Молодежь как клиент социальной службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 15:39, реферат

Краткое описание

Научная разработка понятий «молодежь» представляется достаточно новой для социальных наук проблемой. Так, дискуссионное осмысление понятия «молодежь» наблюдается фактически лишь с 70-х годов ХХ в. Достаточно широко распространен подход, согласно которому молодежный возраст связан с понятием трудоспособности. С этой точки зрения, детство- период, когда люди не занимаются производительным трудом; молодость- пора выбора профессии, обучения; зрелость- время реализации своих способностей, активной работы.

Файлы: 1 файл

молодежь как клиент соц служб.docx

— 23.80 Кб (Скачать)

Научная разработка понятий  «молодежь»  представляется достаточно новой для социальных наук проблемой. Так, дискуссионное осмысление понятия  «молодежь» наблюдается фактически лишь с  70-х годов ХХ в. Достаточно широко распространен подход, согласно которому молодежный возраст связан с понятием трудоспособности. С этой точки зрения, детство- период, когда люди не занимаются производительным трудом; молодость- пора выбора профессии, обучения; зрелость- время реализации своих способностей, активной работы. Однако доминирующей в настоящее время является тока зрения, согласно которой молодежь- это большая социально- демографическая группа, особенности которой определяются ролью и местом молодого поколения в системе воспроизводства и развития общества. С этим связаны социально- психологические особенности молодежи, ее социально- политическая неоднородность.

Молодежь- социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной и психо- физиологической зрелости, адаптации к исполнению социальных ролей взрослых.

С.В. Лисовский говорит  о том, что молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла, биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и проявляются по-разному в изменяющихся условиях.

Молодежь как объект научного исследования и управления в соответствии с нормами российского законодательства представляется крайне неоднородной по составу, полу, возрасту, социальному  статусу. Определение возрастных границ молодежи связано с началом и  завершением оформления полноценного самосознания личности молодого человека. Таким образом, по мнению одних ученых, молодой- это человек в возрасте от 14 до 25 лет, по мнению других, - от 16 до 30.

Законодательство России установило возраст молодого человека в границах от 14 до 30 лет. Нижняя граница  определяется тем, что в 14 лет развертывается пубертатный кризис, детерминирующий  физическую зрелость, открывается доступ к трудовой деятельности, когда подросток  получает впервые право  выбора в  социальном плане: продолжить учебу  в школе или поступить в  техникум, ВУЗ или на работу. Верхняя  граница определяется достижение трудовой и социальной стабильности: экономическая  самостоятельность, профессиональная зрелость, создание семьи.

Ряд социологов (С. В. Алещенок, М. Байзерман, Д. Магнусон ) считают, что эвристические и практические аспекты выделения молодежи в особую возрастную фазу исчерпаны, что в особую возрастную фазу исчерпаны, что в новых условиях следует «научиться смотреть поверх возраста на личность и человека», что молодежь – «это не объективно существующая реальность, а всего лишь социологическая концепция, искусственная психосоциальная конструкция, которая для каждого общества определяется по- разному в зависимости от экономических, культурных и социальных переменных». Высказываются и прямо противоположные мнения: «В молодежной среде усиливаются дифференцирующие факторы. Вместе с тем был и остается актуальным целостный подход к изучению всего многообразия общих связей и закономерностей формирования функционирования молодого поколения как субъекта развития общества. Такой взгляд способствует более глубокому осмыслению молодежных проблем, дифференцированному подходу к молодежи как к внутренне неоднородной и вместе с тем специфически особой общественной группе». Данную позицию конкретизирует ряд исследователей (А. И. Ковалева, О.Н. Козлова, В. А. Луков и др.) ,соотнося целостность и интеграцию молодежи с общностью процесса социализации, самоидентификации, статусно-ролевых позиций и задач социального конструирования и проектирования реальности.

Молодежь, таким образом, определяется как возрастная группа, обладающая определенным социальным статусом маргинального, промежуточного свойства, переходного от детства к взрослости. Следовательно, молодой возраст  охватывает не только период личностного  самосознания, но и активной адаптации, интеграции его в социальную действительность.

Молодежь рассматривается  в качестве субъекта общественных отношений, носителя активности. Обладая определенными  социально- психологическими характеристиками на каждом этапе своего возрастного развития, она включается в процессы социального взаимодействия, является субъектом взаимодействия.

Объективно выполняя функцию  носителя инициативы как основы собственного существования, она обладает уникальным способом взаимодействия с социальной действительностью, каковым выступает  ее инициатива.

В то же время, в соответствии с нормами российского законодательства, молодежь является объектом государственной  социальной политики. В российском законодательстве минимально представлены нормы, позволяющие самому молодому человеку проявлять собственную  активность и социальность во взаимодействии с государством и обществом. В число субъектов молодежной политики включены признанные государством посредники, государственные и общественные институты воспитания и образования, общественные организации, службы.

 Социальная работа  с молодежью  координируется  с молодежной политикой; необходимо  их взаимодействие. Понимание целей  социальной работы  с молодежью  зависит от того, как мы понимаем, что такое молодежь, какими методологическими  принципами руководствуемся при  определении ее социальных проблем.  В этой связи и организация  анализируемой работы может существенно  разниться. Тем не менее можно назвать ряд задач общего свойства, решаемых специалистами по работе с молодежью, включающих в себя раскрытие разнообразных потенциалов, талантов каждого молодого человека, желающего участвовать в собственном развитии, в осуществлении позитивных изменений в своей жизни, социальном окружении, обществе. Это многоуровневый процесс, обогащающий всех участников: молодых людей, волонтеров, специалистов, общество в целом.

Государственная молодёжная политика — система государственных  приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной  самореализации молодёжи, для развития её потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое  и культурное развитие страны, обеспечение  её конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности. Основным средством развития потенциала молодёжи является её вовлечение в социально-экономическую, общественно-политическую и социо-культурную жизнь российского общества.

К основным направлениям этой политики принято относить:

  • Обеспечение соблюдении прав молодежи;
  • Обеспечение гарантий в сфере труда и занятости;
  • Содействие предпринимательской деятельности молодежи;
  • Государственную поддержку молодой семьи;
  • Гарантированное предоставление социальных услуг;
  • Поддержку талантливой молодежи;
  • Формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие;
  • Поддержку деятельности детских и молодежных объединений;
  • Содействие международным молодежным обменам.

В России начиная с 1993 года Государственным комитетом по делам молодежи РФ формируется сеть молодежных социальных учреждений: центры социальной поддержки молодежи, разнопрофильные подростковые клубы, молодежные биржи труда, психологические консультации.

Центр социально-психологической  помощи молодежи, предназначенный для  оказания медико- психолого- педагогической помощи молодежи, переживающей кризисные состояния, находящейся в конфликтных ситуациях в микро- и макросредах, профилактики и предупреждения девиантного, деликвентного и суицидального повеления у данной категории населения. Предполагается, что центр состоит из двух отделов: отдел социально-правовой помощи, в который входят приют, гостиница, школа социотерапии, кабинет профориентации, производственный комплекс, культурно- спортивный комплекс, биржа труда, бюро решения, юридическая консультация, и отдел психолго- медико- педагогической помощи, в который входят диагностико- психологический пункт, консультативный пункт для родителей, консультативный пункт для учащихся, кабинет анонимного приема, кризисный стационар, лекторий и пункт занятости досуга;

Центр информации для молодежи, предназначенный для оказания информационных и методических услуг органам  исполнительной власти по делам молодежи, организациям и учреждениям, работающим с молодежью, различным группам  молодых людей. Кроме организации  методического обеспечения для  решения юридических,  коммуникативных, личностных, профессиональных, досуговых, образовательных, жилищных и других проблем молодежи центр занимается анализом информации о процессах , происходящих в молодежной среде, и об информационных потребностях молодежи;

Центр ресоциализации несовершеннолетних и молодежи, вернувшихся из мест заключения, который оказывает консультативную, социально- правовую, профориентационную, и психологическую помощь молодежи, оказавшейся в дезадаптированном состоянии. Задачи Центра- оказание помощи криминогенным категориям молодежи, утратившим социально-полезные связи, находящимся в состоянии дезадаптации, с целью «вживления» их в социосферу, предотвращения рецидива; оказание помощи в трудоустройстве, профориентации и переподготовке молодежи, вернувшейся из мест лишения свободы; консультации по юридическим, медицинским и социальным вопросам, выявление актуальных проблем и кризисных ситуаций, приведших к дезадаптированному состоянию, поиск путей выхода из них; ликвидация конфликтов и выработка совместно с подопечным установок с целью выхода из кризисного состояния.

В составе Центра должны быть отдел консультирования по телефону («телефон доверия»), кабинет психологической  разгрузки. Школа профориентации и  профподготовки, отдел индивидуальной работы с криминогенным контингентом, консультационный пункт;

Консультационный центр  для подростков и молодежи, предназначенный  для оказания квалифицированной, экстренной, анонимной, бесплатной психологической  помощи по телефону. Основные задачи Центра:

  • Обеспечение доступности и современности квалифицированной социально- психологической помощи подросткам и молодежи независимо от их социального статуса и места жительства;
  • Помощь абонентам, переживающим актуальные конфликты и находящимся в иных психотравмирующих ситуациях, актуализация их творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов для выхода из кризисного состояния;
  • Проведение психологического телефонного консультирования детей, подростков, молодежи, родителей и воспитателей по психологическим проблемам социализации и развития личности молодого человека;
  • Информационное консультирование абонентов с целью установления их связи с другими социальными службами и специалистами (психотерапевтами, психологами, педагогами, сексопатологами, юристами, социальными работниками и др.) ;
  • Выявление настроений, конфликтных ситуаций и «болевых точек» в молодежной среде, актуальных тенденций в молодежной среде, молодежной субкультуре;

Приют для подростков, предназначенный  для обеспечения временных (бытовых, психологических, эмоциональных) условий  жизнедеятельности несовершеннолетнего, отчужденного по объективным или  субъективным причинам от благоприятных  условий развития личности в семье, воспитательном учреждении, обществе. Для достижения этих целей приют:

    • Обеспечивает доступность, своевременность и эффективность помощи несовершеннолетним;
    • На основе диагностических бесед составляет социально- психологические характеристики личности детей и подростков, поступивших в приют;
    • Обеспечивает квалифицированное и разностороннее (психологическое, педагогическое, медицинское, юридическое и др.) консультирование несовершеннолетнего в зависимости от конкретных причин социальной дискомфортности;
    • Проводит с проживающими индивидуальные диагностические беседы  с целью выявления актуальных для них проблем и степени психологического стресса, оказания всемерной помощи для их размещения, педагогической коррекции, медико-социальной адаптации и реабилитации;
    • Предоставляет проживающим бесплатное питание;
    • Содействует (выступает экспертом) в принятии юридического решения об изменении или создании новых условий дальнейшей жизнедеятельности несовершеннолетних в семье, на работе, в учебно-воспитательных учреждениях и т.д.
    • Привлекает к сотрудничеству отечественные и зарубежные организации, индивидуальных лиц, способных оказать моральную, методическую и финансовую поддержку, а также ходатайствует о принятии мер общественного, административного и материального воздействия по отношению к родителям и другим лицам, ущемляющим и нарушающим права и интересы несовершеннолетних, проявляющим по отношению к ним жестокость, а также различные действия, провоцирующие асоциальное поведение, побеги из дома, интернатного учреждения, суицидальные попытки.

«Молодежные» проблемы при  всей их специфике невозможно решить в отрыве от системы поддержки  семьи, образования и здравоохранения, охраны общественного порядка, развития культуры, спорта и туризма. Эффективность  и результативность работы с молодежью  в различных регионах России во многом зависят от степени внимания к  молодежи со стороны руководства  или умения руководителей социальных служб найти взаимопонимание  с представителями местной администрации.

«Молодежные» проблемы в  целом не являются «делом их рук». Они  могут быть решены или предупреждены  лишь с учетом всех сопутствующих  факторов, при условии их определения  в терминах социальных проблем.

Молодежь отражает социальную структуру и культуру социума, являясь  зеркалом социокультурных процессов и конфликтов. Но вместе с тем молодежь – относительно автономная, самостоятельная возрастная группа, выполняющая системообразующую функцию передачи культурного опыта поколений в историческом времени. Новое поколение лучше подготовлено к восприятию инноваций, легче расстается со стандартами мышления.

Список используемых источников

1.Щукина Н.П. Технология социальной работы. – Часть 2.– Самара: «Самарский университет», 2007

2.Сборник учебно-методической  документации/Составители: Щукина Н.П., Егорова С.В., Вандышева Л.В. – Часть 1. – Самара: «Самарский Университет» ,2005. – С.124

3.Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. Учебное пособие, 2000.

4.Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Парадоксальный молодой человек//Социс. – 2006. - №6

5.    http://ru.wikipedia.org/wiki/Государственная_молодёжная_политика

6. Холостова Е.И. Технология социальной работы – М: «ИНФРА-М» , 2002. – С. 45-47

 


Информация о работе Молодежь как клиент социальной службы