Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:28, контрольная работа
Цель работы изучить молодежь как социальная группа общества.
Задачи работы:
Характеристика современной молодежи, их особенностей социализации в современном обществе.
Описать основные ценности современной российской молодежи.
Введение 3
1. Характеристика современной молодежи, особенности ее социализации в современном обществе 4
2. Основные ценности современной российской молодежи 8
Практические задания 14
Заключение 17
Список используемой литературы 18
О том же говорят исследования красноярских социологов. В массовом сознании студентов в 2004г., по сравнению 1988г., резко усилились прагматические тенденции, прежде всего ориентация на материальное благополучие, при резком снижении созидательно-альтруистической ориентации.
Так, если в 1988г. 42% респондентов полагали, что жить необходимо для того, чтобы приносить "наибольшую пользу окружающим", то в 2004 г. количество студентов, отмечающих значимость этой цели, снижается в десять раз - до 4,1%.
Доля указавших "стремление помогать людям" снизилась более, чем в 6 раз (с 32% в 1988г. до 5% в 2004г.). Ценность "уважение окружающих", занимавшая второе место в предпочтениях студентов в 1988 г. (57,4%), в 2004г. представляется актуальной в качестве жизненной цели лишь для 17,2% опрошенных. Слабо выражена социально-демографическая ориентация, связанная с продолжением рода.
Количество респондентов, считающих "работу по душе" ведущей терминальной ценностью, сократилось почти вдвое. Зачастую молодежь находится перед выбором - либо иметь малооплачиваемую, но интересную работу, либо жертвовать своими интересами и работать там, где хорошо платят. С этим же связано изменение отношения студентов к деньгам - за 16 лет распространенность этой ценности в массовом сознании студентов выросла в 6,5 раза.
Причём, если на эмоциональном уровне у них преобладает ориентация на созидательно-альтруистический и социально-творческий смысл жизни, то на рациональном - доминирует престижно-потребительский и гедонистический смысл.
Это противоречие, наблюдаемое у большинства респондентов, проявляется также в несоответствии оценок различных видов деятельности на когнитивном и поведенческом уровнях13.
Следовательно, проблема как парадокс сознания нашего студенчества весьма характерна. Доля старшеклассников, выразивших стремление быть полезным обществу за этот период сократилась в 1,5 - 2 раза, но в два и более раза поднялась инструментальная ценность заработка.
Образование - один из главных факторов формирования ценностных ориентаций подрастающего поколения и молодёжи. Однако терминальная ценность труда школьников 11 класса, в 1,5 раза ниже, чем у девятиклассников.
Отношение к природе как к ценности у лиц, не имеющих профессионального образования и квалификации (дворники, матросы, продавцы рынка), оказалось выражено сильнее на 14%, чем у студентов и школьников, и более чем в два раза по сравнению с учащимися средних специальных заведений14.
За годы пребывания в вузе у студентов, наоборот, отмечалось усиление ориентации на социально-творческий, социально-демографический и созидательно-альтруистический и ослаблялись ориентации на престижный и игровой смысл жизни 15.
Следовательно, если прежде образование способствовало формированию духовных ценностных ориентаций, необходимых для консолидации и развития общества, в постсоветское время её воспитательная роль фактически стала дисфункциональной.
Вместе с тем, относительно немногие инновационные образовательные учреждения добиваются в этом направлении значительных позитивных результатов.
Радикальная трансформация ценностных ориентаций российской молодёжи в последние 20 лет идёт преимущественно в направлении вытеснения общественно значимых ценностей сугубо индивидуалистскими ценностями.
Доминантными ценностями выступают деньги, образование и профессия, деловая карьера, возможность жить в свое удовольствие. Исторически возвышающаяся ценность человеческой жизни выражена, как правило, через стремление молодежи к благополучию и к повышению уровня ее гарантированности.
При всей тяжести нынешнего положения, вообще, и молодежи в частности, надо видеть, что молодежь обрела большую меру свободы как необходимое условие для плодотворной деятельности, самоопределения и самоутверждения, экономическую свободу, свободу политических убеждений, гражданские свободы, свободу философских убеждений, свободу вероисповедования. Имея эти предпосылки, новое поколение сегодня уже вступает в практическую жизнь.
1. Объясните, почему молодежь быстрее адаптируется к изменениям в социальной жизни.
Молодёжь в значительной части обладает высоким уровнем мобильности, интеллектуальной активностью. Доступна информация для развития, общения, обучения. Кроме того, для молодых людей открыты двери различных образовательных программ за рубежом.
Среди основных проблем молодёжи можно выделить: ухудшение состояния здоровья, распространение вредных привычек, криминализация, молодые люди испытывают трудности с трудоустройством.
2. Должны ли быть привилегии у молодежи как социальной группы? Если да, то какие?
Да, конечно. Я выделила: содействие в её трудоустройстве и занятости; социальная работа в молодёжной среде, поддержка талантливой молодёжи; предупреждение безнадзорности, беспризорности и правонарушений в молодёжной среде; поддержка деятельности молодёжных и детских общественных объединений, субсидии на приобретение жилья.
3. Какой на ваш взгляд должна быть социальная политика государства в отношении молодежи?
Государственная молодежная политика должна быть призвана обеспечить преемственность поколений, сохранение и развитие национальной культуры, становление патриотизма, воспитание граждан правового, демократического государства, разностороннее и своевременное развитие молодых людей, их творческих способностей, становление у молодых граждан положительной трудовой мотивации, высокой деловой активности, освоение молодыми людьми разнообразных социальных навыков и ролей, ответственности за собственное благосостояние и состояние общества, развитие культуры их социального поведения с учетом открытости общества, его информатизации, роста динамичности изменений.
В настоящее время
приоритетные направления в сфере
молодежной политики определенны в
Концепции долгосрочного
Государственная молодежная политика, как это определено федеральными документами, является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив.
Ряд важнейших дополнений,
защищающих интересы молодежи, был
внесен в федеральные законы «О рекламе»,
«О средствах массовой информации»,
«Об основах
В Федеральном законе
«Об основах социального
Молодежь как становящийся субъект общественного производства характеризуется также особенным содержанием личностной, предметной и процессуальной сторон конкретно-исторического бытия.
Российская молодёжь, как и общество в целом, переживает кризис ценностей, происходит разрушение нравственных ценностей и культуры русского народа, угрожающее целостности и безопасности государства
Границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей. Воздействие этих факторов реально проявляется в расширении границ молодежного возраста от 14 до 30 лет. Молодежь составляет 41% населения России в трудоспособном возрасте.
К сожалению, существующие экономические и социальных программы практически не учитывают специфическую социальную позицию молодого поколения в процессе общественного развития.
Анализ данных социологических исследований показывает, что социальное пространство ценностных ориентаций современной российской молодёжи противоречиво и размыто.
Радикальная трансформация ценностных ориентаций российской молодёжи в последние 20 лет идёт преимущественно в направлении вытеснения общественно значимых ценностей сугубо индивидуалистскими ценностями.
В связи с этим необходимо усилить внимание к социальным проблемам молодежи, определению средств, форм, методов и критериев социальной работы с молодым поколением.
1 Большой толковый социологический словарь. Том II. М.: "Вече", 1999.
2 Казарина-Волшебная Е. К., Турченко В. Н. Практика развития образовательной системы академика М. П. Щетинина // Вестник УМО. N 4. 2009.
3 Демьянюк А. Н. Ценностные парадигмы и политическая культура современной российской молодёжи // Утопия: Открытая библиотека научных сборников [www.Utopiya.spb.ru].
4 Шишкина Е. А. Экологическое правосознание населения (региональная специфика, Астрахань) // Социол. исслед. 2009. № 12.
5 Ильинский И. М. Образовательная революция. М.: Изд-во МГА, 2001.
6 Мостовая Е. Б. Образовательные стратегии новосибирских старшекурсников. Новосибирск: НГПУ, 2008.
7 Демьянюк А. Н. Ценностные парадигмы и политическая культура современной российской молодёжи // Утопия: Открытая библиотека научных сборников [www.Utopiya.spb.ru].
8 Казарина-Волшебная Е. К., Турченко В. Н. Практика развития образовательной системы академика М. П. Щетинина // Вестник УМО. N 4. 2009.
9 Ильинский И. М. Образовательная революция. М.: Изд-во МГА, 2001. с -313
10 Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодёжь России: социологический портрет. М.: ЦСП, 2010 с -125
11 Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодёжь России: социологический портрет. М.: ЦСП, 2010. с -175
12 Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодёжь России: социологический портрет. М.: ЦСП, 2010. с -130
13 Субегто А. И. Россия и человечество на "перевале" истории в преддверии третьего тысячелетия (избранное). СПб.: ПАНИ, 1999. с- 256.
14 Шишкина Е. А. Экологическое правосознание населения (региональная специфика, Астрахань) // Социол. исслед. 2009. № 12.
15 Субегто А. И. Россия и человечество на "перевале" истории в преддверии третьего тысячелетия (избранное). СПб.: ПАНИ, 1999.