Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 20:17, реферат
Огюст Конт - основатель позитивизма и позитивной социологии. Родился во Франции в семье финансового чиновника. В 1814 г. поступил в Высшую политехническую школу, из которой был исключен за антисинорхизм и республиканские воззрения.
Введение. Огюст Конт
1. Идейные истоки…………………………………………………….…...3
2. Позитивизм как обоснование науки …………………………………...5
3. Социология как наука……………………………………………….…..8
4. Объект социологии………………………………………………….…..9
5. Метод: “объективная” и “субъективная” социология……….……....12
6. Социальная статика…………………………………………………....18
7. Социальная динамика………………………………………………....22
Заключение
Список литературы
В противовес Гоббсу, Локку и Руссо Конт видит в управлении не некую добавочную, искусственную силу, призванную следить за соблюдением людьми общественного договора и порядка, а естественную, необходимую функцию, развившуюся самопроизвольно, вместе с самим обществом. Материальная, интеллектуальная и моральная субординация неразрывно связана с разделением труда; она требует, помимо подчинения, веры либо в способности, либо в честность управляющих. “Нормальное” правительство - то, которое, обеспечивая социальную сплоченность, в минимальной степени опирается на материальную силу и в максимальной - на убеждение, согласие, общественное мнение. Субординация подчиняется закону, согласно которому частные виды деятельности осуществляются под руководством более общих видов деятельности. Управление - самая общая из функций, и, таким образом, все остальные социальные функции подчиняются ей. Конт утверждает естественный, вечный и неустранимый характер социальной иерархии и, соответственно, противоестественный характер идеи социального равенства. Деление общества на классы вытекает из основного и необходимого разделения управленческой и исполнительской функций. Конт обозначает классы по-разному, но суть их сводится прежде всего к тому, что они составляют две наиболее общие категории: руководителей и исполнителей. В современном обществе две наиболее значительные категории - это патрициат и пролетариат. Внутри них в свою очередь различаются более мелкие социальные группы. Так, патрициат делится на банкиров, управляющих капиталами, и предпринимателей, непосредственно управляющих работами. Предприниматели в свою очередь делятся на промышленных и сельскохозяйственных. Пролетариат также внутренне дифференцирован, хотя, признавая это, Конт склонен подчеркивать его единство и однородность. Конт чрезвычайно озабочен “печальной судьбой трудящегося класса”, которого угнетают и грабят высшие слои. Его произведения полны теплых и проникновенных слов о пролетариате, о его “возвышенных взглядах и благородных чувствах”. Пролетариев и женщин он считает естественными союзниками позитивизма (как и позитивистские философы, они стоят на “общей точке зрения” ) и стремится практически осуществить этот союз. В проектируемом обществе будущего пролетариат почитает патриция; он уже не раб, а служащий, и его зарплата становится жалованьем.
Будучи
противником разделения властей
на законодательную, исполнительную и
судебную, Конт вместе с тем резко разделяет
власть надуховную и мирскую. Это разделение
реально и благотворно для общества, при
условии безоговорочного превосходства
духовной власти над мирской. В средневековой
Европе духовная власть принадлежала
священникам, а мирская - военным. После
Французской революции произошло полное
поглощение духовной власти властью мирской,
которая перешла к политикам и юристам.
В современную эпоху вместе с торжеством
позитивизма мирская власть переходит
к “индустриалам” , а духовная - к “ученым”
(“философам”, “социологам” ), которых
Конт считал новыми “духовными владыками”,
новым “жречеством”, вначале в фигуральном,
а затем в буквальном смысле. Функции этой
категории, становящейся своего рода кастой,
в обществе, где восторжествует позитивизм,
чрезвычайно сложны и многообразны. Они
не только советуют, освящают, регулируют,
распределяют по классам, судят, но и, будучи
священниками нового культа, следят за
мыслями, поступками, чтением и даже за
воспроизводством потомства. Среди различных
систем социальных институтов или сфер
социальной жизни Конт особое значение
придает религии и морали. Эти две социальные
сферы окрашивают и пронизывают все остальные:
науку, экономику, политику, право и т.д.
Социальный вопрос для него прежде всего
не экономический и не политический по
своей сути, а морально-религиозный. Движущая
сила деятельности не интеллект, а чувство;
чувство же в свою очередь приводится
в движение моралью и религией. Вот почему
в “Системе позитивной политики” социология
растворяется в этих двух сферах. С помощью
“субъективного” метода разработка морали
сливается с построением социологии; все
науки служат лишь подготовительной ступенью
для морали, которая трактуется как своего
рода седьмая наука, находящаяся на вершине
иерархии наук. Характерное отождествление
фаталистски толкуемого социального закона
и повелительной моральной нормы хорошо
видно в любопытном тезисе Конта, согласно
которому социология должна стремиться
“постоянно представлять как неизбежное
то, что проявляется сначала как обязательное,
и наоборот”. Одновременно социология
становится средством учреждения Религии
Человечества. По Конту, в противовес протестантам
и деистам, которые атаковали религию
именем Бога, позитивисты “должны окончательно
упразднить Бога именем религии”. Религиозно-нравственное
начало пронизывает у Конта и такой институт,
как собственность.
Он был сторонником частной собственности
и права наследования имущества. Но вместе
с тем он постоянно подчеркивал “социальную
природу собственности” и ответственность
собственника перед обществом за то, как
он ею распоряжается.
В
принципе структура общества, изучаемая
социальной статикой, по Конту, радикально
не изменяется. Она может лишь испытывать
болезненные потрясения в “критические”
периоды, но затем вновь восстанавливается
благодаря прогрессу. Ведь согласно одной
из его формул, “прогресс есть развитие
порядка”.
7. Социальная динамика
Социальная динамика - это теория прогресса. Понятие прогресса характерно только для человеческих обществ, составляет их специфику и позволяет отделить социологию от биологии. Прогресс здесь возможен благодаря тому, что, в отличие от обществ животных, одни поколения могут передавать другим накопленные материальные и духовные богатства. Вследствие неразличения общества и человечества и включения социологии в “позитивную теорию человеческой природы” теория прогресса Конга в основе своей является антропологической. Социальный прогресс в конечном счете проистекает из врожденного инстинкта, заставляющего человека “непрерывно улучшать во всех отношениях любое условие своего существования”, развивать “в целом свою физическую, моральную и интеллектуальную жизнь.
Конт оговаривается, что прогресс не равнозначен безграничному росту счастья и человеческого совершенства, отмечая, что последнее понятие лучше заменить понятием “развития”. Социальная динамика лишена оптимизма, так как она признает возможность и даже необходимость отклонений. В истории “органические” периоды чередуются с “критическими”, когда преемственность нарушается. И тем не менее, социальное развитие в целом у Конта изображается как совершенствование, улучшение, прогресс. Конт постоянно подчеркивает непрерывный и преемственный характер прогресса. Подобно тому, как социальная статика выявляет солидарность в пространстве, социальная динамика выявляет солидарность во времени.
Социальная
динамика рассматривает каждое последовательное
состояние общества как результат
предыдущего и необходимый
В
метафизическую эпоху люди обладают
правом свободной дискуссии и основываются
только на индивидуальных оценках. Духовная
власть, принадлежащая метафизикам и литераторам,
поглощена мирской, принадлежащей законодателям
и адвокатам. Значение военной деятельности
сохраняется, но она становится преимущественно
оборонительной.
Наконец, в позитивную эпоху духовное
управление осуществляется “учеными”,
мирское - “индустриалами”. Основным
видом деятельности становится индустрия,
которая носит мирный характер. По Конту,
позитивная стадия в развитии человечества
должна была начаться сразу после Великой
Французской революции, но Революция осуществила
лишь разрушительную задачу и уклонилась
от нормального пути. В известном смысле
она еще продолжается. С духовной точки
зрения позитивная стадия начинается
с “Курса позитивной философии”. Сначала
Конт избегал указания точной даты начала
позитивной фазы в мирском, или политическом,
аспекте. Но в “Системе позитивной политики”
он ее указывает: это 1860 - 1865 гг.
Чтобы
эволюция человечества пришла к Земле
Обетованной (позитивному состоянию),
необходимо осуществить два ряда реформ.
Первые должны быть теоретическими; их
цель - создать твердые и общепринятые
мнения; их начало положено “Курсом”.
Другие реформы - практические, политические.
Они восстановят прекрасную социальную
организацию средневековья; отделят духовную
власть от мирской, доверив первую ученым,
вторую - “индустриалам”, заменят равенство
иерархией, а национальный суверенитет
– всеобщим централизованным управлением
компетентных людей. Позитивный, высший
этап у Конта констатируется и предсказывается
как неизбежный, но дальнейшая его судьба
характеризуется довольно туманно. Он
считает, что пройдет “еще много веков,
прежде чем подлинное Великое Существо
(т.е. Человечество) должно будет заняться
своим собственным упадком...”. Таким образом,
у Конта, как и у Маркса, находящийся впереди
человечества золотой век, одновременно
неизбежный и желанный, означает либо
нечто смутное, либо конец истории, либо
новый цикл развития, который начинается
с новой “теологической” стадии. Таким
образом, от наблюдения реально существовавших
и существующих этапов социальной эволюции
Конт переходит к характеристике того,
какой она необходимо будет и должна быть.
Социальная динамика завершается пророчествами,
практическими рекомендациями и утопическими
проектами.
Заключение
Конт внес важный вклад в становление социологии как научной дисциплины. Он обосновал ее необходимость и возможность. Это обоснование было по сути своей и неизбежно философским и, шире, мировоззренческим: очевидно, что изнутри социологии обосновать ее было невозможно, так как в качестве самостоятельной науки она еще не существовала, Конт понимал, что он находится лишь у истоков создания новой науки. Он наметил ее программу и отчасти пытался ее реализовать. Кое-что из этих попыток соответствовало его программе, кое-что ей противоречило. Конт внес серьезный вклад в формирование онтологических парадигм социологического знания, т.е. ключевых представлений о социальной реальности. Он доказывал ставший парадигмальным тезис о том, что социальная реальность - часть всеобщей системы мироздания. Он обосновал идею автономии “социального существования” по отношению к индивидуальному. Он одним из первых разрабатывал такие парадигмальные понятия, как “социальный организм” и “социальная система”. (Правда, он еще не различает общество и человечество, считая, что это одни и те же сущности, развивающиеся одинаковым образом.) Конт сформулировал эволюционистскую парадигму, доказывая, что все общества в своем развитии раньше или позже проходят одни и те же стадии. Он обосновал разделение обществ на военный и индустриальный типы, которое впоследствии продолжили и развили другие социологи. Его идеи лежат в основе разнообразных теорий индустриализма и технократии. Он зафиксировал выдвижение на авансцену социальной жизни и рост значения новых социальных категорий: предпринимателей, банкиров, инженеров, рабочего класса, ученых. Он был родоначальником одной из главных социологических традиций - традиций исследования социальной солидарности (обозначаемой также терминами “согласие” и “сплоченность” ).
В эпистемологическом аспекте огромное значение имел тезис Конта о том, что структура и развитие общества подчинены действию законов, которые необходимо изучать и на основе которых следует строить социальную практику. Его различение социальной статики и социальной динамики в той или иной форме сохранилось на протяжении всей истории социологии, а также проникло в смежные науки. Сохраняют свое значение и многие из его постулатов, касающиеся методов социологии: наблюдения, эксперимента, сравнительно-исторического метода и т.п. Даже его мистический “субъективный” метод оказал известное влияние на судьбы социологической мысли.
В
этическом аспекте важную роль в
развитии социологии сыграло обоснование
Контом выдающейся роли ученого в современном
обществе. Его вклад в профессиональную
этику новой науки состоял прежде всего
в доказательстве необходимости преобладания
наблюдения над воображением и в громком
призыве не “проклинать” и не “хвалить”
социальные факты, а изучать их; тем самым
он актуализировал применительно к социологии
важнейший для научной этики тезис Спинозы:
“Не смеяться, не плакать, а понимать”.
Правда, сам Конт в своей “субъективной”
социологии и “позитивной политике”
часто следовал противоположным принципам.
Но он с такой силой обосновывал этику
непредвзятого, свободного от всяких догм,
беспредпосылочного исследования, что
позитивизм в социологии всегда связывался
именно с такой этикой. Именно она и стала
главной для профессии социолога. Что
касается значения Конта для институционально
- организационной стороны развития социологии,
то здесь можно говорить не о прямом, а
лишь о косвенном его влиянии. Время институционализации
социологии при нем еще не наступило. Как
говорил сам Конт, “колыбель не может
быть троном”. В его время социология
находилась еще в колыбели. Нельзя сказать,
чтобы социология когда-нибудь или где-
нибудь до сих пор находилась “на троне”.
Но в том, что она сегодня занимает вполне
достойное место среди наук о человеке,
заслуга Конта несомненно велика.
Список
литературы
Конт О. Дух позитивной философии (Слово о положительном мышлении) СПб., 1910.
=