Место социологии в системе наук об обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 16:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - определить место социологии в системе наук об обществе.
Задачи работы - изучить взаимосвязь социологии с другими науками, определить место социологии в системе наук об обществе и человеке.

Оглавление

Введение. 2.

1. Социология как наука. 4.

1.1 Предмет социологии. 4.

1.2 Метод социологии. 6.

1.3 Структура социологического знания. 10.

1.4 Функции социологии в современном мире. 11.

1.5 Основные принципы научного исследования, реализуемые в социологии. 13.

2. Место социологии в системе наук об обществе. 17.

2.1 Социология и социальная философия. 17.

2.2 Социология и история. 18.

2.3 Социология и психология. 20.

2.4 Социология и политическая экономия. 21.

2.5 Социология и политические науки. 23.

2.6 Социология и правовые науки. 24.

2.7 Социология и этика, эстетика. 25.

2.8 Социология и экология, медицина. 25.

2.9 Социология и естественные, точные науки. 25.

2.10 Социология и междисциплинарные науки. 25.

3.Заключение. 27.

4.Список литературы. 28.

Файлы: 1 файл

+ Моя Контрольная.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

Различают два  основных вида опроса: письменный (анкетный) и устный (интервьюирование).

Анкетный опрос  заключается в письменном обращении  к респондентам с опросным листом (анкетой), содержащим определенным образом  упорядоченную совокупность вопросов.

Анкетирование может быть: очным, когда анкета заполняется в присутствии социолога; заочным (почтовый и телефонный опрос, через опубликование анкет в прессе и др.); индивидуальным и групповым (когда социолог работает сразу с целой группой респондентов).

Составлению анкеты придается большое значение, поскольку от этого во многом зависит объективность и полнота полученной информации. Опрашиваемый должен заполнять ее самостоятельно по правилам, указанным в инструкции. Логика расположения вопросов определяется задачами исследования, концептуальной моделью предмета исследования и совокупностью научных гипотез.

Анкета состоит  из четырех частей:

1. Введение знакомит опрашиваемого с содержанием анкеты, дает информацию о цели исследования и правилах заполнения анкеты;

2. Информационная  часть включает содержательные вопросы.

Вопросы могут  быть закрытыми, предлагающими выбор одного из представленного перечня вопросов и открытыми, на которые респондент формирует ответ сам.

Различают также  вопросы-фильтры, предназначенные для выделения лиц, которым адресуются специальные вопросы, и контрольные вопросы, задаваемые с целью проверки полноты и точности ответов на другие вопросы.

Вопросы следует  располагать с нарастанием степени  трудности.

Эта часть анкеты состоит, как правило, из содержательных блоков, посвященных какой-либо одной теме. Вопросы-фильтры и контрольные вопросы ставят в начале каждого блока.

3. Классификационная  часть содержит социально-демографические  и профессионально-квалификационные  сведения о респондентах (например, пол, возраст, профессия и т.д.)

4. Заключительная  часть содержит выражение благодарности опрашиваемому за участие в исследовании.

Второй вид  опроса - интервьюирование (от англ. inter-view - беседа, встреча, обмен мнениями). Интервью - метод сбора социологической  информации, заключающийся в том, что специально обученный интервьюер, как правило, в непосредственном контакте с респондентом устно задает вопросы, предусмотренные программой исследования.

Существует несколько  видов интервью: стандартизированное (формализованное), при котором используется опросный лист с четко определенным порядком и формулировками вопросов с целью получения максимально сопоставленных данных, собранных разными интервьюерами; интервью ненаправленное (свободное), не регламентированное темой и формой беседы; интервью личное и групповое; полуформализованное; опосредованное и др.

Еще одним видом  опроса является экспертный опрос, в  котором в качестве респондентов выступают эксперты-специалисты  в какой-нибудь деятельности.

Следующий важный метод сбора информации - наблюдение. Это метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, проходящих в определенных условиях. При проведении наблюдения используются различные формы и приемы регистрации: бланк или дневник наблюдений, фото-, кино-, видеоаппаратура и т.п. При этом социолог регистрирует количество проявлений поведенческих реакций (например, возгласы одобрения и неодобрения, вопросы к докладчику и т.п.). Различают включенное наблюдение, при котором исследователь получает информацию, будучи действительным участником изучаемой группы, в процессе определенной деятельности, и невключенное, при котором исследователь получает информацию, находясь вне группы и групповой деятельности; наблюдение полевое и лабораторное (экспериментальное); стандартизированное и нестандартизированное; систематическое и случайное.

Первичную социологическую  информацию можно также получить, анализируя документы. Анализ документов - метод сбора первичных данных, при котором документы используются в качестве главного источника информации. В качестве документов выступают официальные и неофициальные документы, личные документы, дневники, письма, пресса, литература и т.д., выступающие в виде письменных, печатных записей, записи на кино- и фотопленке и т.д. Разработаны методы качественного и количественного анализа документов. Среди них можно отметить биографический метод, или метод анализа личных документов, и контент-анализ, представляющий собой формализованный метод исследования содержания устойчиво повторяющихся смысловых единиц текста (названий, понятий, имен, суждений и др.)

Огромное число  социологических задач связано  с изучением процессов, происходящих в малых группах (бригадах, семьях, отделах фирм и др.). При изучении малых групп используются различные исследования малых групп с помощью описания системы межличностных отношений между их членами. Техника такого исследования (опрос по поводу наличия, интенсивности и желательности различного рода контактов и совместной деятельности) позволяет фиксировать, как объективные отношения воспроизводятся и оцениваются людьми, запоминающими различное положение индивидов в данной группе. На основе полученных данных строятся социограммы, в которых отражено «субъективное измерение» отношений в группе. Этот метод был предложен американским социальным психологом Дж. Морено и называется социометрия.

И последний  метод сбора данных - эксперимент - метод изучения социальных явлений  и процессов, осуществляемый путем  наблюдения за изменением социального  объекта под воздействием факторов, которые влияют на его развитие в соответствии с программой и практическими целями исследования. Может проводиться натурный (или полевой) эксперимент, предполагающий вмешательство экспериментатора в естественный ход событий, и мысленный эксперимент - манипулирование с информацией о реальных объектах без вмешательства в действительный ход событий.

Разработка программы  исследования завершается составлением рабочего плана исследования, составляющего  организационный раздел программ. Рабочий план содержит календарные сроки исследования (сетевой график), обеспечение материальными и людскими ресурсами, порядок обеспечения пилотажного исследования, методики сбора первичных данных, порядок и обеспечение полевого наблюдения, и обеспечение подготовок к обработке и обработки первичных данных, а также их анализ, интерпретацию и изложение результатов.

Составлением  рабочего плана завершается первый (подготовительный) этап исследования и начинается второй - основной (полевой), содержанием которого является сбор первичной социальной информации.

         1.3 Структура социологического знания

Социологическое знание неоднородно и имеет свою достаточно сложную многоуровневую структуру. Как и многие другие науки, социология развивалась в двух основных направлениях: фундаментальном и прикладном.

Основанием для  выделения фундаментальной и  прикладной социологии служит различие в целях и задачах, которые  ставятся перед социологическими исследованиями: прикладное исследование направлено на решение каких-либо практических проблем и задач, фундаментальное исследование ставит своей целью преимущественно разработку научных теорий, развитие основополагающих принципов социологии, выявление универсальных взаимозависимостей и закономерностей.

Выделяют два  взаимосвязанных уровня познания: теоретический и эмпирический. Теоретическая социология решает научные проблемы, связанные с объяснением социальных явлений, разработкой категорийного аппарата науки и методологии. Она стремиться ответить на вопрос: «что и как изучается?». Практическое оформление теоретическая социология находит в общей социологической теории (общей социологии). Она включает в себя: историю социологии, учение об обществе, знание о предмете социологии, теорию массового социального поведения, теорию социальных изменений, методологию.

Прикладная социология ставит задачу поиска средства для  достижения определенных практических целей, путей и способов использования  познанных теоретической социологией  устойчивых взаимозависимостей (закономерностей). Она отвечает на вопрос: «для чего изучается?».

Эмпирическое  исследование может проводиться  в рамках как фундаментальной, так  и прикладной социологии. Если его  целью является построение теории, то оно относится к фундаментальной  социологии, если его цель выработка  практических рекомендаций - к прикладной социологии.

Связь между  теоретическим и эмпирическим уровнями исследования осуществляют теории среднего уровня. Теории среднего уровня - понятие, введенное американским социологом Робертом Мертоном в 1947 г. для обозначения  научных построений, призванных выступить в качестве посредующего звена между общесоциологической теорией и эмпирическими исследованиями. Это отрасли социологического знания, изучающие закономерности функционирования и развития человека, социальных общностей и институтов в отдельных сферах общественной жизни.

Теории среднего уровня раскрывают два основных типа социальных связей:

1. между обществом  и данной сферой общественной  жизни;

2. внутренние  взаимосвязи и взаимозависимости,  присущие данной сфере общественной жизни.

Функционально эти теории служат методологией познания отдельных социальных процессов, общностей  и институтов, т.е. используются как  методологическая основа конкретных социологических  исследований.

В настоящее  время существует огромное число  теорий среднего уровня. Их можно условно разделить на три группы:

1. теории социальных  институтов (социология семьи, образования,  труда, политики, религии и т.п.);

2. теории социальных  отношений (малых групп, организаций,  классов, и т.д.);

3. теории специализированных социальных процессов (отклоняющегося поведения, социальной мобильности, урбанизации и т.п.).

           1.4 Функции социологии

Общественное  предназначение и роль социологии в  современном обществе определяется, прежде всего, функциями, которые она  выполняет. В самом общем виде функции социологии можно разделить на теоретико-познавательную, практическую (прикладную) и мировоззренческую.

Теоретико-познавательная функция заключается в накоплении, приращении знания об обществе, о его  структурных элементах и процессах. Значение этой функции социологии растет в связи с ускорением развития человеческого общества. Особенно большое значение приобретает эта функция в нашей стране, где происходят очень глубокие и быстрые преобразования. Только на основе объективных знаний о происходящих в нашем обществе изменениях, их характере и направленности, которые может дать социология, мы сможем преодолеть нынешний кризис и обеспечить устойчивое развитие страны.

Добывая объективное  научное знание о происходящих социальных процессах в стране, социология неизбежно высвечивает те острейшие социальные проблемы, с которыми сталкивается современное общество. Хотя многие из нас в определенной мере осознают их существование, но научное выявление данных проблем социологией придает им большую отчетливость в нашем сознании. В этом проявляется познавательная функция социологии.

Весьма многообразны конкретные проявления практической функции  социологии. Практическая направленность социологии проявляется, в частности, в том, что социология, исследующая общество как целостную систему, способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития тех или иных социальных явлений или процессов, что особенно важно в переходный период развития общества.

Социологическое знание, как уже отмечалось выше, базируется во многом на эмпирических исследованиях. Осуществляя в ходе эмпирических исследований сбор, систематизацию и накопление социологической информации, социология выполняет информационную функцию. Невозможно в современном обществе осуществлять обоснованное, эффективное социальное управление, если принимаемые решения не имеют достаточного информационного обеспечения. В противном случае все произойдет по известной формуле: «хотели как лучше, а получилось как всегда». На основе собранной объективной информации социологи вырабатывают предложения и рекомендации для политики и практики.

К прикладной функции  социологии можно отнести также  такие специфические научно обоснованные виды деятельности как социальное обслуживание населения (социальная работа), социальное консультирование (службы семьи, телефоны доверия и т.п.). Кроме того, практическая направленность социологии проявляется в специфических направлениях социальных исследований, например, маркетинг, телефон управления персоналом, опросы общественного мнения и др.

     Социология  объясняет, какие социальные условия  необходимы для того, чтобы человек  стал реализовывать себя в качестве субъекта социальной деятельности, смог бы, в конечном итоге полностью  реализовать свою собственную сущность. В этом проявляется гуманистическая функция социологии.

         1.5 Основные принципы научного исследования, реализуемые в социологии.

     1. Принцип верификации и основные  виды его реализации.

Верификация (от лат. verus - искать, facio - делаю, т.е. доказательство, подтверждение) - это процесс установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки.

Информация о работе Место социологии в системе наук об обществе