Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 03:27, статья
Вообще проблематика образа жизни в России актуализировалась в 1970 - 1980-е годы, когда выяснилась ограниченность и недостаточность анализа отдельных видов жизнедеятельности людей, когда возникла необходимость предвидеть изменения социальных отношений. (Возьмитель, Осадчая, 2009).
Методологические основы анализа образа жизни пожилых людей.
Рычкова Л.В.
В социологии может использоваться множество различных подходов к изучению образа жизни пожилых людей.
Вообще проблематика образа жизни в России актуализировалась в 1970 - 1980-е годы, когда выяснилась ограниченность и недостаточность анализа отдельных видов жизнедеятельности людей, когда возникла необходимость предвидеть изменения социальных отношений. (Возьмитель, Осадчая, 2009).
Началом научных исследований в области социальных проблем пожилых людей можно считать открытие в 1959 г. Института геронтологии в системе Академии наук СССР.
В 1980-ые годы исследования
теоретических и исторических проблем
социальной геронтологии дополняются
конкретными социологическими исследованиями
поведения пожилых людей, их социальной
роли и функций
в обществе, проблемам досуга, общественной
активности, их потребностей, установок,
ценностных ориентации, социального обеспечения,
образа жизни, влияния социальной среды
на процессы старения в работах А.В. Дмитриева,
Ы.Я. Дыскина, А.ГТ. Решетюка, В.Д. Шапиро,
М.Л. Сонина.
С конца XX века и к настоящему времени издан ряд фундаментальных трудов Р.С. Яцемирской, И.Г. Беленькой, Н.Ф. Шахматова, Е.И. Холостовой, П.Д. Павленка, а также работы геронтосоциологов В.П. Гордина, Т.З Козловой, Т.К. Арефьевой, в которых исследуются актуальные проблемы социальной геронтологии: методологические основы социальной геронтологии; направления и формы социальной работы с пожилым населением; проблемы пенсионной реформы; самоопределения и социальной адаптации пенсионеров к новым условиям. (Монасыпова, 2005).
Социальная геронтология – раздел геронтологии, который изучает влияние старения на личность в позднем, завершающем периоде жизненного цикла человека, изменение по мере старения его социальных потребностей, установок, ценностных ориентаций, интересов, мотивации, структуры деятельности и поведения, социальной активности, всего образа жизни. Сюда же относится и изучение приспособляемости стареющего человека к новым для него условиям жизни и новым социальным ситуациям. ( Кузнецова, 2003). Геронтосоциология относится к так называемым теориям среднего уровня, которые призваны быть связующим звеном между теоретическими и эмпирическими исследованиями. (Альперович, 1998).
Исследование образа жизни пожилых людей методологически возможно связать с рядом современных социологических подходов. В этих рамках можно выделить следующие основные подходы к изучению проблем образа жизни пожилых людей: структурализм, символический интеракционизм, феноменология.
Структурный функционализм
Для геронтологии структурный функционализм предлагает две теоретические концепции. Одна из них представляет собой теорию отчуждения, которая исследует тенденцию постепенного отлучения пожилых людей от некоторых существенных для общества функций и ролей для того, чтобы это общество могло продолжать нормально функционировать. Другая — теория деятельности, которая исходит из необходимости сохранить активную роль пожилых людей, интегрировать их в общество для его нормального функционирования и устойчивого развития.
Теория разъединения (Э.Камина и У.Генри) представляет старение как неизбежное взаимное отчуждение, снижение взаимодействия между стареющей личностью и обществом, ведущее по мере старения к полному дистанцированию. Эту теорию еще называют «теорией освобождения», потому что старение якобы «освобождает» пожилого человека-пенсионера ото всех обязательств перед обществом. (Альперович, 1998). Образ жизни пожилых людей связан, прежде всего, с домашней деятельностью. Это исключает людей из общественной жизни.
По мнению сторонников теории отчуждения, вытеснение пожилых людей из социального организма представляет собой «неизбежный процесс, в результате которого нарушаются существующие отношения между стареющим человеком и другими членами общества, причем это отчуждение происходит на качественном уровне». (Козлов, 2003). Поэтому, согласно представителям данного течения в социологии, сам индивид и общество, в котором он живет, должны заранее готовиться к окончательному «разрыву», который может произойти в результате серьезного заболевания или смерти. В соответствии с этой теорией, процесс «отчуждения» — это способ подготовки общества к новому структурному функционированию его членов и направлен на то, чтобы по наступлению неизбежного старения отдельного члена не прерывалось бы организованное функционирование всего общества.
Теория деятельности исходит из другой посылки относительно процесса старения. Вводя понятие «успешной старости», эта теория предполагает, что человек в пожилом возрасте должен быть активным членом общества, по возможности сохраняя образ, стиль жизни и ценностные установки, присущие среднему возрасту. Счастье в пожилом возрасте можно достичь при условии, если человек не будет поддаваться возрастным стереотипам, в соответствии с которыми должны быть утрачены социальные функции, свойственные среднему возрасту. Для того чтобы получить удовлетворение от жизни, необходимо заменить прежние социальные отношения новыми. (Козлов, 2003). Активно занимаясь общественной деятельностью, пожилые люди делают свою жизнь более полнокровной.
Отчуждение и активность сосуществуют в противоборстве друг другу. Можно предложить такую поэтапную схему: в пожилом возрасте приоритет остается за активностью, в старости возникает своеобразное равновесие двух тенденций, то есть то, что Гегель называл примирением противоречий.
Ко времени глубокой старости верх берет отчуждение. Нейл Смелзер («Социология») выводит специальные коэффициенты зависимости пожилых людей от людей других возрастов. Причем установление хронологических границ не имеет смысла, так как вступление в каждый из этих этапов весьма индивидуален и не подчинен формальным возрастным нормам.
Теория возрастной стратификации.
Эта теория предполагает возрастную дифференциацию наряду с социальной, разделение людей на группы по их образу жизни и материальному положению.
Приходится констатировать, что существующие социологические теории старения в основном представляют собой узкие, ограниченные представления, рассматривающие лишь отдельные аспекты феномена старости, при отсутствии солидной теоретической систематизации.
Символический интеракционизм
Наиболее продуктивными, объясняющими проблемы пожилых людей могут быть положения теории символического интеракционизма Джорджа Мида.
Во-вторых, это идея коммуникации как средства взаимоприспособления индивидов, являющимся важнейшим условием существования и развития общества. Для пожилого человека это приспособление: а) к представителям новых, молодых когорт; б) к «обобщенным другим», которые в данном случае выступают как изменившееся общество в целом; в) к самому состоянию старости, то есть к самому себе в новом качестве. С другой стороны, общество должно приспособиться к тому, что значительной его частью являются люди старших возрастов, что его демографическая структура приняла новый вид – «седого общества». Если приспособительные способности стариков вырабатывались веками, (Дж.Мид отмечал, что человеческое поведение вообще имеет адаптивный характер), то общество с необходимостью приспособиться к собственной старости столкнулось впервые и во многом оказалось к этому неготовым ни на уровне социума, ни на уровне индивидов. (Альперович, 1998).
Суть символического интеракционизма заключается в стремлении понять, каким образом процессы, происходящие в социуме, оказывают влияние на жизнь конкретных людей. Согласно американскому социологу Г. Блюмеру, происходящие в мире процессы не могут сами по себе являться раздражением, вызывающим реакцию индивидов. Скорее, напротив, эти процессы зависят от целей, планов и информации, которыми обладает индивид. Поэтому социальная деятельность должна рассматриваться как результат запланированных действий индивидов, направленных на достижение определенных целей. (Козлов, 2003).
Для символического интеракционизма организация социальной жизни возникает в недрах самого общества и является результатом взаимодействия, происходящего между его членами. Представители этого течения не признают значения внешних факторов, таких, например, как экономические, определяющие, в конечном счете, форму общественного устройства, а также других факторов, оказывающих внешнее воздействие на общество. Влияние различных факторов не носит постоянного характера и зависит от их восприятия. Согласно представителям символического интеракционизма, структура общества состоит из гетерогенных социальных групп, не зависящих друг от друга и развивающихся относительно обособленно. По мнению представителей данного течения, отношения между различными социальными группами или подгруппами носят соревновательный характер, поэтому не может быть никакого теоретического обоснования господства одной группы над другой. (Козлов, 2003).
Как правило, символический интеракционизм концентрирует свое внимание не на изучении общества как такового, а на анализе того, каким образом члены данного общества проявляют свою сущность и род своих занятий.
Феноменология и этнометодология
Методологической основой, которая наиболее продуктивно объясняет проблемы образа жизни пожилых людей, может выступать феноменологическая парадигма, представителем которой является Альфред Шютц. Она направлена, прежде всего, на изучение социальных феноменов повседневного «жизненного мира» как объектов осознания людьми, которые конструируются в процессе их непрерывной жизнедеятельности. Социальная геронтология заимствует из феноменологии целостный подход к сущности человека, рассматривая его в единстве и многообразии проявлении в нем социального.
Основные концепции этнометодологии были разработаны на рубеже XIX и XX вв. немецким философом, основателем феноменологии Э. Гуссерлем. Гуссерль попытался описать как бы со стороны спрятанные от посторонних глаз проявления человеческой личности и ее сущность. С его точки зрения, понимание сущности человека позволяет нам увидеть причину его поведения, проанализировать последнее. (Козлов, 2003).
Общим для представителей таких теоретических направлений, как интеракционизм, феноменология и этнометодология является их внимание к тому, как члены социума понимают, определяют и классифицируют свою социальную деятельность, и какое значение они придают ей и степени участия в ней индивидов, что напрямую связано с обсуждением определением пожилого человека в обществе.
Литература:
Информация о работе Методологические основы анализа образа жизни пожилых людей