Молодежь как социально-демографическая группа общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 11:37, контрольная работа

Краткое описание

Российская молодежь в своем большинстве принимает идеи демократического общества, свободы мнений, свободы выбора собственного пути. По социально-политическим установкам и ценностным ориентациям она поддержала демократические преобразования. Как реальность сегодня в России большинством молодежи признается свобода выражения своих политических взглядов, возможность поступать в соответствии с совестью и убеждениями, более трети ценят возможность участия в выборах и воздействия на политическую ситуацию в стране. Молодежь является политическим резервом, прежде всего для сил, заинтересованных в проведении реформаторского курса.

Файлы: 1 файл

мол полит.doc

— 80.00 Кб (Скачать)

     Место и роль молодёжи в экономической системе общества определяются как общим состоянием экономики данной страны, так и возможностями самой молодёжи: её образовательным уровнем, профессиональными навыками, желанием участвовать в хозяйственно-экономической деятельности. Переходный период принёс молодёжи целый ряд новых трудностей. Сокращается производство, растёт безработица, резко снижаются возможности гарантированной социальной защиты.

     В условиях рыночной экономики молодёжь испытывает значительную дискриминацию в сфере занятости. Молодым людям сложнее устроиться на работу (получить первое рабочее место), найти работу с достаточным заработком и уровнем престижности, они увольняются в первую очередь и т.д.

     Причём  такое положение молодёжи оправдывается общественным мнением. Для этого используются следующие аргументы:

  • молодые люди менее нуждаются в работе, чем другие возрастные группы;
  • молодёжь определенное время может существовать на иждивенческих условиях, что неприемлемо для других возрастных групп;
  • по своей природе молодёжь более активна и мобильна, поэтому более способна к "самозанятости";
  • у молодёжи слишком много претензий, поэтому её незанятость носит скорее добровольный характер;
  • в условиях дефицита рабочих мест в социальном и экономическом плане выгоднее, чтобы человек позже начинал свою трудовую карьеру, но затем уже не прерывал её.

     Наибольшие  проблемы с занятостью испытывают такие социальные группы молодёжи как:

  • выпускники школ, не имеющие профессиональной подготовки
  • лица, не закончившие обучение в высшей школе;
  • окончившие обучение по специальности, на которую нет спроса;
  • некоторое время работавшие, но потерявшие работу из-за низкой квалификации;
  • молодые люди, потерявшие работу в результате сокращения штатов (молодых как правило увольняют в первую очередь).

     Обучение  в вузе не может считаться гарантией от безработицы в будущем. Социологи считают, что поступление в вуз очень часто становится лишь "отсрочкой" от безработицы. Одним из главных путей решения проблемы молодёжной занятости является юридическая защита прав молодых людей.

     В любом обществе всегда существует молодёжная субкультура, отличная от доминирующей культуры. Под молодёжной субкультурой понимается культура определённого молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.

     Для отечественной молодёжной субкультуры  характерно смещение акцентов с производственно-экономической  и образовательной деятельности на реализацию досуговых потребностей. Досуг воспринимается молодёжью  как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворённости им зависит общая удовлетворённость жизнью молодого человека. На уровне досуговой самореализации молодёжную субкультуру отличают следующие черты, распространённые в различных социальных и возрастных когортах с разной степенью интенсивности:

  • преимущественно развлекательная направленность;
  • "вестернизация" (американизация) культурных потребностей и интересов;1
  • приоритет потребительских ориентаций над креативными (творческими);
  • слабая индивидуализированность и избирательность культуры (преобладают достаточно жёсткие групповые стереотипы);
  • внеинституциональная культурная самореализация (осуществляется вне учреждений культуры);
  • слабая этнокультурная самоидентификация (преобладание вненациональных норм и ценностей, народная культура воспринимается как анахронизм).

     Социологические исследования показывают, что в системе  досуговой деятельности молодёжи превалируют  формы, которые не требуют материальных затрат и направлены не на творческое и духовное развитие, а на поддержание  жизненного тонуса и ведение домашнего хозяйства. Во многом отмеченные характеристики молодёжной субкультуры связаны с преходным этапом в развитии общества. Однако негативные тенденции могут быть преодолены только при своевременном и активном вмешательстве государства.

     Основным  средством решения молодёжных проблем является разработка и осуществление продуманной, целостной политики, направленной на создание условий, которые позволили бы молодёжи как можно раньше обретать самостоятельность, максимально раскрывать свои возможности и реализовать свои жизненные цели, быть лучше подготовленной к тому, чтобы своевременно принимать на себя экономическую, политическую и моральную ответственность за судьбу своего государства. Цель молодежной политики видится в создании благоприятных экономических и политических условий, правовых гарантий, способных улучшить качество жизни молодежи. В то же время отмечается, что в методологическом отношении в основу молодежной политики целесообразно положить теорию социального развития молодежи. Проблема видится в том, что эта теория разработана недостаточно. В самом общем определении социальное развитие охватывает изменения, отражающие становление молодежи как субъекта общественного производства и общественной жизни. С этой точки зрения создание условий представляется не целью политики, а средством ее реализации.

Заключение

     На  сегодняшний день в российской молодежной среде можно наблюдать две  противоположные тенденции: с одной  стороны, это стремление участвовать  в политической жизни страны, с  другой – безразличие ко всем политическим процессам, происходящим в России.

     Однако  именно этой социальной группе через 15–20 лет суждено определять судьбы социально-экономического, политического и духовного развития России. Поэтому вопрос о том, с  какими ценностями, политическими установками современная российская молодежь придет на смену нынешним политическим силам, является вопросом стратегическим и для судьбы самой молодежи, и для судьбы российской государственности.

     Принципиальное  изменение отношения молодежи к  политике, к институту выборов возможно лишь тогда, когда сама молодежь почувствует себя реальным участником и субъектом трансформационных процессов в стране. Это может произойти в том случае, когда государство реально, а не формально сделает приоритетной молодежную политику. Именно оно должно обеспечивать социализацию молодых людей в духе уважения к политическим институтам и механизмам политического участия.

     Целью молодежной политики должно быть социальное развитие молодежи, осуществляемое путем  реализации ее коренных интересов с учетом интересов всего общества. При таком понимании в государственной молодежной политике в качестве равноправных субъектов должны быть представлены как общество, так и молодежь. Общество - в лице государственных органов - определяет общие цели молодежной политики, обеспечивает возможности реализации общественно значимых форм развития молодежи, защищает ее права и т.д. Молодежь - в лице своих организаций и движений - осуществляет выбор конкретных путей и форм реализации собственных социальных интересов.

     Список  литературы

1. Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России // Социс. 1998. № 5. С. 92.

2. Социальная  работа: теория и практика: Учебное  пособие/ Отв. ред.

д.и.н., Е.И. Холостова; д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА  – М, 2001. –

(Серия «Высшее образование»).

3. Молодежь  России: тенденции, перспективы.  М., 2000. С. 71-73.

4. Комаров  М. С. Социология. М., 1994.

5     Социальная служба: состояние и  перспектива – М.: Изд-во СТИ  МГУС, 2001 г.

6     Теория и методика социальной  работы. Учебное пособие. М.: Издательство «Союз», 1994 г. (Часть 1).

7    Технологии социальной работы: Учебник  под общ. ред. проф. Е.И.

Холостовой. – М.: ИНФРА – М., 2001 г. – (Серия  «Высшее образование»).

      
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Молодежь как социально-демографическая группа общества