Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 14:21, реферат
Был ли Огюст Конт подлинным создателем, “отцом” социологии - вопрос спорный. Бесспорно то, что он стал ее крестным отцом, так как дал ей имя, изобрел само слово “социология”. Правда, блюстители чистоты научного языка нередко подчеркивали “варварский” характер имени, которым он назвал новорожденную науку об обществе; ведь оно составлено из слов, взятых из двух разных языков: латинского “societas” (“общество”) и греческого “logos” (“слово”, “учение”). Как бы то ни было, уже благодаря тому, что Конт придумал слово “социология”, он интересен для истории этой науки.
1.Введение___________________________________________2
2.Основные положения философии О. Конта_______________3-9
3.Закон «трёх стадий» по О. Конту_______________________9-12
4.Заключение_________________________________________13
5.Список литературы___________________________________14
Как теоретик исторического
процесса Конт менее оригинален, чем
как исследователь социальной структуры.
Основные идеи его исторической концепции
заимствованы из трудов французского
историка XVIII века Тюрго, Сен-Симона и
других исследователей. Социальная динамика
у Конта призвана раскрывать универсальные
законы развития человечества, действие
которых распространяется на все
сферы общественной жизни. Как уже
отмечалось, Конт подчеркивал взаимозависимость
всех элементов социального
Теологическая стадия в развитии человеческого ума, а, следовательно, и общества продолжалась, по Кошу, до 1300 года. На этой стадии все явления рассматривались как результат действия многочисленных сверхъестественных сил. Теологическое сознание олицетворяет эти силы в виде власти племенных вождей, военных, аристократов. Иерархическая социальная организация направлена на закрепление существующего порядка. Высший этап теологической стадии - католическое феодальное общество. Монотеизм способствовал созданию гармоничного социального порядка, созданию эффективных, но консервативных институтов. Однако совершенствование человеческого ума рано или поздно должно было столкнуться с догматической системой теологических представлений, пронизывающих все структуры социальной системы, здесь порядок становится тормозом прогресса. Но последний остановить нельзя, законы развития подрывают старую систему. Причем разрушение старого занимает целую эпоху, которая и определяется Коном как метафизическая стадия развития общества.
Эта стадия, стадия распада
прежнего общественного порядка, по
его мнению, охватывает период с 1300
по 1800 год. Идеологической основой этого
периода становится метафизический
способ объяснения, суть которого заключается
в абстрактно-олицетворенном истолковании
сущности вещей и явлений без
какой-либо опоры на эмпирически
наблюдаемые данные. Метафизика, пишет
Конт, пытается, как и теология, объяснить
внутреннюю природу существ, начало
и назначение всех вещей, основной способ
образования всех явлений, но вместо
того, чтобы прибегать к помощи
сверхъестественных факторов (как это
делает теологическое мышление), она
их все более и более заменяет
сущностями или олицетворенными
абстракциями; в метафизической стадии
умозрительная часть
Суть переходной (метафизической) стадии заключается в том, что происходит разрушение старых устоев (Реформация, Просвещение, революции войны и т. д.). Целое разрушается. И хотя в этом разрушении есть свои положительные моменты (эмансипируется личность, утверждаются новые экономические и политические идеалы и т. д.), все же «метафизический дух» есть проявление сомнения, эгоизма, моральной испорченности и политического беспорядка. В какой-то мере это ненормальное состояние общества, которое нуждается в порядке и дисциплине в нормализации социальной целостности. Для этого обществу необходима новая интегрирующая идеология, которая, по мнению Конта, и выкристаллизовывается по мере развития научного (т. е. позитивного) знания.
Суть «позитивной» эпохи, которая, по мнению Конта, начинается с 1800 года, заключается в коренном преобразовании мыслительных ориентиров. Человеческая мысль акцентирует свое внимание не на сверхъестественном и не на объяснении с помощью абстрактных сущностей, а только на законах, представляющих собой наблюдаемые связи явлений. «В позитивном состоянии, - пишет Конт, - человеческий разум, признав невозможность достигнуть абсолютных знаний, отказывается от исследования происхождения и назначения Вселенной и от познания внутренних причин явлений и всецело сосредоточивается, правильно комбинируя рассуждение и наблюдение, на изучении действительных законов».
С социальной точки зрения
новое общество характеризуется
победой альтруизма над эгоизмом,
ростом социальных чувств, упрочением
порядка и социального мира, осуществляется
переход от военного общества к промышленно
развитой системе. Вместе с тем подчеркивается,
что и в новом обществе есть
свои как положительные, так и
отрицательные моменты, поэтому
задача науки состоит в том, чтобы
максимально содействовать
Заключение
Творчество Конта вошло в классику мировой социологии. Его не без основания называют создателем социологии как самостоятельной науки. Основная задача Конта состояла в синтезе наиболее плодотворных идей своего времени в целостную программу создания новой науки об обществе. Конт весьма критически относился к буржуазной культуре, не верил в спасительное действие неограниченной конкуренции. Общественный прогресс, считал он, должен опираться на духовные, реформационные преобразования. Вопреки либеральному оптимизму он оценивал складывающиеся раннекапиталистические отношения как проявление глубокого кризиса. С социалистами же его разделяло отрицательное отношение к революционному преобразованию общества. Вместе с тем он не соглашался и с консервативной романтизацией феодальных порядков.
Попытки Конта найти «средний путь», гармонически сочетающий прогресс и порядок, привели его к полной изоляции, неприятию его идей представителями всех основных социально-политических движений первой половины XIX века, однако последующее развитие социологии заставило более тщательно всмотреться в творческое наследие этого противоречивого исследователя.
Список литературы