Общая характеристика программы социологического исследования, ее практическая необходимость

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:59, реферат

Краткое описание

Социологическое исследование (СИ - сокращено нами, Ф.А.) – это инструмент социологического изучения социальных явлений в их конкретном состоянии с помощью методов, позволяющих проводить количественные и качественные сбор, измерения, обобщения, анализ социологической информации (Э.А. Капитонов).
Социологическое исследование начинается с разработки программы исследования и проводится в полном соответствии с положениями, зафиксированными в ней. От качества программы, ее научного уровня зависит эффективность всей последующей работы социолога или, как правило, исследовательской группы социологов.

Файлы: 1 файл

МИМСИ.doc

— 48.00 Кб (Скачать)
  1. Общая характеристика программы социологического исследования, ее практическая необходимость.

Социологическое исследование (СИ - сокращено нами, Ф.А.) – это инструмент социологического изучения социальных явлений в их конкретном состоянии с помощью  методов, позволяющих проводить количественные и качественные сбор, измерения, обобщения, анализ социологической информации (Э.А. Капитонов).

Социологическое исследование начинается с разработки программы исследования и проводится в полном соответствии с положениями, зафиксированными в ней. От качества программы, ее научного уровня зависит эффективность всей последующей работы социолога или, как правило, исследовательской группы социологов. Существующие в практике разного рода опросы, проводящиеся без тщательно подготовленной исследовательской программы, не являются социологическими исследованиями. Такие факты профанируют социологию, свидетельствуют о социологическом непрофессионализме, позволяют спекулировать на авторитете науки, тем самым, подрывая ее. Более того, выводы и рекомендации, полученные на основе беспрограмного применения методов сбора социологической информации, не могут быть достаточно достоверными, а поэтому их внедрение в практику грозит не решением, а усугублением социальных проблем, ошибочностью принятых управленческих решений.

Программа относится  к типу стратегических документов научного исследования, цель которых – представить  общую схему или план будущего мероприятия, изложить концепцию всего  исследования. Она содержит теоретическое  обоснование методологических подходов и методических приемов изучения конкретного явления или процесса.

Программа исследования выступает основой социологического исследования, его квинтэссенцией. В ней заключены все знания исследователя, его квалификация в  выборе проблемы, объекта и предмета исследования, построение выборки и инструментария, организация полевого этапа, анализа и интерпретации собранных данных, поэтому все стадии работы социолога отражены в его главном документе – программе социологического исследования.

Программа исследования – это изложение его теоретико - методологических предпосылок (общей  концепции) в соответствии с основными  целями предпринимаемой работы и  гипотез исследования с указанием  правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки (В.А.Ядов).

Программа социологического исследования – это теоретический  документ, излагающий методологические, методические и организационные  принципы, приемы, средства изучения конкретного  социального объекта (А.И. Шикун).

Программа, исходя из своего назначения, выполняет функции:

а). Теоретико-методологическую (методологическую), которая позволяет  определить научную проблему и подготовить  основы для ее решения в контексте  изменяющегося теоретического знания в данной сфере.

б). Методическую, которая позволяет наметить методы сбора социологической информации и описания ожидаемых результатов, благодаря которым можно осуществить переход от теоретических положений к эмпирическим фактам, затем, от них к новым теоретическим обобщениям, выводам и практическим рекомендациям.

в). Организационную, которая позволяет спланировать деятельность исследователя или  коллектива исследователей на всех этапах работы, определять ее последовательность и проводить контроль поэтапного хода исследования.

В идеальном случае программа теоретико-прикладного исследования включает следующие, по мнению

В.А. Ядов (Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1999. – С. 70)

Методологический  раздел программы:

1.Формулировка  проблемы, определение объекта и  предмета исследования.

2.Определение  цели и постановка задач исследования.

3.Уточнение  и интерпретация основных понятий.

4.Предворительный  системный анализ объекта исследования.

5.Развертывание  рабочих гипотез.

Методический  раздел программы:

6.Принципиальный (стратегический) план исследования.

7.Обоснование  системы выборки единиц наблюдения.

8.Набросок основных  процедур сбора и анализа исходных  данных.

Программа дополняется  рабочим планом, в котором упорядочиваются этапы работы, сроки осуществления исследования, оцениваются необходимые ресурсы и т.д.

Основные требования к программе:

1. Необходимость. 

2. Эксплицитность (ясность, четкость).

3. Гибкость. Нельзя начать с выбора принципиального плана, не представляя цели и задачи исследования. Бессмысленно пытаться формулиро¬вать частные гипотезы, не представляя объект в целом (хотя бы на уровне общих гипотез). Нельзя начинать отработку методов сбора данных, не имея принципиального плана исследования в целом и до того, как ключевые понятия подверглись эмпирической интерпретации.

4. Логическая последовательность структуры. Кажется, что оно противоречит предыдущему. Но в действительности гибкость программы подчеркивает связанность всех ее звеньев в динамике развития процесса исследования, обязывает систематически обозревать все разделы программы по мере того, как обнару¬живаются ошибки в каком-то отдельном звене.

 

 

 

 

 

  1. Характеристика элементов программы социологического исследования: формулировка проблемы, объект, предмет.

Проблема исследования является исходным пунктом всякого  исследования. Она представляет собой: 1) все то, что требует исследования и решения (широкий смысл), и/или 2) объективно возникающий комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес (узкий смысл).

Для социолога проблема предстает  в форме проблемной ситуации. Ее смысл имеет две стороны: гносеологическую и предметную.

Гносеологический  аспект проблемной ситуации — это  противоречие между имеющимся знанием о проблеме и тем, которое необходимо для ее решения. С управленческой точки зрения это своеобразный перечень параметров управляемой системы, значе­ния которых необходимо изменить с существующего уровня на тот, который ЛПР считает целесообразным. В такой интерпретации проблема заключается в определении методов перевода значений названных параметров с одного уровня на другой (например, в отношении закона об отмене льгот власти могут поставить задачу перед информационно-аналитическими структурами как поиск методов перевода отрицательного общественного мнения по поводу этого закона на положительное).

Предметная  сторона проблемы социологического исследования — социальное противоречие, требующее организации целе­направленных  действий для его устранения или выбора одной из возможных альтернатив его развития. Конкретным выражением этой стороны проблемы является перечень действий, направленных на ее разрешение.

Оба аспекта  проблемы тесно между собой взаимосвязаны.

Объект исследования включает в себя все то, что явно или неявно содержит проблемное противоречие и порождает проблемную ситуацию.

Необходимо  помнить, что под объектом исследования обычно понимают определенную часть  окружающего нас материального  или нематериального мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней, но только ту часть, в которой про­является интересующая исследователя проблема. Это могут быть физические тела, живые организмы, социальные общности или отдельный человек. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали и существуют вне зависимости от того, знаем мы что-либо об их существовании или нет.

Предмет исследования — это конкретная трансформация  формулировки проблемы, содержащая наиболее значимые с теоретической или  практической точки зрения ее аспекты для данного объекта. (Например, проблема: противоречие между равными правами на трудоустройство и неравенством возможностей их реализации в различных социальных группах. Предмет: соотношение между планами на трудоустройство и реальными масштабами их реализации.)

 

  1. Понятие “выборочная совокупность”, репрезентативность и ошибка выборки как характеристики качества выборочной совокупности.

Выборочное  наблюдение – это такое несплошное наблюдение, при котором статистическому  обследованию подвергаются единицы совокупности, отобранные случайным способом. Задача такого наблюдения – по обследуемой части дать характеристику всей совокупности.

Для постановки задачи выборочного исследования необходимо ввести следующие понятия:

- Генеральная  совокупность – изучаемая совокупность, из которой производится отбор единиц, подлежащих изучению, она может быть конечной (N) или бесконечной (∞).

- Выборочная  совокупность (выборка) – часть  единиц генеральной совокупности, отобранная для изучения (n). Обозначим показатели, характеризующие выборочную и генеральную совокупности:

При правильном формировании выборки величину ее ошибки можно рассчитать заранее. В общем  случае под ошибкой выборки понимают объективно возникающее расхождение  между характеристикам выборки и генеральной совокупности.

Ошибки выборки  подразделяются на ошибки регистрации  и ошибки репрезентативности.

Ошибки регистрации  возникают из-за неправильных или  неточных сведений. Их источником является невнимательность регистратора, неправильное заполнение формуляров, описки или же непонимание существа исследуемого вопроса.

Ошибки репрезентативности возникают вследствие несоответствия структуры выборки структуре  генеральной совокупности. Источником их существования является разная вариация признака у статистических единиц, в результате которой распределение единиц в выборочной совокупности отличается от распределения единиц в генеральной совокупности. Ошибки репрезентативности делятся на систематические и случайные.

Систематические ошибки репрезентативности возникают из-за неправильного формирования выборки, при котором нарушается основной принцип научно организационной выборки – принцип случайности.

Случайные ошибки репрезентативности означают, что даже при соблюдении принципа случайности отбора единиц, расхождения между характеристиками выборки и генеральной совокупности все же имеют место.

 

 

 

  1. Виды построения выборочной совокупности: случайный бесповторный и повторный отбор.

Случайный отбор  – наиболее распространенный способ отбора в случайной выборке, его еще называют методом жеребьевки, при нем на каждую единицу статистической совокупности заготовляется билет с порядковым номером. Далее в случайном порядке отбирается необходимое количество единиц статистической совокупности. При этих условиях каждая из них имеет одинаковую вероятность попасть в выборку, например тиражи выигрышей, когда из общего количества выпущенных билетов в случайном порядке наугад отбирается определенная часть номеров, на которые приходятся выигрыши. При этом всем номерам обеспечивается равная возможность попасть в выборку.

Повторный отбор. Каждая отобранная единица или серия возвращается во всю совокупность и может вновь  попасть в выборку. Это так называемая схема возвращенного шара.

Бесповторный отбор. Каждая обследованная единица изымается и не возвращается в совокупность, поэтому она не попадает в повторное обследование. Эта схема получила название невозвращенного шара.

 


Информация о работе Общая характеристика программы социологического исследования, ее практическая необходимость