, и прежде
всего тип коммуникативного действия.
Вместе с тем
он исходит из того, что выделенным
и исследуемым им коммуникативному
действию и коммуникативной
В более общем
смысле Хабермас разрабатывает вопрос
о патологическом воздействии "системы"
(связанной и с капитализмом, и с социализмом,
характерной для всей цивилизации системы
государства) на все структуры и формы
человеческого действия, включая структуры
жизненного мира. Его критическая теория
общества , сосредоточена на теме "колонизации
жизненного мира". Прежде чем раскрыть
эту тему, необходимо остановиться на
вопросе о роли и смысле понятия "жизненный
мир" в философии Хабермаса.
Целью теории коммуникативного
действия Юргена Хабермаса является описание
развертывания "жизненного мира"
в эволюционной перспективе. Социальная
эволюция состоит в развитии когнитивных
способностей человека. Сравнивая мифический
и современный способ понимания мира,
мы вслед за Хабермасом приходим к выводу
о том, что различие между ними основано
на фундаментальном различии понятийных
систем, в которых интерпретируется мир.
Хабермас характеризует мифический способ
понимания мира как неразрывное единство,
в котором каждый пункт опыта ассоциируется
с любым другим пунктом. Это ассоциирование
происходит посредством бинарных отношений
сходства и различия. Мифическое понимание
мира, создает "гигантский лабиринт
зеркал, в котором противостоящие образы
мира и человека непрерывно отражаются
друг в друге и отношения природы и культуры
непрерывно разделяются и объединяются,
будто в призме" [2] .
Диаметрально противоположным
мифическому пониманию мира является
разделение объективного, субъективного
и социального миров, основополагающее
для современного разума. Хабермас
показывает, что недостаточность различения
сфер отнесения "жизненного мира"
характерна не только для мифической стадии
развития так называемых "примитивных
народов", но существует и в современном
типе общества, особенно у детей и подростков.
Противопоставление "закрытого"
(мифического) и "открытого" (современного)
взглядов на мир дает Хабермасу возможность
утверждать, что второе понимание мира
является более рациональным. Это превосходство
в рациональности обусловлено превосходством
познавательного потенциала современного
человека над мифологическим и рлигиозно-метафизическим
познанием. Таким образом, социальная
эволюция, по мнению Юргена Хабермаса,
прежде всего развитие познавательных
способностей человека. Стержнем эволюционного
процесса становится веберовская концепция
рационализации. Однако Хабермас утверждает,
что в современных условиях эта концепция
требует критической адаптации. Так, по
мнению Хабермаса, следует переосмыслить
понятия "разума" и "рациональности",
это переосмысление должно происходить
на трех логических уровнях. На метатеоретическом
уровне это переосмысление предполагает
установление связи между разумом и действием,
исходя из исторической перспективы развития
рациональности, на методологическом
уровне установление этой связи выражается
в том, что понимание значимого социального
действия возможно только на основе рациональной
критики знания, и наконец на эмпирическом
уровне теория рациональности должна
создать критическую основу для идентификации
прогрессивных и регрессивных черт современного
нам общества. Определяя рациональное
действие, Юрген Хабермас пытается избежать
ложного, на его взгляд, отождествления
понятий целеполагания и рациональности.
Для него рациональным является всякое
действие, относительно которого индивид
способен выдвинуть рационально оправданное
суждение. Действие может быть целенаправленным,
но оно не будет рациональным до тех пор,
пока оно не будет полностью осознанно
в рамках суждений о его целях и средствах
их достижения.
Юрген Хабермас считает,
что социальная эволюция, понимаемая
как развитие познавательных способностей
человека, в своих сущностных чертах, повторяет
предложенные Ж. Пиаже стадии развития
мышления. Хабермас выделяет соответственно
следующие стадии социальной эволюции:
мифопоэтическую, космологическую, религиозную,
метафизическую и современную. Все эти
стадии отражают процесс децентрализации,
каждая последующая стадия характеризуется
большей способностью к различению. Кроме
того, каждая последующая стадия более
рациональна, чем предыдущая, это увеличение
рациональности связано с тем, что каждая
новая стадия социальной эволюции дает
новые средства для решения социальных
проблем, включая возможность объяснения,
почему эти средства лучше, чем предыдущие.
Информация о работе Основные понятия и идеи теории коммуникативного действия Хабермаса