Невербальные средства общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 21:47, доклад

Краткое описание

Наши представления о невербальном общении находят отражение во многих общепринятых фразеологических оборотах. О счастливых людях мы говорим, что они "переполнены" счастьем или "сияют" от счастья. Про людей, испытывающих страх, мы говорим, что они "замерли" или "окаменели". Гнев или злость описываются такими словами, как "лопнуть" от злости или "дрожать" от ярости. Нервничающие люди "кусают губы", т. е. чувства выражаются средствами невербального общения. И хотя мнения специалистов в оценке точных цифр расходятся, можно с уверенностью сказать, что более половины межличностного общения приходится на общение невербальное. Слушать собеседника поэтому означает также понимать язык невербального общения.

Файлы: 1 файл

доклад по русскому.docx

— 26.68 Кб (Скачать)

 Наклон, при котором  сидящие или стоящие собеседники  чувствуют себя удобно, зависит  от характера ситуации или  от различий в их положении  и культурном уровне. Люди, хорошо  знающие друг друга или сотрудничающие  по работе, обычно стоят или  сидят боком друг возле друга.  Когда они встречают посетителей  или ведут переговоры, то чувствуют  себя более удобно в положении  лицом друг к другу. Женщины  часто предпочитают разговаривать,  несколько склонясь в сторону собеседника или стоя с ним рядом, особенно если хорошо знают друг друга. Мужчины в беседе предпочитают положение лицом друг к другу, кроме ситуаций соперничества. Американцы и англичане располагаются сбоку от собеседника, тогда как шведы склонны избегать такого положения. Арабы наклоняют голову вперед.

 Когда Вы не  знаете, в каком положении Ваш  собеседник чувствует себя наиболее  удобно, понаблюдайте, как он стоит,  сидит, передвигает стул или  как движется, когда думает, чтонанего не смотрят.

 Значение многих  жестов рук или движений ног  в определенной мере очевидно. Например, скрещенные руки (или ноги) обычно указывают на скептическую, защитную установку, тогда как  нескрещенные конечности выражают  более открытую установку, установку  доверия. Сидят, подперев ладонями  подбородок, обычно в задумчивости. Стоять, подбоченившись, -. признак неповиновения или, наоборот, готовности приступить к работе. Руки, заведенные за голову, выражают превосходство. Во время разговора головы собеседников находятся в постоянном движении. Хотя кивание головой не всегда означает согласие, оно действенно помогает беседе, как бы давая разрешение собеседнику продолжать речь. Кивки головой действуют на говорящего одобряюще и в групповой беседе, поэтому говорящие обычно обращают свою речь непосредственно к тем, кто постоянно кивает. Однако быстрый наклон или поворот головы в сторону, жестикуляция часто указывает на то, что слушающий хочет высказаться.

Обычно и говорящим, и слушающим легко беседовать с теми, у кого оживленное выражение  лица и экспрессивная моторика.

 Активная жестикуляция  часто отражает положительные  эмоции и воспринимается как  признак заинтересованности и  дружелюбия. Чрезмерное жестикулирование, однако, может быть выражением беспокойства или неуверенности.

Межличностное пространство

Другим важным фактором в общении является межличностное  пространство - как близко или далеко собеседники находятся по отношению  друг к другу. Иногда наши отношения  мы выражаем пространственными категориями, как, например, "держаться подальше" от того, кто нам не нравится или  кого мы боимся, или "держаться поближе" к тому, в ком заинтересованы. Обычно чем больше собеседники заинтересованы друг в друге, тем ближе они  сидят или стоят друг к другу. Однако существует определенный предел допустимого расстояния между собеседниками (по крайней мере в Соединенных Штатах), он зависит от вида взаимодействия и определяется следующим образом:

o интимное расстояние (до 0,5 м) соответствует интимным  отношениям. Может встречаться в  спорте - в тех его видах, где  имеет место соприкосновение  тел спортсменов; 

o межличностное  расстояние (0,5-1,2м) -для разговора друзей с соприкосновением или без соприкосновения друг с другом;

o социальное расстояние (1,2-3,7 м) - для неформальных социальных  и деловых отношений, причем  верхний предел более соответствует  формальным отношениям;

o публичное расстояние (3,7 м и более) - на этом расстоянии  не считается грубым обменяться  несколькими словами или воздержаться  от общения. 

 Обычно люди  чувствуют себя удобно и производят  благоприятное впечатление, когда  стоят или сидятна расстоянии, соответствующем указанным выше видам взаимодействия. Чрезмерно близкое, как и чрезмерно удаленное положение, отрицательно сказывается на общении.

 Кроме того, чем  ближе находятся люди друг  к другу, тем меньше они друг  на друга смотрят как бы  в знак взаимного уважения. Напротив, находясь на удалении, они больше  смотрят друг на друга и  используют жесты для сохранения  внимания в разговоре. 

 Эти правила  значительно варьируют в зависимости  от возраста, пола и уровня  культуры. Например, дети и старики  держатся ближе к собеседнику,  тогда как подростки, молодые  люди и люди средних лет  предпочитают более отдаленное  положение. Обычно женщины стоят  или сидят ближе к собеседнику  (независимо от его пола), чем  мужчины. Личностные свойства  также определяют расстояние  между собеседниками: уравновешенный  человек с чувством собственного  достоинства подходит к собеседнику  ближе, тогда как беспокойные,  нервные люди держатся от собеседника  подальше. Общественный статус также  влияет на расстояние между  людьми. Мы обычно держимсяна большом расстоянии от тех, чье положение или полномочия выше наших, тогда как люди равного статуса общаются на относительно близком расстоянии.

 Традиция - также  важный фактор. Жители стран Латинской  Америки и Средиземноморья склонны  подходить к собеседнику ближе,  чем жители стран Северной  Европы.

 На расстояние  между собеседниками может повлиять  стол. Стол обычно ассоциируется  с высоким положением и властью,  поэтому когда слушающий садится сбоку от стола, то отношения принимают вид ролевого общения. По этой причине некоторые администраторы и руководители предпочитают проводить личные беседы, сидя не за своим столом, а рядом с собеседником - на стульях, стоящих под углом друг к другу.

Ответ на невербальное общение 

 Интересно, что,  отвечая на невербальное поведение  говорящего, мы невольно (подсознательно) копируем его позы и выражение  лица. Таким образом мы как бы говорим собеседнику: "Я вас слушаю. Продолжайте".

Как же реагировать  на невербальное общение собеседника? 'Обычно следует отвечать на невербальное "сообщение" с учетом всего  контекста общения. Это значит, что  если мимика, тон голоса и поза говорящего соответствуют его словам, то проблем  никаких нет. В этом случае невербальное общение помогает точнее понять сказанное. Когда, однако, невербальные "сообщения" противоречат словам говорящего, мы склонны  отдавать предпочтение первому, поскольку, как гласит популярная пословица, осудят не по словам, а по делам".

 Когда несоответствие  между словами и невербальными  "сообщениями" невелико, как  это имеет место, когда кто-либо  неуверенно приглашает нас несколько  раз куда-либо, мы можем отвечать  или не отвечать словами на  эти противоречивые выражения.  Многое зависит от участников  общения, характера их отношений  и конкретной ситуации. Но мы  редко игнорируем жесты и мимику. Они часто заставляют нас отложить  выполнение, например, высказанной  просьбы. Другими словами, понимание  нами невербального языка имеет  тенденцию опаздывать. Следовательно,  когда мы получаем от говорящего "противоречивые сигналы", то можем выразить ответ примерно в такой форме: "Я подумаю" или "Мы вернемся с Вами к этому вопросу", оставляя себе время для оценки всех сторон общения до принятия твердого решения.

 Когда несоответствие  между словами и невербальными  сигналами говорящего выражено ярко, на "противоречивые сигналы" вполне уместен и вербальный ответ. На противоречивые жесты и слова собеседника следует отвечать подчеркнуто тактично. Например, если говорящий соглашается что- либо сделать для Вас, но проявляет при этом признаки сомнения, например, делает частые паузы, задает вопросы или его лицо выражает удивление, возможно такое замечание: "Мне кажется, что Вы к этому относитесь скептически. Не объясните ли, почему?" Это замечание показывает, что Вы внимательны ко всему, что говорит и делает собеседник, и таким образом не вызовете у него беспокойства или защитной реакции. Вы всего лишь предоставляете ему возможность выразить себя более полно.

 Итак, эффективность  слушания зависит не только  от точного понимания слов  говорящего, но и в неменьшей степени от понимания невербальных сигналов. Общение включает также невербальные сигналы, которые могут подтверждать, а иногда и опровергать устное сообщение. Понимание этих невербальных сигналов - жестов и мимики говорящего - поможет слушающему правильно интерпретировать и слова собеседника, что позволит повысить результативность общения.  

Информация о работе Невербальные средства общения