Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2015 в 07:23, контрольная работа
Цель работы – теоретическое рассмотрение вопроса об интегральной социологии Питирима Сорокина. Задачи работы:
- изучить биографию Питирима Сорокина;
- проанализировать общую социологию П.Сорокина;
- изучить интегральную социологию Питирима Сорокина.
Введение
Модель интегрального общества в социологии Питирима Сорокина
1. Страницы биографии Питирима Сорокина
2. Социология по Питириму Сорокину
3. Питирим Сорокин - создатель интегральной социологии
Заключение
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
3 |
Модель интегрального общества в социологии Питирима Сорокина 1. Страницы биографии Питирима Сорокина 2. Социология по Питириму Сорокину 3. Питирим Сорокин - создатель интегральной социологии |
4 4 8 12 |
Заключение |
19 |
Список литературы |
20 |
ВВЕДЕНИЕ
Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - крупнейший ученый социолог 20 века, профессор Петроградского университета. В историю социологической мысли Питирим Александрович Сорокин вошел как создатель интегрального направления в современной социологии, теории социальной стратификации и социальной мобильности, концепции флуктуации социокультурных систем. Ключевым направлением достижения экономического роста и повышения качества жизни населения в современном мире является развитие инновационной деятельности
Наследие Сорокина колоссально. Он автор более полусотни книг, не говоря уж о бесчисленных статьях, заметках, эссе и прочих формах малого жанра. Его книги переведены почти на все языки мира. Главным фактом, подтверждающим актуальность изучения творчества великого социолога является непреходящая ценность его идей и прозрений, его прогнозов, особенно в свете тех событий, которые происходят в нашей стране и в мире в настоящее время. Это подчеркивается и российскими, и зарубежными социологами.
Цель работы – теоретическое рассмотрение вопроса об интегральной социологии Питирима Сорокина. Задачи работы:
- изучить биографию Питирима Сорокина;
- проанализировать общую социологию П.Сорокина;
- изучить интегральную
Предметом исследования является модель интегрального общества в социологии Питирима Сорокина.
Теоретической основой исследования в области интегральной социологии П.Сорокина являются труды таких ученых как: И.А. Голосенко, А.В. Липский, Э.П. Петрова.
При написании контрольной работы использовались методы: историко-правовой, системного анализа и аналитический.
1. Страницы биографии Питирима Сорокина
Питирим Александрович Сорокин - выдающийся российско-американский социолог XX столетия, создатель интегральной парадигмы, на основании которой им были созданы теории социокультурных систем, социальной стратификации и социальной мобильности, революции и реформ, знания и искусств и др.
П. Сорокин родился 21 января 1889 г. в селе Турья Ярсенского уезда Вологодской губернии. Отец Сорокина - Александр Прокопьевич - был ремесленником и занимался церковно-реставрационными работами. Мать - Пелагея Васильевна - крестьянка. Мальчик рано остался сиротой. Однако с детства проявил необыкновенную тягу к знаниям. Сам научился грамоте. Окончил сельскую школу в селе Палевицы. Затем учился в Гамской второклассной школе. По окончании ее поступил в Хреновскую церковно-учительскую школу. По зимам учился, а летом занимался крестьянской работой, помогая своей тетке, крестьянке, в деревне Римье, Яреского уезда. Тогда в пятнадцатилетнем возрасте Сорокин становится достаточно активным революционером, вступив в партию эсеров. Выход в люди, знакомство со всевозможными политическими доктринами, новыми идеями и ценностями подтолкнули Сорокина к первому в его жизни интегральному синтезу. Как пишет он сам в автобиографической книге «Долгое путешествие», новые знакомства и расширение кругозора в течение двух лет пребывания в школе способствовали пересмотру всего мировоззрения: религиозность сменилась полурелигиозностью, отказом от теологии русской православной церкви; обыденные ценности прошлого - естественнонаучной философией, научно-эволюционное теорией, лояльность к царизму - социалистическими и демократическими взглядами. «В отличие от марксистского материализма экономической интерпретации человека и истории, философия и социология эсеров были в большей степени интегральными и идеалистическими. Они особо подчеркивали роль творческих идей, волеизъявления, «борьбы за индивидуальность» против «борьбы за существование», значимость неэкономических факторов, детерминирующих социальные процессы и человеческое поведение. Все мое предыдущее мироощущение соответствовало скорее этой идеологии, чем «пролетарской», «материалистической», «экономической» идеологии марксистов социал-демократической партии» [6, с. 89]. Итак, интегралистский уклон в мировоззрении Сорокина был заложен еще задолго до того, как он приступил к самостоятельным социологическим изысканиям.
После сдачи экстерном экзаменов на аттестат зрелости Сорокин поступает в Психоневрологический, а затем в Петербургский университет, где встречается с выдающимся социологом того времени М.М. Ковалевским, становится его ассистентом и секретарем. Ещё студентом он в 1913 г. создает свой первый крупный труд «Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали».
Занятие наукой Сорокин совмещает с политической деятельностью, являясь членом партии социалистов-революционеров, редактором её печатных органов. Накануне Февральской революции 1917 г. Сорокин становится сподвижником премьер-министра А. Керенского и в итоге оказывается в тюрьме. После революционных событий Сорокин всецело отдает себя науке. В 1919 г. он создает первый в России факультет социологии в Петроградском университете. Уже в следующем году им выпускается в свет «Общедоступный учебник социологии» и «Система социологии» в двух томах.
В «Системе социологии» П.А. Сорокиным выдвигаются основные принципы, на базе которых он предлагал создать социологию. Он разработал структуру социологии, главные её направления и основные задачи каждого из них. В «Системе социологии» П. Сорокин подробно разъясняет научные принципы, на которых основан этот труд. Он считает, что
П.А. Сорокин писал: «Наша потребность в социологических познаниях огромна. В ряду многих причин, вызывающих наши настроения и плохую общественную жизнь, немалую роль играет наше социологическое невежество… Голод и холод, разврат и преступление, несправедливость и эксплуатация продолжают быть спутниками человеческого общества. Только тогда, когда мы хорошо изучим общественную жизнь людей, когда познаем законы, которым она следует, только тогда можно рассчитывать на успех в борьбе с общественными бедствиями… Только знание здесь может указать, как нужно устроить совместную жизнь, чтобы все были и сыты и счастливы… Вот с этой практической точки зрения социология приобретает громадное значение» [9, с. 115].
В 1922 г. Сорокин навсегда оставляет Россию - переезжает сначала в Чехословакию, а затем в США. Вскоре он возглавил социологический факультет Гарвардского университета. Здесь Сорокин публикует свои знаменитые работы «Социология революции», «Социальная и культурная динамика» в четырех томах, «Кризис нашего времени» и многие другие.
Среди других работ Сорокина, опубликованных ныне в России: «Социологические теории современности», «Человек. Цивилизация. Общество», «Человек и общество в условиях бедствия», «Интегрализм - моя философия», «Об основных условиях возможности возрождения нашего народного хозяйства», «Причины войны и условия мира», «Современное состояние России», «Общие черты и различия между Россией и США», «Таинственная энергия любви», «Долгий путь. Автобиографический роман» [10, с. 12].
Умер П. Сорокин 10 февраля 1968 года.
2. Социология по Питириму
«Питирим Сорокин был сложным и в чем-то парадоксальным человеком... Он тонко чувствовал конфликты времени и дал им достойное выражение. Его влияние печатным словом и преподавательской деятельностью на социальную науку и далеко за ее пределы громадно». Этими словами завершался некролог, опубликованный в гарвардской университетской газете и подписанный выдающимися социологами своего времени, учениками и коллегами Питирима Сорокина.
Не выходя в целом за пределы основной
колеи русской социологии начала века
- неодинамической позитивной социологии [12, с. 11], Сорокин в духе позитивистско-
По мнению Сорокина, объектом изучения социологии является социальное поведение и деятельность людей, социальных групп и общества в целом. Но чтобы изучение было действительно научным, строго эмпирическим, социолог в первую очередь должен ориентироваться на изучение простейших социальных явлений, каким является взаимодействие двух индивидов. При этом в полной мере должны учитываться как психические переживания, так и внешние поведенческие акты, вызываемые переживаниями и внешними актами другого. Таким образом, если в определении « руководящих принципов социологии» Сорокин остается на позиции ортодоксального социологического позитивизма, то в определении объекта и предмета он переходит на позиции неопозитивизма. С одной стороны, он усиливает эмпирическую направленность социологии, а с другой затрудняет воплощение этой установки ввиду крайней сложности, если не сказать невозможности точного измерения психических переживаний как элемента взаимодействия [13, с. 148].
Сорокин разделил социологию на теоретическую и практическую. Теоретическая социология изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения сущего и подразделяется на:
Социология практическая изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения должного. «Задачи практической социологии ясны из самого названия»- писал Сорокин. «Эта дисциплина должна быть прикладной дисциплиной, которая, опираясь на законы, сформулированные теоретической социологией, давала бы человечеству возможность управлять социальными силами, утилизировать их сообразно поставленным целям» [11, c. 18].
В учении о строении общества П.А. Сорокин пишет: «Прежде чем перейти к описанию строения населения или общества в том сложном виде, в каком они существуют, мы должны изучить их в простейшем виде». Он показывает, что простейшей моделью социального явления служит взаимодействие двух индивидов. Во всяком явлении взаимодействия имеются три элемента: индивиды; их акты, действия; проводники (световые, звуковые, тепловые, предметные, химические и т.д.).
Подводя итог первоначальному этапу формирования творческого «Я» ученого, можно отметить, что с самого начала его мировоззрению было свойственно стремление интегрировать гуманитарное знание своего времени в единую, унифицированную систему. Многими годами позже об этом периоде он сам напишет: «С точки зрения философии складывающаяся система была скорее разновидностью эмпирического неопозитивизма или критического реализма, основанного на логических и эмпирионаучных методах. Социологически - разновидностью синтеза конто-спенсеровской биологии эволюции и прогресса, дополненной и скорректированной теориями Н. Михайловского, П. Лаврова, Е. Де Роберти, Л. Петражицкого, М. Ковалевского, М. Ростовцева, П. Кропоткина (среди русских социальных мыслителей) и теориями Г. Тарда, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, М. Вебера, Р. Штаммлера, К. Маркса, В. Парето и других западных обществоведов» [8, с. 75].
Сорокин внес большой вклад в разработку теории социальной стратификации и социальной мобильности («Социальная мобильность», 1927). По Сорокину, социальная стратификация - это дифференциация определенной совокупности людей на классы и слои в иерархическом ранге, что выражается в неравномерном распределении прав и привилегий, ценностей, власти и влияния. Однако, как считает Сорокин, их можно свести к трем основным формам - экономической, политической и профессиональной [3, с. 89].
Информация о работе Модель интегрального общества в социологии Питирима Сорокина