Основные аспекты социальной политики в области труда и занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:19, реферат

Краткое описание

Хотя занятость и не совпадает с трудом, категории эти тесно
взаимосвязаны. Поскольку занятость выражается в отношениях по поводу
установления взаимосвязи отдельных индивидов с конкретными рабочими
местами, а в широком народнохозяйственном аспекте – пропорцией между личным
и вещественным факторами производства, поскольку занятость представляет
собой необходимые социальные рамки, в которых осуществляется труд.

Оглавление

Введение
Глава 1. Основные аспекты социальной политики в области труда и занятости:
1.1. Политика занятости населения в Российской Федерации.
1.2. Государственная политика в области содействия занятости в России
на современном этапе.
Глава 2. Направления развития социальной политики в области труда и занятости.
2.1. Задачи политики занятости населения и мероприятия по их
выполнению.
2.2. Повышение эффективности активных мер на рынке труда

Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 37.77 Кб (Скачать)

       Второй  существенный минус варианта  «выдавливания» состоит в том,  что львиная доля прямых расходов на финансирование скрытой безработицы лежит на предприятиях.  В  случае  троекратного  роста  регистрируемой   безработицы практически все дополнительные расходы легли бы  на  государство  со  всеми связанными с этим экономическими последствиями.

       В решении  проблемы  скрытой  безработицы  возможен  и  альтернативный вариант.  Первопричиной  скрытой  безработицы  является   падение   объемов производства при значительно более низких темпах  высвобождения  персонала, поэтому альтернативный вариант предполагает постепенное возрастание объемов производства,  чтобы  таким   путем   ликвидировать   излишек   численности работников. Это путь подведения и  наращивания  производственной  базы под имеющуюся  численность  персонала  и  таким путем «рассасывания»  скрытой безработицы. Тем самым достигается  повышение  производительности  труда  и эффективности занятости.

      Разумеется, этот  вариант  окажется  возможным   при  условии  решения кардинального вопроса — отыскание путей перехода от экономического спада  к экономическому росту.

      Не  умаляя  роли  макроэкономических  методов   решения   глобальных хозяйственных проблем, отметим что в данном случае рассматривается  вариант политики на  рынке  труда,  где  центр  тяжести  переносится  на  работу  с конкретными  предприятиями,  с  конкретными работодателями  и конкретными работниками.

      Какие-то  импульсы активизации могут быть созданы благодаря  выявлению потенциальных  работодателей,  которых  заинтересует  возможность  получить высококвалифицированную рабочую силу, предварительно переподготовленную  за счет государства в соответствии с их требованиями. Такая возможность  может оказаться  привлекательной  для  потенциальных  инвесторов,  нацеленных  на освоение  современных  технологий  и  имеющих  соответствующие   финансовые возможности,  но  не  находящих  в  России  кадров   нужной   квалификации. Одновременно создается система  государственного  содействия  добровольному выводу  работников  из  убыточных  организаций  и  перевода  их  в   другие организации с предварительной профессиональной переподготовкой.

 

      1.2. Государственная  политика в области содействия  занятости  в  России

на современном этапе.

 

       Научно-методическое   обеспечение   системы   предполагает   изучение принципов выявления и отбора работников, желающих пройти переподготовку  для последующего перераспределения на новые рабочие места, основных  требований, предъявляемых  работодателями  к  переподготавливаемой  рабочей   силе   для последующего   распределения   на   новые   рабочие   места,   как   условию производственных  инвестиций,  социального  партнерства  в  сфере   обучения высвобождаемых   и   подлежащих   перераспределению   кадров   в   регионах, переобучения и перераспределения как метода социальной  защиты  маргинальных групп  населения и   т.д.   и   разработку  соответствующих   методических рекомендаций.

       В программе  констатируется, что недостаточная  квалификация работников на  предприятиях  сдерживает  экономические  реформы   и   во   многом   не соответствует требованиям рыночной экономики. За последние годы  отмечается существенное  снижение  профессионально-квалификационного  уровня   рабочих, особенно  молодых,  падение  дисциплины   нежелание   интенсивно   работать, сопротивление перестройке производства.  Недостаточен  уровень  квалификации руководителей  и  специалистов,  которым  недостает  компетентности,  умения работать в условиях рыночной экономики.

      Важнейшая  роль в регулировании процессов, протекающих на рынке труда, принадлежит оплате труда, которая лежит в основе всей системы  мотивационных установок  и  в  значительной  мере   поддерживает   интерес   работника   к продуктивному труду. В странах с рыночной  экономикой  сложились  достаточно определенные и четкие представления о  рациональном  и  оптимальном  уровнях оплаты труда, о ее минимальных границах.  Базируются  эти  представления  на законе стоимости рабочей силы. Как известно, в соответствии с  этим  законом формируется фонд жизненных средств работников, необходимых для поддержания существования самого рабочего и его семьи.  Именно  стоимость  рабочей  силы есть экономическая  категория,  на  основе  которой  складывается  понимание совокупности   нормальных   потребностей   семьи,   удовлетворение   которых обеспечивает воспроизводство рабочей силы.

      Это делает  стоимость рабочей  силы  четким  основанием,  определяющим величину заработной платы  и  иных  трудовых  доходов.  Поэтому в западных странах немыслима ситуация, нередко случающаяся  у  нас,  когда  минимальная заработная плата  оказывается  ниже  прожиточного  минимума,  а  минимальная пенсия — выше минимальной заработной платы.

      Наша  страна  более  семидесяти  лет  жила  в  мире  представлений  о неопределенности, размытости границ необходимого продукта.  Закон  стоимости рабочей силы отрицался. Заработная плата  определялась  как  некая  «доля  в национальном  доходе,  распределяемая  в  соответствии   с   количеством   и качеством труда». На основании «социалистического  закона  распределения  по труду»  эту  часть  национального  дохода   надлежало   распределять   между индивидами    «пропорционально    трудовому    вкладу».    Иными    словами, руководствуясь  этим  законом,  можно  было  в  лучшем   случае   определить относительную долю каждого в совокупном доходе, т.е. кому платить больше,  а кому — меньше. На вопрос же «сколько», иными словами,  какова  должна  быть абсолютная величина вознаграждения за труд,  закон  распределения  по  труду ответа не давал. Это открывало широкий простор для произвола  в  организации распределительных отношений.

      Как это ни прискорбно, но элементы подобного  подхода  сохранились  и поныне, в частности, в той модели приватизации, которая проводилась в  нашей стране,   Известно,    что    в    условиях    социалистического    прошлого распределительные отношения осуществлялись по двум каналам — через оплату труда  и,  во-вторых,  через  общественные  фонды  потребления,  по  которым советские люди  обеспечивались  различными  социальными  услугами  бесплатно (образование и здравоохранение) либо на  льготных  условиях  (оплата  жилья, коммунальных  услуг  и  прочие).  По  не  которым  расчетам  материальные  и духовные блага и услуги, распределяемые по  этим  каналам,  соотносились  по стоимости в среднем как один к двум.

      Переход  к рыночным отношениям  сопровождался  в  нашей  стране  почти полным свертыванием бесплатного или льготного распределения среди занятого населения.   В   результате   произошло   «отсечение»   значительной   части совокупного фонда жизненных  средств  большинства  работающих  граждан,  без какой бы то ни было компенсации (не считая,  разумеется,  стоимости  бумаги, на которой отпечатаны пресловутые ваучеры). Это означает,  что  и  без  того скудная «потребительская корзина» россиян оказалась  существенно  урезанной, а  компенсирующие  эту  несправедливость  возможности  приватизации   —   не использованы. Очевидно, что подобное пренебрежение интересами людей было  бы невозможно  или,  во  всяком  случае,  затруднено,  если  бы  закономерности формирования фонда жизненных средств продавцов рабочей силы были бы  ясны  и понятны для любого члена общества. Как  показывает  опыт  стран  с  развитой рыночной экономикой,  это  достигается  там, где действует объективный и общепризнанный закон стоимости рабочей силы.

 

       Глава  2. Направления развития социальной  политики в области труда и  занятости.

 

       2.1.  Задачи  политики  занятости  населения   и   мероприятия   по   их выполнению

Значительная  дифференциация  ситуации  с занятостью  населения (от относительного благополучия до критической ситуации)  в  отдельных  отраслях свидетельствуют о необходимости разработки и реализации  дополнительных  мер государственного регулирования рынка труда, усиления  влияния  на  состояние рынка   труда   действия   органов   государственной   власти,   объединений работодателей, профсоюзов, других общественных  организаций,  которые  имеют влияние на состояние рынка труда.

       Необходимо  создание условий для развития цивилизованного рынка труда, оперативно  обеспечивающего  работодателей  необходимой  рабочей  силой,   а граждан,  ищущих  работу  соответствующей  работой,  позволяющей   за   счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень потребления.

       Для   решения   проблем,   сложившихся   на   рынке   труда   города, предусматривается решение следующих задач:

       1.Совершенствование  нормативной правовой базы в  сфере занятости;

       2.Усиление  государственного  регулирования   ситуации  с   занятостью

населения;

       3.Совершенствование  работы по профилактике безработицы;

       4.Реализация  специальных мероприятий  по  профилированию  безработных

граждан  в  целях  повышения  эффективности  предоставляемых  им   услуг   и

сокращения длительной безработицы;

       5.Улучшение  информационного обеспечения политики  занятости;

       6.Развитие  кадрового  потенциала  путем  совершенствования  с  учетом потребления  рынка  труда  системы  профессиональной  подготовки,  повышения квалификации и переподготовки безработных граждан, незанятых  и  работающего населения;

 

       2.2.Повышение  эффективности активных мер на  рынке труда.

       С целью  усиления  государственного  регулирования   ситуации  в  сфере занятости,  реализации  дополнительных  мер   государственного  регулирования  рынка труда, усиления внимания  на состояние рынка  труда   отдельных  районов Департаментом  ФГСЗН   по   Курганской   области   установлены   контрольные показатели  для  реализации  специальных   мероприятий   по   профилированию безработных  граждан  в  целях  эффективности  предоставляемых  им  услуг  и сокращения длительности безработицы.

       С   целью  решения  ключевых   проблем   труда   разработана   система программных мероприятий,  которая представлена следующими  направлениями:

       -     совершенствование   нормативной   правовой   базы,   включающее  подготовку    проектов     распоряжений,     постановлений     Администрации (Правительства) области,  администрацией городов и районов;

       -       координация  деятельности  областных,  районных  и  городских структур, общественных объединений, работодателей  по обеспечению  выполнения  показателей Программы занятости  населения, развитие социального   партнерства в сфере занятости;

       -  развитие  качества рабочей силы, содействие  повышению  квалификации кадров, включающее  совершенствование   системы  профессиональной  ориентации  безработных  и незанятых граждан  с целью повышения их  конкурентоспособности  на рынке труда и быстрейшего  трудоустройства;

       - улучшение  функционирования рынка труда,  включающее реализацию  мер,

направленных  на  совершенствование   системы   информирования   граждан   и работодателей о  вакансиях  на  рынке  труда  и  предложении  рабочей  силы, профориентации безработных и незанятого  населения,  реализацию  специальных  мер  по обеспечению занятости  граждан,  отработку  финансирования  политики занятости   из    федерального    бюджета,    совершенствование    механизма  субсидирования занятости отдельных  категорий граждан,  особо  нуждающихся  в социальной защите;

       -  социальная  интеграция и поддержка граждан  с особыми потребностями, определяющая  меры социальной адаптации для  граждан,  испытывающих  трудности  в поиске работы.

       Основным  источником  ресурсного  обеспечения   мероприятий  Программы являются  средства федерального бюджета.

 

 

 

       Заключение.

 

       Исходя  из  вышеизложенного,  очевидно,  что проблема   безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить  эффективную деятельность  экономики.  Особенно  остро   проблема безработицы стоит сейчас перед Россией, что не удивительно, т.к.  состояние экономики России сейчас удручающее. Огромный экономический спад,  развалив промышленность, не мог не  затронуть рынок труда.  За  последние 4  года численность занятого населения сократилась на 9 процентов.

           Для  нормального   функционирования   социально   ориентированной рыночной  экономики  России  и  успешного   создания  эффективного  социально- защитного   механизма    являются    следующие    конкретные    шаги,    как незамедлительное принятие и неукоснительное претворение в жизнь нормативно- законодательных актов, направленных на  повышение занятости и обеспечение государством социальной  поддержки населения ;   оказание  государственной помощи в создании и поддержке таких новых,  присущих  рыночной  экономике институтов, как биржи труда,  рынок рабочей силы,   центры  занятости и повышения квалификации.

 

 

 

                      Список использованных источников.

       1. Волгин  Н.А. Социальная политика. – М.: Экзамен, 2003. – 736 с.

       2. Владимирова  Е. Страны СНГ: формирование  единой политики  на  рынке

труда. // Человек и труд. – 1998. - №6. – С. 31-36.

       3. Прокопов  Ф. Макроэкономическая динамика, занятость и безработица в

переходной экономике. // Человек и труд. – 1999. - №3. – С. 50-51.

       4.  Сухорукова  Т.  Социальные  рычаги   экономического   роста.   //

Экономист. – 1999. - №7. – С. 56.

       5. Закон  «О занятости населения в Российской  Федерации».

 

 

 


Информация о работе Основные аспекты социальной политики в области труда и занятости