Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 14:11, реферат
В отечественном обществоведении долгое время молодежь не рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа: выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о классовой структуре общества, и противоречила официальной идеологической доктрине о его социально-политическом единстве.
Ценности национальной
культуры, как классической, так и народной,
вытесняются схематизированными стереотипами
- образцами массовой культуры, ориентированными
на внедрение ценностей «американского
образа жизни» в его примитивном и облегченном
воспроизведении.
Любимыми героями и в определенной степени образцами для подражания становятся, по данным опросов, героини так называемых «мыльных опер» (для девушек) и видеотриллеров типа Рэмбо (для юношей). Однако "вестернизация" культурных интересов имеет и более широкую сферу приложения: художественные образы экстраполируются на уровень группового и индивидуального поведения молодых людей и проявляются в таких чертах социального поведения, как прагматизм, жестокость, стремление к материальному благополучию в ущерб профессиональной самореализации.
Потребительство проявляется
как в социокультурном, так и в эвристических
аспектах. Эти тенденция присутствует
в культурной самореализации учащейся
молодежи, что косвенно обусловлено и
самим потоком преобладающей культурной
информации (ценности массовой культуры),
способствующей фоновому восприятию и
поверхностному закреплению ее в сознании.
Выбор тех или иных культурных
ценностей чаще всего связан с групповыми
стереотипами достаточно жесткого характера
(не согласные с ними легко попадают в
разряд «отверженных»), а также с престижной
иерархией ценностей в неформальной группе
общения.
Групповые стереотипы
и престижная иерархия ценностей обусловлены
половой принадлежностью, уровнем образования,
в определенной мере местожительством
и национальностью реципиента, однако
в любом случае суть их одна: культурный
конформизм в рамках неформальной группы
общения и неприятие других ценностей
и стереотипов, от более мягкого в среде
студенческой молодежи до более агрессивного
в среде учащихся средней школы. Крайним
направлением этой тенденции молодежной
субкультуры являются так называемые
«команды» с жесткой регламентацией ролей
и статусов их членов.
Возникновение такой
молодежной субкультуры обусловлено целым
рядом причин, среди которых наиболее
значимыми представляются следующие.
Молодежь, живет в общем
социальном и культурном пространстве,
и поэтому кризис общества и его основных
институтов не мог не отразиться на содержании
и направленности молодежной субкультуры.
Именно поэтому не бесспорна разработка
любых специально молодежных программ,
за исключением социально-адаптационных
или профориентационных. Любые усилия
по коррекции процесса социализации неизбежно
будут наталкиваться на состояние всех
социальных институтов российского общества
и прежде всего системы образования, учреждений
культуры и средств массовой информации.
Каково общество - такова и молодежь, а
следовательно, и молодежная субкультура.
Кризис института семьи
и семейного воспитания, подавление индивидуальности
и инициативности ребенка, подростка,
молодого человека как со стороны родителей,
так и педагогов, всех представителей
«взрослого» мира, не может не привести,
с одной стороны, к социальному и культурному
инфантилизму, а с другой - к прагматизму
и социальной неадаптированности (в некоторых
случаях опосредованно) - и к проявлениям
противоправного или экстремистского
характера. Агрессивный стиль воспитания
порождает агрессивную молодежь, самими
взрослыми приуготовленную к межгенерационному
отчуждению, когда выросшие дети не могут
простить ни воспитателям, ни обществу
в целом ориентации на послушных безынициативных
исполнителей в ущерб самостоятельности,
инициативности, независимости, лишь направляемых
в русло социальных ожиданий, но не подавляемых
агентами социализации.
Коммерциализация средств
массовой информации, в какой-то мере и
всей художественной культуры, формирует
определенный «образ» субкультуры не
в меньшей степени, чем основные агенты
социализации - семья и система образования.
Ведь именно просмотр телепередач наряду
с общением, как уже говорилось, - наиболее
распространенный вид досуговой самореализации.
Во многих своих чертах молодежная субкультура
просто повторяет телевизионную субкультуру,
которая лепит под себя удобного зрителя.
Молодежная субкультура
есть искаженное зеркало взрослого мира
вещей, отношений и ценностей. Рассчитывать
на эффективную культурную самореализацию
молодого поколения в больном обществе
не приходится, тем более что и культурный
уровень других возрастных и социально-демографических
групп населения России также постоянно
снижается.
Наблюдается тенденция
к дегуманизации и деморализации в содержании
искусства, что проявляется прежде всего
в принижении, деформации и разрушении
образа человека. В частности, это фиксируется
в нарастании сцен и эпизодов насилия
и секса, в усилении их жестокости, натуралистичности
(кинематограф, театр, рок-музыка, литература,
изобразительное искусство), что противоречит
народной нравственности и оказывает
негативное воздействие на молодежную
аудиторию. Отрицательное влияние на аудиторию
эскалации сцен насилия и секса в кино,
на телевидении и видео доказывается многочисленными
исследованиями. С конца 80-х годов ситуация
в нашем массовом искусстве, особенно
в экранных видах искусства, стала резко
изменяться, приобретая все более негативный
характер. В частности, «идолы потребления»
(поп-, рок-музыканты, шоумены, королевы
красоты, культуристы, астрологи, экстрасенсы
и т. п.) вытеснили «идолов производства»
(рабочие, крестьяне, ИТР и т.д.) на теле-
и киноэкранах. С социально-психологической
точки зрения несомненно, что экранное
насилие и агрессивная эротика вносят
свой вклад в криминализацию современной
жизни, особенно влияя на детей, подростков
и молодежь, которые составляют основную
аудиторию кинотеатров и видеосалонов.
Как известно, преступность среди них
неуклонно продолжает расти. Не случайно
в развитых западных странах общественностью
созданы организации типа Международной
коалиции борьбы против телевизионного
насилия (США). Применяются всевозможные
возрастные ограничения. В российском
обществе против подобных негативных
явлений пока выступают только отдельные
высокодуховные и истинно культурные
люди, такие как Патриарх всея Руси Алексий
II; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский
Иоанн, академик Д.С.Лихачев; директор
Пушкинского дома проф. Н.Н.Скатов.
Пока воспитание понимается
только как процесс передачи чего-то от
старших младшим: передачи опыта, знаний,
убеждений, ценностей, т.е. именно как процесс
подготовки к жизни, в котором молодое
поколение, наследуя, должно быть похожим
на своих родителей, - ответственность
за его результаты берут на себя взрослые
- родители, воспитатели, учителя с их постоянным
контролем, опекой, назиданиями, и молодой
человек постоянно находится в двойственном
положении: его призывают к самостоятельности,
трезвости суждений и одновременно поощряют
не инициативу и активность, а послушание
и исполнительность, порождая, таким образом,
феномен социального инфантилизма.
К счастью, человеку
вообще, а молодым в особенности свойственны
дух противоречия, стремление игнорировать
многие запреты старших. Стремление перебороть
традиционные формы поведения ведёт к
созданию собственных норм, часто противоречащих
общепринятым. Это ведёт к ослаблению
влияния родителей, взрослых воспитателей,
выливается в создание различных неформальных
групп, специфической молодёжной субкультуры.
Отсутствие запретов в таких группах создаёт
ощущение свободы, раскованности. Но так
у каждого рамки дозволенного свои, понимание
свободы приобретает различные формы,
вплоть до отрицания всего, что было "до
нас".
Заключение
В настоящее время главным
критерием работы с молодёжью становится
то, как она готова и умеет принимать решения,
брать на себя ответственность. Человеку
очень важно, чтобы его судьба была результатом
его собственных действий. Многое в этом
процессе упускается, если воспитание
сводится к назидательным монологам.
Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального решения. Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему возрасту. Это связано с тем, что период активной ценностно-созидательной деятельности сталкивается у молодого человека с ограниченным характером практической, созидательной деятельности, неполной включённостью молодого человека в систему общественных отношений. Отсюда в поведении молодёжи удивительное сочетание противоречивых черт и качеств - стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира.