Oщущение и восприятие и их роль в проф деятельности юриста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 15:28, доклад

Краткое описание

Полноценное восприятие предполагает, что будущий участник его правильно охватывает объект в его частях и в целом, верно отражает его смысл и назначение. Это обстоятельство связано с единством ощущений и мышления. Чтобы правильно оценить показания допрашиваемого, допрашивающему нужно вычленить в них чувственные данные, которые явились «материалом» восприятия, и проанализировать интерпретацию его самим свидетелем, потерпевшим, подозреваемым и обвиняемым. Психика человека развивается как результат его практического взаимодействия с внешним миром.

Файлы: 1 файл

юр психология семинар №2.doc

— 88.00 Кб (Скачать)

Oщущение и восприятие и их роль в проф деятельности юриста.

 

Ощущения, восприятия, представления, память относятся к чувственным формам познания. Ощущениемназывается простейший, далее уже не разложимый психический процесс. В ощущениях отражаются объективные качества предмета (запах, цвет, вкус, температура и др.) и интенсивность воздействующих на нас раздражителей (напр, более высокая или низкая температура). Накопление и обработка информации начинаются с ощущения и восприятия, физиологическую основу которых составляет деят-сть органов чувств, называемых в физиологии анализаторами. Но воспринимают не анализаторы, а конкретная личность со своими потребностями, интересами, стремлениями, способностями, собственным отношением к тому, что воспринимается. Поэтому восприятие зависит как от объекта восприятия, так и от индивидуальных особенностей воспринимающего человека, В жизни восприятие окружающих предметов - динамический процесс. Человек производит множество перцептивных действий чтобы сформировать адекватный образ объекта восприятия. Эти действия состоят в движении глаза в зрительном восприятии, движении руки при осязании, движении гортани, воспроизводящей слышимый звук, и т. п. На практике такое отражение действительности делает формирование показаний более продуктивным. Психология уделяет большое внимание изучению скорости и точности восприятия человеком показаний различных приборов и сигналов современных средств связи. При анализе наблюдательных качеств следователя, при исследовании процесса формирования показаний свидетелей, потерпевших о быстротечных событиях юр психология может использовать положения инженерной психологии.  
 
Полноценное восприятие предполагает, что будущий участник его правильно охватывает объект в его частях и в целом, верно отражает его смысл и назначение. Это обстоятельство связано с единством ощущений и мышления. Чтобы правильно оценить показания допрашиваемого, допрашивающему нужно вычленить в них чувственные данные, которые явились «материалом» восприятия, и проанализировать интерпретацию его самим свидетелем, потерпевшим, подозреваемым и обвиняемым. Психика человека развивается как результат его практического взаимодействия с внешним миром. Только деятельность и определяет дальнейший прогресс всех психических процессов. Согласно принятой в отечественной психологии теории деятельности, высшие психические процессы –ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, эмоции – рассматриваются как особые формы действий

 

ПАМЯТЬ. УЧЕТ ЮРИСТОМ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПАМЯТИ УЧАСТНИКОВ ПРОЦЕССА

 

В деят-сти юриста, где ведущим явл-ся коммуникативный процесс, получение информации и ее запоминание - основа, на которой строятся все практические действия. Тренировка умений и навыков запоминания является одной из основных в системе психол-й подготовки к юр-кой деят-сти. Эта тренировка должна организовываться и проводиться с учетом главных закономерностей памяти. Память- сложный психический процесс, включающий в себя: 1) запоминание предметов, явлений, лиц, действий, мыслей, информации и т. д.; 2) сохранение в памяти того, что было запомнено; 3) узнавание при повторном восприятии и воспроизведение запомненного. Физическая основа памяти -следы нервных процессов, сохраняющихся в коре больших полушарий головного мозга. Воздействие среды на мозг человека осуществляется или путем воздействия предметов и явлений на органы его чувств, или же опосредованно через слово: рассказ, описание и т. д. Эти воздействия оставляют в коре головного мозга соответствующие следы, которые потом м.б. оживлены повторным восприятием (узнавание) или же путем припоминания. Память – это интегративный психический процесс, охватывающий результаты ощущений, восприятия и мышления. В психологии различают 4 типа памяти. Наглядно-образная память проявляется в запоминании, сохранении и воспроизведении зрительных, слуховых, вкусовых, температурных и т.п. образов. Это может быть зрительное представление объекта наблюдения, собеседника, участка местности, знания, процесса общения и т. д. Наглядно-образная память имеет большое значение в учебной и творческой деятельности человека. Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении мыслей. Этот тип памяти тесно связан с речью, так как любая мысль обязательно выражается словами. Особенности этого типа памяти учитываются в процессе обучения. Чтобы запоминание было более эффективным, используются образная речь и интонация. Двигательная память зависит от мышечных ощущений, от возбуждения и торможения соответствующих проводящих путей и нервных клеток. Эмоциональная память – это память на эмоциональные состояния, имевшие место в прошлом. Как правило, яркие эмоциональные образы быстро запоминаются и легко воспроизводятся. Отличительной особенностью эмоциональной памяти являются широта общения и глубина проникновения в сущность пережитого когда-то чувства. Свойства эмоциональной памяти зависят от особенностей работы органов чувств. Различают виды памяти: зрительную, слуховую, двигательную и смешанную. В соотв-вии с этим работник юриспруденции должен представлять, какой вид памяти присущ ему самому, а также людям, с кот-ми ему придется работать. Это необходимо для того, чтобы при восприятии и описании событий вносить соответствующие коррективы для принятия правильного решения. Различают также долговременную и кратковременную память. Кратковременная память удерживает информацию в неполном виде. Долговременная память служит для запоминания информации надолго, нередко на всю жизнь. Этот вид памяти наиболее важен и наиболее сложен. Сведения о кратковременной и долговременной памяти весьма значимы для следственной работы. Протекание процессов запоминания, сохранения и последующего воспроизведения определяется тем, какое место занимает данная информация в деятельности субъекта, какова ее значимость, что он делает с этой информацией. Наиболее продуктивно запоминается материал, связанный с целью деятельности, с ее основным содержанием. В этих случаях даже непроизвольное запоминание может быть более продуктивным, чем произвольное. Следует учитывать влияние эмоций на процесс запоминания. Оно будет более продуктивным, если восприятие осуществляется на фоне повышенных эмоциональных состояний. Когда явление и событие затрагивают чувства, то мыслительная деятельность свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого будет более активна, заставляя неоднократно возвращаться к пережитому. Забывание представляет собой процесс, противоположный запечатлению и сохранению. Забывание – явление физиологически вполне нормальное. Если бы вся информация, накапливаемая в памяти, одновременно всплывала в сознании человека, то практически было бы невозможно продуктивное мышление. Таков и механизм воспроизведения показаний свидетелем, потерпевшим, подозреваемым, обвиняемым. Большую роль при запоминании материала играет установка на запоминание. Как показывает практика и экспериментальные исследования, люди, которые воспринимают материал лишь для того, чтобы записать его, намного быстрее забывают этот материал, в отличие от тех, кто этот же материал запоминает с установкой «запомнить надолго». Особое значение здесь имеет важность материала. Если человек явно осознает, что запоминаемый материал решает успех важной операции, то установка на прочное запоминание формулируется легко. Отсюда следует вывод: запоминаемый материал должен быть классифицирован по степени важности, В юр деят-сти целесообразно запоминать воспринимаемую информацию по плану: 1) основная мысль (осмысливание запоминаемого): 2) факты и события (что, когда и где происходит); 3) причины происходящих событий; 4) выводы и источник информации. Для правильной оценки показаний свидетеля, потерпевшего, подозреваемого. обвиняемого работникам правоохранительных органов и судьям важно знать закономерности процесса развития памяти человека, Память развивается и совершенствуется в течение всей жизни человека. На нее влияют развитие нервной системы человека, условия воспитания и обучения, выполняемая деятельность. Отметим, что воспоминание и припоминание не являются процессами, изолированными друг от друга. Между ними сущ-вует двухсторонняя взаимная связь. Припоминание явл-ся, с одной стороны, предпосылкой воспроизведения, а с другой – оно оказывается его результатом. Припоминание совершается в процессе воспроизведения, в ходе рассказа свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого на допросе. Рекомендуется начинать допрос со свободного рассказа, так как это способствует активизации латентного слоя, запечатленного в памяти. Не следует без крайней надобности прерывать свободное повествование допрашиваемого. Заданный в ходе свободного рассказа вопрос часто рассеивает внимание допрашиваемого, нарушает ход его мыслей, мешает припоминанию фактов. Индивидуальность памяти личности проявляется, с одной стороны, в особенностях ее процесса, т.е в том, как осуществляются запоминание, сохранение и воспроизведение, а с другой – в особенностях содержания памяти, то есть в том, что запоминается. Указанные две стороны памяти, по-разному сочетаясь, делают память каждого человека индивидуальной в смысле ее продуктивности. В процессах памяти индивидуальные различия выражаются в скорости, объеме, точности, прочности запоминания и готовности к воспроизведению, которые определяются биологическими особенностями, условиями жизни, воспитания и профессиональной деятельности. Юрид-кая деятельность показывает, что непроизвольное, как и произвольное, запоминание в большинстве случаев обеспечивает правильное воспроизведение нужной информации на допросе. Индивидуальные различия памяти могут проявляться и в том, что один человек хорошо запоминает даты, цифры, другой – имена людей, третий – цвета красок и т. д. Следует, однако, отметить, что существует люди, память которых всегда работает безотказно, без срывов, промахов и искажений, В таких случаях, для того чтобы добиться максимальной полноты воспроизведения, следователю важно сделать правильный выбор времени допроса свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого. Память – это та основа, на которой базируется любая профессиональная деятельность. Юрист должен обладать хорошей памятью. 

 

 

 МЫШЛЕНИЕ И ВООБРАЖЕНИЕ. ИХ РОЛЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА.

 
Мышление как психический процесс всегда направлено на вскрытие глубинных связей, коренящихся в объективной реальности. Мышление- процесс отражения в сознании человека сущности, закономерных связей и отношений между вещами и явлениями природы и общества. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. Оно дает возможность юристу познать такие стороны объективной действительности, которые скрыты от его глаз. Мышление протекает на языковой основе. Слова создают необходимую материальную оболочку мысли. Чем лучше продумана какая-либо мысль, тем яснее она выражается в словах, и, наоборот, чем четче словесная формулировка, тем глубже мысль. «Мышление, – писал Павлов, – ничего другого не представляет, как ассоциации, сперва элементарные, стоящие в связи с внешними предметами, а потом цепи ассоциаций. Значит, каждая маленькая первая ассоциация – это есть момент рождения мысли». Мысль человека формулируется в образах, понятиях и суждениях. Суждения бывают общими, частными и единичными. Они образуются 2 основными способами: 1) непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается; 2) опосредованно – путем умозаключений или рассуждений. Процесс мышления – это прежде всего анализ, синтез и обобщение. Анализ – это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т.д. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны. Неразрывное единство между ними отчетливо выступает уже в познавательном процессе. Сравнение состоит в сопоставлении между собой предметов, явлений, их свойств и отношений. Так, чтобы решить вопрос о том, явл-ся или не является конкретное лицо подозреваемым по конкретному уголовному делу, нужно расчленить поведение данного индивида на отдельные признаки – действия и сличить их по возможности с эталонными признаками этого преступления. Выявленное совпадение или несовпадение признаков служит основой для принятия решения. В ходе обобщения в сравниваемых предметах – в результате их анализа – выделяется нечто общее. Эти общие для различных объектов свойства бывают 2 видов: 1) общие как сходные признаки и 2) общие как существенные признаки. Всякое существенное свойство явл-ся между тем и общим для данной группы однородных предметов, но не наоборот: не всякое общее (сходное) свойство является существенным для данной группы объектов. Общие существенные признаки выделяются в ходе и в результате углубленного анализа и синтеза. Закономерности анализа, синтеза и обобщения суть основные внутренние специфические закономерности мышления. В совр. психологии выделяют в основном 3 вида мышления: 1)наглядно-действенное; 2)наглядно-образное; 3)отвлеченное (теоретическое) мышление. Наглядно-действенное (предметное) мышление проявляется в практической жизни человека. Оно сопутствует ему на всех ступенях развития: человек как бы физически «руками» анализирует и синтезирует объекты своей деятельности, свое поведение. Образное мышление способствует прогнозированию поведения подозреваемых по уг-му делу лиц, помогает обучению с помощью наглядных пособий, облегчает составление аналитических док-тов, обзоров, научных докладов. Развитое образное мышление способствует реализации задач коммуникативной, управленческой и познавательной деятельности юриста-практика. Отвлеченное (теоретическое) мышление выступает наиболее ярко там, где для совершения мысленных операций требуется использовать абстрактные понятия, теоретические знания. Такое мышление осущ-тся на основе логических рассуждений. Это мышление помогает юристу уяснить сложные категории общественных наук и оперировать ими в процессе общения. В практической деятельности ни один человек, естественно, не пользуется каким-то видом мышления в «чистой форме», работник юр-го труда в этом не исключение. Практическое мышление осуществляется и достигает определенного результата путем общих мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, абстрагирования и конкретизации) еще и классификации, систематизации, структурирования. При всем этом практическое мышление имеет творческий характер. Кач-ва творческого мышления. 1. Проблемный хар-р подхода к изучаемым явлениям – это кач-во творческого мышления проявляется в умении найти вопросы, подлежащие выяснению, исследованию, найти проблемную ситуацию там, где многим кажется, что ее нет, что все в расследуемом деле очень просто. Проблемный характер мышления следователь, например, использует на стыке реконструктивной и поисковой деятельности. 2. Динамичность мышления – способность быстро, творчески ориентироваться в расследуемом деле, выделить, на что именно нужно обратить больше внимания и от чего следует отвлечься, быстрота охватывания расследуемой ситуации и определение оснований, кот-ми нужно руководствоваться в последующем развитии версии. Это кач-во мышления помогает и в таком следственном действии, как допрос. 3. Оперативность мышления – включение умственных операций (наблюдательности, воображения), кот-е в исследовании вещественных доказательств и различных юр-х фактов наиболее значимы; оперативность мышления относится и к поисковой деятельности следователя, обеспечивая разумное сочетание наблюдательности, воображения и интуиции. 4. Широта мышления – это продуктивность творческой работы при решении многих проблем. Данное качество особенно необходимо следователям и судья, расследующим или рассматривающим хозяйственные преступления, где нужны большая разносторонность, рациональное применение знаний, умений и опыта в процессе познавательной деятельности. 5. Глубина мышления проявляется в выявлении существенных свойств, связей и отношений между предметами и явлениями. Конкретным выражением глубины мышления является сочетание анализа и синтеза. Глубина мышления тесно связана с избирательностью. Чем уже проблема, явление, тем больше свойств, деталей можно рассмотреть при ее изучении. 6. Обоснованность в выдвижении версий по расследуемому делу – в их решении, смелость, оригинальность и обоснованность отличны от дискурсивного мышления тем, что эти качества в процессе познания предшествуют логике, особенно на первых этапах расследования. 7. Логичность мышления – это развитие последовательности мыслительного процесса, строгость и «проницательность» доказательства, умение сделать обобщающие выводы из обширных и разнообразных юридических фактов. 8. Критичность и непредвзятость (объективность) мышления – стержень мыслительного процесса работника юр-го труда, без которого он не может установить истину. 

  1. ВНИМАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА.

 
---Внимание в психологии - направленность сознания на определенные объекты, имеющие для личности значимость. Внимание в ходе обыска носит произвольный, волевой характер, поскольку следователь использует его для достижения намеченных целей, предпринимает определенные усилия для его сохранения, сосредоточения, чтобы не отвлекаться на иные посторонние раздражители. Существуют известные трудности длительного сохранения устойчивости внимания. Однообразный характер поисковой работы, наличие отвлекающих факторов приводят к постепенному накоплению усталости, к рассредоточению внимания. Поэтому в случае длительности и трудоемкости обыска целесообразно через определенные периоды времени устраивать короткие перерывы. Важно, однако, в процессе обыска не отвлекаться, следовать намеченному плану. Желательно, чтобы участники обыска время от времени меняли характер поисковой работы (например, следователь после осмотра личной переписки обвиняемого переходил к поискам возможных тайников среди предметов мебели и т. п.). Лица, производящие обыск, должны учитывать, что при изготовлении тайников и различных хранилищ преступники в некоторых случаях учитывают целый ряд факторов психологического характера. К ним можно отнести следующие: 1) расчет на появление фактора утомления и автоматизма. Так, искомый документ часто кладут в книгу, находящуюся в середине книжной полки. Расчет при этом основывается на том, что книги будут осматриваться с того или другого края полки, а к середине полки уже появятся определенный автоматизм, утомление, при которых следователь не будет перелистывать каждую страницу; 2) расчет на брезгливость (закапывают предметы в навоз, спускают в отхожее место и т.д.); 3) расчет на проявление такта и других благородных побуждений со стороны следователя (сокрытие объектов в кровати тяжелобольного, в кровати маленького ребенка, в могиле близких родственников и т. д.); 4) нарочитая небрежность сокрытия предмета (оставление его на виду); 5) отвлечение внимания изготовлением тайников-двойников. Расчет на то, что при обнаружении первого пустого тайника остальные такие же тайники осматриваться не будут; 6) расчет на организацию конфликта во время обыска с целью отвлечения внимания для перепрятывания искомого объекта. Предварительный сбор всей перечисленной информации, тщательный анализ ее позволяют следователю успешно решить первую часть задачи по производству обыска – мысленно разгадать действия обыскиваемого. 

способы преодоления  отрицательных психических состояний  в профессиональной деятельности юриста

 

Профессия юриста предъявляет  повышенные требования к его психике, интеллекту, эмоционально-волевым качествам. В какой бы области правоприменительной деятельности он ни занимался, его рабочий день нередко бывает насыщен разнообразными проблемными ситуациями, различного рода конфликтами, требующими оперативного принятия решений правового характера, что уже само по себе в гораздо большей мере, чем в других профессиях, способствует повышенной утомляемости, избыточному раздражению, появлению стресса 
 
Так, в ходе одного исследования выяснилось, что больше половины опрошенных прокурорских работников под воздействием перегрузок в работе постоянно испытывают отрицательные психические состояния, усталость, апатию Многие из них переживают повышенную тревожность, ощущают мало-значительность, ненадежность своего социального, профессионального положения. Практически половина из них жалуется на раздражительность, головные боли, нарушения сна. 
 
Не изменилось существенно в более благоприятную сторону социально-психологическое самочувствие прокурорских работников и в настоящее время. Так, например, примерно 25% опрошенных сотрудников прокуратуры отмечают у себя переживания, обусловленные дистрессом в работе. Все еще достаточно широко распространены среди работников правоохранительных органов различные психо-соматические расстройства и заболевания, возникающие под воздействием отрицательных эмоций и состояний, которые можно было бы значительно уменьшить, если бы сами юристы умели использовать естественные защитные механизмы своей психики от возрастающего давления нервно-психических перегрузок, владели бы достаточно простыми и в то же время доступными приемами нейтрализации ситуативной усталости, снятия психического напряжения (релаксации) 
 
Методам релаксации в настоящее время посвящено огромное число публикаций, издано много специальной, в том числе переводной, литературы по психотренингу, в которой при желании всегда можно найти большое количество разнообразных полезных советов, различного рода физических расслабляющих упражнений. Однако, несмотря на все эти методические разработки и рекомендации, прежде всего следует помнить о правильном режиме труда, разумном чередовании его с отдыхом. Иногда стоит даже незначительно изменить свой образ жизни, отказаться от некоторых вредных привычек, чтобы резко поднять порог устойчивости к нервно-психическим перегрузкам 
 
Кроме того, с учетом своих индивидуально психологических особенностей следует знать, как наиболее разумно вести себя в стрессогенных ситуациях, каким образом можно самому снимать у себя состояние избыточной тревожности, эмоциональной напряженности, усталости, повышая при этом эффектив-ность своего труда, улучшая самочувствие и настроение. Проще говоря, необходимо научиться оказы-вать самому себе неотложную психологическую помощь, уметь своевременно пользоваться легкодос-тупными приемами и средствами снятия психической напряженности. Рекомендации здесь несложны, и каждый при необходимости может ими воспользоваться 
 
Итак, какие наиболее простые советы, не требующие специальной подготовки, посторонней помощи, можно дать? Вот некоторые из них 
 
Лучше своевременно предупредить нарастающее состояние эмоциональной напряженности, чем бороться с ним. Обычно наиболее распространенными предвестниками наступающего ухудшения психического состояния являются все более частые ощущения усталости, раздражения. Снижается острота восприятия, ухудшается память, внимание, эффективность мыслительной деятельности 
 
Первый, достаточно простой совет- если позволяют условия, сделайте во время работы небольшой, неплановый перерыв. 
 
Проветрите помещение (особенно если в вашем кабинете накурено). Сядьте на стул (еще лучше в кресло). Расстегните ворот рубашки, ослабьте пояс. Слегка откиньте голову назад таким образом, что-бы затылок свободно лег на спинку стула. Опустите руки вдоль тела (если позволяет ваш рост, можно опереться локтями о сиденье стула). 
 
Сняв обувь, положите ступни ног на другой стул, поставленный напротив Закройте глаза Расслабьте мышцы. Дышите спокойно, равномерно. Постарайтесь ни о чем тревожащем вас не думать. 
 
Если вы беспокойный по характеру человек и сами себе не даете покоя, воспользуйтесь избирательностью своего мышления, используйте механизм вытеснения из сознания всего того, что вас сейчас тревожит, успокойте себя тем, что «все разно всех дел не переделаешь» В течение 20—30 мин, необходимых для того, чтобы привести себя в работоспособное состояние, за эти мысленно произнесенные слова, помогающие избавиться от напряжения, вас никто не осудит. В конце концов, подумайте о чем-нибудь приятном, вызовите в своем сознании наиболее весомые ценности в жизни и сравните: как много у вас есть из того, чего нет у других. 
 
Если почувствуете сонливое состояние, не препятствуйте ему. Крепко вы все равно не заснете, но за это короткое время вскоре почувствуете небольшое облегчение. 
 
Переходя в обычное состояние, сделайте легкий массаж поглаживанием лица (вокруг глаз, между бровей, виски, носогубные складки, подбородок), шеи, затылка, легкие кругообразные движения и на-клоны головы, повороты вправо, влево. Затем ополосните лицо, ушные раковины холодной водой1. 
 
Объективно оценивайте то, что с вами происходит. Не будьте (хотя бы на время!) максималистом по отношению к себе. Как часто оказавшись в той или иной непростой обстановке, люди реагируют не на нее, а на свое отношение к ней. Порой, переживая свое неблагополучное психическое со-стояние (например, повышенную тревожность, раздражение и т.п.), мы не задумываемся над тем, что оно нередко является следствием не той ситуации, в которой мы оказались, а результатом нашего от-ношения к ней, т.е. того, как мы воспринимаем происходящие события, какую ценность сами приписываем им, Образно говоря, сквозь какие очки смотрим на то или иное явление. 
 
Еще две тысячи лет тому назад стоики в Древней Греции, отыскивая прочное разумное основание для нравственной жизни общества, разделяя все человечество на два класса — мудрых и безумных, считали: не существует вещей, которые могли бы так беспокоить нас, как наши собственные впечатления, представления, взгляды на вещи. Поэтому стоит поменять их, изменить свое отношение к происходящему, хотя бы несколько снизив его значение (спросите себя в этот момент: с кем этого не происходит?), как сила воадействующих на наше сознание факторов снизится. И как следствие этого уменьшится и характер наших переживаний. 
 
Как писал Г. Селье, чаще для нас имеет значение не то, что с нами происходит, а как мы это воспринимаем, т.е. причины появления состояний эмоционального напряжения нередко кроются в нас самих и объясняются в первую очередь нашими индивидуально-психологическими особенностями. В этой связи можно воспользоваться еще одним советом. Если нас что-то в данный" момент сильно задевает и к чему-то очень обязывает, из-за чего мы испытываем сильное беспокойство, тревогу, раздраже-ние, иногда бывает полезно спросить себя: будет ли данное событие по-прежнему волновать нас так через несколько дней? А через пять лет? И если мы на эти вопросы ответим отрицательно, тогда, право, не стоит так сильно огорчаться и в настоящий момент. 
 
Постарайтесь внушить себе, что вы не только «жертва» экстремальной ситуации, но и ее участник, посмотрите на себя со стороны. Осознание себя только в качестве «жертвы», пишет Л.А. Китаев-Смык, исследовавший поведение летчиков-испытателей в критических ситуациях, еще более усиливает дистресс со всеми сопутствующими этому последствиями. 
 
Поэтому, воздав должное себе, мысленно отметив свои достоинства, несомненно, имеющиеся у вас, вспомните, как вам уже не раз приходилось выходить из трудных ситуаций, вспомните пережитые вами ранее чувства радости при преодолении трудностей и на этом фоне посмотрите на себя со стороны. Почувствуйте себя участником и одновременно ответственным за ход того, что происходит. И вам ста-нет легче, потому что вы почувствуете себя сильнее. «Даже после сокрушительного поражения, — писал Г. Селье, — бороться с угнетающей мыслью о неудаче лучше всего с помощью воспоминаний о былых успехах. Такое преднамеренное припоминание — действенное средство восстановления веры в себя.,. Даже в самой скромной карьере есть что-то, о чем можно с гордостью вспомнить. Вы сами удивитесь, как это помогает, когда все кажется беспросветным». 
 
Как часто нашим злейшим врагом является недостаточное самоуважение. В этой связи совершенно справедливо рекомендуется обращать внимание в первую очередь на те возможности, которые у нас есть, использовать их, вместо того чтобы придавать значение тем, которых нет3. 
 
Отступитесь на время от решения стрессогенных проблем. Расслабьтесь, выкиньте из головы все, что вас тревожит. Скажите себе: сейчас, в данный момент мне это не нужно. На какое-то время сведите к минимуму вашу активность. Наконец, переключитесь на совсем другие занятия, не имеющие никакого отношения к стрессу, более того, вызывающие положительные эмоции, удовольствие. Проще говоря, займитесь тем, что приятно. 
 
Такие занятия, увлечения, безусловно, есть почти у каждого. Ну а если их нет, делайте любую по-сильную работу (эффект «смещенной активности», «замещающих» действий по 3. Фрейду), которая всегда найдется дома: мойте посуду, убирайте квартиру и т.д. Подобная физическая активность в стрессогенных ситуациях выполняет роль своеобразного громоотвода, помогающего отвлечься от внутреннего перенапряжения. В конце концов, сходите на выставку, в театр, просто прогуляйтесь, поболтайте с приятелем. Подумайте о чем-либо приятном, что есть или было в вашей жизни. Иногда одного сравнения ваших проблем в этот момент с проблемами других людей хватает, чтобы понять, что не все так уж плохо и безнадежно, как, может быть, кажется. 
 
Положительный эффект в нейтрализации- негативных эмоциональных состояний оказывают встречи с близкими и даже незнакомыми людьми, помогающими по-иному взглянуть на мир, переориентироваться с трагического настоящего на события, которые предстоят в будущем. В эти моменты огромную роль играет семья, близкие друзья, благодаря психологической помощи которых снимаются отрицательные эмоции и неблагоприятные психические состояния 
 
Активизируйте мотивы достижения. Не последнее по значению место в профессиональной деятельности юриста в качестве стрессорегулирующего фактора имеет мотивация. Установлено, что, не-смотря даже на тяжелую ситуацию, при сохранности на должном уровне мотивации достижения, альтруизма, побуждающих нас к целенаправленной деятельности, имеет место значительное улучшение целого ряда психических показателей. И в этом процессе не последнее место занимает формирование уверенности человека в себе, в своих силах, его активность. Недаром говорят, что чувство уверенности — это ключ к успеху. 
 
Для того чтобы быть уверенным в достижении поставленных целей, представьте себе реально желаемый результат, вплоть до наглядного образа того, к чему вы стремитесь, чего желаете достичь. Сконцентрируйтесь на этом мысленном образе, повторяя про себя: я чувствую сильное желание до-биться поставленной цели. Я должен это сделать! Я верю в то, что это можно сделать потому, что я могу это сделать! 
 
Без веры в успех нельзя преодолеть свое негативное настроение, подавленное психическое состояние. Необходимо верить в свои силы, в собственные возможности добиваться успеха, и тогда вера вы-зовет решимость, которая нам так бывает необходима. 
 
.


Информация о работе Oщущение и восприятие и их роль в проф деятельности юриста