Органическая теория Г. Спенсера

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:35, доклад

Краткое описание

Суть органической теории Спенсера заключается в понимании общества как социального организма, подобного биологическому и развивающегося по таким же законам. Последовательно проводя аналогию между социальными и биологическими организмами.

Файлы: 1 файл

Социология.doc

— 49.50 Кб (Скачать)

Органическая  теория Г. Спенсера

 

Герберт Спенсер (1820-1903) - английский философ и социолог-позитивист, основатель органической школы в  социологии.

 

        Главное социологическое произведение  Спенсера - трехтомный труд «Основания социологии», дающий целостное представление о методологических принципах ученого и его взглядах на общество.

 

        Суть органической теории Спенсера заключается в понимании общества как социального организма, подобного биологическому и развивающегося по таким же законам. Последовательно проводя аналогию между социальными и биологическими организмами. Спенсер выделяет следующие их общие черты:

 

 - все организмы растут, увеличиваясь в объеме;

 

 - они имеют свою внутреннюю структуру;

 

 - эта структура усложняется по мере роста;

 

 - усложнение структуры сопровождается усилением дифференциации функций составляющих ее частей;

 

 Это ведет к развитию взаимодействия между отдельными частями.

 

        В подтверждение этих положений  Спенсер приводил ряд конкретных  аналогий: роль мозга выполняет в обществе правительство, кровообращения - торговля, сосудистой системы - транспорт, питания - промышленность и земледелие и т.д. В то же время Спенсер отмечал и отличие общества от биологических организмов: 1) в нем индивид меньше зависит от социального целого; 2) в биологических организмах элементы существуют ради целого, а общество, состоящее из отдельных индивидов, служит благу своих членов.

 

        С органической теорией общества  Спенсера тесно связано его  учение о всеобщей эволюции, сложившееся во многом под влиянием идей Ч. Дарвина. Эволюцию Спенсер рассматривал как высший закон всего существующего, как источник любого природного и общественного явления. Ее основные моменты - переходы от простого к сложному (интеграция), от однородного к разнородному (дифференциация), от неопределенного к определенному (возрастание порядка). Социальная эволюция, по Спенсеру, представляет собой часть общего процесса эволюции. Общество развивается от простейших форм к более сложным по естественным законам, которые носят объективный характер.

 

        В ходе социальной эволюции  происходит совершенствование институтов  общества, усложнение их функций.  Главное направление социальной  эволюции Спенсер видел в нарастании  внутренней дифференциации общества (усложнении политической организации, социальном расслоении, появлении новых институтов и т.д.). Любое высокоорганизованное общество состоит из трех главных систем: производительной, распределительной и регулятивной. Каждая их этих систем включает социальные институты, под которыми Спенсер понимал устойчивые структуры социальных действий. Например, в рамках регулятивной системы он выделял институты социального контроля, куда относил государство, церковь, семью, обряды и традиции (церемониальные институции). Вся система социального контроля, по Спенсеру, держится на страхе: страх перед живыми поддерживается государством, а страх перед мертвыми - церковью.

 

        Степень строгости социального  контроля и централизации управления  Спенсер считал одним из главных  критериев классификации обществ. Так, он различал военный и промышленный типы общества. Первый характеризуется сильным централизованным контролем и иерархическим порядком власти. Вся жизнь здесь подчинена дисциплине, а сотрудничество людей в достижении общих целей имеет принудительный характер. В обществах промышленного типа система управления становится более гибкой, принудительная кооперация уступает место добровольной, а власть рассматривается как выражение общей воли свободных граждан.

 

        Военный тип общества отражает, согласно Спенсеру, более низкую ступень общественного развития по сравнению с обществом промышленного типа. Переход от первого ко второму он рассматривал как социальный прогресс. Спенсер высоко оценивал конкуренцию в качестве механизма совершенствования общества, приписывая ей роль естественного отбора.

 

        Спенсер, как  и Конт, был противником революционных  преобразований, полагая, что любое  вмешательство в естественный  ход развития общества может  обернуться непредсказуемыми последствиями. Он также не разделял социалистических идеалов, считая, что их реализация приведет к подавлению личности, насаждению уравнительности (поощрение худших за счет лучших), росту бюрократического аппарата, ведающего распределением и перераспределением общественных благ.

 

        Большое внимание  Спенсер уделял разработке понятийного  аппарата социологии. Он первым  стал широко использовать такие  социологические категории, как социальная система, социальный институт, социальная функция и др. Ему принадлежит приоритет и в обосновании взаимосвязи изменения социальной структуры и дифференциации функций составляющих ее элементов, необходимости координации этого процесса в рамках специальной регулирующей системы.

 

        Выдвинув на  первый план изучение структуры общества и функций ее элементов. Спенсер заложил основы структурно-функционального метода, получившего в дальнейшем широкое распространение в социологии. Именно этим и определяется, прежде всего, его заслуга в развитии социологической мысли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Функционализм (социология) Э. Дюркгейма

 

Один из основных методологических подходов в культурологии и социальной антропологии, заключающийся в рассмотрении общества как системы, состоящей из структурных элементов, функционально связанных друг с другом и выполняющих определённые функции по отношению к обществу как целому. Различные социальные феномены (действия, отношения, институты и т.д.), согласно этому подходу, должны объясняться через функции, выполняемые ими в социокультурной системе вообще или в тех или иных социальных или культурных общностях, в которых они имеют место. Раннефункционалистские идеи развивались в рамках позитивистской социологии (Конт, Спенсер и др.), оперировавшей биоорганической метафорой и рассматривающей общество по аналогии с организмом (иногда механизмом, “агрегатом”), и были тесно связаны с эволюционистскими трактовками исторического развития. Спенсер, например, рассматривал эволюцию общества как процесс прогрессирующей структурной дифференциации, сопровождающейся дифференциацией функций по мере “роста” обществ, организма. Большую роль в развитии функционального подхода сыграл Дюркгейм. Он провел различие между причинным объяснением и функциональным объяснением: функциональный анализ рассматривался как необходимый компонент социологического исследования и должен был отвечать на вопрос о роли, которую то или иное социальное явление играет в установлении “общей гармонии” (социальной солидарности). Дюркгейм активно использовал функциональные объяснения в своих исследованиях о разделении труда, самоубийстве и религиозных верованиях. Идеи Дюркгейма получили развитие в английской социальной антропологии, главным образом благодаря деятельности Радклифф-Брауна и Малиновского, которые развили далее понимание общества как саморегулирующейся системы, состоящей из тесно взаимосвязанных и взаимозависимых частей, выполняющих функции по поддержанию и сохранению целостности и жизнеспособности системы.

 

В отличие от предшественников, английские антропологи-функционалисты были склонны к антиисторизму: тяготея к эмпиризму, они резко выступили против эволюционистских спекуляций и отвергли возможность использования исторических свидетельств в антропологической науке. Важна их работа по освобождению функционалистской методологии от биологизаторских аналогий, велик вклад в разработку понятийного аппарата функционального анализа (понятия “социальная структура”, “функция”, “социальная организация”, “интеграция” и т.д.). Они рассматривали общество как живую действующую систему и впервые применили системный подход к изучению архаических обществ. Малиновский исходил из принципа “универсальной функциональности” и связывал возникновение и развитие социальных институтов с человеческими потребностями (физиологическими, эмоциональными, культурными). Радклифф-Браун связывал существование тех или иных социальных феноменов с потребностью социальной системы в минимально необходимой степени интеграции (солидарности между ее членами) и видел функцию социальных явлении в создании и поддержании солидарности социальных групп и укреплении институтов, служащих поддержанию этой солидарности. В 20-е гг. влияние функционализма в английской антропологии достигло высокого уровня: плеяда выдающихся антропологов использовала функциональный подход в антропологических исследованиях (Эванс-Причард, М. Фортес, Р. Фёрт, Глакмен и другие). Однако, несмотря на высокую эвристическую ценность, функционализм был подвергнут критике, в особенности в связи с его ориентацией на теорию равновесия, интересом к стабильности систем и принципом универсальной функциональности. Такой подход оставлял вне рассмотрения некоторые важные аспекты обществ, жизни (конфликт, изменение и т.д.). Дальнейшее развитие функциональный подход нашел в США, в рамках структурного функционализма (Парсонс, Р. Мертон, М. Леви, К. Дэвис и другие), ставшего в 50-х гг. главенствующей теоретической парадигмой в американской социологии. Р. Мертон сформулировал “основную теорему функционализма”, согласно которой один и тот же элемент системы может выполнять множество функций, а одна и та же функция может выполняться различными элементами (“функциональными эквивалентами”).

 

Антропологи М. Глакмен  и П. Ллойд предприняли попытку соединения функционализма с теорией конфликта; идея Глакмена о функциональности восстаний развивает постулат универсальной функциональности. Парсонс в социологии, а Фёрт в антропологии соединили функциональный подход с теорией действий М. Вебера. В настоящее время сторонники функционального подхода предпочитают оценивать функционализм не как теорию, а как общенаучный метод исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

История социологии. –  Минск, Высш. Шк, 1997.

История социологии в  Западной Европе и США. Учебник для  вузов (Отв. Ред. Г. В. Осипов). – М., Феникс, 1999.

Кравченко А. И. Социология. Общий курс. – М., Академический  Проект, 2003




Информация о работе Органическая теория Г. Спенсера