Объект и предмет социологии как науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 00:25, курсовая работа

Краткое описание

В массовом сознании социология часто ассоциируется с проведением опросов населения и изучением общественного мнения. Этому способствуют многочисленные телевизионные передачи, статьи в газетах и журналах, в которых приводятся результаты социологических исследований, характеризующие распределение мнений людей относительно того или иного события, данные о степени поддержки избирателями различных политических партий, об удовлетворенности или неудовлетворенности респондентов работой, уровнем жизни, политикой правительства и т.д. Все это создает образ социологии как прикладной науки, способствующей решению самых злободневных проблем нашей общественной жизни.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
1. Объект и предмет социологии…………………………………………….4
2. Структура социологического знания и его уровни………………………5
3. Функции социологии………………………………………………………8
4. Методы социологии………………………………………………………11
5. Место социологии в системе общественно-гуманитарных наук………14
Заключение…………………………………………………………………...16
Список литературы…………………………………………………………..17

Файлы: 1 файл

социология кр.doc

— 78.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Методы социологии

Социология использует не только типичные для общественных наук абстрактно-теоретические методы (системно-категориальный анализ объекта), но и совокупность конкретно-эмпирических методов.

Наблюдение: изучение общества, общественного мнения, общественных настроений, социальных процессов в их естественном состоянии. Наблюдение может быть внешним, сторонним, когда социолог не является сам участником какого-то социального процесса, и внутренним, «включенным», когда социолог сам становится членом изучаемого коллектива или субъектом социального процесса. Наблюдение дает первичную информацию, которая затем может анализироваться, оцениваться, сравниваться и т.д.

Анализ статистических материалов: изучение документации, отчетов, справок, протоколов, статистики, материалов прессы, фактических данных и т.д., т.е. не непосредственного бытия социального объекта, а его отражения в первичной (как правило вербальной) документации. Используя статистические материалы, социолог воспроизводит состояние объекта в категориях социологии и выявляет тенденции развития объекта.

Интервью: это исследование в форме заданного устного опроса субъектов социума с целью получения «социологической картины объекта». В качестве социальных субъектов, респондентов для интервью избираются, как правило, типичные представители какой-то социальной группы, эксперты-профессионалы, известные лидеры. Результаты интервью могут представлять индивидуально-личностный интерес (интервью с известным артистом или спортсменом) или социально-типологический (мнения типичных представителей какой-то группы).

Анкетирование: это форма письменного опроса субъектов социума (групп, общностей) с целью получения совокупного представления о состоянии и функционировании социального объекта. Анкета или опросный лист включает в себя серию открытых (без конечного варианта возможных ответов) или закрытых (с конечным набором вариантов ответов) вопросов.

Социальное моделирование: оно связано с изучением социального объекта не в его натуральном, естественном виде, а в форме функциональных, структурных или атрибутивных моделей. Модель - это эвристический заместитель натуры. Как правило, при социальном моделировании используется ЭВМ, информационно-математические модели объекта.

Социальный эксперимент: это изучение социального объекта в его натуральном или модельном виде в контролируемых, искусственных условиях.

Существуют и другие методы получения социологической информации, но они, как правило, являются модификациями названных. К тому же надо учитывать, что каждый из методов имеет множество вариаций. Например, различают такие виды опроса, как выборочный, зондажный, групповой, заочный, очный, панельный, одноразовый, прессовый, прямой, раздаточный, сплошной, экспертный и др. В каждом случае исследователь определяет тот или иной метод и его варианты. В то же время необходимо учитывать взаимодополняемость методов во избежание ошибок.

Каждый метод конкретно-социологического исследования предполагает набор необходимых процедур, технологий, методик и для эффективного проведения исследования, и для получения адекватных результатов.

Анализ – познание объекта на основе изучения его частей, его компонентов, составляющих.

Синтез – познание целостности объекта путем объединения знаний о его составных частях, элементах, подсистемах. Синтез как бы завершает и продолжает анилиз, обеспечивая целостное, системное, интегративное знание объекта как целого.

Эксперимент – изучение объекта в искусственных контролируемых условиях.

Экстраполяция – познание объекта путем переноса знаний с одного (изученного) объекта на другой.

Моделирование – это изучение объекта не в его непосредственном виде, а на основе исследования его моделей.

Индукция – получение из частных знаний общего вывода.

Дедукция – это выведение частных знаний об объектах из общих положений, посылок.

Системный метод – изучение объекта как системы, состоящей из состава (совокупность компонентов) и структуры (способ связей компонентов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Место социологии в системе общественно-гуманитарных наук

Социология в системе наук не относится к естественным, техническим и гуманитарным наукам. Она находит свое место в системе общественных наук, в системе обществоведения.

В структуре обществоведения можно выделить 3 уровня знаний об обществе:

- частно-научный,

- общетеоретический,

- мировоззренческий.

Социология не относится к группе частных наук об обществе, изучающих отдельные сферы, области, аспекты общественной жизни. Здесь можно выделить такие науки, как демография, этнография, политология, этика, юриспруденция, социальная психология и др. Общая социология изучает общество в целом, в совокупности его областей и сторон — экономических, правовых, политических, демографических, нравственных, художественных, медицинских, спортивных, управленческих и т.д. В свою очередь общая социология дает жизнь таким прикладным социологическим дисциплинам, как социология труда, социология образования, социология искусства, социология науки, социология здравоохранения, социология спорта.

Однако социология все-таки не мировоззренческая наука, не некое мировоззренческое ядро обществоведения, поскольку она рассматривает общество как часть — третью Универсума, где выделяют неживые, абиотические системы, живые, биотические системы и социальные системы, человеческое общество. Мировоззренческий подход к Универсуму, точнее, к системе «Универсум — Человек» предполагает анализ всех составляющих универсума, мира, а не только общества, социальной системы. Религия, мифология, философия, искусство, народный опыт, наука в целом относятся к мировоззрению и являются его основными типами.

Социологию можно рассматривать как науку среднего уровня, как общую теорию общества. В данном случае важен ее общетеоретический характер: она не частная наука и она не мировоззренческая наука. Социология опирается на мировоззренческие учения о мире и человеке, она использует данные частных наук, но ее задача — обобщение частнонаучного материала и создание общего, интегративного портрета общества.

При этом социологию интересуют все временные характеристики общественной жизни: прошлое, настоящее и будущее, поэтому в самом первом приближении можно сказать, что социология — общественная наука об общих закономерностях становления, функционирования и развития общества (его структур, субъектов, институтов, детерминант).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Проблематика социологии довольно обширна. Все интересующиеся ее проблемами могут найти ответы в дополнительной литературе. Это относится не только к общетеоретическим вопросам социологии, но прежде всего к разделам прикладной социологии: социология образования, социология труда, социология искусства, социология предпринимательства, социология управления, социология науки, социология культуры, социология личности, социология общения и т.д. В рекомендуемой литературе авторы стремились назвать источники по этим разделам.

Можно сказать и о том, что каждый человек по натуре своей социолог. Он изучает жизнь, общество, друзей, представителей своей профессии, уличных знакомых, СМИ, газеты, деятелей, результаты выборов и т.д. Наша страна - страна социологов. И это не банальность, потому что в России интерес к общественной жизни и к жизни всей планеты всегда составлял особенность нашего национального характера. Это выражено Ф.Достоевским в понятии «всемирная отзывчивость», а соборность как психологическая российская черта известна всему миру.

Мы убеждены, что вслед за общей социологией настанет время и для серии прикладных социологии: социологии образования, социологии искусства, социологии науки и пр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.         Барулин В.С. Социальная философия. – М., 2003.

2.         Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы. – М., 2000.

3.         Демографический энциклопедический словарь. – М., 2005.

4.         Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология. – М., 2005.

2

 



Информация о работе Объект и предмет социологии как науки