Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 23:07, реферат
х Нуклеарные семьи как социальные единицы, состоящие из мужчины и женщины и их детей, часто противопоставляются расширенным семьям. Один из теоретических подходов предполагает существование "функционального соответствия" между нуклеарной семьей и процессом индустриализации, поскольку нуклеарная семья свободна от широких родственных связей, является более мобильной географически и социально, обеспечивает большую эмоциональную свободу посредством неограниченности выбора партнера по браку и делает возможным заполнение профессиональных
Общая характеристика
нуклеарной семьи
Нуклеарные
семьи как социальные единицы, состоящие
из мужчины и женщины и их детей, часто
противопоставляются расширенным семьям.
Один из теоретических подходов предполагает
существование "функционального соответствия"
между нуклеарной семьей и процессом индустриализации,
поскольку нуклеарная семья свободна
от широких родственных связей, является
более мобильной географически и социально,
обеспечивает большую эмоциональную свободу
посредством неограниченности выбора
партнера по браку и делает возможным
заполнение профессиональных ролей на
основании критериев достижения, что соответствует
требованиям индустриального общества.
Таким образом, семейная структура в современном
обществе состоит как бы из относительно
изолированных нуклеарных семейных домов,
хотя при этом допускается существование
значительных социальных различий. Однако
согласно исследованиям последнего времени:
1)
не все семейные структуры
в период до промышленной
2)
собственно процесс
3)
в настоящее время имеются
данные о том, что для
Современные
семьи правильнее рассматривать
как модифицированные расширенные
семьи, в которых между не обязательно
совместно проживающими родственниками
поддерживаются широкие контакты в форме
визитов, телефонных звонков и обмена
услугами. В этой системе взаимной поддержки
важная роль может принадлежать и тем,
кто не состоит в родственной связи с данной
семьей, что приводит к возникновению
модифицированной первичной группы вокруг
каждой семьи. Представление о семье как
об унитарном феномене в известной степени
является заблуждением. Кроме обычной
нуклеарной семьи, состоящей из жены, мужа
и детей, существует целый ряд других структур
дома. В Британии в последние два десятилетия
наблюдалась тенденция к уменьшению размеров
домов, увеличению числа людей, совместно
проживающих до брака или вне брака, увеличению
числа разводов, повторных браков и количества
внебрачных детей.
Такие
изменения в структуре домов
в какой-то мере ставят под сомнение
функциональные теории семьи, распространенные
сорок или пятьдесят лет назад. Представители
функционализма считали, что семья является
универсальным социальным институтом,
поскольку она выполняет в обществе ключевые
функции социализации, заботы о детях
и воспроизводства населения. Однако в
современных обществах число семей такого
типа уменьшается.
Вероятно
также и то, что данная семейная
структура создает определенные
сложности для общества и для членов семьи.
Семьи могут быть как функциональными,
так и характеризоваться дисфункцией.
Например, некоторые современные исследователи
говорят об угнетенном положении женщины
в рамках современной семьи, что наносит
психологический ущерб также и другим
индивидам.
Нуклеарная
семья. Сексология
Нуклеарная
семья не всегда малая, хотя обычно процесс
нуклеаризации связан с массовым распространением
внутрисемейного ограничения деторождения.
Нуклеарная семья развивает самостоятельность
её членов, их автономность относительно
друг друга, и если этот процесс проходит
корректно и бесконфликтно, то он укрепляет
семейные узы, делает семью более прочной,
спаянной.
Напротив,
недостаточная подготовленность к
брачной и тем более семейной
жизни приводит к конфликтным ситуациям
(включая сферу интимных отношений) и увеличивает
бракоразводность. Последнее чаще всего
встречается в нуклеарных семьях, где
один из супругов или оба были в родительских
семьях единственными детьми-кумирами.
Срабатывает эффект исключительности
и на её основе - взаимопроявляемой антагонистической
авторитарности. Если к этому прибавляются
завышенные взаимные социальные притязания
супругов, например, на основе неравной
материальной обеспеченности, то при недостаточности
общей культуры всё это может привести
к разводу. Серьёзные сложности организации,
особенно молодёжной нуклеарной семьи,
составляют социальные неурядицы, обрушивающиеся
на молодых супругов, а также неудовлетворительная
подготовка к интимной жизни. Поэтому
в настоящее время семья вообще, а нуклеарная
в частности, стала объектом исследования
многих общественных наук: социологии,
экономики, права, этнографии, педагогики,
демографии и сексологии, приобретая социально-общественное
значение.
Исследования
не зафиксировали ярко выраженной взаимосвязи
между прочностью брака, удовлетворением
сексуальной стороной жизни и
типом семьи. Однако, если связать воедино
тип семьи (нуклеарная, расширенная) с
жилищными условиями и удовлетворённостью
супругов интимной жизнью, можно сказать,
что нуклеарная семья, имеющая хорошие
жилищные условия, имеет больше возможностей
для интимной жизни. Супруги, живущие отдельно
и имеющие достаточно укромных мест для
половых контактов, имеют несомненные
преимущества по сравнению с теми, которые
живут вместе с родителями в стеснённых
бытовых условиях. В первом случае муж
и жена, живя в нормальной квартире, могут
быть достаточно раскрепощены, быстрее
найдут средства и способы взаимного удовлетворения.
Сексология
выдвинула проблему воспитания этики,
эстетики, психологии, гигиены, культуры
сексуального поведения лиц, вступающих
в брачные отношения, тем более что основой
современного брака становятся не экономические
или статусные отношения, а эмоциональная
сторона межличностных отношений. Нынешняя
тревожная тенденция развития брачно-семейных
отношений (снижение рождаемости, рост
разводов, увеличение количества неполных
семей и др.) характеризует не только их
распад, но и сложности социально обусловленной
трансформации семьи (особенно нуклеарной)
и её функций.
Есть
ли будущее у нуклеарной семьи?
Современная
(объяснительная) демография использует
две противоположные парадигмы в рамках
которых ставятся и решаются основные
проблемы, связанные с тенденциями демографических
процессов. Теория демографического перехода
в своей содержательной части представляет
собой разновидность теории социального
развития (эволюционизма, девелопментализма
и т.п.), т.е. той теории, которая сопряжена
с идеей социального прогресса и которая
описывает феномены модернизации со знаком
плюс. Другая теория - демографических
изменений - сосредоточена на динамических
аспектах социальной реальности, рассматриваемой
в качестве "поля" взаимодействия,
а не в качестве "объекта", подверженного
"фундаментальным", "необратимым
" и т.п. "сдвигам". В социологии
изменений нет поиска "перводвигателя",
нет выбора из факторов - главных причин
наблюдаемого хода событий. Человеческая
деятельность является источником причин
и следствий, история есть продукт человеческой
деятельности. В рамках этих двух подходов
обычно рассматриваются все трансформации
семьи.
В
теории развития анализируется переход
от "традиционной" семьи к "современной",
к альтернативным семейности формам
организации человеческих отношений.
Из факта изменения семейных структур
выводится неизбежность этих изменений,
легко переходящая в фаталистическую
интерпретацию наблюдаемых феноменов,
как якобы независящих от человеческих
действий, совершаемых помимо воли людей
и ведущих к предопределенному финалу,
как правило, оцениваемому позитивно.
В парадигме прогрессистского развития
все нынешнее многообразие форм семейной
жизни оценивается по степени приближения
их к идеалу современной семьи.
В
концепции исторического
Огосударствление
семейной жизни сужает суверенитет
семьи и сферу частной жизни,
поскольку ограничивает первичность,
интимность семейных отношений. Современное
государство становится терапевтическим
и превращает полную семью (и ее осколочные
формы) в клиента государственных служб.
В связи с неэффективностью семьи как
института (невыполнение специфических
функций, элиминирование автономности
семьи, снижение привлекательности брака
и семьи для личности) возникает задача
приватизации семейной жизни. Активная
семейная политика по укреплению полной
семьи с несколькими детьми предполагает
такое устранение кризиса семьи, при котором
ограничиваются регламентированные воздействия
государства на разъединение семейных
поколений, на сведение семейности к супружеству
и к семейным диадам типа "мать-ребенок",
"взрослый - иждивенец" и др.
Современное
состояние семьи в РФ. Кризис или
эволюция
За
последние десять лет и в научной
социологической литературе, и в
массовой популярной печати термин "кризис
семьи" буквально прорвался в
употребление и образует своеобразный
стереотип восприятия современных
семейных проблем. Порой этот термин
используется в ка-честве некоторой
аксиомы, используемой для обозначения
исходного пункта понимания общей ситуации
в данной сфере, и трактуется как кризис
социального института, системы ценностей
фамилизма (семья перестает быть ценностью
для людей, исчезают мотивы, побуждающие
их вступать в брак и заводить детей).Сюда
добавляются такие негативные явления
как подъем уровня разводимости, распространение
идеала однодетной семьи, невыполнение
семьей своих функций, ослабление родственных
связей, а также распространение различных
девиантных форм семейного поведения.
В этом кризисе, в частности, видится первопричина
российской де-популяции Федотова Ю. В.
Проблема понимания кризиса семьи.
Между тем, заслуживает рассмотрения вопрос о том, какие представления скрываются за этой аксиоматикой. Этот вопрос отнюдь не праздный, он связан с формированием социологического подхода к изучению семьи, выработкой соответствующих исследовательских программ. Современная семья - наиболее приватная сфера социокультурной реальности и здесь, как нигде, проявляются последствия так называемой индивидуализации жизненных сти-лей, увеличивающейся вариативности ее модели. Все это вряд ли можно оценить с точки зрения какого-то нормативистского масштаба. Наличие же указанных кризисных атрибутов в реальности нуждается в социологическом доказательстве. Существуют исследования, результаты которых делают подобные диагнозы проблематичными.
Наиболее
подробно понимание кризиса современной
семьи изложено у Антонова А.И., Медкова
В.М. и др. Краеугольный камень этой позиции
составляет положение о существовании
двух научных парадигм, имеющих мировоззренческий
смысл, - "либерально-прогрессистской",
или эволюционной, и "консервативно-кризисной".
Смысл первой парадигмы заключен в убеж-дении,
что на обломках старой традиционалистской
семьи возникают новые альтернативные
структуры семьи, а второй - в предупреждении
возможности исчезновения семейного образа
жизни и в необходимости укрепления семейных
основ бытия, объяснении его дисфункций
и патологии.
Вторая
парадигма явно содержит два момента:
во-первых, определенную оценку историчес-кого
процесса, приведшего к изменению семьи
и некий идеал семейного бытия; во-вторых,
рас-смотрение семьи как социального института
в русле парсонианских идей. История уже
предло-жила вариант семейной целостности,
самосохраняющейся, противостоящей воздействиям
извне -традиционалистскую (патриархальную)
модель семьи. Крестьянскую по преимуществу.
Для нее характерны родственно-семейный
принцип организации жизни; "перевес
ценности родства над максимизацией выгод
индивида", над экономическими целями
индивида; естественность домо-хозяйства
в качестве основы семейной жизни; социокультурная
заданность семейных ролей, принцип семейного
"Мы" в отношении с внешним окружением;
семьецентризм в противовес эгоцентризму;
многодетность в противовес малодетности;
семейный авторитет в социализации детей.
Вряд ли в связи с этим возможно выставление
требования возвращения в прошлое, скорее
идеал традиционализма призван использоваться
в качестве некоторой шкалы оценок происходящих
изменений в семье, поиска социокультурных
констант семейной жизни. Таким образом,
можно заключить о выдвижении нормативистского
подхода.
Россия
переживает кризис "фамилистической
цивилизации", считают А.И. Антонов и
В.М. Медков . Антонов А.И., Медков В.М. Социология
семьи. Усматривая корень кризиса в семейной
аномии - нарушении семейного равнове-сия,
распада семейных связей, ценностных ориентации.
Социокультурная тенденция индивидуализации
жизни, отмечаемая на протяжении нескольких
столетий, описывается как конфликт между
личностью и обществом, скрываемый иллюзией
роста самосознания личнос-ти, увеличения
экологической, политической, демографической
и т.п. сознательности, которая призвана
расширить на основе свободы выбора зону
личных решений и ответственности во благо
общества. "Эмансипация личности от
семьи и нуклеаризация самой семьи, разъединение
семейных поколений, массовость малодетной
семьи и ее несостоятельность в такой
социализа-ции потомства, когда оно готово
мотивироваться к действиям, отвечающим
нуждам общества, потому, что оно прежде
в семье мотивируется подчинять эгоцентрические
интересы семейным, -все это привело в
XX в. в промышленно развитых странах к
устранению семейного влияния, по-средничества
семьи в противостоянии личности и общества".
Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи.