Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 15:39, реферат
Научная разработка понятий «молодежь» представляется достаточно новой для социальных наук проблемой. Так, дискуссионное осмысление понятия «молодежь» наблюдается фактически лишь с 70-х годов ХХ в. Достаточно широко распространен подход, согласно которому молодежный возраст связан с понятием трудоспособности. С этой точки зрения, детство- период, когда люди не занимаются производительным трудом; молодость- пора выбора профессии, обучения; зрелость- время реализации своих способностей, активной работы.
Научная разработка понятий «молодежь» представляется достаточно новой для социальных наук проблемой. Так, дискуссионное осмысление понятия «молодежь» наблюдается фактически лишь с 70-х годов ХХ в. Достаточно широко распространен подход, согласно которому молодежный возраст связан с понятием трудоспособности. С этой точки зрения, детство- период, когда люди не занимаются производительным трудом; молодость- пора выбора профессии, обучения; зрелость- время реализации своих способностей, активной работы. Однако доминирующей в настоящее время является тока зрения, согласно которой молодежь- это большая социально- демографическая группа, особенности которой определяются ролью и местом молодого поколения в системе воспроизводства и развития общества. С этим связаны социально- психологические особенности молодежи, ее социально- политическая неоднородность.
Молодежь- социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной и психо- физиологической зрелости, адаптации к исполнению социальных ролей взрослых.
С.В. Лисовский говорит о том, что молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла, биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и проявляются по-разному в изменяющихся условиях.
Молодежь как объект научного
исследования и управления в соответствии
с нормами российского
Законодательство России установило возраст молодого человека в границах от 14 до 30 лет. Нижняя граница определяется тем, что в 14 лет развертывается пубертатный кризис, детерминирующий физическую зрелость, открывается доступ к трудовой деятельности, когда подросток получает впервые право выбора в социальном плане: продолжить учебу в школе или поступить в техникум, ВУЗ или на работу. Верхняя граница определяется достижение трудовой и социальной стабильности: экономическая самостоятельность, профессиональная зрелость, создание семьи.
Ряд социологов (С. В. Алещенок, М. Байзерман, Д. Магнусон ) считают, что эвристические и практические аспекты выделения молодежи в особую возрастную фазу исчерпаны, что в особую возрастную фазу исчерпаны, что в новых условиях следует «научиться смотреть поверх возраста на личность и человека», что молодежь – «это не объективно существующая реальность, а всего лишь социологическая концепция, искусственная психосоциальная конструкция, которая для каждого общества определяется по- разному в зависимости от экономических, культурных и социальных переменных». Высказываются и прямо противоположные мнения: «В молодежной среде усиливаются дифференцирующие факторы. Вместе с тем был и остается актуальным целостный подход к изучению всего многообразия общих связей и закономерностей формирования функционирования молодого поколения как субъекта развития общества. Такой взгляд способствует более глубокому осмыслению молодежных проблем, дифференцированному подходу к молодежи как к внутренне неоднородной и вместе с тем специфически особой общественной группе». Данную позицию конкретизирует ряд исследователей (А. И. Ковалева, О.Н. Козлова, В. А. Луков и др.) ,соотнося целостность и интеграцию молодежи с общностью процесса социализации, самоидентификации, статусно-ролевых позиций и задач социального конструирования и проектирования реальности.
Молодежь, таким образом, определяется как возрастная группа, обладающая определенным социальным статусом маргинального, промежуточного свойства, переходного от детства к взрослости. Следовательно, молодой возраст охватывает не только период личностного самосознания, но и активной адаптации, интеграции его в социальную действительность.
Молодежь рассматривается в качестве субъекта общественных отношений, носителя активности. Обладая определенными социально- психологическими характеристиками на каждом этапе своего возрастного развития, она включается в процессы социального взаимодействия, является субъектом взаимодействия.
Объективно выполняя функцию носителя инициативы как основы собственного существования, она обладает уникальным способом взаимодействия с социальной действительностью, каковым выступает ее инициатива.
В то же время, в соответствии
с нормами российского
Социальная работа
с молодежью координируется
с молодежной политикой;
Государственная молодёжная
политика — система государственных
приоритетов и мер, направленных
на создание условий и возможностей
для успешной социализации и эффективной
самореализации молодёжи, для развития
её потенциала в интересах России
и, следовательно, на социально-экономическое
и культурное развитие страны, обеспечение
её конкурентоспособности и
К основным направлениям этой политики принято относить:
В России начиная с 1993 года Государственным комитетом по делам молодежи РФ формируется сеть молодежных социальных учреждений: центры социальной поддержки молодежи, разнопрофильные подростковые клубы, молодежные биржи труда, психологические консультации.
Центр социально-психологической помощи молодежи, предназначенный для оказания медико- психолого- педагогической помощи молодежи, переживающей кризисные состояния, находящейся в конфликтных ситуациях в микро- и макросредах, профилактики и предупреждения девиантного, деликвентного и суицидального повеления у данной категории населения. Предполагается, что центр состоит из двух отделов: отдел социально-правовой помощи, в который входят приют, гостиница, школа социотерапии, кабинет профориентации, производственный комплекс, культурно- спортивный комплекс, биржа труда, бюро решения, юридическая консультация, и отдел психолго- медико- педагогической помощи, в который входят диагностико- психологический пункт, консультативный пункт для родителей, консультативный пункт для учащихся, кабинет анонимного приема, кризисный стационар, лекторий и пункт занятости досуга;
Центр информации для молодежи, предназначенный для оказания информационных и методических услуг органам исполнительной власти по делам молодежи, организациям и учреждениям, работающим с молодежью, различным группам молодых людей. Кроме организации методического обеспечения для решения юридических, коммуникативных, личностных, профессиональных, досуговых, образовательных, жилищных и других проблем молодежи центр занимается анализом информации о процессах , происходящих в молодежной среде, и об информационных потребностях молодежи;
Центр ресоциализации несовершеннолетних и молодежи, вернувшихся из мест заключения, который оказывает консультативную, социально- правовую, профориентационную, и психологическую помощь молодежи, оказавшейся в дезадаптированном состоянии. Задачи Центра- оказание помощи криминогенным категориям молодежи, утратившим социально-полезные связи, находящимся в состоянии дезадаптации, с целью «вживления» их в социосферу, предотвращения рецидива; оказание помощи в трудоустройстве, профориентации и переподготовке молодежи, вернувшейся из мест лишения свободы; консультации по юридическим, медицинским и социальным вопросам, выявление актуальных проблем и кризисных ситуаций, приведших к дезадаптированному состоянию, поиск путей выхода из них; ликвидация конфликтов и выработка совместно с подопечным установок с целью выхода из кризисного состояния.
В составе Центра должны быть отдел консультирования по телефону («телефон доверия»), кабинет психологической разгрузки. Школа профориентации и профподготовки, отдел индивидуальной работы с криминогенным контингентом, консультационный пункт;
Консультационный центр для подростков и молодежи, предназначенный для оказания квалифицированной, экстренной, анонимной, бесплатной психологической помощи по телефону. Основные задачи Центра:
Приют для подростков, предназначенный
для обеспечения временных (бытовых,
психологических, эмоциональных) условий
жизнедеятельности
«Молодежные» проблемы при всей их специфике невозможно решить в отрыве от системы поддержки семьи, образования и здравоохранения, охраны общественного порядка, развития культуры, спорта и туризма. Эффективность и результативность работы с молодежью в различных регионах России во многом зависят от степени внимания к молодежи со стороны руководства или умения руководителей социальных служб найти взаимопонимание с представителями местной администрации.
«Молодежные» проблемы в целом не являются «делом их рук». Они могут быть решены или предупреждены лишь с учетом всех сопутствующих факторов, при условии их определения в терминах социальных проблем.
Молодежь отражает социальную структуру и культуру социума, являясь зеркалом социокультурных процессов и конфликтов. Но вместе с тем молодежь – относительно автономная, самостоятельная возрастная группа, выполняющая системообразующую функцию передачи культурного опыта поколений в историческом времени. Новое поколение лучше подготовлено к восприятию инноваций, легче расстается со стандартами мышления.
Список используемых источников
1.Щукина Н.П. Технология социальной работы. – Часть 2.– Самара: «Самарский университет», 2007
2.Сборник учебно-методической документации/Составители: Щукина Н.П., Егорова С.В., Вандышева Л.В. – Часть 1. – Самара: «Самарский Университет» ,2005. – С.124
3.Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. Учебное пособие, 2000.
4.Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Парадоксальный молодой человек//Социс. – 2006. - №6
5. http://ru.wikipedia.org/wiki/
6. Холостова Е.И. Технология социальной работы – М: «ИНФРА-М» , 2002. – С. 45-47