Наука как социальный институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 20:39, реферат

Краткое описание

Наука по самой своей сути явление социальное. Она создается сообществом ученых на протяжении уже более двух тысячелетий и представляет собой, конечно, не только отношение ученого к познаваемой им действительности, но и определенную систему взаимосвязей между членами научного сообщества. В науке существуют свой специфический образ жизни, регулируемый системой, как правило, неписаных, но передаваемых по традиции норм, своя система ценностей.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..……3

Глава I. Наука как социальный институт.
1.1 Наука как социальный институт………………………………………….4
1.2 Функции науки как социального института…………………………….4
1.3 Содержание науки как социального института…………………………5

Глава II. Наука в России.
2.1 Наука как институт в России………………………………………………6
2.2 Проблемы Российской науки…………………………...………………….6
2.3 Данные о современном состоянии науки в России.…….……………….7

Глава III. Государственная политика.
3.1 Государственная политика……………………………………….……….8
3.2 Критика…………………………………………………………..................11

Заключение…………………………………………………………………..…16

Список использованной литературы и сайты……………………………..17

Файлы: 1 файл

Наука как соц инст.docx

— 39.68 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение……………………………………………………………………..……3 

Глава I. Наука как социальный институт.

1.1 Наука как социальный  институт………………………………………….4

1.2 Функции науки  как социального  института…………………………….4

1.3 Содержание науки  как социального  института…………………………5 

Глава II. Наука в России.

2.1 Наука как институт  в России………………………………………………6

2.2 Проблемы Российской  науки…………………………...………………….6

2.3 Данные о современном состоянии науки в России.…….……………….7 

  Глава III. Государственная  политика.

3.1 Государственная  политика……………………………………….……….8

3.2 Критика…………………………………………………………..................11 

Заключение…………………………………………………………………..…16 

Список  использованной литературы и сайты……………………………..17 

Введение

  Понятие  науки - это не только форма  общественного сознания, направленная  на объективное отражение мира  и снабжающая человечество пониманием  закономерностей, это также и  сфера человеческой деятельности, главной задачей которой является  выработка и систематизация адекватных  знаний о действительности. Наука  - это деятельность по получению  новых знаний. Результатом такой  деятельности является сумма  всех научных знаний, которая  составляет основу научной картины  мира.

  Наука  по самой своей сути явление  социальное. Она создается сообществом ученых на протяжении уже более двух тысячелетий и представляет собой, конечно, не только отношение ученого к познаваемой им действительности, но и определенную систему взаимосвязей между членами научного сообщества. В науке существуют свой специфический образ жизни, регулируемый системой, как правило, неписаных, но передаваемых по традиции норм, своя система ценностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 1.1 Наука как социальный институт.

  Наука   как   социальный   институт  за время своего существования претерпела огромные изменения. От деятельности десятков древнегреческих ученых, собиравшихся в философских школах, занимающихся исследованиями по своему собственному желанию, вплоть до  современного  пятимиллионного международного научного сообщества, объединенного профессионально, организовывающего свою деятельность как на национальном, так и на международном уровне, в исследовательских группах, лабораториях,  институтах. Сегодня наука по существу представляет собой мощную отрасль по производству знаний с огромной материальной базой, с развитой системой коммуникаций.

  Рождением  современной науки следует считать  XVI – XVII века. В ходе своего  развития наука превращается  в социальный институт, закрепляет  за собой экспертизу, внедрение  научных знаний и ответственность  за производство. Современную науку  можно охарактеризовать и как  особую сферу культуры.

 1.2 Функции науки как социального института.

  Наука как социальный институт выполняет в обществе ряд функций:

1) Познавательная функция

Связана с выработкой и теоретической систематизацией нового знания о мире;

2) Функция сохранения и накопления результатов научной деятельности (знания);

3) Мировоззренческая функция

Связана с формированием научной картины мира;

4) Практическая функция

Связана с реализацией научных идей и открытий в практике, а также с тем, что наука превращается в неотъемлемый элемент материального производства. 
 

1.3 Содержание науки как социального института.

  Содержание науки как социального института таково:

-- система научных  знаний;

-- система отношений  в науке;

-- научная деятельность;

-- научные учреждения  и организации.

  Данный процесс  институциализации науки говорит  о ее самостоятельности, об  официальном признании роли науки  в системе общественного разделения  труда, о претензии науки на  участие в распределении материальных  и человеческих ресурсов.

  Как социальный институт наука включает в себя следующие компоненты:

совокупность  знаний и их носителей;

-- наличие специфических  познавательных целей и задач;

-- выполнение  определенных функций;

-- наличие специфических  средств познания и учреждений;

-- выработка  контроля, экспертизы и оценки  научных достижений;

-- существование  определенных санкций.

  
 
 
 
 
 
 
 

2.1 Наука как  институт в России.

 Наука как социальный институт возникла в России при Петре I, когда в Сибирь и Америку им было отправлено несколько экспедиций, в том числе Витуса Беринга и Василия Татищева, первого русского историографа.

  Современная  наука тесно связана со всеми  социальными институтами, пронизывает  собой не только сферу материального  производства, но и образование,  политику, военную сферу и др. Наука как социальный институт  становится сегодня важнейшим  фактором социально-экономического  потенциала общества, требуя существенных  материальных затрат. В этой связи  политика государства в области  науки превращается в одну  из ведущих сфер социального  управления.

  В России  работают тысячи учёных с большим  объёмом международного цитирования  (десятки и сотни ссылок на  их работы). Среди них преобладают  физики, биологи и химики, однако  полностью отсутствуют экономисты  и представители общественных  наук.

 2.2 Проблемы Российской науки.

  Нужно отметить, что весь наш огромный научный потенциал вымывается из России...

  Положение  науки и ученых в России  с начала 90-х годов можно назвать  катастрофическим. Резкие изменения  в обществе поставили перед  российской наукой трудноразрешимые  задачи: как выжить, как сохранить  кадры и как не потерять  темпы развития хотя бы в  тех сферах, в которых накоплен  значительный научный потенциал.  Сокращение государственных ассигнований, непомерные цены на оборудование, сырье, материалы, огромные затраты  на проведение научных исследований с одной стороны, и падение престижа ученых, уменьшение материальной оценки их труда – с другой, ведут к распаду научных коллективов, оттоку научных кадров в другие отрасли экономики, в коммерческую деятельность или же вынуждают ученых искать прибежище за рубежом.

  Наука в России поставлена на грань гибели. Потерян авторитет, который столетиями имела русская, а затем советская наука в мире. Многочисленные правительственные обещания сводятся к мелким подачкам, которые едва позволяют стремительно стареющим научным кадрам прокормиться. Казалось бы, государство, озабоченное сохранением своей независимости, должно принять срочные меры по исправлению катастрофического положения в науке. Однако реформы науки преследуют всё яснее обозначающуюся цель - полное уничтожение науки.

  2.3 Данные о современном состоянии науки в России.

  Количество научных работников в России стремительно падает. В 1995 году в России было около 625 тысяч ученых. С тех пор их число стабильно уменьшалось на 2 % в год. В результате к 2007 году осталось лишь 450 тысяч. Причем средний возраст российского ученого - 60 лет, что грозит будущим провалом в научном и техническом развитии страны.

  В России насчитывается около 3,5 тыс. организаций, занимающихся научными исследованиями и разработками. Около 70 % этих организаций принадлежат государству.

  В период 1995—2005 годов российские учёные опубликовали 286 тыс. научных статей, которые в мире были процитированы 971,5 тыс. раз (по анализу публикаций в 11 тыс. научных журналов в мире). По итогам 2005 года Россия занимала 8-е место в мире по количеству опубликованных научных работ и 18-е место — по частоте их цитирования. При этом в период 1999—2003 годах на долю российских ученых приходилось 3 % от глобального числа публикаций в научных изданиях. Однако, по оценке Королевского общества (Великобритания), опубликованной 28 марта 2011 года, доля российских ученых в период 2003—2008 стала менее 2 %, тем самым оказавшись вне первой десятки государств (ранее занимаемое Россией 10-е место в этот раз заняла Индия).

  С 2000 по 2007 годы число патентных заявок на изобретения в России увеличилось на 47 % (с 26,7 тыс. до 39,4 тыс.) — второй по величине прирост среди стран «Большой восьмёрки».

  В 2008 году объём научных исследований и разработок в России составил 603 млрд. рублей, в 2009 году — 730 млрд. рублей.

  Вместе с тем, из-за резкого сокращения финансирования науки во время кризиса конца ХХ века страну покинули десятки тысяч ученых, которые теперь работают за рубежом.

  Наука понесла  и пока продолжает нести большие  потери не столько в силу  внутренних, свойственных самой  науке причин, а в силу того, что она была, во-первых, полностью  огосударствлена, во-вторых, предельно  идеологизирована и, в-третьих,  в беспрецедентной степени милитаризована. Рухнуло государство, главное - его экономика и политическое устройство, а с ним стало разваливаться все, что ему принадлежало и в огромной мере потеряло его поддержку, в том числе наука. Некомпетентное вмешательство в науку - неважно, в какой форме - весьма опасно.

Глава III. Государственная политика.

  3.1 Государственная  политика.

  Правительство утвердило федеральные целевые программы: «Интеграция науки и высшего образования России на 2002—2006 годы», «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2007—2012 годы», «Национально-технологическая база на 2007—2011 годы». Приняты «Основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу».

  В марте 2006 года правительство РФ одобрило программу создания 7 технопарков — в Московской, Тюменской, Нижегородской, Калужской Новосибирской областях, а также в Татарстане и Санкт-Петербурге.

  В 2006 году впервые в бюджете было выделено 3 млрд. рублей на повышение зарплат сотрудникам учреждений и преподавателям вузов с научными степенями. Кроме того, в 2005 году президент РФ Владимир Путин подписал указ об учреждении 500 ежегодных грантов президента РФ для государственной поддержки молодых российских учёных-кандидатов наук и их научных руководителей. В соответствии с указом, ежегодно молодым учёным предоставляются гранты в размере 600 тыс. рублей. В том же году учреждены 100 ежегодных президентских грантов для господдержки научных исследований молодых (до 40 лет) учёных-докторов наук.

  В декабре 2006 года были внесены изменения в закон «О науке и государственной научно-технической политике». Изменения направлены на изменения правового положения РАН и отраслевых академий.

  Ожидается принятие закона, согласно которому Российская академия наук практически потеряет самостоятельность и будет подчиняться президенту и правительству России.

  8 апреля 2010 председатель правительства России В. В. Путин сообщил, что до 2012 года государство выделит не менее 38 млрд. рублей на поддержку научных исследований в вузах.

 Правительство  РФ поручило Минфину в течение  трёх лет выделить 12 млрд. руб. на привлечение в российские вузы ведущих ученых. В соответствии с постановлением, из бюджета на эти цели в 2010 году выделяется 3 млрд. руб., в 2011 — 5 млрд. руб. и в 2012 — 4 млрд. руб. Средства выделяются в виде грантов правительства, которые будут на конкурсной основе предоставляться под научные исследования, проводимые в отечественных вузах под руководством ведущих ученых.

  7 июля 2011 года Указом Президента Российской Федерации № 899 «в целях модернизации и технологического развития российской экономики и повышения её конкурентоспособности» определены приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации:

  Безопасность и противодействие терроризму.

  Индустрия наносистем.

  Информационно-телекоммуникационные системы.

  Науки о жизни.

  Перспективные виды вооружения, военной и специальной техники.

  Рациональное природопользование.

  Транспортные и космические системы.

  Энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика.

    Фундаментальные  исследования.

  Тем же указом определён и Перечень критических технологий Российской Федерации.

Информация о работе Наука как социальный институт