Мониторинг социальных процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 11:56, контрольная работа

Краткое описание

И в том и в другом случае мониторинг был, по существу, пассивным. Постепенно он стал применяться также для целей отслеживания, анализа и прогнозирования текущего состояния экономических, социальных и других объектов, тенденций их развития. В результате мониторинг все больше превращается в активную форму познавательной деятельности, развивается как предпосылка преобразования социально-экономических систем.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….…3
1. Социальный мониторинг как функция управления…………………...……4
2. Сущность и принципы социального мониторинга…………………..……..7
3. Социологические исследования как источник получения управленческой информации………………………………………………………………..…….9
4. Показатели и индикаторы социального мониторинга………………..…...11
5. Мероприятия по дальнейшему развитию мониторинга социальных процессов………………………………………………………………….……14
Заключение………………………………………………………………...…....17
Список использованной литературы……………………………….………...19

Файлы: 1 файл

социология управления.doc

— 84.50 Кб (Скачать)

  Проведение социологических исследований состоит из нескольких этапов: подготовительный этап, основной и завершающий. Первый этап социологического исследования содержит в себе разработку программ исследования. Второй этап включает в себя само проведение социологических исследований. И третий этап социологических исследований, это анализ и обработка данных, а так же формирование определенных выводов. 

  Виды социологических исследований подразделяются на разведывательные социологические исследования, описательные исследования и аналитические исследования. Первый вид исследований считается наиболее простым. Второй вид социологических исследований является более сложным видом. При нем происходит более обширный охват респондентов и применяется обработка машинами. Третий вид социологических исследований, это самое глубокое и сложное исследование, которое помогает рассматривать динамику исследуемого явления. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Показатели  и индикаторы социального  мониторинга

 

Общесоциальные  индикаторы, используемые при проведении мониторинга, весьма многообразны. С  точки зрения экономики наибольший интерес имеют данные об экономической  активности населения, самореализации людей в труде, старения (или омоложения) населения и др.

Доля  пожилых  людей в общей численности  населения России достигла 21%. В 36 регионах удельный вес пожилых и престарелых  существенно превышает среднероссийские показатели. Территории страны, где  он достигает значений от 26 до 28,5%, характеризуют как «зоны демографического бедствия».

 В качестве  пороговых мониторинговых индикаторов  используются также данные о  генетических изменениях (увеличение  на 1-3% ежегодно врожденных уродств  свидетельствует о том, что  роковая черта пройдена); сокращении продолжительности жизни (пороговое значение обычно принимается за 70 лет); характере и динамике заболеваний населения; превышении допустимых коэффициентов загрязнения среды; потреблении отдельных видов продуктов.

Установлено, например, что относительно безопасное для генофонда потребление алкоголя составляет до 8 л чистого спирта на человека в год. В России его потребление более чем вдвое больше; это неминуемо отразится на будущих поколениях россиян, хотя и по-разному в различных регионах страны. Предметом мониторинга служит также структура потребления домашних хозяйств. Согласно оценкам, если из бюджета семьи ежемесячно тратится на питание 80% средств, то со временем может наступить деградация человека как личности и т. п.

Перспективным является использование индекса  развития человеческого потенциала, индикаторов предпринимательского и инвестиционного климата на территории страны. Эти показатели достаточно сложны. Индекс развития человеческого потенциала, в частности, включает показатели: прогнозируемая при рождении продолжительность жизни; процент грамотного взрослого населения; количество обязательных лет обучения в школе; количество людей с высшим образованием на 1000 человек и др.

Относительно  широко распространен мониторинг благосостояния населения на основе анализа потребительской корзины. В разных странах и регионах она различается существенно - и по набору товаров, услуг, и по стоимости. В России в нее включено около десятка основных предметов, в Люксембурге - 173, в Великобритании - 600 и т. д.

Мониторинг  данного вида позволяет количественно  оценивать такие категории, как  бедность, нищета, прожиточный минимум  и др. Анализ процессов маргинализации позволил, в частности, выделить среди  тех, кто ниже черты бедности, различные  группы и слои, относительно которых требуется проводить специфические меры социальной защиты, поддержки, а также стимулирования к самообеспечению.

Экономическим и политическим центром страны осуществляется мониторинг политических процессов, международных  экономических связей и отношений, статуса России в мировом сообществе, а также отслеживается динамика развития регионов страны, оценивается мера развития и стагнации отдельных из них, действенность помощи по вертикали, основные характерные социальные и экономические процессы в регионах, соответствие индикаторов и показателей предельным уровням и др.

В регионах реализуются  все основные виды общественных отношений  и жизнедеятельности. Их социально-экономическое  развитие проявляется как органическая часть  глобальных (общемировых) и национальных процессов, однако при этом оно осуществляется с учетом региональных особенностей.

Специфическими  объектами мониторинга в регионах являются:

-демографические процессы, в том числе естественное движение населения;

-состояние воздушного и водного бассейнов;

-качество  питьевой  воды;

-радиационное  загрязнение;

-транспортное загрязнение (в крупных индустриальных центрах и городских агломерациях) и др.

     Предметом  экономического мониторинга регионов  все более становятся:

     - экономическая динамика в целом;

     - устойчивость  предприятий экспортной ориентации на внешних рынках, процессы потери (уступка) или завоевания ими новых рыночных позиций;

     - криминализация  экономических структур;

     - изменение трудовой мотивации населения;

     - движение  финансовых потоков и финансового  обеспечения, прежде всего, отраслей специализации  и социальной сферы;

     - состояние технологического потенциала и др.

Перечень  статистических показателей социально-экономического положения муниципальных образований утвержден постановлением Госкомстата России от 29 марта 1996 г. № 24. Они применяются для контроля ситуации и принятия оперативных мер.

Для целей же стратегических, своевременного выявления  и устранения факторов, сдерживающих развитие муниципальных  образований в средне- и долговременной перспективе, целесообразно использовать также иные индикаторы и показатели. Их разработка активно ведется во многих странах мира.

В связи с  этим представляется интересным подход Центра ООН по исследованию населенных пунктов - НАВIТАТ. Для характеристики развития города предложены: основные показатели (использование земли, структура собственности, население, распределение дохода, размер и темпы формирования домохозяйств и др.); показатели социально-экономического развития (занятость населения, ожидаемая продолжительность жизни, уровень грамотности и др.); данные об инфраструктуре, транспорте, состоянии природной среды, качестве местного управления и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Мероприятия по дальнейшему развитию мониторинга социальных процессов

 

Необходимо  помнить, что реализация мониторинга  качества жизни населения и его  основных задач предполагает организационное, информационное, техническое, правовое и финансовое обеспечение со стороны  органов местного самоуправления.

Информационный  фонд социально-экономического мониторинга  должен представлять собой систематизированные  многолетние данные об экономической  и социальной обстановке, складывающейся на территории муниципалитета в разрезе, например, основных направлений мониторинга, нормативно-справочные материалы, сведенные в статистические регистры и базы данных.

Укрупнено информационный фонд может состоять из данных, характеризующих:

- здоровье  населения;

- уровень жизни   населения;

- образ жизни  населения;

- социально-экономический   потенциал территории и т. д.

Информационной  основой социально-экономического мониторинга  территории могут служить  базы данных федеральных органов  исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта РФ, учреждений и организаций; специализированные базы данных наблюдения за состоянием здоровья и физическим развитием населения, за обеспечением санитарно – эпидемиологического благополучия  среды обитания человека и т.п.; данные государственной статистической отчетности, материалы обследований, программ, проектов и т.д.

Поддержка баз  данных социально-экономического мониторинга  должна осуществляться комплексом программно-технологических  и технических средств, функционирующих  на уровне МСУ, который должен осуществлять формирование, обновление и актуализацию показателей.

Функционирование  социально-экономического мониторинга  территории должно осуществляться на соответствующей правовой основе. Это  правовые механизмы взаимодействия информационного фонда мониторинга с органами управления, учреждениями, организациями, уполномоченными наведения данного мониторинга; правовые формы защиты информации, гарантии информационной безопасности.

Финансовое  обеспечение разработки и поддержания  в работоспособном состоянии  системы социально-экономического мониторинга территории должны обеспечивать местные органы управления за счет бюджетных средств. Вместе с тем, учитывая практически повсеместный бюджетный дефицит, следует использовать возможности привлечения и других источников финансирования. Так, например, информационный фонд мониторинга территории муниципального округа включает множество самых разнообразных данных, которые могут быть полезны для различных субъектов хозяйствования как на данной территории, так и за ее пределами, в том числе и за рубежом.

Социальный  мониторинг - инструмент современной социальной политики. Он позволяет лицам, формирующим политику, направлять ее на достижение четко сформулированных целей. Он позволяет группировкам с различной ориентацией рассматривать и обсуждать политические вопросы на прочной основе информации. Это дает значительные преимущества, т.к. помогает структурировать политическую дискуссию и позволяет сбалансировать подход к  социально- экономической политике.

В России в настоящее  время существует достаточно большое  число исследовательских  организаций, разрабатывающих множество  специфических  проблем социального  мониторинга. Такое положение предопределяется особенностями каждой исследуемой отрасли народного хозяйства, интересами ученых и т.д. Вот лишь некоторые из них:  

1.Мониторинг  экономических условий в Российской  Федерации; Российский Продольный (мониторинг, основанный на использовании   выборки постоянного состава на всем протяжении исследования) Мониторинг (РПМ).

2.Всероссийское   панельное исследование.

3.Бюджетное   исследование Госкомстата.

4. Мониторинг  социально-экономического потенциала  семьи, опубликованный Министерством  труда и социального развития.

5. Мониторинг  социальной защиты (ТАСИС).

Все эти примеры  имеют разную направленность. Они  основаны на различных методологиях и дают различные результаты, но конечно предоставляют все проводимые исследования в социально-экономической  сфере России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Социальный  мониторинг обеспечивает оперативное, повторяемое и регулярное получение  актуальной информации из материалов статистики, опросов, наблюдения о жизнедеятельности  различных социальных субъектов, о  состоянии социальной сферы общества, региона, а также дает возможность систематически наращивать и интегрировать исходные данные. Такой спектр социальной информации позволяет адекватно воспроизвести динамику социальной жизни населения, дать конкретные предложения и рекомендации, принять верное административное и управленческое решение. Он обеспечивает высокий уровень оперативности анализа процесса социального воспроизводства, предвидения и прогноза при небольших расходах материальных и интеллектуальных ресурсов.

Объектами наблюдения в мониторинге выступают дифференцированные социальные субъекты и типологические группы семей: социально-демографические и социально-профессиональные группы, полные и неполные, нуклеарные и расширенные семьи.

Субъектами  мониторинга могут выступать  как авторитетные специалисты (работники «социальных министерств», префектур, мэрий, руководители учреждений социальной инфраструктуры, специалисты: врачи, педагоги т.п.), способные судить о внутренних механизмах социального воспроизводства населения, приоритетах развития потенциала социальной сферы, о состоянии объекта мониторинга, выступающие в роли экспертов в области социальных процессов.

При таком подходе  повышаются требования к формированию банка данных социологической информации и предъявляются высокие требования к выборке. Она должна обеспечивать взаимоувязку, интеграцию информации, полученной  в базовом и дополняющих его исследованиях, осуществляемых с разной периодичностью. При определении выборочной совокупности, видимо, целесообразно учитывать два вида оснований:  специальные, характерные для данной исследуемой проблемы и общие характеристики генеральной совокупности региона, сохраняя возможность их увязки за счет включения в разные виды исследований определенных показателей, обеспечивающих переход от одного исследования к другому. Это придаст определенную гибкость выборке и даст возможность выполнить предъявляемые к ней требования.

Информация о работе Мониторинг социальных процессов