Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 12:00, контрольная работа
Этимологический термин "глобализация" связан с латинским термином "глобус", то есть, Земля, Земной шар, и означает общепланетарный характер происходящих на ней процессов. Однако глобализация процессов - это не только их повсеместность. Она связана, прежде всего, с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Это означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-культурно-экономических, политических и иных связей.
Введение…………………………………………………………………………….2
1. Основные глобальные проблемы человечества, понятие и классификация..4
2. Проблемы экологии и концепции их преодоления…………………………...7
3. Демографическая ситуация в мире, ее возможные последствия……………12
4. Проблема ресурсов в современном обществе………………………………..15
5. Военные конфликты в современном мире…………………………………….17
6. Возможности человека в преодолении глобальных проблем………………19
Заключение…………………………………………………………………………22
Тестовые задания…………………………………………………………………..23
Практическое задание……………………………………………………………..24
Список литературы………………………………………………………………..25
Сегодня нет точных данных относительно того, на какой срок человечество может считать себя обеспеченным ископаемым топливом и минеральным сырьем. Однако понятно, что их запасы исчерпаемы и невозобновимы. Поэтому развитые страны сейчас отдают предпочтение развитию нематериалоемких производств, таких, как, например, электроника.
В отношении к энергетическим ресурсам страны Запада многому научил энергетический кризис 70-х г.г. С тех пор были приняты и реализованы серьезные меры по значительно более экономному потреблению нефтепродуктов, созданы запасы стратегического назначения.
Если даже предположить, что в ближайшем будущем будет внедрен термоядерный синтез, то понадобится еще немалое время на создание соответствующих установок и подготовку необходимых специалистов. Поэтому рассчитывать приходится на использование имеющихся энергоносителей, энергоустановок и традиционных технологий получения энергии.
5. Военные конфликты в современном мире
Важным фактором теории глобальных проблем является осознание не только ограниченности природных ресурсов, но и возможной ограниченности бытия человечества, его возможного самоуничтожения. С момента появления ядерного оружия и его использования в августе 1945 года при бомбардировке городов Хиросима и Нагасаки человечество стало смертным, появилась принципиальная угроза его существованию.
Накопленных запасов ядерного оружия достаточно для уничтожения планеты не один раз, а многократно. Чтобы предотвратить опасность, необходимо выдвинуть на первый план задачу выживания человечества.
Длительное время в
центре интерсоциальных проблем
находились вопросы противостояния
двух общественно-экономических
На место угрозы мировой
войны как следствия
Сама угроза всеобщей военной катастрофы в современных условиях не исключена полностью. Мировой конфликт может быть вызван непреднамеренно, в результате расползания локальных противоречий или утраты контроля над ядерным оружием.
В отсутствие противостояния
противоположных общественно-
Группы стран резко отличаются по уровню общественно-экономического развития и, соответственно, по уровню благосостояния населения. С одной стороны, это сравнительно небольшая группа развитых стран, с другой - большое число государств, в которых экономическое развитие характеризуется отсталостью, а качество жизни населения является низким. Экономика отсталых стран отличается, как правило, ярко выраженным сырьевым характером, то есть, она основана на добыче и экспорте сырьевых ресурсов. Общая тенденция современного развития увеличивает разрыв между развитыми и отсталыми странами. Чем дальше эти страны находятся от уровня постиндустриального общества, тем больше их стремление использовать военную силу для захвата богатств других стран.
Учитывая наличие различных интересов стран и регионов, можно предположить, что военная сила еще долго будет оставаться актуальным фактором в системе межгосударственных отношений. Однако в условиях "постиндустриального общества" главным богатством постепенно начинает становиться информация в широком смысле этого слова (не только знания, технологии, глобальные системы телекоммуникации, но и культурная среда, которая производит, реализует и обменивается информацией, материализует ее в конкретных образцах техники, искусства, потребительских благ). Это богатство не может быть захвачено или завоевано. Оно может быть только интегрировано в культурное пространство похожего уровня развития, поэтому попытка силой присоединить территорию постиндустриального общества к любой другой национальной территории может оказаться равнозначной ее утрате. Таким образом, военная сила как средство приращения богатства в постиндустриальном обществе свою функцию выполнить не сможет. Поэтому есть надежда, что военные методы решения конфликтов будут в дальнейшем применяться значительно реже, чем в прошлом.
6. Возможности
человека в преодолении
Один из основателей "Римского клуба" А.Печчеи считал, что истинная проблема человеческого вида на данной ступени его эволюции состоит в том, что он оказался полностью неспособным в культурном отношении приспособиться к тем изменениям, которые сам внес в этот мир.
Это мнение основано на том факте, что технологический переворот привел к глубоким изменениям не только в производительных силах общества, но и в образе жизни и сознании людей. Чем выше уровень технологического производства и всей человеческой деятельности, тем выше должна быть степень развития самого человека и его взаимодействия с окружающей средой.
Ученые Римского клуба приняли участие в обсуждении: несколько докладов были посвящены вопросам образования, духовного развития человека, нравственным ориентирам, адекватным современности. Было обращено внимание на то, что именно система образования во многом формирует человеческие качества и именно в ней закладывается тот потенциал, который реализуется в дальнейшем. Следовательно, от качества образования зависит, как будут представлять люди свое место в мире, на какие ценности будут ориентироваться. От образования зависит формирование перспективного взгляда на ход мирового развития. В связи с этим образование выполняет глобальную миссию.
Между тем значение и
роль образования сейчас недооценивают.
Часть населения планеты
Слабо поставлена переподготовка и переобучение кадров в ряде стран (в том числе, и в России).
Система образования должна быть непрерывной и постоянной, разноуровневой и разнообразной. Без воспитания соответствующих человеческих качеств невозможно применение экологически чистых технологий, разумное отношение к природным ресурсам, установление справедливого экономического порядка. Невозможна разумная формулировка целей современного человечества как единого целого.
Несерьезное отношение людей во многом связано с трудностями выработки мировоззрения, адекватного сложившейся ситуации. В связи с этим возникает потребность в формировании глобального сознания, которое способно разобраться в особенностях современной всемирной цивилизации, обнаружить и учесть источники современных глобальных проблем, определить пути их преодоления, уяснить будущие перспективы человечества.
Глобальным угрозам человечество должно противостоять единым фронтом, координируя свои усилия. Но это не означает, что сотрутся различия между странами и народами, между классами и социальными группами, нивелируются интересы наций и национальных экономик. Современный мир немыслим без различия интересов - индивидов, отдельных групп, государств и т.д. Однако история развития человечества убеждает в том, что стремление уничтожить различие интересов приводит только к тотальной несвободе.
Развитие цивилизации поставило различные части человечества в зависимость друг от друга. Эта зависимость есть императив отношений современного общества - как на межгосударственном, межгрупповом, так и межиндивидуальном уровнях. Однако отдельное государство не должно даже в свете всеобщей взаимозависимости отрекаться от своих национальных интересов. Ему предлагается только научиться считаться с интересами других государств.
Ответственность за планету не может не начинаться с ответственности за свою страну, так как кризис государственности отдельно взятой страны осложняет мировую ситуацию в политическом аспекте; экологический и ресурсный кризисы ставят под угрозу экологическое равновесие и осложняют проблему ресурсов в мировом масштабе; экономический кризис приводит к социальным последствиям в других странах.
В настоящее время позиция активизма, на которую раньше ориентировалось общество, исчерпала свои возможности. Стремление к господству человека над природой и связанное с ним стремление к господству человека над человеком не могут сейчас служить ничему позитивному. Однако не может служить ничему позитивному и попытка вернуться к прошлым формам бытия человека и его отношения к природе. В рамках глобального сознания необходим пересмотр всех основных видов отношений: отношений человека к природе, отношений между социальными общностями (классами, социальными группами, нациями и др.), отношении человека к человеку, отношения к прошлому, истории, предкам.
Необходимость пересмотра прежних отношений возникает перед лицом глобальной угрозы. Глобальное сознание ставит в центр своего рассмотрения вопрос о человеке, о его способности справиться с ситуацией, о его перспективах выживания.
Заключение
Человечество в своей неконтролируемой хозяйственной деятельности превысило порог возможностей Земли и ее биосферы, вступив в эпоху глобальной экологической катастрофы. Традиционная мировая система с господствующим капиталистическим способом производства стала обреченной, так как цивилизация стала способна уничтожить саму себя.
В настоящее время для объединения людей в целях разрешения глобальных проблем имеются определенные предпосылки. Однако пути решения глобальных проблем могут быть различными.
Однако все исследователи согласны с тем, что большую роль должно сыграть повышение общей культуры человека. В новом обществе должна доминировать установка на информационное обогащение, приобретение нового знания, овладение им в процессе непрерывного образования.
Возможности современной вычислительной техники позволяют учесть огромное число параметров мирового развития и на этой основе выявить отдаленные последствия современных тенденций. Выбор оптимальной социально-экономической системы диктуется исключительно ее способностью противостоять глобальной экологической катастрофе.
Судьба человечества, по всем имеющимся прогнозам, будет решаться в первую половину XXI столетия. Человечество может выйти из глобальной экологической катастрофы, кардинально реконструировав мировую систему, переведя ее из состояния стихийного процесса в состояние управляемого программного развития.
Пока не существует четкого ответа на вопрос о путях дальнейшего развития человечества. Разработки ученых в области глобалистики и социально-экономических наук отстают от стремительного протекания разрушительных процессов на планете, когда сфера глобальной экономики стала не менее напряженной, чем социальная и экономическая сферы. Человечество ждет теорию, которая позволила бы дать конкретные рекомендации политикам о стратегии развития всего мира. Без разработки такой теории человечество не может выжить в обществе, где количественные характеристики происходящих процессов превысили предел антропогенной нагрузки.
Тестовые задания
1. Гомосфера - это:
а) пространство, в котором находится человек в процессе своей деятельности;
б) экологически опасный участок леса;
в) пространство, в котором совмещены рабочая зона и ноксосфера;
г) пространство, в котором возникают или постоянно существуют опасности.
Ответ: а.
2. Чрезвычайная ситуация — это:
а) состояние, при котором в результате возникновения источника природной катастрофы на определенной территории или объекте экономики нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде;
б) авария, катастрофа;
в) угроза жизнедеятельности человека;
г) состояние, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации на определенной территории или объекте экономики нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.
Ответ: а.
3. Мониторинг окружающей среды предполагает:
а) наблюдение и прогноз;
б) анализ и прогноз;
в) наблюдение, анализ, и прогноз.
Ответ: г.
Практическое задание
Вы находитесь в помещении на пятом этаже. Начался пожар. Ваши действия.
Информация о работе Основные глобальные проблемы человечества