Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 16:07, курсовая работа
Цель работы - определить место социологии в системе наук об обществе.
Задачи работы - изучить взаимосвязь социологии с другими науками, определить место социологии в системе наук об обществе и человеке.
Введение. 2.
1. Социология как наука. 4.
1.1 Предмет социологии. 4.
1.2 Метод социологии. 6.
1.3 Структура социологического знания. 10.
1.4 Функции социологии в современном мире. 11.
1.5 Основные принципы научного исследования, реализуемые в социологии. 13.
2. Место социологии в системе наук об обществе. 17.
2.1 Социология и социальная философия. 17.
2.2 Социология и история. 18.
2.3 Социология и психология. 20.
2.4 Социология и политическая экономия. 21.
2.5 Социология и политические науки. 23.
2.6 Социология и правовые науки. 24.
2.7 Социология и этика, эстетика. 25.
2.8 Социология и экология, медицина. 25.
2.9 Социология и естественные, точные науки. 25.
2.10 Социология и междисциплинарные науки. 25.
3.Заключение. 27.
4.Список литературы. 28.
Различают два основных вида опроса: письменный (анкетный) и устный (интервьюирование).
Анкетный опрос заключается в письменном обращении к респондентам с опросным листом (анкетой), содержащим определенным образом упорядоченную совокупность вопросов.
Анкетирование может быть: очным, когда анкета заполняется в присутствии социолога; заочным (почтовый и телефонный опрос, через опубликование анкет в прессе и др.); индивидуальным и групповым (когда социолог работает сразу с целой группой респондентов).
Составлению анкеты придается большое значение, поскольку от этого во многом зависит объективность и полнота полученной информации. Опрашиваемый должен заполнять ее самостоятельно по правилам, указанным в инструкции. Логика расположения вопросов определяется задачами исследования, концептуальной моделью предмета исследования и совокупностью научных гипотез.
Анкета состоит из четырех частей:
1. Введение знакомит опрашиваемого с содержанием анкеты, дает информацию о цели исследования и правилах заполнения анкеты;
2. Информационная часть включает содержательные вопросы.
Вопросы могут быть закрытыми, предлагающими выбор одного из представленного перечня вопросов и открытыми, на которые респондент формирует ответ сам.
Различают также вопросы-фильтры, предназначенные для выделения лиц, которым адресуются специальные вопросы, и контрольные вопросы, задаваемые с целью проверки полноты и точности ответов на другие вопросы.
Вопросы следует
располагать с нарастанием
Эта часть анкеты состоит, как правило, из содержательных блоков, посвященных какой-либо одной теме. Вопросы-фильтры и контрольные вопросы ставят в начале каждого блока.
3. Классификационная
часть содержит социально-
4. Заключительная часть содержит выражение благодарности опрашиваемому за участие в исследовании.
Второй вид опроса - интервьюирование (от англ. inter-view - беседа, встреча, обмен мнениями). Интервью - метод сбора социологической информации, заключающийся в том, что специально обученный интервьюер, как правило, в непосредственном контакте с респондентом устно задает вопросы, предусмотренные программой исследования.
Существует несколько видов интервью: стандартизированное (формализованное), при котором используется опросный лист с четко определенным порядком и формулировками вопросов с целью получения максимально сопоставленных данных, собранных разными интервьюерами; интервью ненаправленное (свободное), не регламентированное темой и формой беседы; интервью личное и групповое; полуформализованное; опосредованное и др.
Еще одним видом
опроса является экспертный опрос, в
котором в качестве респондентов
выступают эксперты-
Следующий важный метод сбора информации - наблюдение. Это метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, проходящих в определенных условиях. При проведении наблюдения используются различные формы и приемы регистрации: бланк или дневник наблюдений, фото-, кино-, видеоаппаратура и т.п. При этом социолог регистрирует количество проявлений поведенческих реакций (например, возгласы одобрения и неодобрения, вопросы к докладчику и т.п.). Различают включенное наблюдение, при котором исследователь получает информацию, будучи действительным участником изучаемой группы, в процессе определенной деятельности, и невключенное, при котором исследователь получает информацию, находясь вне группы и групповой деятельности; наблюдение полевое и лабораторное (экспериментальное); стандартизированное и нестандартизированное; систематическое и случайное.
Первичную социологическую
информацию можно также получить,
анализируя документы. Анализ документов
- метод сбора первичных данных,
при котором документы
Огромное число социологических задач связано с изучением процессов, происходящих в малых группах (бригадах, семьях, отделах фирм и др.). При изучении малых групп используются различные исследования малых групп с помощью описания системы межличностных отношений между их членами. Техника такого исследования (опрос по поводу наличия, интенсивности и желательности различного рода контактов и совместной деятельности) позволяет фиксировать, как объективные отношения воспроизводятся и оцениваются людьми, запоминающими различное положение индивидов в данной группе. На основе полученных данных строятся социограммы, в которых отражено «субъективное измерение» отношений в группе. Этот метод был предложен американским социальным психологом Дж. Морено и называется социометрия.
И последний метод сбора данных - эксперимент - метод изучения социальных явлений и процессов, осуществляемый путем наблюдения за изменением социального объекта под воздействием факторов, которые влияют на его развитие в соответствии с программой и практическими целями исследования. Может проводиться натурный (или полевой) эксперимент, предполагающий вмешательство экспериментатора в естественный ход событий, и мысленный эксперимент - манипулирование с информацией о реальных объектах без вмешательства в действительный ход событий.
Разработка программы исследования завершается составлением рабочего плана исследования, составляющего организационный раздел программ. Рабочий план содержит календарные сроки исследования (сетевой график), обеспечение материальными и людскими ресурсами, порядок обеспечения пилотажного исследования, методики сбора первичных данных, порядок и обеспечение полевого наблюдения, и обеспечение подготовок к обработке и обработки первичных данных, а также их анализ, интерпретацию и изложение результатов.
Составлением рабочего плана завершается первый (подготовительный) этап исследования и начинается второй - основной (полевой), содержанием которого является сбор первичной социальной информации.
1.3
Структура социологического
Социологическое знание неоднородно и имеет свою достаточно сложную многоуровневую структуру. Как и многие другие науки, социология развивалась в двух основных направлениях: фундаментальном и прикладном.
Основанием для выделения фундаментальной и прикладной социологии служит различие в целях и задачах, которые ставятся перед социологическими исследованиями: прикладное исследование направлено на решение каких-либо практических проблем и задач, фундаментальное исследование ставит своей целью преимущественно разработку научных теорий, развитие основополагающих принципов социологии, выявление универсальных взаимозависимостей и закономерностей.
Выделяют два взаимосвязанных уровня познания: теоретический и эмпирический. Теоретическая социология решает научные проблемы, связанные с объяснением социальных явлений, разработкой категорийного аппарата науки и методологии. Она стремиться ответить на вопрос: «что и как изучается?». Практическое оформление теоретическая социология находит в общей социологической теории (общей социологии). Она включает в себя: историю социологии, учение об обществе, знание о предмете социологии, теорию массового социального поведения, теорию социальных изменений, методологию.
Прикладная социология
ставит задачу поиска средства для
достижения определенных практических
целей, путей и способов использования
познанных теоретической
Эмпирическое
исследование может проводиться
в рамках как фундаментальной, так
и прикладной социологии. Если его
целью является построение теории,
то оно относится к
Связь между теоретическим и эмпирическим уровнями исследования осуществляют теории среднего уровня. Теории среднего уровня - понятие, введенное американским социологом Робертом Мертоном в 1947 г. для обозначения научных построений, призванных выступить в качестве посредующего звена между общесоциологической теорией и эмпирическими исследованиями. Это отрасли социологического знания, изучающие закономерности функционирования и развития человека, социальных общностей и институтов в отдельных сферах общественной жизни.
Теории среднего уровня раскрывают два основных типа социальных связей:
1. между обществом и данной сферой общественной жизни;
2. внутренние
взаимосвязи и
Функционально эти теории служат методологией познания отдельных социальных процессов, общностей и институтов, т.е. используются как методологическая основа конкретных социологических исследований.
В настоящее время существует огромное число теорий среднего уровня. Их можно условно разделить на три группы:
1. теории социальных
институтов (социология семьи,
2. теории социальных
отношений (малых групп,
3. теории специализированных социальных процессов (отклоняющегося поведения, социальной мобильности, урбанизации и т.п.).
1.4 Функции социологии
Общественное предназначение и роль социологии в современном обществе определяется, прежде всего, функциями, которые она выполняет. В самом общем виде функции социологии можно разделить на теоретико-познавательную, практическую (прикладную) и мировоззренческую.
Теоретико-познавательная
функция заключается в
Добывая объективное научное знание о происходящих социальных процессах в стране, социология неизбежно высвечивает те острейшие социальные проблемы, с которыми сталкивается современное общество. Хотя многие из нас в определенной мере осознают их существование, но научное выявление данных проблем социологией придает им большую отчетливость в нашем сознании. В этом проявляется познавательная функция социологии.
Весьма многообразны конкретные проявления практической функции социологии. Практическая направленность социологии проявляется, в частности, в том, что социология, исследующая общество как целостную систему, способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития тех или иных социальных явлений или процессов, что особенно важно в переходный период развития общества.
Социологическое знание, как уже отмечалось выше, базируется во многом на эмпирических исследованиях. Осуществляя в ходе эмпирических исследований сбор, систематизацию и накопление социологической информации, социология выполняет информационную функцию. Невозможно в современном обществе осуществлять обоснованное, эффективное социальное управление, если принимаемые решения не имеют достаточного информационного обеспечения. В противном случае все произойдет по известной формуле: «хотели как лучше, а получилось как всегда». На основе собранной объективной информации социологи вырабатывают предложения и рекомендации для политики и практики.
К прикладной функции социологии можно отнести также такие специфические научно обоснованные виды деятельности как социальное обслуживание населения (социальная работа), социальное консультирование (службы семьи, телефоны доверия и т.п.). Кроме того, практическая направленность социологии проявляется в специфических направлениях социальных исследований, например, маркетинг, телефон управления персоналом, опросы общественного мнения и др.
Социология объясняет, какие социальные условия необходимы для того, чтобы человек стал реализовывать себя в качестве субъекта социальной деятельности, смог бы, в конечном итоге полностью реализовать свою собственную сущность. В этом проявляется гуманистическая функция социологии.
1.5
Основные принципы научного
1.
Принцип верификации и
Верификация (от лат. verus - искать, facio - делаю, т.е. доказательство, подтверждение) - это процесс установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки.
Информация о работе Место социологии в системе наук об обществе