Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 13:51, контрольная работа
Социолог использует в своих исследованиях информацию, приобретенную различными способами. Он должен обращаться к своим наблюдениям, догадке или здравому смыслу, но собственно научных знаний он может только с помощью обоснований методологии исследования. Под методологией понимается система различных правил, принципов и мер, управляющих научным исследованием.
.Введение.
2.Программа социологического исследования. Методика, техника и процедура социологического исследования.
3.Методы социологического исследования.
4.Заключение.
5.Список используемой литературы.
Статистика
и документы. Разные виды статистики
предоставляют многосторонние возможности
для социологических исследований. В официальной
и неофициальной статистике собрана информация
об обществе и общественных явлениях в
такой мере, что в них можно найти материалы
для рассмотрения самых разнообразных
проблем.
Жизнеописание. Жизнеописание (биографический
метод) состоит из биографического материала
об определенных индивидах, обычно в их
собственном изложении. Никакой другой
метод исследования не предоставляет
нам такую детальность относительно развития
позиций и взглядов людей с течением времени.
Особую ценность жизнеописания имеют
в том случае, когда исследование посвящено
связи между психологическим развитием
и социальными процессами. Однако подобные
исследования редко основываются только
на воспоминаниях людей. Обычно, чтобы
расширить информацию и обеспечить ее
достоверность, используются документальные
источники, такие, как письма, газетные
заметки и репортажи. Мнения относительно
ценности жизнеописаний различаются.
Некоторые исследователи воспринимают
этот метод как слишком ненадежный, другие
считают, что жизнеописания дают уникальную
возможность глубинного проникновения.
Дневники. Дневники используются в том случае, когда социологам необходимо проследить повторяющиеся день за днем действия индивида в данном социальном окружении. Полевая работа и опросы могут не дать достаточной информации о круге регулярных занятий человека. Если мы хотим воссоздать то, что он делает в различное время дня или в различные дни месяца, часто полезно, чтобы он вел собственные записи. Однако имеется не так уж много работ, основанных только на этой информации; почти всегда наряду с нею используется материал, собранный с помощью других методов.
Анализ устных бесед .Все большее применение в социологическом исследовании находят магнитофоны и видеотехника. И то и другое часто используется при анализе разговора, т. е. При 632 изучении того, как проходят беседы в реальной жизни. Используя магнитофон, можно записать все аудиохарактеристики разговора двух и более людей. Поскольку при разговоре смысл передается не только словами, но также жестами и мимикой, видеозапись является более совершенным способом фиксации беседы. Затем, хотя значительная часть оригинального контекста будет потеряна, записи бесед можно перенести на бумагу. (В качестве иллюстрации см. главу 4, “Социальное взаимодействие и повседневная жизнь”.)
В течение нескольких последних лет было опубликовано немало исследований, в которых использовался метод анализа повествования. Эти исследования представляли возможность глубинного проникновения в природу человеческого взаимодействия. В качестве примера можно привести работу Уильяма Б. Сандерса, посвященную чрезвычайно специфическому типу беседы: полицейскому допросу. Допрос предполагает беседу, но не “просто разговор”, — как было замечено в известной фразе полицейской мелодрамы, “Я буду задавать вопросы!” Сэндерсу в своем анализе удалось уловить специфический характер допросов и отметить такие черты, которые иначе не попали бы в поле зрения. Например, ведущие допрос часто практически ничего не говорят, стимулируя допрашиваемого к разговору умышленными паузами и угрожающими хмыканиями18).
Анализ
устных бесед может быть использован
только в небольших группах и часто
связан с выглядящими совершенно тривиально
аспектами повседневной жизни, но его
роль в социологии очень велика. В конце
концов, беседа и разговор — это универсальные
черты социальной деятельности в условиях
как неформального, так более упорядоченного
взаимодействия.
Полевая работа. Полевая работа - если она успешна - дает более богатую информацию о жизни общества, чем многие другие методы. Если мы понимаем, как выглядят вещи “изнутри” данной группы, то можем лучше понять, почему ее члены поступают так, а не иначе. Полевая работа - это, по всей видимости, единственный возможный метод для исследования группы, культура которой в своей основе неизвестна посторонним и должна быть “усвоена”, прежде чем действия членов этой группы станут понятными. По этой причине полевая работа является главным исследовательским методом в антропологии, ее использование позволяет понять жизнь в незападных культурах.
Полевая работа предоставляет исследователю больше гибкости по сравнению с другими методами, например, опросом. Исследователь, работающий в поле, может приспособиться к новым непредвиденным обстоятельствам и следовать ориентирам, возникающим в процессе самого исследования. Полевая работа с большей вероятностью даст неожиданные результаты, чем большинство других методов исследования. Ученый иногда может быть потрясен, обнаружив, что его представление о данной группе или сообществе были абсолютно ложными. Но у полевой работы есть и свои ограничения: этим способом можно изучать лишь относительно небольшие группы и сообщества; кроме того, степень доверия людей во многом зависит от мастерства исследователя. Без этого исследование вряд ли станет чем-то большим, чем просто проект.
Исследователь не может просто присутствовать в данном сообществе, но должен объяснить и оправдать свое присутствие перед его членами. Он должен добиться доверия и сотрудничества с группой и поддерживать их в течение некоторого времени, если рассчитывает получить серьезные результаты. Возможно, это будет связано с жизнью в условиях, чрезвычайно отличающихся от тех, в которых живем мы, и даже с трудом переносимых, особенно в тех случаях, когда речь идет об изучении культур.
В течение долгого времени в исследованиях, проводившихся методом включенного наблюдения, было принято исключать любые упоминания об опасностях или проблемах, с которыми приходилось иметь дело, но позднее заметки и дневники исследователей стали более открытыми. Исследователю часто приходится бороться с чувством одиночества, поскольку “вживаться” в сообщество, к которому человек реально не принадлежит, трудно. Исследователь постоянно может встречаться с нежеланием членов группы или сообщества говорить о себе откровенно; прямые расспросы могут приветствоваться в одних культурных контекстах, но встречать холодное молчание в других.
Подобно
большинству типов социальных исследований,
полевая работа — обычно односторонние
действия по отношению к тем, чья
деятельность изучается. Выбор группы
для исследования, как правило, определяется
самим ученым единолично; к предварительным
консультациям с членами исследуемой
группы либо к вовлечению их в проект обращаются
редко. Неудивительно, что полевая работа
часто вызывает подозрения и что подобные
попытки часто приходится оставлять еще
в самом начале.
4.
Заключение.
Любое исследование начинается с исследовательской проблемы, которая волнует и озадачивает ученого. Проблему исследования могут инициировать пробелы в существующей литературе, теоретические споры или практические вопросы социального мира. В разработке исследовательской стратегии можно различить несколько структурных этапов, хотя в реальном исследовании они редко соблюдаются точно.
Серьезное социологическое
Каждый из методов имеет свои
недостатки. По этой причине исследователи
в своей работе часто
В социологическом
5.Список
используемой литературы.
1.Теория
социологии: Антология. Учебное издание./
2.Якуба
Е.А.Социология. Учебное пособие
для студентов, Харьков. Издательство
«Константа». 1991г.
3.Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая. Социология. – М.: Гардарика.1998 г. -224с.