Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 20:06, курсовая работа
Ценность – это положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, класса, группы, общества, определяемая не их свойствами как таковыми, а вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов, потребностей и социальных отношений. Каждый индивид обладает определенной иерархией ценностей.
1. Введение………………………………………………………………………..3
2. Ценности……………………………………………………………………….4
3. Заключение…………………………………………………………………...12
4. Список использованной литературы………………………………………..13
При характеристике ценностей – потребностей очень важен учет условий их реализации. Так, до сих пор актуальна проблема точек «культурного притяжения». Территориальная удаленность учреждений культуры от места жительства как в городе, так и на селе становится серьезной причиной, мешающей обогащению духовного мира людей, ибо вызывает значительное психологическое напряжение, которое возрастает пропорционально затратам времени на транспорт. Не случайно поэтому многие планы и намерения по развитию культуры остаются нереализованными. Иначе говоря, показатели обеспеченности в том виде, в каком они используются для оценки состояния сферы культурного обслуживания, недостаточно четко отражают реальное положение вещей, поскольку не учитывают национальных, территориальных, региональных различий в условиях жизни людей.
По-прежнему
ограничен доступ населения к
культурным ценностям. Так, выбор книг
в сельских библиотеках, малых городах
незначителен, их фонды дублируют
друг друга, а многие новинки литературы
приобретаются с большим
Одна из проблем развития духовных потребностей – это перекосы в способах их удовлетворения. В 70-80-е годы фиксировался так называемый книжный голод. Ситуация была такова, что в личных библиотеках скопилось более 40 млрд. книг, т.е. в 10-12 раз больше, чем во всех государственных, коллективных и общественных библиотеках. 90-е годы принесли другие проблемы. Книжное дело во многом оказалось во власти массовой культуры, низкопробных вкусов. В то же время научная и художественная литература, на первых порах порадовав многообразием, оказалось не по карману многим потенциальным потребителям.
Анализ современных потребностей позволяет утверждать, что за последнее время возрос темп появления новых и дифференциации старых. И дело скорее не в том, что люди не имели этих потребностей, а в том, что их удовлетворение сдерживалось самыми различными ограничениями, надуманными запретами, ориентацией на то, что будто из одного центра можно регулировать вкусы и наклонности человека.
Но открытость имеет и свои издержки. Получили определенное распространение и были возвеличены такие ценности, как «умение жить», корысть, неразборчивость в средствах наживы и т.п. Кроме того, стали эксплуатироваться и даже пропагандироваться с помощью средств массовой информации патологические наклонности. Имеются и другие издержки в развитии культуры, в частности в виде различных проявлений молодежной субкультуры – хиппи, панки, рокеры и т.п., а также гипертрофированных ориентаций на «тяжелый рок», «авангард», «инструментализм». Свобода творить привела и к оживлению далеко не бесспорных течений в художественном творчестве, что нередко было продиктовано стремлением выделиться, завоевать себе место под солнцем.
В то же время очевидно, что в условиях становления новой морали важное значение имеет не запрет, а постоянная поддержка истинных духовных ценностей в расчете на то, что время внесет поправки и поставит точки над «I» в потребностях человека. (4)
Заключение
Общество предлагает своим членам «идеалы», создающие ценности. Это не просто будущее, о котором мечтают люди. Идеал ориентирует мысли и действия. В конкретном обществе ценности организуются в некую систему, или лестницу ценностей, которые должны обладать определенной связью даже при наличии отдельных противоречий.
Таким образом, ценности – это общественные установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных предписаний о добре и зле, справедливости, красоте, истине и т.д. (2)
Изменения социальных структур совпадают с изменениями морали, но данное совпадение не означает, что одни являются причинами других. Лучше других подготовлены к «модернизации» те, кому удалось принять «современную» систему ценностей, которую им внушают школа, молодежное движение и средства массовой информации (пресса, радио, телевидение). (1)
Список использованной литературы
Информация о работе Общечеловеческие ценности в современном мире