Организация как социальная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 12:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ организации как социальной системы.
В работе поставлены следующие задачи:
1) выявление содержания понятия «система»;
2) определение категорий системного подхода и исходя из этого, анализ принципов и закономерностей организации;
3) рассмотрение значения социального пространства;
4) анализ открытых и закрытых систем.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………………………….3
1. Понятие системы……………………………………………………………………………………………….
2. Категории системного подхода. Принципы и закономерности организации как социальной системы 12
3. Социальное пространство 19
4. Открытые и закрытые системы 23
Заключение 27
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

курсая мой.docx

— 61.67 Кб (Скачать)

Если бы наблюдатель  мог ограничивать свое внимание только областью физического пространства, он увидел бы просто набор объектов, физически никак не связанных друг с другом.

Как отмечают специалисты, связи, делающие эти объекты  частями единой социальной системы (организации) пролегают не в физическом пространстве, а в некотором другом пространстве, которое называется социальным .

Таким образом, в ходе исследования проблем организации  необходимо допустить существование  социального пространства, в котором  организация проявляется именно как социальная система. Она проявляется  в нем как целостность, состоящая  из элементов, каждый из которых прямо  или косвенно связан с другими  элементами. При этом социальная система  имеет интегральные характеристики, которые не совпадают со свойствами элементов. Эти интегральные характеристики также проявляются не в физическом, а в социальном пространстве.

Таким образом, наблюдать организацию как социальную систему можно только в контексте  социального пространства.

Каждый из нас, будучи человеком, пребывает одновременно и в физическом и в социальном пространстве. Это позволяет нам  видеть свойства того и другого пространства. Кроме того, человек, по-видимому, находится еще в нескольких пространствах, в частности, в ментальном, в котором он мыслит, и в котором действуют совершенно иные законы, нежели в социальном и физическом.

Социальное  пространство по своим свойствам  значительно отличается от физического  пространства, в котором расположены  объекты изучения естественных наук. Известно, что свойства пространства (его непрерывность, изоморфность, искривленность) могут оказывать значительное влияние на идущие в нем физические процессы. В этом смысле физика является следствием геометрии.

Социальное  пространство имеет несколько иную геометрию, чем физическое. Скажем, социально близкие (в любом контексте) люди могут быть разнесены в физическом пространстве на любое расстояние. Но расстояние между ними в социальном пространстве от этого не изменится. В социальном пространстве есть иерархия, знаки различия, которые задают структуру  социального пространства через  систему социальных знаков и символов.

Таким образом, сравнивая социальное пространство с физическим, мы можем сделать вывод о том, что социальное пространство неоднородно. Оно имеет структуру, и эта структура напрямую связана с теми знаками и символами, которыми субъекты социального пространства его маркируют.

Кроме того, социальное пространство является своеобразной ареной, на которой субъекты и социальные системы взаимодействуют друг с  другом. Именно в социальном пространстве осуществляются те виды деятельности, которые связаны с управлением  кооперацией, взаимодействием субъектов, именно в социальном пространстве осуществляется деловая коммуникация между субъектами (в физическом пространстве коммуникация выглядит всего лишь как картина  интерферирующих друг с другом акустических волн).

Если четко различать те аспекты рассмотрения субъектов и социальных систем (в том числе организаций), которые проявляются в социальном пространстве от тех, которые проявляются в ментальном, физическом и в других пространствах, то можно четко вычленить те законы социальной физики, которые определяют динамику, взаимодействие и расположение социальных систем и субъектов.

Иными словами, в социальном пространстве слово  становится действием, в ментальном оно получает значение и смысл, а  в физическом слово - просто пакет  акустических волн.

Когда участники  коммуникации используют слово именно в качестве действия (концентрируя значительную часть своего внимания в социальном пространстве), эффективность  деловой коммуникации повышается во много раз. Потому что в этом случае участники коммуникации уже не перекрикивают  друг друга (физическое пространство) и не концентрируют основное внимание на том, чтобы понять некие значения и смыслы (ментальное пространство), а начинают целенаправленно воздействовать друг на друга, получая или не получая  нужный эффект, нарабатывая мастерство в технике взаимодействия.

Таким образом, социальное пространство в рамках организации  представляет собой взаимодействия субъектов.

Кроме того, сам  феномен управления может быть описан только в контексте социального  пространства. Поскольку управление является одной из разновидностей меж субъектных взаимодействий.

Таким образом, законы эффективного управления оказалось  возможным вывести из свойств  того пространства, в котором оно  осуществляется.

Деятельность  также распылена по многим пространствам. В физическом пространстве деятельность может быть описана как оперирование с предметами физического пространства (рабочий обрабатывает деталь на станке), в социальном пространстве деятельность - это прежде всего кооперация одного человека с другим или управление субъектов друг другом (деталь делается с учетом технологических требований, составленных инженерами и технологами и передается для дальнейших операций другому рабочему в указанные сроки), в ментальном пространстве деятельность - это принципиальная схема оперирования с предметами физического пространства или принципиальная схема взаимодействия субъектов друг с другом.

Выделяя только тот аспект деятельности, который  относится к социальному пространству, мы получаем возможность оперировать  теми условиями, которые делают взаимодействие, кооперацию и управление наиболее эффективными.

4. Открытые  и закрытые системы

Существует  два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет  жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Часы — знакомый пример закрытой системы. Взаимозависимые части часов двигаются непрерывно и очень точно, как только часы заведены или поставлена батарейка. И пока в часах имеется источник накопленной энергии, их система независима от окружающей среды.

Открытая  система характеризуется взаимодействием  с внешней средой. Энергия, информация, материалы — это объекты обмена с внешней средой через проницаемые  границы системы. Такая система  не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование .

Для закрытых характерна детерминированность и линейность развития. Открытые системы предполагают обмен веществом, энергией, информацией с внешним миром в любой точке, а также стохастический характер процессов, подчас выводящий случайность на определяющие позицию. Управление такими системами предполагает выработку оптимального варианта на основании проработки множества вариантов принятия управленческих решений.

Руководители  в основном занимаются системами  открытыми, потому что все организации  являются открытыми системами. Выживание  любой организации зависит от внешнего мира. Подходы, развиваемые  ранними школами в управлении, не могли удовлетворить всем ситуациям, поскольку в них предполагалось, по крайней мере неявно, что организации являются закрытыми системами. Они активно не рассматривали среду в качестве важной переменной в управлении.

Крупные составляющие сложных систем, таких как организации, человек или машина, зачастую сами являются системами. Эти части называются подсистемами. Понятие подсистемы это  важное понятие в управлении. Посредством  подразделения организации на отделы, о котором говорится в последующих  главах, руководством намеренно создаются  подсистемы внутри организации. Системы, такие как отделы, управления и  различные уровни управления, - каждый из этих элементов играет важную роль в организации в целом, точно  так же как подсистемы вашего тела, такие как кровообращение, пищеварение, нервная система и скелет. Социальные и технические составляющие организации  считаются подсистемами.

Подсистемы  могут, в свою очередь, состоять из более  мелких подсистем. Поскольку все  они взаимозависимы, неправильное функционирование даже самой маленькой подсистемы может повлиять на систему в целом. Работа каждого отдела и каждого  работника в организации очень  важна для успеха организации  в целом.

Понимание того, что организации представляют собой  сложные открытые системы, состоящие  из нескольких взаимозависимых подсистем, помогает объяснить, почему каждая из школ в управлении оказалась практически  приемлемой лишь в ограниченных пределах. Каждая школа стремилась сосредоточить  внимание на какой-то одной подсистеме организации. Бихевиористская школа в основном занималась социальной подсистемой. Школы научного управления и науки управления главным образом, техническими подсистемами. Следовательно, они зачастую не могли правильно определить все основные компоненты организации. Ни одна из школ серьезно не задумывалась над воздействием среды на организацию. Более поздние исследования показывают, что это очень важный аспект работы организации. Сейчас широко распространена точка зрения, что внешние силы могут быть основными детерминантами успеха организации, которые предопределяют — какое из средств арсенала управления может оказаться подходящим и, вероятнее всего, успешным.

Рис. 2 представляет собой упрощенное изображение организации как открытой системы. На входе организация получает от окружающей среды информацию, капитал, человеческие ресурсы и материалы. Эти компоненты называются входами. В процессе преобразования организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукцию или услуги. Эта продукция и услуги являются выходами организации, которые она выносит в окружающую среду. Если организация управления эффективна, то в ходе процесса преобразования образуется добавочная стоимость входов. В результате появляются многие возможные дополнительные выходы, такие как прибыль, увеличение доли рынка, увеличение объема продаж (в бизнесе), реализация социальной ответственности, удовлетворение работников, рост организации и т.п.

 

          Входы                                Преобразования                                             Выходы

Продукция или услуги


Прибыль

Социальная  ответственность

Доля рынка

Рост

Удовлетворенность работников


Обработка и преобразование входов (зависит от эффективности управления)


Информация


Материалы

Капитал

Трудовые  ресурсы



 

 

 

 

 

 

Рис. 2.  Организация  – открытая система.

 

Поскольку это  довольно новый подход, мы еще не можем полностью оценить истинное воздействие данной школой на теорию и практику управления. Тем не менее, уже сейчас можно сказать, что его влияние велико и, мне кажется, будет расти в будущем. По словам профессоров Розенцвейга и Каста, теория систем обеспечила дисциплину управления основой для интеграции концепций, разработанных и предложенных более ранними школами . Многие из этих более ранних идей, несмотря на то, что они не могут рассматриваться как полностью правильные, имеют большую ценность. На системной основе вероятно можно будет синтезировать новые знания и теории, которые будут разрабатываться и появляться в будущем.

Однако, теория систем сама по себе еще не говорит руководителям, какие же именно элементы организации как системы особенно важны. Она только говорит, что организация состоит из многочисленных взаимозависимых подсистем и является открытой системой, которая взаимодействует с внешней средой. Эта теория конкретно не определяет основные переменные, влияющие на функцию управления. Не определяет она и того, что в окружающей среде влияет на управление и как среда влияет на результат деятельности организации. Очевидно, что руководители должны знать, каковы переменные организации как системы, для того чтобы применять теорию систем к процессу управления. Это определение переменных и их влияния на эффективность организации является основным вкладом ситуационного подхода, являющегося логическим продолжением теории систем.

Большое значение в управлении сложными системами  приобретает гомеостат, механизм саморегулирования  и самообразования системы, позволяющий  ей противостоять возмущению извне  или перестраиваться в целях  самосохранения. В связи с чем управление должно опираться на естественные процессы саморегулирования социума.

Гомеостат –  модель живого организма, имитирующая  его способность поддерживать некоторые  величины в физиологически допустимых пределах, т.е. приспосабливаться к условиями окружающей среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, на основании  представленного материала и  проведенного анализа, мы можем заключить следующее.

Организация представляет собой открытую систему, и она подчиняется всем законам  и принципам, характерным для  других открытых систем.

Организация, развивающаяся социальная система, и к ней применимы все законы и принципы групповой динамики.

В организации  всегда существуют, реализуются 2 вида активности: деятельность, направленная на решение базовой задачи, и активность по развитию отношений, возникающих  между людьми.

Люди в  организации неосознанно реализуют  модели поведения, сформировавшиеся у  них в опыте функционирования в семье, в первой для каждого  человека организации.

Системный подход делает акцент на несводимость характеристик  системы к сумме качеств ее элементов. Так характеристики молекулы не выводимы из суммы качеств составляющих ее атомов.

В открытой системе  действует закон фон Бертоланфи, о наличии множества различных путей достижения одного и того же состояния системы или получения одного и того же результата.

Системный подход к организации позволил представить  организацию как открытую систему, связанную со средой, зависимую от изменений среды, включающую в себя людей в качестве элементов, но несводимую к сумме их устремлений, способностей, желаний. Объединенные общими целями, реализующие привычные модели поведения члены организации не всегда способны увидеть то множество возможных путей и способов, которые могут привести к необходимому результату.

Организация как группа проходит ряд стадий развития. Как и этапы развития ребенка эти стадии имеют не только количественные, но и качественные различия. Стадии развития организации как группы определяют ее возможности, влияют на ее продуктивность, задают тот круг проблем, который оказывается в центре внимания ее членов.

Итак, организация - одна из наиболее развитых социальных систем. Ее важнейшим признаком является синергия. Синергия - организационный  эффект. Суть этого эффекта - прирост  дополнительной энергии, превышающей  сумму индивидуальных усилий. Источник эффекта - одновременность и однонаправленность действий, специализация и комбинирование труда, процессы и отношения разделения труда, кооперации и управления. Организацию как социальную систему отличает сложность, поскольку ее главным элементом выступает человек, обладающий собственной субъективностью и большим диапазоном выбора поведения. Это создает значительную неопределенность функционирования организации и пределы управляемости.

Информация о работе Организация как социальная система