Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 23:30, реферат
В XIX – первой половине XX вв. были заложены основы социологии как особой науки об обществе, определились ее главные направления, оригинальные теоретические концепции и методологические принципы, составившие специфику социологического подхода к изучению общества. Так или иначе, дальнейшее развитие социологии, независимо от того, принимались или отвергались разработанные в ее рамках основные идеи, опиралось на достижения указанного периода.
Введение………………………………………………………………………..2
1. Теории микросоциологии……………………………….............................4
1.1. Символический интеракционизм………………………………………...4
1.2. Теории обмена…………………………………………………………….6
1.3. Феноменологическая социология………………………………………..7
1.4 Этнометодология…………………………………………………………..8
Заключение………………………………………………………………….....8
Список использованной литературы………………………………………...11
Заочное отделение
Специальность Бухгалтерский учет, анализ и аудит
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Социология»
На тему «Микросоциологические теории»
Выполнила: студентка 2 курса
заочного отделения
группы З9-СБУ-21
Гусева Елена Александровна
Проверил: Дауэнгауэр О.В.
Тверь 2010
План:
Введение…………………………………………………………
1. Теории микросоциологии………………………………...
1.1. Символический интеракционизм……………………………………….
1.2. Теории обмена…………………………………………………………….
1.3. Феноменологическая социология………………………………………..7
1.4 Этнометодология………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………...11
Введение
В XIX – первой половине XX вв. были заложены основы социологии как особой науки об обществе, определились ее главные направления, оригинальные теоретические концепции и методологические принципы, составившие специфику социологического подхода к изучению общества. Так или иначе, дальнейшее развитие социологии, независимо от того, принимались или отвергались разработанные в ее рамках основные идеи, опиралось на достижения указанного периода.
С начала 60-х годов основным объектом критики была структурно-функциональная теория Т. Парсонса, предложившая свою формулу компромисса между социологическим реализмом (Дюркгейм) и социологическим номинализмом (Вебер).
С конца 70-годов, когда в связи с поисками выхода из социологического кризиса вновь стал пробуждаться интерес к социологам-теоретикам, стали чаще упоминать имя Парсонса уже не в одном только критически-разоблачительном контексте. Вклад Т. Парсонса в социологическую науку породил стремление опровергнуть его теоретические построения (хотя бы в отдельных частях), вызвал шквал критических статей, дискуссий и уже одним этим способствовал как зарождению новых теоретических концепций, так и прояснению многих устоявшихся суждений.
Представители различных социологических школ выделяют либо микро-, либо макроуровни, т.е. отдают известную дань микро- или макроэкстремизму. Анализ теоретических работ, опубликованных в 80-х гг. позволяет предположить, что проблема микро-макроинтеграции играет важную роль в современной социологической литературе.
В современной социологии существуют несколько подходов, пытающихся дать целостное описание социальной жизни.
С момента становления буржуазной социологии на всем протяжении 19 века и вплоть до 20-х гг. 20 века в ней господствовала макросоциологическая ориентация. Формирование микросоциологии как самостоятельной области начинается примерно с 30-х гг. Этот процесс в значительной степени был стимулирован широким развертыванием эмпирических исследований. Резкое размежевание на микро- и макросоциологию произошло в конце 60-х гг.
Что касается микросоциологических доктрин, в центре их внимания повседневное межличностное взаимодействие - интеракция. Приверженцы микросоциологических теорий отстаивают идею о том, что именно повседневная интеракция на межличностном уровне есть первооснова социальной жизни.
Единство теории и эмпирии в общесоциологических теориях носит сложный и преимущественно опосредованный характер. Речь идет, прежде всего, о широком использовании этими теориями основных выводов, положений.
Итак, современная социология представляет собой многоуровневый комплекс теорий, типов знания, которые тесно взаимосвязаны друг с другом и образуют единую целостность - современную социологическую науку.
1. Теории микросоциологии.
Социологические теории второй половины XX века можно классифицировать по способу анализа общества, распределяя на две группы: макросоциологические и микросоциологические теории.
Микросоциологические теории уделяют основное внимание изучению человеческого поведения как социального действия. К ним относятся:
1. Символический интеракционизм.
2. Теории обмена.
3. Феноменологическая социология.
4. Этнометодология.
Главной проблемой микросоциологии, таким образом, можно считать вопрос - если каждый индивидуален, то как возможны общие значения, на основании которых существует взаимосвязь между индивидами.
Исследователи, работающие в этом ключе считают, что социальные явления можно понять лишь на основе анализа тех смыслов, которые люди придают данным явлениям при взаимодействии друг с другом. Главная тема их исследований - поведение индивидов, их поступки, мотивы, значения, определяющие взаимодействие между людьми, которое, в свою очередь, оказывает влияние на стабильность общества или происходящие в нем перемены.
1.1. Символический интеракционизм.
Символический интеракционизм (Д. Мид, Г. Блумер, А. Роуз, А. Стросс) главный акцент делает на лингвистическую или предметную сторону коммуникации, особенно на роль языка в формировании сознания, человеческого Я и общества.
Сторонники этого подхода считают, что люди не реагируют на воздействия внешнего мира непосредственно наподобие лягушки, которая автоматически делает хватательные движения языком, когда слышит жужжание мухи. Вместо этого люди наделяют воздействующие на них стимулы определенным значением и реагируют в первую очередь на эти значения или символы, а не на сами стимулы внешнего мира. Символами, на которые реагируют люди, могут быть слова, предметы, дистанция между общающимися людьми, выражение лица и поступки.
Сторонники теории символического интеракционизма анализируют поступки людей в повседневной жизни. Они выявляют значения, которые люди придают своим поступкам, и факторы, обусловливающие эти значения.
Так, с точки зрения создателя теории символического интеракционизма Д. Мида (1863 - 1931 гг.), поведение человека является сугубо социальным, и индивид может стать человеком только в социальной среде. Причём люди одновременно и создают социальную среду и находятся под её воздействием. Люди обретают свою человеческую природу благодаря тому, что они взаимодействуют с помощью символов, важнейшие из которых находятся в языке. В основе символического интеракционизма лежит представление о социальной деятельности как совокупности социальных ролей, которая фиксируется в системе языковых и других символов. Чтобы общение продолжалось, каждый вовлечённый в него должен ещё и интерпретировать намерения других с помощью «принятия роли», т.е. поставить себя на место партнёра.
Сам Мид считал свою социальную психологию - бихевиористской на том основании, что она начинается с наблюдения реального протекания социальных процессов. Мид рассматривал реальность как совокупность ситуаций, в которых действует субъект (широко понимаемый как “живая фор- ма”), а мышление трактовал с точки зрения его инструментальной природы – как орудие приспособления субъекта к реальности. По Миду, общество и социальный индивид конституируются в совокупности процессов межиндивидуальных взаимодействий.
Согласно концепции символического интеракционизма в изложении Герберта Блумера, люди действуют по отношению к объектам, ориентируясь прежде всего на значения, которые придают этим объектам, а не на их субстанциональную природу.
Объект по Блумеру - это прежде всего то, что он значит в ожидаемом и реальном социальном взаимодействии, устойчивость моделей которого делает их привычными, т.е. превращает в социальные институты. Его понимание человеческих масс как элементарной, спонтанно возникающей коллективной группировки сыграло большую роль как в концептуализации определений массовой коммуникации, так и теоретической ориентации исследований массовых аудиторий.
1.2. Теории обмена.
Теории обмена. «Назад к человеку» - таков лозунг, выдвинутый Д. Хомансом. Он провозгласил примат психического над социальным.
Трактовка роли социологического знания о социальном изменении достаточно характерна для социологов нетрадиционного напрвления: А. Гоулднера, Р. Фридрихса и др. Они исходят из положения, что социальный мир изменяется потому, что человек его познает. Самые глубокие причины кризиса западного общества Гоулднер видел в деперсонализации человека, разрушении целостности и общезначимого взгляда на мир, антиноически-противоречивом отношении между знанием и властью. Фридрихс ввел в научный обиход термин “социология социологии”, ныне широко употребляемый. Он разрабатывает набор формальных принципов диалектического мышления, с помощью которых стремится синтезировать различные социологические подходы в единую методологическую парадигму: понятие “социология социологии” близко по содержанию понятиям рефлексивной социологии и метасоциологии, введенным Э. Гоулднером.
1.3. Феноменологическая социология.
3) Феноменологическая социология. Огромное влияние на развитие этого направления оказали труды австрийского философа О. Шюца (1899 - 1959 гг.). В центре внимания данного социолога находится проблема того, как мы понимаем друг друга, как формируется общее восприятие и общее представление о мире.
В 60-х годах XX века среди социологов Запада резко повысился интерес к работам немецкого философа феноменологического направления Э. Гуссерля и соответственно известное развитие получила так называемая феноменологическая социология. Большое влияние на развитие феноменологической социологии оказали труды австрийского философа Альфреда Шюца (1899-1959 гг .).
Шюц предложил собственную версию социологии понимающей, в которой проследил процессы становления человеческих представлений в социольном мире от единичных субъективных значений, формирующихся в потоке переживаний индивидуального субъекта, до высокогенерализованных конструкций социальных наук, содержащих эти значения в преобразованном “вторичном” виде.
Обыденный повседневный мир по Шюцу, является и высшей реальностью, наиболее важной для человеческого познания.
Наиболее своеобразно положение феноменологической социологии Шюца были восприняты двумя различными школами. Первую школу феноменологической социологии знания – возглавили Питер Бергер и Томас Лукман, а вторую, получившую имя “этнометодологии” – Гарольд Гарфинкель. П. Бергера и Т. Лукмана отличает от Шюца стремление обосновать необходимость “узаконения” символических универсалий общества.
1.4. Этнометодология
4) Этнометодология. Считают, что вступая во взаимодействие, каждый индивид имеет представление о том, как будет или должно протекать это взаимодействие, причём представления эти организуются в согласии с нормами и требованиями, отличными от норм и требований общепринятого рационального суждения. Отсюда главный тезис этнометодологии: «Черты рациональности поведения должны быть выявлены в самом поведении».
“Этнометодологи” полагают, что вступая во взаимодействие, каждый индивид имеет представление о том, как будет или должно протекать это взаимодействие, причем представления эти организуются в согласии с нормами и требованиями, отличными от норм и требований общепринятого рационального суждения.
Заключение
Социологи сформулировали некоторые теории, чтобы описать и объяснить взаимодействие людей в обществе. Джордж Хоманс (1973) считает, что взаимодействие людей можно понять на основе принципа поощрения и наказания - люди склонны возобновлять такие модели поведения, за которые они в недавнем прошлом в той или иной форме были вознаграждены (похвала, восхищение, любовь, деньги и т.д.).
Гарольд Гарфинкель (1967) разработал теорию этнометодологии, обращающую главное внимание на изучение принятых на веру правил и понятий, определяющих поведение людей в процессе их общения с другими людьми. С точки зрения Эрвяна Гоффмана (1959), жизнь подобна театру, и он описывал взаимодействие людей в терминах "менеджмента впечатлений". Гоффман считает, что люди в жизни, как актеры на сцене, играют роли, которые они сознательно принимают на себя, чтобы произвести впечатление и воздействовать на других.
Другой важный подход на микросоциологическом уровне назван символическим интеракционизмом. Сторонники этого подхода считают, что люди не реагируют на воздействия внешнего мира непосредственно наподобие лягушки, которая автоматически делает хватательные движения языком, когда слышит жужжание мухи. Вместо этого люди наделяют воздействующие на них стимулы определенным значением и реагируют в первую очередь на эти значения или символы, а не на сами стимулы внешнего мира. Символами, на которые реагируют люди, могут быть слова, предметы, дистанция между общающимися людьми, выражение лица и поступки.
Слова "Стоп" или "Угадай-ка!", вписанные в треугольник, нашитый на модные джинсы и рубашки, легкий кивок головы, указывающий другу, что пора уходить с вечеринки, также являются символами. Прежний опыт и взаимное понимание смысла символов в большинстве случаев помогают общению. Однако иногда значения символов непонятны, и в таком случае становится труднее объяснить поведение человека. Когда незнакомец вступает с нами в разговор, мы пытаемся выявить скрытый смысл его поведения. Может быть, он хочет обмануть нас? Или его интерес к нам вызван причинами романтическими? А возможно, этот человек нуждается в помощи? Поскольку мы ничего не знаем о незнакомце, мы стараемся разгадать смысл его слов, действий и их мотивов, чтобы выбрать правильную ответную реакцию.