Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 14:01, курсовая работа
На общем жизненном пути молодым супругам приходится сталкиваться с многочисленными проблемами и трудностями, многие из них молодая семья не в состоянии решить самостоятельно и ей просто необходима помощь квалифицированного специалиста. Поэтому в современных условиях развития общества проблема становления молодой семьи с каждым днем приобретает все большую актуальность, а роль социального работника в сохранении семьи и предоставлении ей необходимой помощи постоянно возрастает.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3 - 5
ГЛАВА I. Теоретический анализ исследуемой проблемы………………..6 - 36
1.1 Характеристика особенностей молодой семьи………………………...5 - 26
1.2 Особенности социальной работы с молодыми семьями……….….....27 - 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..37 - 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..39 - 41
2. Реабилитация - это система мер, позволяющих восстановить утраченное благополучие в семейных отношениях или сформировать новые. В целях реабилитации семьи, ее членов в мировой практике используются учреждения социального обслуживания семьи, территориальные центры, медико-психолого-социальные центры. Содержанием их деятельности является оказание членам семьи или отдельному человеку различных видов помощи (юридической, психологической, медицинской, социальной), для того чтобы поддержать или увеличить ресурсы, переориентировать членов семьи на другие ценности, сменить их установки [12, с.63].
В подобных учреждениях члены семьи могут получить консультацию у специалистов, посетить групповые занятия, включиться в одну из реабилитационных программ.
Также, реабилитационную функцию выполняют выездные формы помощи семье, которые представляют собой комплекс различных процессов и методик. Во-первых, это кризисные варианты помощи семье или отдельным ее членам («телефон доверия», экстренная психологическая помощь). Во-вторых, помощь в населенном пункте, где отсутствуют соответствующие социальные службы и специалисты. В данном случае могут использоваться: работа тренинговых групп, методики снятия напряжения, индивидуальное и групповое консультирование, семинары. Обеспечивать реализацию программы могут передвижные бригады. В-третьих, патронаж (покровительство) - это система специального обслуживания некоторых категорий людей, требующих особого внимания [12, с.63].
Выделяют следующие этапы патронажа:
1.Подготовка - предварительное знакомство со всеми имеющимися сведениями о семье, составление вопросов для собеседования и т.п. [12,с. 63].
2.Вступительная часть - непосредственное знакомство с членами семьи, сообщение о целях визитов, о возможной помощи [12,с. 63].
3. Сбор и оценка информации - выяснения состава и условий проживания семьи, взаимоотношений в ней, финансовой ситуации, состояния здоровья членов семьи; сбор сведений о событиях значимых для них (потеря работы, родственников и т.д.); заполнение социальной карты; выделение проблем которые может решать служба социальной защиты [12,с. 63].
4. Заключение - резюмирование для членов семьи сути стоящих перед ними проблем; совместный выбор тактики дальнейших действий; информация о видах помощи, которые могут быть предложены; сообщение подробных адресов социальных служб [12,с. 63].
5. Установление связи с другими специалистами, работающими с этой семьей [12,с. 63].
6. Отчет - это подробное описание результатов визита в акте обследования семьи; составление индивидуальной программы дальнейшей работы с семьей [12,с. 63].
В зависимости от характера имеющихся семейных проблем, их сложности, остроты или запущенности на различных стадиях патронажа реализуются так называемые программы-минимум и программы-максимум.
Программа-минимум обращены к ситуациям, связанным с внезапной утратой чего-то очень ценного в семье: физического здоровья, родных и близких, работы, квартиры и имущества вследствие пожара и т.д. В таких случаях усилия социального работника направляются на восстановление в относительно короткие сроки способности членов данной семьи оптимально функционировать, несмотря на наличие объективных и часто необратимых ограничений и потерь [12, с.65].
Программа-максимум предназначена для оказания помощи в крайних ситуациях неблагополучия, при необходимости не только компенсировать утраченное, но и добиться переориентации жизненной позиции, заменить или скорректировать прежние поведенческие схемы членов семьи. Перемены требуют длительной работы с приложением значимых усилий, объединение потенциалов разных специалистов и служб [12, с.65].
В ряде случаев помимо описанных выше действий требуется консультативная и психотерапевтическая работа с семьей или отдельными ее членами, направленная на систему семьи в целом. Могут быть использованы различные методики активной работы, в том числе приемы системной семейной терапии.
Патронаж можно считать удачной формой не только закрепления достигнутого при реабилитации, но и своеобразной профилактикой. Реабилитация предусматривает три уровня работы с семьей: индивидуальный (консультирование, патронаж), групповой (тренинг, проектирование) и общинный (социальные акции, социальное творчество, массовые праздники) [12, с.65].
3.Профилактика представляет собой комплекс мер, способствующих полноценному функционированию семьи, предотвращению возможных проблем. Один из путей профилактики - разработка специальных обучающих и просветительских программ. Так, например, исследование проблем семьи и семейного воспитания показывает, что супруги все больше нуждаются в помощи специалистов в вопросах накопления и освоения необходимых знаний и навыков регулирования взаимоотношений [12, с.65].
В основу программы просвещения закладываются концепция и модели, выходящие за рамки простого воспитания супругов. Они ориентируют их на расширение самостоятельности при решении возможных проблем во взаимоотношениях с разными людьми, при выборе поведения в разных ситуациях [12, с.66].
Просвещение супругов как элемент профилактики может происходить в процессе тренингов, которые позволяют формировать у них навыки преодоления трудностей, регулирования взаимоотношений. Социальная защита семьи имеет и определенное экономическое содержание, которое также реализует в своей практической деятельности социальный работник. Это - обеспечение жилищной и других видов субсидиарной помощи; предоставление льгот по оплате транспортных, коммунальных услуг, оказание медицинской, юридической и социальной помощи; льготное снабжение продовольствием и товарами первой необходимости; поддержка в сфере образовательных услуг, занятости, предпринимательства [12, с.66].
Таким образом, социальная работа в молодой семье направлена на решение многочисленных проблем, психологического, социального, нравственного, медицинского и педагогического характера с которыми семья сталкивается в повседневной жизни, и которые не в состоянии решить самостоятельно. Также одним из механизмов регулирования брачно-семейных отношений в рамках социальной работы являются службы семьи, основная цель которых направлена на обеспечение оптимального выполнения семьей ее разнообразных функций, совершенствование внутрисемейных отношений, гармоничное развитие личности супругов и жизни семьи в целом.
Заключение
Изучив данную проблему, проанализировав и сравнив точки зрения исследователей и авторов различных публикаций, мы пришли к следующим выводам:
1. Семья является компонентом социальной структуры любого общества, выполняющим многие социальные функции и играет важную роль в общественном развитии, а также является одним из тех социальных формирований, которое оказывает существенное влияние на общественную жизнь фактически во всех ее сферах: от экономики до духовной культуры. Через семью сменяются поколения людей, в ней осуществляется продолжение рода, происходит первичная социализация и воспитание детей. В силу этого она оказывает сильнейшее влияние на человека от рождения до смерти, но наиболее значима ее роль на начальном этапе жизненного пути, когда закладываются психические, эмоционально-волевые, духовно-нравственные основы личности. Поэтому сейчас, в первую очередь, огромное внимание уделяется становлению и развитию молодой семьи.
2. В учебнике «Основы социальной работы» дается следующее определение молодой семье - это семья в первые три года жизни после заключения брака, на начальной стадии ее развития, на стадии реализации супружеского долга. В ней проявляется обычный феномен открытия в другом более сложного человека, и начинается «притирка» характеров, т.е. изменение всего образа жизни. Терпимость, постепенность, последовательность, умение уступать в ссоре - без таких качеств период «притирка» характеров значительно затрудняется и усложняется. Но «притирка» лишь начало формирования семейного уклада и взаимоотношений супругов. Следующие проблемы - распределение ролей в семье, выработка устоявшихся навыков совместного решения вопросов, проблема «власти» в семье, планирование семейной жизни, свободного времени и досуга, решение различных конфликтов и т.п. Многому из перечисленного молодая пара учится в первые и, как правило, самостоятельно, методом «проб и ошибок». Поэтому, в зависимости от того, как молодые супруги смогут найти общий язык, построить отношения, основанные на любви, уважении, взаимопонимании, от их умения выходить из конфликтных ситуаций, быстро и легко решать свои проблемы и преодолевать стоящие на пути трудности будет зависеть их дальнейшая семейная жизнь и развитие общества в целом.
3. На своем жизненном пути молодой семье приходится сталкиваться с различными трудностями в повседневной жизни. Даже при самых хороших отношениях между супругами могут возникать ссоры и конфликты, поэтому они должны овладеть культурой спора и разрешения конфликтов. Супруги не должны забывать об уважении друг к другу, им необходимо научиться слушать и понимать друг друга, а также уметь уступить и пойти на компромисс. Но бывают такие жизненные ситуации, с которыми молодая семья не в состоянии справиться самостоятельно, в такие моменты она нуждается в посторонней помощи. Необходимую помощь молодая семья может получить от социального работника, работа которого направлена на решение многочисленных проблем, психологического, социального, нравственного, медицинского и педагогического характера с которыми семья сталкивается в повседневной жизни. Также существуют различные службы семьи, которые регулируют брачно-семейные отношения в рамках социальной работы с семьей, обеспечивают оптимальное выполнение семьей ее разнообразных функций, совершенствование внутрисемейных отношений, гармоничное развитие личности супругов и жизни семьи в целом.
Список литературы
1. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы: Пособие. - М.: Аргус, 1994. - 207с.
2.Гергишанов Т.М. Семейные будни, или Нежность на каждый день / Пер. с болг. - М.: БелСЭ, 1996. - 287с.
3. Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей / В.Н.Гуров. - М.: Пед. об-во России, 2006. - 320с.
4. Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 224с.
5. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 232с.
6. Меньшутин В.П. Помощь молодой семье: (заметки психолога). - М.: Мысль, 1987. - 203с.
7. Мир любви, мир семьи / Сост.: Л.М. Арджанова. - Краснодар: Кн. изд-во, 1990. - 285с.
8. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая Книга, 2002. - 416с.
9.Нарицин Н.Н. Из будущей книги «От свадьбы до развода - от развода до свадьбы» // Частная жизнь. - 1999. - №18.
10.Ничипоров Б.В. Таинство брака и семьи: введение в космологию домостройства. // Вопросы психологии. - 1991. - №5. - С.103-108; №6 - С.89-96.
11. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 395с.
12. Основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.Ф. Басова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288с.
13. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под. ред. Е.Г. Силяевой. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 192с.
14.Пуляев В.Т. Размышления о семье российской. // Социально-гуманитарные знания. - 2001. - №6. - С.128-147.
15. Разумихина Г.П. Мир семьи: Кн. для учащихся ст. классов по курсу «Этика и психология семейной жизни». - М.: Просвещение, 1986. - 208с.
16. Савельева О.О. Семья в современном обществе. // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2001. -№7. - с.2 - 9; №8. - с.2 - 9.
17.Социальная энциклопедия / Ред.: А.П. Горкин, Г.Н. Карелова, Е.Д. Катульский и др. - М.: Большая Рос. энциклопедия, 2000. - 438с.
Информация о работе Молодая семья как объект социальной работы