Методологические основы нравственно-полового воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:36, реферат

Краткое описание

Долгое время человечество в чисто познавательном отношении боялось проникать в глубину запретных проблем половой сферы человека. И это не случайно – предполагалось, что тем саамы был бы нанесен большой вред формированию сексуальности способности к любви у юных.

Файлы: 1 файл

нравственность.docx

— 33.35 Кб (Скачать)

Методологические  основы нравственно-полового воспитания 
Долгое время человечество в чисто познавательном отношении боялось проникать в глубину запретных проблем половой сферы человека. И это не случайно – предполагалось, что тем саамы был бы нанесен большой вред формированию сексуальности способности к любви у юных. Поскольку половая любовь вообще выпала из сферы естественно-научного познания, то первые попытки полового воспитания базировались на чисто сексологических основах. Это не совсем верно. Педагог – врач В.Райх утверждал "Необходимо рациональное половое воспитание, формирующее положительное отношение к любви". 
Самым разумным определением является следующее: под нравственно-половым воспитанием следует понимать триединство духовно-нравственного, сексологического и медико-гигиенического воспитания и образования. 
Все перечисленные факторы имеют не только самостоятельное значение, но и прямое отношение к воспитанию половой любви, являющейся фундаментальной основой личности. В идеале могут заслуживать общественного признания только те нормы поведения, которые ведут к социальной гармонии, не вступая при этом в противоречие с природной заданностью человека. В сущности на этом же настаивал А.Макаренко, который писал:"Говоря о воспитании будущего полового чувства нашего ребенка, мы должны, собственно, говорить о воспитании его будущей любви и о воспитании его как будущего семьянина… Половое воспитание должно быть воспитанием именно любви". 
А.Шопенгауэр заметил, что "проповедовать мораль легко, трудно обосновать мораль". Между тем, в воспитательном процессе она играет, пожалуй, ведущую роль. Поэтому очень важно, что учитель (воспитатель) не выглядел в глазах воспитуемых деклоративно повествующим и поучающим любви только на основе наблюдений жизненной практики, собственного опыта или, хуже того умозрительных представлений. Важно умело отразить личностный компонент любви. 
Личностный компонент – выражает собой потребность в духовной близости с другим человеком вообще и с сексуально привлекательным в особенности. Э.Фромм представляет природу любви как бегство от одиночества, желание межличностного слияния. 
Отличительной особенностью личностного компонента является его избирательная направленность. При формировании духовной привязанности истинная дружба возможна только между двумя, но не тремя. Где доминирует духовное влечение, там и настоящая любовь. В этом отношении большую роль играет духовное богатство личности, принцип, сформированный А.Моруа, гласящий, что причина любви не в объекте, а в нас самих.  
Исходя из всего выше сказанного можно предложить следующую программу курса полового воспитания. 
 
 

Первые уроки  ханжества, двойной морали ребенок  берет у взрослых, отнюдь не ставящих перед собой задачи преподать  эти уроки, но полагающих, что воспитывать  ребенка следует, апеллируя только к его сознанию, разуму. В младшем  школьном возрасте складывается ряд  новых психологических качеств. Уже к 3-му классу в ходе направленных воспитательных воздействий формируется  произвольность как особое качество психических процессов, а в связи  с ней и чувство долга. У  одних оно устойчиво и проявляется  в широком кругу жизненных  отношений, у других — лишь в отдельных  поступках или сравнительно узкой  сфере поведения, у третьих развито  еще слабо, некоторые могут быть послушны, но лишь по мере требований. Долгое время полагали, что младший  школьный возраст сексуально нейтрален. В психоанализе он рассматривался как  «латентный» период. В ряде ценных и содержательных отечественных  руководств также можно встретить  обобщенный, «бесполый» анализ психологии и поведения младшего школьника. Из общепризнанного факта дружбы с представителями своего пола как  важной черты этого периода нельзя вывести положения о сексуальной  латентности — оно относится  скорее к гетеросексуальной активности, чем к сексуальным интересам, и не означает прекращения или  временной остановки психосексуального  развития мальчиков и девочек. «Был аист нами в девять лет забыт, мы в десять взрослых слушать начинали, в тринадцать лет, пусть мать меня простит, мы знали все, хоть ничего не знали», — пишет К. Симонов. Возраст 9—10 лет — это период половой  гомогенизации: подражания и привязанности  мальчиков к отцу, а девочек  к матери. Иногда переход к этому  этапу происходит быстро и изменение  привязанностей ребенка особенно разительно. Класс разбивается на два лагеря — мальчиков и девочек, измена своему лагерю осуждается и презирается. Мальчики играют в военные игры, зачитываются «героической» литературой  и подражают героям, рыцарям. Они  больше тянутся к отцу, а при  отсутствии его — к мужчинам вообще (преподавателям, руководителям «мужских»  кружков и секций), проявляют настойчивый  интерес к «мужской» работе. Девочки  в своем кругу обсуждают первых романтических героев, моды, ведение  хозяйства, отдают предпочтение лирической литературе, особо сближаются с матерью  и при благоприятных с ней  отношениях поверяют ей свои тайны, больше тянутся к учительницам, могут  коллективно влюбиться в учителя-мужчину. И для мальчиков, и для девочек  это период формирования оценки себя как представителя определенного  пола. Поляризация полов— естественная закономерность развития, внешне проявляющаяся нередко действиями агрессивного или оборонительного порядка, которые отражают внутренний интерес к другому полу. В. В. Богословский (1974) приводит пример, когда мальчик дергает девочку за косу и на вопрос учителя, почему он это сделал, отвечает: «Она мне нравится». Будучи в устах ребенка скорее исключением из правила, это объяснение раскрывает истинные мотивы внешне агрессивного или оборонительного поведения. Сколько-нибудь серьезных конфликтов оно, как правило, не вызывает, и мы неоднократно отмечали у девочек чувство обиды и обойденности при отсутствии этих своеобразных знаков внимания.

Конкретно эти  вопросы могут быть следующими: что  было, когда ребенка не было на свете? Как и когда познакомились  отец и мать? Каковы различия между  мальчиками и девочками, мужчинами  и женщинами, в чем смысл этих различий? Должна ли быть разница в  отношении мальчика к мальчикам  и девочкам и, соответственно, девочки  к девочкам и мальчикам, в чем  она должна проявляться? Какие обязанности  в семье должны быть у отца, матери, сына, дочери, в чем смысл этих обязанностей? В чем преимущества семейной жизни? Почему хорошо, когда  в семье не один, а несколько  детей,— чем это хорошо для  родителей и для детей? И другие. Практическое осуществление полового воспитания Для полового воспитания важное значение имеет определённая реакция взрослых на те или иные проявления сексуального развития ребёнка, на особенности его отношения к детям другого пола. Для этого необходимо твёрдо знать, что в этих отношениях правильно, а что – отклонение от нормы. Важно, чтобы взрослые не были безразличны к этим проявлениям, знали их природу, оценивали правильно и соответствующим образом реагировали. Важное воспитательное значение имеют также примеры нравственного отношения взрослых к представителям другого пола, основанного на уважении к человеку вообще, а также на знании и уважении специфических особенностей представителей другого пола. Родителям не следует доводить до сведения детей свои конфликты, выяснять при них сои отношения, проявлять взаимный негативизм. Родители должны обращать внимание ребёнка на положительное отношение детей разного пола друг к другу, на проявлении любви, внимания и заботы друг о друге взрослых мужчин и женщин, обязательно сопровождая их соответствующими комментариями. Кроме того, и сама мать может давать дочери положительный пример – уроки материнства. Характер семейных отношений непосредственно сказывается на воспитании Важное воспитательное значение имеет информация, которую ребенок получает от родителей,— как в ответ на его вопросы, так и по собственной их инициативе (предварительное осведомление). Сюда же относится и контроль за тем, что он читает. Что нужно для того, чтобы полнее использовать воспитательные возможности ответов на вопросы ребенка? Во-первых, родители должны считать законным правом ребенка задавать любые вопросы, какими бы «неприличными» они ни показались, и своим долгом отвечать на любой из таких вопросов. Во- вторых, им следует ценить тот факт, что ребенок с таким вопросом обращается именно к ним. В-третьих, необходимо использовать каждый свой ответ в интересах полового воспитания. Вопрос ребенка может показаться «неприличным» только потому, что вы вкладываете в него свой смысл. Не ставьте ребенка на свое место, напротив, постарайтесь вспомнить себя в его возрасте: вы ведь тоже задавали подобные вопросы, и ничего плохого в них, вероятно, не было. Чем грамотнее вы будете отвечать на вопросы, тем лучше для ребенка. Следует также иметь в виду, что дети, чаще в возрасте 4—7 лет, нередко обращаются к старшим с просьбой разъяснить смысл некоторых незнакомых им слов или словосочетаний, случайно где-то услышанных.

Семейные  ценности современных молодых людей  формируются под воздействием многих объективных и субъективных, чаще негативных, факторов. Нестабильность браков, рост числа неполных семей, увеличение количества людей, не состоящих  в браке, - все это неблагоприятно влияет на формирование представлений  о семейной жизни у детей и  подростков, снижает престиж брака  в глазах молодежи. Отсюда возникает  необходимость целенаправленной подготовки юношества к вступлению в брак. Но для того чтобы действовать  успешно, нужно знать отношение  молодых к семейной жизни, степень  подготовленности к выполнению супружеских  и родительских обязанностей, добрачное  сексуальное поведение и мотивы заключения брака. 
Как показал опрос, семья выступает безусловной ценностью для большинства молодых людей. В будущей более 80% опрошенных старшеклассников и студентов планируют создание прочной, счастливой семьи и предполагают быть хорошими мужьями и женами. 
Удачный брак юноши и девушки представляют как гармоничный союз мужчины и женщины, основанный на взаимопонимании и взаимоуважении (такого мнения придерживаются 75% девушек и 68% юношей) и материальном благополучии (30% и 19%). Продолжением удачного брака должна стать счастливая семья, в которой устанавливаются добрые отношения между супругами, родителями и детьми и в которой умеют понимать и прощать друг друга, уважать достоинство взрослых и детей, проявлять терпимость, заботу и внимание. При этом молодые люди считают, что семейное счастье невозможно без детей, что семья без детей неполноценна. 
В числе личностных черт супругов наиболее для семейной жизни были признаны: доброта – ей отводится первое место; верность и преданность – второе; способность к сопереживанию, чуткость – третье. 
Очень высоко оценивается умение супругов проявлять великодушие, выдержку, готовность к компромиссу в разрешении семейных конфликтов. Не менее важными, особенно в наше непростое время, качествами в семейной жизни были названы также оптимизм и жизнерадостность, общительность, способность исполнять принятые решения. Девушки хотели бы видеть себя в будущем обаятельными, веселыми, верными женами и хорошими хозяйками. А своих будущих избранников – сильными и мужественными, умными и образованными, но в то же время чуткими и заботливыми. Юноши представляют своих будущих жен красивыми, мягкими, верными, терпеливыми. 
Можно признать, что в целом юноши и девушки указали основные характеристики прочной, счастливой семьи, причем нравственные, эмоционально-духовные преобладают. Это очень важно, так как современная семья особенно нуждается в укреплении межличностных отношений. Однако большие надежды нередко оборачиваются не меньшими разочарованиями. Мечта о счастливой семейной жизни остается нереализованной. Происходит это оттого, что многие молодые люди имеют слабое представление о своих обязанностях супружества и родительства, необходимые знания о роли семьи в жизни общества и отдельного человека. Подтверждением сказанному могут служить ответы на вопрос: "Зачем люди женятся, выходят замуж?"
 
 

Половое воспитание российских школьников 

 
Название: Половое воспитание российских школьников 
Раздел: 
Сексология 
Тип: реферат 
Просмотров: 4
Концепция Российской Академии образования (проект)

      В самые сложные периоды развития страны российская семья проявляла  высокую стойкость и способствовала ее стабильности. Укрепление семьи  — приоритетная задача общества, и  половое воспитание подрастающего  поколения — одно из ведущих направлений  ее решения. Способность создавать  крепкую семью и быть полноценными родителями — качества, которые  могут быть выработаны лишь целенаправленными  усилиями старшего поколения.

      В настоящее время в России сложилась  неблагоприятная ситуация со здоровьем  и благополучием детей и подростков, основными причинами которой  являются: недостаточная нравственная устойчивость в сфере межполовых отношений, отсутствие необходимых  знаний в сфере здоровья, неспособность  взрослых оказать помощь и ответить на вопросы, которые встают перед  каждым подростком. Сегодняшнее положение  — прямое следствие бесполой педагогики прошлых лет в столкновении с  экспансией «сексуальной революции».

      Уже с подросткового возраста увеличивается  число болезней, передаваемых половым  путем. Рост числа венерических заболеваний, включая СПИД, в настоящее время  принял взрывообразный характер. Отмечается значительное число беременностей  несовершеннолетних, исходом которых  являются аборты или юное материнство, нередко приводящее к отказу от детей  и социальному сиротству. Растет проституция несовершеннолетних. Поэтому  необходимо более полное использование  воспитательных возможностей общества и школы в сфере нравственной ориентации межполовых отношений и  укрепления здоровья, в том числе  и репродуктивного, и способности  быть полноценными родителями.

      Половое воспитание — система медико-психологических, гражданских и педагогических мер, направленных на воспитание у детей, подростков и молодежи правильного  отношения к вопросам пола. Задача полового воспитания — способствовать гармоничному развитию подрастающего  поколения и нравственным межполовым отношениям, содействовать укреплению брака и семьи. Поэтому половое  воспитание не может рассматриваться  обособленно от общих вопросов воспитания, готовящего молодое поколение не только к труду и общественной деятельности, но и к личной жизни. Вместе с тем «половой вопрос»  — это и социально-гигиеническая  проблема, связанная со здоровьем, работоспособностью, настроением людей, оздоровлением  их семейного быта.

      Сексуальность — нормальное качество здорового  человека. Реализация его сексуальных  возможностей не должна осуществляться в отчужденных, обезличенных формах. Половое воспитание должно противостоять  бездуховному сексу.

      Сведения, относящиеся к сфере межполовых отношений, принципиально отличаются от сведений иного рода тем, что они  тесно связаны с базисными  жизненными процессами: духовным и  физическим благополучием человека, жизнеспособностью общества, Эти  сведения всегда личностно ориентированы. Интимная жизнь человека уязвима  и легко ранима. Поэтому велика ответственность тех, кто эти сведения должен сообщать школьникам. Здесь, как нигде, необходима сдержанность, чувство меры, такт.

      Система представлений о возможном и должном в сфере межполовых отношений у каждого человека складывается постепенно. Процесс этот происходит разными темпами, на фоне различной заинтересованности в получении соответствующих сведений. То, что для одного является преждевременным, для другого — пройденным этапом. Это касается и взрослых, и подрастающего поколения, в том числе учащихся одного и того же класса. Человеку необходимо дорасти до понимания некоторых вещей, и искусственно ускорять или замедлять этот процесс вредно: результат будет деформированным. Необходимо лишь заложить его правильные основы.

      Ответы  на одни вопросы из сферы межполовых отношений человек должен уяснить  в школе, другие — из бесед с  родителями, третьи — наедине с  самим собой и хорошей книгой.

      Задача  школы — заложить основы, расставить некоторые общезначимые ориентиры, избегая бестактности и навязчивости, не придавая этой сфере воспитания чрезмерно опережающего характера, но вместе с тем, учитывая особенности  возраста и характер физиологических  сдвигов в организме учащихся.

      В половом развитии подрастающего  поколения есть существенное противоречие, которое определяет сложность полового воспитания. Это большой разрыв во времени между половым и гражданским  созреванием и еще больший  — между половой зрелостью  и экономической самостоятельностью человека. Девочки в половом отношении  созревают к 14—15 годам, большинство  мальчиков к 16—17. Однако, половая зрелость в этом возрасте находится в дисгармонии с физическим и психическим развитием. Разрыв этот составляет пять и более лет. Одна из задач полового воспитания — сформировать у юношей и девушек понимание смысла этой дисгармонии, воспитать волю, умение руководить своими чувствами.

      При осуществлении полового воспитания необходимо придерживаться следующих  принципов:

      Половое воспитание должно осуществляться во взаимосвязи со всеми другими  направлениями учебно-воспитательной работы школы. Оно не должно быть обособленным.

      Необходимо, чтобы содержание, формы и методы полового воспитания соответствовали  возрастным особенностям учащихся (в  том числе и этапам полового развития), а также уровню их знаний по конкретным темам. Они имеют право получать исчерпывающие (на их уровне) нравственно  направляющие ответы на все возникающие  у них вопросы.

      Учащиеся, интересующиеся более глубокими  и специфическими вопросами, должны получать требуемую информацию индивидуально  или в небольшой группе из бесед  с приглашенными специалистами.

      Семейные, супружеские, интимные отношения — как бы их ни называть и какие бы аспекты их не рассматривать, все это — различные уровни и формы духовного и физического единения. Человек, с детства проявляющий склонность и способность к взаимопониманию, будет более состоятельным и в данной специфической сфере взаимоотношений. Поэтому формирование таких способностей — как черты личности — необходимо рассматривать в качестве базисной задачи полового воспитания учащихся, начиная с младших классов.

      Половое воспитание старшеклассников должно затрагивать  более специфические вопросы, включая  различные аспекты психологической  и физиологической совместимости  будущих супругов, непосредственные вопросы подготовки к созданию семьи, а также соотношение биологических, физиологических, психо-сексуальных  качеств человека с определенными  явлениями общественной жизни.

      С учетом сложившейся в стране ситуации задачи полового воспитания должны быть сформулированы следующим образом:

      привитие  учащимся обоего пола основных навыков  общения и взаимопонимания, а  также способности принимать  осознанные решения;

      формирование  у учащихся позитивного отношения  к здоровому образу жизни, планированию семьи и ответственному родительству;

      защита (методами воспитания) физического  и репродуктивного здоровья учащихся;

      обеспечение учащихся грамотной и систематической  информацией, которая даст им возможность  понять, что с ними происходит, а  также поможет адаптироваться к  изменениям, происходящим в период полового созревания, пройти с наименьшими  психологическими потерями этот непростой  этап взросления.

      Объективная сложность проблемы полового воспитания заключается в труднопреодолимом  противоречии между интимно-личностным характером межполовых отношений и  общественным характером образования. Вместе с тем, подрастающее поколение  нельзя предоставлять самому себе или  оставлять в сфере влияния  «сексуальной революции». Существенную часть вопросов из сферы межполовых отношений целесообразно изучать  или обсуждать не на фронтальных  или групповых занятиях, а индивидуально. Введение особого и обязательного  для всех учащихся учебного предмета «Половое воспитание» на данном этапе  развития общества и школы нецелесообразно.

      Необходимо  использовать в половом воспитании различные формы и методы. Это  и включение соответствующих  сведений в различные учебные  предметы, и беседы классного руководителя и специалистов различного профиля  с учащимися (школьные психологи, медики, социальные работники, работники правоохранительных органов).

      Организационными  формами могут быть:

      фрагменты уроков и отдельные уроки в  рамках таких учебных предметов, как биология, литература, обществоведение, история; с этой целью необходимо вводить соответствующие изменения  в учебные программы, учебники и  методические пособия по названным  предметам без нарушения общей  логики структуры и содержания их как предметов базисного учебного плана;

      факультативные  занятия: необходимы учебно-методические комплекты, отвечающие требованиям, которые  предъявляются к такого рода материалам, желательно, чтобы на выбор учащихся были предложены различные варианты предметов для факультативного изучения, разработанные разными авторами и авторскими коллективами;

      семинары  для родителей; тематика, содержание и организация таких семинаров  должны отвечать их запросам;

      консультации, организуемые для учащихся и родителей  в специальных центрах.

      Учитель должен быть способен давать точные и  ясные ответы на вопросы учащихся, а также обладать умением своевременно и правильно реагировать на любые  конкретные моменты взаимоотношений  учащихся разного пола в течение  всего периода их обучения. Умелое воздействие педагогического коллектива на характер межполовых отношений непосредственно  в школе — важный и необходимый  элемент системы полового воспитания.

      При решении вопросов полового воспитания необходимо считаться также с  особенностями отечественной (евразийской) цивилизации, которая отличается специфическим  отношением к вопросам пола, учитывать  национально-религиозную специфику.

      Вопросы межполовых отношений должны рассматриваться  в тесной связи с вопросами  здоровья. Хорошим вариантом приобщения россиян к международному опыту  в сфере межполовых отношений  является использование достижений личной гигиены и ухода за телом, что необходимо для сохранения и  укрепления здоровья, в том числе  и репродуктивного. Все это может  и должно быть использовано в качестве элементов в специфически российской системы гигиенического и полового воспитания в соответствии с принципом: культура должна быть самобытной, а цивилизованность — современной.

      При реализации программ полового воспитания как нигде необходимо тесное сотрудничество учителя и школы в целом  с родителями учащихся.

      Деятельность  школы в сфере полового воспитания должна осуществляться в связи с  работой особых центров, имеющих  характер учреждений консультативной  и социальной помощи подросткам (например, в случае ранней беременности). Учащиеся должны быть ознакомлены с подобными  центрами и характером их работы и  быть готовы в случае необходимости  воспользоваться их помощью.

      Многие  предыдущие попытки решения проблемы полового воспитания учащихся наталкивались  на неподготовленность учителей и недоработанность самих программ и пособий. Достаточно отметить, в частности, трудности  при реализации в школе предмета «Этика и психология семейной жизни». Необходимо повышение компетентности учителя в сфере межполовых отношений, его способности руководить нравственно  ориентированным процессом духовного  развития учащихся как будущих супругов и родителей. Для студентов педвузов следует создать спецкурс с примерным названием «Гигиеническое и половое воспитание с элементами сексологии» и разработать соответствующее Руководство и пособия. Содержание этого курса должно войти и в программу повышения квалификации учителей. Соответственно, необходимо усиление работы по созданию книг и пособий для родителей. Лучшие из этих книг должны быть включены в Федеральный комплект наряду с учебниками по предметам.

      Необходимо  предусмотреть проведение фундаментальных  и прикладных исследований по проблеме полового воспитания учащихся России. Следует признать, что мы плохо  знаем подрастающее поколение с  точки зрения его взглядов, убеждений, ценностных ориентаций в сфере межполовых отношений. Бесполая педагогика и бесполая психология и не предполагали исследования подобных вопросов. Несомненно, что  наряду со скандальными проявлениями половой деморализации (см. выше) могут быть обнаружены и тенденции противоположного плана, на которые следует опираться я.

      Теоретически  сложным является вопрос о соотношении  полового воспитания и полового (сексуального) просвещения. дело в том, что и первое, и второе основано на информации, получаемой учащимися. Если эта информация остается лишь на уровне знаемого, приходится говорить только о просвещении. Если же эта информация способствует формированию взглядов, убеждений, ценностных ориентаций и устойчиво сказывается на поведении, то можно говорить и о воспитании. Поэтому отделить «воспитующее» от лишь «просвещающего» или «обучающего» не всегда легко, как невозможно разорвать на части целостную жизненную ситуацию. Для того, чтобы информация обретала воспитующее значение, она должна сообщаться в яркой, образной, эмоциональной форме. Важны также степень ее новизны и возраст, в котором она получена впервые. И естественно, такая информация должна быть нравственно безупречной, чтобы воспитание возвышало личность.

      Необходимо  учитывать и такую особенность  усвоения информации: некоторые сцены, образы, ситуации , воспринимаемые в возрасте, когда ребенок еще неспособен к какой-либо нравственной их оценке, могут фиксироваться в памяти как таковые, сами по себе и вместе с тем, как образцы будущего поведения в аналогичной ситуации. Поэтому подрастающее поколение должно быть ограждено от сцен насилия и порнографии , даже если взрослым и кажется, что они еще «ничего не понимают».

      Реализация  данной концепции потребует от педагогов  и родителей совместных целенаправленных усилий: лучшего знания учащихся и  понимания мотивов их поведения, повседневной и последовательной воспитательной работы. Необходимо также и повышение  сексологической грамотности старшего поколения — родителей и учителей в первую очередь.

      Концепция разработана с учетом обсуждений на Проблемном совете РАО по вопроса полового воспитания школьников. В работе этого Совета принимали участие специалисты в области образования и здравоохранения, представители общественных и религиозных организаций, средств массовой информации. В той или иной степени и форме их мнение и содержание их выступлений учтены в тексте.

Информация о работе Методологические основы нравственно-полового воспитания