Общество и социализация

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 19:42, контрольная работа

Краткое описание

На протяжении всей истории социологии одной из важнейших ее проблем была проблема: что представляет собой общество? Социологи всех времен и народов пытались ответить на вопросы: как возможно существование общества? Каковы механизмы социальной интеграции, обеспечивающие социальный порядок, вопреки огромному многообразию интересов индивидов и социальных групп?

Оглавление

1. Общество: понятие и теории происхождения
2. Этапы и агенты социализации
3. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 31.32 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

Министерство  образования РФ

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №  1   вариант   9  

По      Социологии      

Наименование  дисциплин по учебному плану

Студент  3   курса, шифр  10-ЗЭ-ФК1   

Специальность    080105       

 

Фамилия    Пронин        

Имя   Константин    Отчество   Сергеевич  

Дата поступления работы          

Оценка      

Рецензент             

“ “   20 г. Подпись        

г. Краснодар, ул. 2-я Трудовая, 55       

 

(полный адрес  студента)

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

  1. Общество: понятие и теории происхождения
  2. Этапы и агенты социализации
  3. Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общество: понятие и теории происхождения

 
     На протяжении всей истории социологии одной из важнейших ее проблем была проблема: что представляет собой общество? Социологи всех времен и народов пытались ответить на вопросы: как возможно существование общества? Каковы механизмы социальной интеграции, обеспечивающие социальный порядок, вопреки огромному многообразию интересов индивидов и социальных групп?  
    В социологии существуют различные трактовки понятия общество. Основатель французской социологической школы Эмиль Дюркгейм рассматривал общество как надындивидуальную реальность, основанную на коллективных представлениях. Выдающийся немецкий социолог Макс Вебер считал, что общество это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, то есть ориентированных на других людей действий. Крупный американский социолог Толкотт Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. С точки зрения Карла Маркса общество это исторически развиающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.  
Во всех этих определениях в той или иной степени выражен подход к обществу, как к системе элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным.  
Общество как социокультурная система состоит из множества подсистем с различными системообразующими интегральными качествами. Одним из важнейших типов таких подсистем являются социальные общности.  
  Современное общество возникло в результате эволюции более простых социальных форм объединения людей.  
В обществе как социальной системе должны происходить многие сложные процессы, чтобы оно продолжало функционировать, как и прежде.  
Эти процессы, сохраняя само общество, ведут, тем не менее, к его изменению и развитию. Одни общества, изменяясь, приобретают новые типы социальных структур, культурных образований и склонность к эволюционному развитию. Другие общества могут быть настолько блокированы внутренними конфликтами или иными негативными помехами, что утрачивают способность к эволюции настолько, что с трудом могут поддерживать свое существование или начинают даже разрушаться.  
  В социологии существуют различные интерпретации изменения и развития общества, причин и основных этапов этих процессов.  
  1. Эволюционизм.  
  Наиболее влиятельные позиции в решении этой проблемы занимает эволюционизм как система взглядов, признающая объективный характер социального развития, берущая начало в исследованиях Ч.Дарвина. Основной проблемой в эволюционизме как подходе к познанию явлений развития общества стало выявление определяющего фактора, модификация которого ведет к изменению всего облика общества.  
  О.Конт в качестве такого решающего звена видел прогресс знания. Развитие знания от его теологической, мистифицированной формы к позитивной форме обусловливает переход человека от военного общества, основанного на подчинении обожествляемым героям и вождям, к индустриальному обществу, осуществляемый благодаря человеческому разуму. Это переход на качественно иной уровень производства и удовлетворения потребностей.  
  Г.Спенсер усматривает сущность эволюции общества в его усложнении, усилении его дифференциации, которое сопровождается ростом интеграционных процессов, восстанавливающих единство социального организма на каждом новом этапе его развития.  
Социальный прогресс сопровождается усложнением общества, ведущим к росту самостоятельности граждан, к росту свободы индивидов, к более полному обслуживанию их интересов со стороны общества.  
  Э.Дюркгейм рассматривал эволюцию как переход от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций, к солидарности органической, возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации, которая ведет к интеграции людей в единый социальный организм и является высшим моральным принципом общества.  
  К.Маркс в качестве определяющего фактора социального развития считал производительные силы общества, рост которых ведет к смене способа производства, которая, в свою очередь, является основой изменения всего общества и обеспечивает смену общественно-экономической формации. Прогресс общества возможен только на основе кардинального обновления способа производства, а новые экономические и политические структуры могут появиться лишь в результате социальной революции. Поэтому социальные революции это локомотивы истории, обеспечивающие обновление и ускорение развития общества.  
  Концепция эволюционизма сыграла положительную роль в понимании причин и хода развития общества, прежде всего благодаря признанию объективного характера общественного развития.  
Однако эволюционизм не смог объяснить причины кризисов, попятных движений, распада некоторых обществ и гибель цивилизаций. Была поставлена под сомнение сама идея объективности социального процесса из-за того, что его основные параметры (знания, свобода личности, солидарность, технический прогресс, производительные силы) могут служить источником и негативных тенденций. Оказалось, что эти параметры прогресса могут привести к созданию оружия, способного уничтожить весь мир, служить источником социальных конфликтов, привести к экологической катастрофе. Эволюционизм не смог также объяснить социальные процессы и явления, возникающие на сжатом историческом отрезке времени (смна правительств, рост преступности, отклонения в поведении индивидов и т.п.), так как он исходил из рассмотрения общества в большой исторической перспективе.  
Указанные проявления ограниченности эволюционизма преодолевались путем новых подходов к созданию общества, среди которых выделялись теории циклического развития (О.Шпенглер, А.Тойнби) и теория социального изменения (Т.Парсонс).  
  2. Теория циклического развития . 
  В теории циклического развития эволюция общества рассматривалась не как прямолинейное движение к более совершенному состоянию общества, а как своеобразный замкнутый цикл подъема, расцвета и упадка, вновь повторяющийся по мере его завершения. Циклические концепции развития общества рассматривали его изменение по аналогии с маятником, когда выведенное из равновесия под действием каких-либо факторов общество совершает колебательные движения от одной точки к другой, застывая посередине и восстанавливая тем самым свою стабильность.  
  Теория социального изменения  
Теория социального изменения Т.Парсонса строится на основе теории системы и кибернетики. В основе мыслительной модели (концепции) структур общества и его изменения лежит идея кибернетической иерархии различных систем: организм, личность, социальная система и культурная система как ступени растущей степени сложности. Действительно, глубокими изменениями являются те, что затрагивают культурную систему, которую Парсонс называет системой доверия. Экономические и политические перевороты, не затрагивающие уровень культуры в обществе, не меняют поэтому и самого общества в его основе. С этой точки зрения можно поставить вопрос о специфике русской культуры и русской ментальности, которые существовали на протяжении всей истории русского общества независимо от всех политических, экономических и иных потрясений.  
 Общество как социальная система обладает устойчивостью, способностью к самовоспроизводству, что находит проявление в стабильности его основных структурных элементов (адаптации). Если соотношение сил, элементов, поддерживающих равновесие, нарушается, то общественная система в целом, ее основные структурные элементы остаются неизменными, и утраченное равновесие быстро восстанавливается. Измнения остаются внутренними (например, рост влияния какой-либо социальной группы, появление нового состава государственных органов и т.д.), а система, интегрируя в себя новые образования, в целом остается неизменной. Этот вид социального изменения называется изменением равновесия.  
  Второй вид социального изменения это изменение структуры, когда система неспособна восстановить равновесие из-за сильного давления изнутри и вовне. Для сохранения целостности социальной системы происходит модификация социальных подсистем и их структурных элементов (социальных ролей, институтов, организаций).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Этапы и агенты социализации

Социализация – такой процесс, который не поддается искусственному управлению либо манипулированию. К 14 годам из талантливого ребенка можно  сделать вундеркинда, знающего в  совершенстве тот или иной предмет. Примеров ускоренного обучения множество, но не существует примеров ускоренной социализации. Мы уже сказали, что  социализация – это растянутый на всю жизнь процесс обучения своему социальному месту. Социализация должна начинаться в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые  процессы. В детстве закладывается  фундамент социализации, и в то же время это самый незащищенный ее этап. Широко известны случаи, когда  человеческих детенышей воспитывали  звери. Большую часть этих «детей-волков»  или «детей-газелей», обнаруженных в Вест-Индии, а также 5-летнего  маленького Тарзана, перелетавшего с ветки на ветку в лесах Сольвадора, удалось перевоспитать. По-видимому, в процессе социализации имеются некие оптимальные периоды для обучения различным вещам, которые позднее не усваиваются. Можно выделить следующие периоды социализации.

Первичная социализация. Термин «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное или ближайшее окружение человека. Однако первичная среда – не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, т.е. стоящая на первом месте по степени значимости. Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, это область межличностных отношений.

Первичная социализация — это «та  первая социализация, которой индивид  подвергается в детстве и благодаря  которой он становится членом общества.»

Вторичная социализация. Это сфера социальных отношений, охватывает вторую половину жизни, когда повзрослевший он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: государством, СМИ, армией, судом, церковью, трудовым коллективом и т.д. Именно в сознательном возрасте они влияют на человека особенно сильно.

Вторичная социализация — это «каждый последующий  процесс, позволяющий уже социализированному индивиду входить в новые сектора  объективного мира его общества.»

Когда заканчивается  первичная социализация и начинается вторичная? А.И. Кравченко предлагает следующее правило. Обретение политической (паспорт, право голосовать), экономической (устройство на работу), и социальной (создание собственной семьи) самостоятельности  означает качественную границу между  двумя этапами социализации.

Социализация  — это процесс двусторонний. С одной стороны, происходит усвоение индивидом уже накопленного социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей. С другой стороны, благодаря активной деятельности индивида, развивается процесс ретрансляции системы социальных связей. Таким образом, личность в процессе социализации не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные установки, ценностные ориентации, социальные навыки. Этот и есть свидетельство того, что человек не просто пассивно принимает, то, что ему предлагает общество

Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения  заставляют думать, что процесс социализации происходит при чьей-то посторонней  помощи. Так оно и есть. Помощники  – это люди и учреждения. Их называют агентами социализации.

Агенты  социализация — это люди, группы или социальные институты способствующие социализации. 

Поскольку социализация разделается на два  периода, постольку и агенты бывают двух видов: первичные и вторичные.

Агенты первичной социализации – родители, братья, сестры, дедушки и бабушки, близкие и дальние родственники.

Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, церкви, государства, СМИ и т.п. Термин «вторичная» описывает тех, кто стоит во втором  эшелоне влияния на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, а их воздействие, как правило, менее глубоко, чем у первичных агентов социализации. 

 Каждый  агент первичной социализации  выполняет множество функций. Например, отец по отношению к своему ребенку играет роли – опекун, администратор, воспитатель, друг, учитель. Агенты вторичной социализации выполняют одну-две функции. 

 Среди  агентов первичной социализации  не все играют одинаковые роли  и имеют равный статус. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители находятся в превосходящей позиции. Напротив, ровесники равны ему. В каком-то смысле ровесники и родители воздействуют на ребенка  в противоположных направления.  

Каждая  социальная группа может дать в процессе социализации только то, чему они обучены  или социализированы сами. Иначе  говоря,  у взрослых ребенок учится тому, как быть взрослым, а у ровесников – как быть ребенком. Поэтому родители часто смотрят на ровесников как на своих конкурентов в борьбе за влияние на ребенка. Малая группа ровесников выполняет важнейшую социальную функцию – облегчает переход от состояния зависимости к независимости. От детства к взрослости. Родители вряд ли научат тому, как быть лидером или добиться господства над другими.

Ш  Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, а вторичной нет. Объясняется это тем, что первые универсальны, а вторые специализированы

Безусловно,  рождение не обеспечивает автоматического включения человека в деятельность общества. Но при этом, как решительно настаивал классик отечественной психологии Л.С. Выготский: ребенок, родившись, уже задан как элемент определенной культуры, определенных социальных связей. Выросший среди хищных зверей киплинговский Маугли, став взрослым, смог вернуться к людям. А литературный Робинзон, проведя на необитаемом острове двадцать пять лет, умудрился сохранить изысканно-светскую форму общения. К сожалению, в жизни так не бывает. У детей, воспитанных в сообществе зверей, сформировать человеческие формы сознания оказалось невозможным. А всего лишь год, проведенный человеком в условиях изоляций от общества, нередко приводил к необратимым изменениям в его психике.

Можно сделать вывод: личность –  это всегда человек. Но не каждый человек  является личностью. Человек рождается  с предрасположенностью к социальности, но существом социальным он становится постепенно. Поэтому следует различать понятия: индивид, личность и индивидуальность.

 

Индивид — это человек как единичный  представитель той или иной социальной общности.

Специфические особенности реальной жизни и  деятельности данного конкретного  человека в содержание этого понятия  не входят.

Личность  — это конкретное выражение сущности человека, определенным образом реализованная  интеграция в индивиде социально  значимых черт и социальных отношений  данного общества.

Как отмечал  С. Л. Рубинштейн, "именно то, что особенно значимо для человека, выступает в конечном счете в качестве мотивов и целей его деятельности и определяет подлинный стержень личности".

Понятие личности применяется по отношению  к каждому человеку, поскольку  он индивидуально выражает значимые черты данного общества. Говоря иначе, личность, — определял академик Г. Л. Смирнов, — это "индивидуальное бытие исторически-конкретных общественных отношений".

Главное в личности — социальное качество. Личностным проявлением социальных качеств индивида выступает осуществляемая им социальная деятельность.

Индивидуальность  — это то особенное и специфическое, что отличает одного человека от всех других.

Индивидуальность - это, — по определению социолога  И. С. Кона, — "включая как природные, так и социальные, как телесные (соматические), так и психические, как унаследованные, так и благоприобретенные, выработанные в процессе онтогенеза свойства".

Общество развивается через  посредство практической реализации индивидуальных качеств личностей. Если бы личности не обладали этими качествами, то общество оказалось бы в состоянии вечного  застоя. Более того, чтобы стать  личностью, индивид должен обрести  индивидуальность. "В ходе онтогенетического  развития и жизненного пути человека, — писал психолог Б. Г. Ананьев, —  происходит прогрессирующая индивидуализация организма и личности человека, охватывающая все уровни этого развития.

В течение какого времени происходит социализация?           

 По этому вопросу точки  зрения ученых расходятся. Одни  считают, что социализация продолжается всю жизнь. Освоение социальных ролей и культурных норм начинается в младенчестве, проходит ряд этапов, включая обучение, изменение взглядов, привычек, вкусов, и заканчивается в глубокой старости. (А.И.Кравченко). Другие рассматривают социализацию как процесс социального взросления, он завершается тогда, когда молодой человек осваивает основные роли полноправного члена общества. Постижение появляющихся в обществе новых норм и ролей — это социальная адаптация, она сопровождает человека всю жизнь.(В.Н.Турченко)

Социализация проходит этапы, совпадающие  с так называемыми жизненными циклами человека. Они знаменуют  важнейшие вехи в биографии человека, которые вполне могут служить  качественными этапами становления  социального «Я»: поступление в  вуз (цикл студенческой жизни), женитьба (цикл семейной жизни), выбор профессии и трудоустройство (трудовой цикл), служба в армии (армейский цикл), выход на пенсию (пенсионный цикл).

Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни. 

  Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс, распадаясь на два этапа, получил в социологии особое название.

Десоциализация — отучение от ранее усвоенных ценностей и норм, ролей и правил поведения.

За десоциализацией следует новый этап.

Ресоциализация — этап обучения новым ценностям, нормам ролям и правилам поведения взамен усвоенных ранее.

Десоциализация и ресоциализация – две стороны одного процесса, а именно вторичной, или продолженной социализации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Список используемой литературы
  2. Кончанин Т.Л., Подопригора С.Я., Яременко С.Н. Социология:

Информация о работе Общество и социализация