Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 21:47, доклад
Наши представления о невербальном общении находят отражение во многих общепринятых фразеологических оборотах. О счастливых людях мы говорим, что они "переполнены" счастьем или "сияют" от счастья. Про людей, испытывающих страх, мы говорим, что они "замерли" или "окаменели". Гнев или злость описываются такими словами, как "лопнуть" от злости или "дрожать" от ярости. Нервничающие люди "кусают губы", т. е. чувства выражаются средствами невербального общения. И хотя мнения специалистов в оценке точных цифр расходятся, можно с уверенностью сказать, что более половины межличностного общения приходится на общение невербальное. Слушать собеседника поэтому означает также понимать язык невербального общения.
Наклон, при котором
сидящие или стоящие
Когда Вы не
знаете, в каком положении Ваш
собеседник чувствует себя
Значение многих
жестов рук или движений ног
в определенной мере очевидно.
Например, скрещенные руки (или ноги)
обычно указывают на
Обычно и говорящим, и слушающим легко беседовать с теми, у кого оживленное выражение лица и экспрессивная моторика.
Активная жестикуляция часто отражает положительные эмоции и воспринимается как признак заинтересованности и дружелюбия. Чрезмерное жестикулирование, однако, может быть выражением беспокойства или неуверенности.
Межличностное пространство
Другим важным фактором в общении является межличностное пространство - как близко или далеко собеседники находятся по отношению друг к другу. Иногда наши отношения мы выражаем пространственными категориями, как, например, "держаться подальше" от того, кто нам не нравится или кого мы боимся, или "держаться поближе" к тому, в ком заинтересованы. Обычно чем больше собеседники заинтересованы друг в друге, тем ближе они сидят или стоят друг к другу. Однако существует определенный предел допустимого расстояния между собеседниками (по крайней мере в Соединенных Штатах), он зависит от вида взаимодействия и определяется следующим образом:
o интимное расстояние (до 0,5 м) соответствует интимным отношениям. Может встречаться в спорте - в тех его видах, где имеет место соприкосновение тел спортсменов;
o межличностное расстояние (0,5-1,2м) -для разговора друзей с соприкосновением или без соприкосновения друг с другом;
o социальное расстояние
(1,2-3,7 м) - для неформальных социальных
и деловых отношений, причем
верхний предел более
o публичное расстояние
(3,7 м и более) - на этом расстоянии
не считается грубым
Обычно люди
чувствуют себя удобно и
Кроме того, чем
ближе находятся люди друг
к другу, тем меньше они друг
на друга смотрят как бы
в знак взаимного уважения. Напротив,
находясь на удалении, они больше
смотрят друг на друга и
используют жесты для
Эти правила
значительно варьируют в
Традиция - также
важный фактор. Жители стран Латинской
Америки и Средиземноморья
На расстояние
между собеседниками может
Ответ на невербальное общение
Интересно, что,
отвечая на невербальное
Как же реагировать на невербальное общение собеседника? 'Обычно следует отвечать на невербальное "сообщение" с учетом всего контекста общения. Это значит, что если мимика, тон голоса и поза говорящего соответствуют его словам, то проблем никаких нет. В этом случае невербальное общение помогает точнее понять сказанное. Когда, однако, невербальные "сообщения" противоречат словам говорящего, мы склонны отдавать предпочтение первому, поскольку, как гласит популярная пословица, осудят не по словам, а по делам".
Когда несоответствие
между словами и невербальными
"сообщениями" невелико, как
это имеет место, когда кто-
Когда несоответствие между словами и невербальными сигналами говорящего выражено ярко, на "противоречивые сигналы" вполне уместен и вербальный ответ. На противоречивые жесты и слова собеседника следует отвечать подчеркнуто тактично. Например, если говорящий соглашается что- либо сделать для Вас, но проявляет при этом признаки сомнения, например, делает частые паузы, задает вопросы или его лицо выражает удивление, возможно такое замечание: "Мне кажется, что Вы к этому относитесь скептически. Не объясните ли, почему?" Это замечание показывает, что Вы внимательны ко всему, что говорит и делает собеседник, и таким образом не вызовете у него беспокойства или защитной реакции. Вы всего лишь предоставляете ему возможность выразить себя более полно.
Итак, эффективность
слушания зависит не только
от точного понимания слов
говорящего, но и в неменьшей степени
от понимания невербальных сигналов. Общение
включает также невербальные сигналы,
которые могут подтверждать, а иногда
и опровергать устное сообщение. Понимание
этих невербальных сигналов - жестов и
мимики говорящего - поможет слушающему
правильно интерпретировать и слова собеседника,
что позволит повысить результативность
общения.