Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 11:56, контрольная работа
И в том и в другом случае мониторинг был, по существу, пассивным. Постепенно он стал применяться также для целей отслеживания, анализа и прогнозирования текущего состояния экономических, социальных и других объектов, тенденций их развития. В результате мониторинг все больше превращается в активную форму познавательной деятельности, развивается как предпосылка преобразования социально-экономических систем.
Введение……………………………………………………………………….…3
1. Социальный мониторинг как функция управления…………………...……4
2. Сущность и принципы социального мониторинга…………………..……..7
3. Социологические исследования как источник получения управленческой информации………………………………………………………………..…….9
4. Показатели и индикаторы социального мониторинга………………..…...11
5. Мероприятия по дальнейшему развитию мониторинга социальных процессов………………………………………………………………….……14
Заключение………………………………………………………………...…....17
Список использованной литературы……………………………….………...19
Проведение социологических исследований состоит из нескольких этапов: подготовительный этап, основной и завершающий. Первый этап социологического исследования содержит в себе разработку программ исследования. Второй этап включает в себя само проведение социологических исследований. И третий этап социологических исследований, это анализ и обработка данных, а так же формирование определенных выводов.
Виды социологических исследований подразделяются на разведывательные социологические исследования, описательные исследования и аналитические исследования. Первый вид исследований считается наиболее простым. Второй вид социологических исследований является более сложным видом. При нем происходит более обширный охват респондентов и применяется обработка машинами. Третий вид социологических исследований, это самое глубокое и сложное исследование, которое помогает рассматривать динамику исследуемого явления.
4. Показатели и индикаторы социального мониторинга
Общесоциальные индикаторы, используемые при проведении мониторинга, весьма многообразны. С точки зрения экономики наибольший интерес имеют данные об экономической активности населения, самореализации людей в труде, старения (или омоложения) населения и др.
Доля пожилых
людей в общей численности
населения России достигла 21%. В 36 регионах
удельный вес пожилых и престарелых
существенно превышает
В качестве
пороговых мониторинговых
Установлено, например, что относительно безопасное для генофонда потребление алкоголя составляет до 8 л чистого спирта на человека в год. В России его потребление более чем вдвое больше; это неминуемо отразится на будущих поколениях россиян, хотя и по-разному в различных регионах страны. Предметом мониторинга служит также структура потребления домашних хозяйств. Согласно оценкам, если из бюджета семьи ежемесячно тратится на питание 80% средств, то со временем может наступить деградация человека как личности и т. п.
Перспективным является использование индекса развития человеческого потенциала, индикаторов предпринимательского и инвестиционного климата на территории страны. Эти показатели достаточно сложны. Индекс развития человеческого потенциала, в частности, включает показатели: прогнозируемая при рождении продолжительность жизни; процент грамотного взрослого населения; количество обязательных лет обучения в школе; количество людей с высшим образованием на 1000 человек и др.
Относительно широко распространен мониторинг благосостояния населения на основе анализа потребительской корзины. В разных странах и регионах она различается существенно - и по набору товаров, услуг, и по стоимости. В России в нее включено около десятка основных предметов, в Люксембурге - 173, в Великобритании - 600 и т. д.
Мониторинг данного вида позволяет количественно оценивать такие категории, как бедность, нищета, прожиточный минимум и др. Анализ процессов маргинализации позволил, в частности, выделить среди тех, кто ниже черты бедности, различные группы и слои, относительно которых требуется проводить специфические меры социальной защиты, поддержки, а также стимулирования к самообеспечению.
Экономическим и политическим центром страны осуществляется мониторинг политических процессов, международных экономических связей и отношений, статуса России в мировом сообществе, а также отслеживается динамика развития регионов страны, оценивается мера развития и стагнации отдельных из них, действенность помощи по вертикали, основные характерные социальные и экономические процессы в регионах, соответствие индикаторов и показателей предельным уровням и др.
В регионах реализуются все основные виды общественных отношений и жизнедеятельности. Их социально-экономическое развитие проявляется как органическая часть глобальных (общемировых) и национальных процессов, однако при этом оно осуществляется с учетом региональных особенностей.
Специфическими
объектами мониторинга в
-демографические процессы, в том числе естественное движение населения;
-состояние воздушного и водного бассейнов;
-качество питьевой воды;
-радиационное загрязнение;
-транспортное загрязнение (в крупных индустриальных центрах и городских агломерациях) и др.
Предметом
экономического мониторинга
- экономическая динамика в целом;
- устойчивость предприятий экспортной ориентации на внешних рынках, процессы потери (уступка) или завоевания ими новых рыночных позиций;
- криминализация экономических структур;
- изменение трудовой мотивации населения;
- движение финансовых потоков и финансового обеспечения, прежде всего, отраслей специализации и социальной сферы;
- состояние технологического потенциала и др.
Перечень статистических
показателей социально-
Для целей же стратегических, своевременного выявления и устранения факторов, сдерживающих развитие муниципальных образований в средне- и долговременной перспективе, целесообразно использовать также иные индикаторы и показатели. Их разработка активно ведется во многих странах мира.
В связи с этим представляется интересным подход Центра ООН по исследованию населенных пунктов - НАВIТАТ. Для характеристики развития города предложены: основные показатели (использование земли, структура собственности, население, распределение дохода, размер и темпы формирования домохозяйств и др.); показатели социально-экономического развития (занятость населения, ожидаемая продолжительность жизни, уровень грамотности и др.); данные об инфраструктуре, транспорте, состоянии природной среды, качестве местного управления и др.
5. Мероприятия по дальнейшему развитию мониторинга социальных процессов
Необходимо помнить, что реализация мониторинга качества жизни населения и его основных задач предполагает организационное, информационное, техническое, правовое и финансовое обеспечение со стороны органов местного самоуправления.
Информационный фонд социально-экономического мониторинга должен представлять собой систематизированные многолетние данные об экономической и социальной обстановке, складывающейся на территории муниципалитета в разрезе, например, основных направлений мониторинга, нормативно-справочные материалы, сведенные в статистические регистры и базы данных.
Укрупнено информационный фонд может состоять из данных, характеризующих:
- здоровье населения;
- уровень жизни населения;
- образ жизни населения;
- социально-экономический потенциал территории и т. д.
Информационной
основой социально-
Поддержка баз данных социально-экономического мониторинга должна осуществляться комплексом программно-технологических и технических средств, функционирующих на уровне МСУ, который должен осуществлять формирование, обновление и актуализацию показателей.
Функционирование
социально-экономического мониторинга
территории должно осуществляться на
соответствующей правовой основе. Это
правовые механизмы взаимодействия
информационного фонда монитори
Финансовое
обеспечение разработки и поддержания
в работоспособном состоянии
системы социально-
Социальный мониторинг - инструмент современной социальной политики. Он позволяет лицам, формирующим политику, направлять ее на достижение четко сформулированных целей. Он позволяет группировкам с различной ориентацией рассматривать и обсуждать политические вопросы на прочной основе информации. Это дает значительные преимущества, т.к. помогает структурировать политическую дискуссию и позволяет сбалансировать подход к социально- экономической политике.
В России в настоящее
время существует достаточно большое
число исследовательских организаций,
разрабатывающих множество специфических
проблем социального мониторинга.
Такое положение предопределяет
1.Мониторинг
экономических условий в
2.Всероссийское панельное исследование.
3.Бюджетное исследование Госкомстата.
4. Мониторинг
социально-экономического
5. Мониторинг социальной защиты (ТАСИС).
Все эти примеры
имеют разную направленность. Они
основаны на различных методологиях
и дают различные результаты, но
конечно предоставляют все
Заключение
Социальный мониторинг обеспечивает оперативное, повторяемое и регулярное получение актуальной информации из материалов статистики, опросов, наблюдения о жизнедеятельности различных социальных субъектов, о состоянии социальной сферы общества, региона, а также дает возможность систематически наращивать и интегрировать исходные данные. Такой спектр социальной информации позволяет адекватно воспроизвести динамику социальной жизни населения, дать конкретные предложения и рекомендации, принять верное административное и управленческое решение. Он обеспечивает высокий уровень оперативности анализа процесса социального воспроизводства, предвидения и прогноза при небольших расходах материальных и интеллектуальных ресурсов.
Объектами наблюдения в мониторинге выступают дифференцированные социальные субъекты и типологические группы семей: социально-демографические и социально-профессиональные группы, полные и неполные, нуклеарные и расширенные семьи.
Субъектами мониторинга могут выступать как авторитетные специалисты (работники «социальных министерств», префектур, мэрий, руководители учреждений социальной инфраструктуры, специалисты: врачи, педагоги т.п.), способные судить о внутренних механизмах социального воспроизводства населения, приоритетах развития потенциала социальной сферы, о состоянии объекта мониторинга, выступающие в роли экспертов в области социальных процессов.
При таком подходе повышаются требования к формированию банка данных социологической информации и предъявляются высокие требования к выборке. Она должна обеспечивать взаимоувязку, интеграцию информации, полученной в базовом и дополняющих его исследованиях, осуществляемых с разной периодичностью. При определении выборочной совокупности, видимо, целесообразно учитывать два вида оснований: специальные, характерные для данной исследуемой проблемы и общие характеристики генеральной совокупности региона, сохраняя возможность их увязки за счет включения в разные виды исследований определенных показателей, обеспечивающих переход от одного исследования к другому. Это придаст определенную гибкость выборке и даст возможность выполнить предъявляемые к ней требования.