Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 14:23, лекция
Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т.д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Это обуславливает пристальное внимание социологов к исследованию конфликтов.
Конструктивный
и деструктивный пути конфликта
зависят от характеристик его
предмета : размера, ригидности, централизованности,
взаимоотношения с другими
увеличиваются конкурирующие группы;
это конфликт по поводу принципов, прав или личностей;
разрешение конфликта образует значимый прецедент;
конфликт воспринимается как выигрышно-проигрышный;
взгляды и интересы партий не связаны;
конфликт плохо определен, неспецифичен, расплывчат.
Частным последствием
конфликта может явиться
2. Стадии протекания социальных конфликтов
Любой социальный
конфликт имеет довольно сложную
внутреннюю структуру. Анализ содержания
и особенностей протекания социального
конфликта целесообразно
Предконфликтная стадия.
Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно. Эмоциональное напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются в течение некоторого времени, поэтому предконфликтная стадия иногда затягивается. На этой стадии можно говорить о скрытой (латентной) фазе развития конфликта.
Значительная группа
отечественных конфликтологов (А. Зайцев,
А.Дмитриев, В.Кудрявцев, Г. Кудрявцев,
В.Шаленко) считают необходимым
Характерной особенностью
каждого конфликта является наличие
объекта, обладание которым (или
достижение которого) связано с фрустрацией
потребностей двух субъектов, втягиваемых
в конфликт. Этот объект должен быть
принципиально неделимым или
казаться таковым в глазах соперников.
Неделимый объект является причиной
конфликта. Наличие и размеры
такого объекта должны быть хотя бы
частично осознаны его участниками
или противоборствующими
Польский конфликтолог
Е.Вятр предлагает охарактеризовать эту
стадию при помощи социально-психологического
понятия депривации. Депривации - это
состояние, для которого характерно
явное расхождение между
Предконфликтная стадия
- это период, в который конфликтующие
стороны оценивают свои ресурсы,
прежде чем решиться на конфликтные
действия или отступать. К таким
ресурсам относятся материальные ценности,
с помощью которых можно
Предконфликтная стадия
характерна так же в формировании
каждой из конфликтующих сторон стратегии
или даже нескольких стратегий. Причем
применяется та из них, которая в
наибольшей степени соответствует
ситуации. Под стратегией понимается
видение ситуации участниками конфликта
(или, как еще говорят, - “плацдарм”),
формирование цели по отношению к
противоборствующей стороне и , наконец,
выбор способа воздействия на
противника. При правильном выборе
стратегии, способов действия можно
предотвращать возникающие
Непосредственно конфликт.
Эта стадия характеризуется
прежде всего наличием инцидента, т.е.
социальных действий, направленных на
изменение поведения
Конфликтное поведение характеризует вторую, основную стадию развития конфликта. Конфликтное поведение - это действие, направленное на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений, интересов.
Действия, составляющие инцидент, делят на две группы, каждая из которых имеет в своей основе специфическое поведение людей. К первой группе относятся действия соперников в конфликте, носящие открытый характер. Это могут быть словесные прения, экономические санкции, физическое воздействие, политическая борьба, спортивное состязание и т.п. Такого рода действия, как правило, легко идентифицируются как конфликтные, агрессивные, враждебные.
Ко второй группе относятся скрытые действия соперников в конфликте. Завуалированная, но тем не менее чрезвычайно активная борьба преследует цель навязать сопернику невыгодный ему образ действий и одновременно выявить его стратегию. Основным образом действий в скрытом внутреннем конфликте является рефлексивное управление - способ управления, при котором основания для принятия решения передаются одним из действующих лиц другому. Это означает, что один из соперников пытается передать и внедрить в сознание другого такую информацию, которая заставляет этого другого действовать так, как выгодно тому, кто передал эту информацию.
Весьма характерным
моментом на этапе непосредственно
конфликта является наличие критической
точки, при достижении которой конфликтные
взаимодействия между противоборствующими
сторонами достигают
Важно знать время прохождения критической точки, так как после этого ситуация в наибольшей степени поддается управлению.В то же время вмешательство в критический момент, на пике конфликта бесполезно или даже опасно. Достижение критической точки и ее прохождение во многом зависят от внешних по отношению к участникам конфликта обстоятельств, а также от ресурсов и ценностей, вносимых в конфликт извне.
3.Разрешение конфликта.
Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента. Именно завершение, а не временное прекращение. Это означает, что между конфликтующими сторонами прекращается конфликтное взаимодействие. Устранение, прекращение инцидента - необходимое, но недостаточное условие погашения конфликта. Часто, прекратив активное конфликтное взаимодействие, люди продолжают переживать фрустрирующее состояние, искать его причины. В этом случае конфликт вспыхивает вновь.
Разрешение социального
конфликта возможно лишь при изменении
конфликтной ситуации. Это изменение
может принимать разные формы. Но
наиболее эффективным изменением конфликтной
ситуации, позволяющим погасить конфликт,
считается устранение причины конфликта.
При рациональном конфликте устранение
причины с неизбежностью
Возможно также разрешение социального конфликта путем изменения требований одной из сторон: соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте.
Социальный конфликт может быть также разрешен в результате истощения ресурсов сторон или вмешательства третьей силы, создающей подавляющий перевес одной из сторон, и, наконец, в результате полного устранения соперника. Во всех этих случаях непременно происходит изменение конфликтной ситуации.
Современная конфликтология сформулировала условия, при которых возможно успешное разрешение социальных конфликтов. Одним из важных условий является своевременный и точный анализ его причин. А это предполагает выявление объективно существующих противоречий, интересов, целей. Проведенный под таким углом зрения анализ позволяет очертить “деловую зону” конфликтной ситуации. Другим, не менее важным условием является обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе взаимного признания интересов каждой из сторон. Для этого сторонам конфликта надо стремится освободиться от враждебности и недоверия друг к другу. Достичь такого состояния возможно на основе цели, значимой для каждой группы на более широкой основе. Третьим, непременным условием является совместный поиск путей преодоления конфликта. Здесь возможно использование целого арсенала средств и методов: прямой диалог сторон, переговоры с участием третьей стороны и т.д.
Конфликтология выработала ряд рекомендаций, следование которым ускоряет процесс разрешения конфликта:
1) во время переговоров
приоритет должен отдаваться
обсуждению содержательных
2) стороны должны
стремиться к снятию
3) стороны должны
демонстрировать взаимное
4) участники переговоров
должны стремиться превратить
значительную и скрытую часть
конфликтной ситуации в
5) все участники
переговоров должны проявлять
склонность к решению