Место и роль женщины

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2015 в 15:14, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной контрольной работы : раскрыть особенности семейных отношений в кровно - родственной общине.
Задачи контрольной работы:
1)рассмотреть появление первобытной общины
2)охарактеризовать место и роль женщины в кровно - родственной общине
3)узнать причины разложения кровно - родственной общины

Файлы: 1 файл

распечатать.docx

— 23.90 Кб (Скачать)

Введение.

Данная работа посвящена изучению вопроса о разложении первобытно - общинного строя и рассмотрению места и роли женщины в кровно -родственной общине. Родоплеменная общность была исторически первой формой объединения людей. Она возникла на почве стадного образа жизни, свойственного обезьяноподобным предкам человека. Из родоплеменной общности в дальнейшем появились кровно -родственные общины,                 немалую роль в которых играла женщина.

Тема "Место и роль женщины" актуальна и в наше время, т.к женщина осталась таким же важным членом семьи как и мужчина. Она все также остается воспроизводителем рода и охранительницей очага.

Цель данной контрольной работы : раскрыть особенности семейных отношений в кровно - родственной общине.

Задачи контрольной работы:

1)рассмотреть появление первобытной общины

2)охарактеризовать место  и роль женщины в кровно - родственной  общине

3)узнать причины разложения  кровно - родственной общины

 

 

 

2

  Первый вопрос контрольной работы рассматривает появление первобытной  общины. Исследованием этого вопроса занимался русский профессор Черниловский З.М.1.Он писал что самые ранние формы  объединения предков современного человека - архоантропов и палеоантропов - были связаны с неупорядоченными семейно - родовыми связями, с необходимостью защиты от внешней среды и совместного добывания пищи.

Второй вопрос контрольной работы затронул тему место и роль женщины в общине. Этим вопросом занимался немецкий ученный Ф.  Энгельс2.

 В своем сочинении  он писал что происхождение ребенка от матери было наиболее очевидным признаком родовой связи, а забота о детях, домашнем очаге возвышала роль женщины в роде. К тому же собирание плодов а затем и мотыжное земледелие, которым занимались женщины, давало постоянный, хотя и более скромный, доход , нежели охота мужчин, не всегда удачная.

Поэтому в первобытной общине роль женщины часто бывала ведущей, а род у многих предков современных народов строился на основе матриархата.

 

______________________

1 Черниловский З.М. «Хрестоматия по всеобщей истории государства и права» М.-1994.

 2 Ф.Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и государства»  К.-1976.

3

Третий вопрос контрольной работы  излагает в себе разложение кровно-

родственной и появление соседской общин. Этот вопрос привлек

внимание Ковалевского М.М.3

В его сочинении описано что развитие  факторов  производства обусловило разложение кровно - родственной общины и переход ее в VI-VIII веках к соседской, сельской общине. Этот период означал, что основной хозяйственной единицей стала отдельная семья. При этом обработку земли уже можно было осуществлять небольшими коллективами, которые расселялись по принципу соседства, а не родства. Усадьба, скот, жилище переходили в частную собственность, что означало полное  разложение родовой общины.

Другого мнения об причине разложения кровно - родственной общины был Васильев Л.С.4.Он писал что кровно - родственная община разложилась  из-за быстрого роста населения общины и малого запаса продовольствия в ней. За счет этого расселения и появилась соседская община считает Васильев.

 

 

_____________________

3 Ковалевский М.М.«Общинное земледелие , причины, ход и последствия его разложения» М.-1879.

4 http://www.lawlibrary.ru/izdanie2068123.html

4

II.Место и роль женщины в общине.

Место и роль женщины в обществе - одно из извечных вопросов. Исторически сложилось, что женщины имеют гораздо меньше возможностей, чем мужчины, для проявления своих способностей.  Вероятно, во всех культурах существовал более-менее четкое распределение занятий согласно пола. В традиционных обществах женщины, как правило, должны решать репродуктивные, а мужчины - продуктивные задания.

Для общества времен охоты и собирательства женщины, которые, как правило, были собирателями, играли важную роль.9 Ведь регулярное получение пищи собирательством было экономически важнее, чем переменчивый успех охотников. Также исключительно женская способность рожать и этим сохранять группу, делает женщину более ценной для общества.

Женщины потеряли свою ведущую роль при переходе от матриархата к патриархату, однако некоторое время продолжали принимать достаточно активное участие в общественных процессах.

 

 

_________________________

9 Ф.Энгельс  Указ. соч. С 207

8

Вместе с тем общественность начала обсуждать вопрос о их роли и места в функционировании общества и не находила однозначного ответа.

Наиболее интересной  была позиция Платона, который считал, что «с одной стороны, женщины и мужчины созданы подобными и имеют ту же самую сущностную природу; половое различие здесь не важно и не имеет большого социального значения. С другой стороны, мужчины более духовными по рождению; половое различие является результатом превосходства или ничтожности природы и определяет отличительные социальные роли».10

Позицию Платона о неполноценности женщин поддерживал Аристотель, который писал, что « женщину можно понять как недоразвитого человека» 11. Он считал, что женщина неспособна управлять, а потому должна подчиняться.

В первобытном обществе жизнь зависела от охоты, поэтому первобытный   человек вел кочевой образ жизни. Когда дикие животные меняли пастбища, охотники следовали за животными. Жизнь такого человека полностью была полностью поглощена охотой.

 

 

 

___________________________

10  Там же С 215

11 Там же С 219

Основа такого племени состояла только из мужчин, только иногда мужчина

искал женщину, не беспокоясь о своем выборе. Постепенно охотник,

который был вынужден заботиться о своем существовании, превратился в

пастуха, который сумел одомашнить диких животных; вместо того, чтобы

охотиться на них, он стал их охранять и пасти. Засуха периодически

приносила голод племенам пастухов, которые жили разведением мелкого

скота. Это заставляло искать другие возможности питания, собирая корни и

растения. Посаженному в землю семени необходимо примерно 5-6 месяцев,

чтобы вырасти и созреть. Это заставляло первобытных женщин,

занимавшихся земледелием, отказываться от кочевания вместе с мужчинами

и ожидать урожай на том же месте, где они посеяли зерно. Забота о детях

заставляла уже первобытных женщин располагаться в пещерах, которые

могли дать убежище, а позже ставить на равнине, рядом с усеянным полем,

хижины из листьев или глины.

Мать должна была жить вместе с ребенком, она была привязана к месту, где

нужно было проводить земельные работы; все это заставляло женщин

объединяться для защиты от двуногих и четвероногих врагов. Так возникли

поселения.12

 

 

 

______________________

12 Там же С 225

 

10

На первоначальном ступени общественного развития, к возникновению

частной собственности, женщина занимала господствующее положение в

жизни рода и племени, потому что ее работа (сбор растений и примитивное

земледелие) стала важнейшей для питания. Благодаря этому женщина стала

выше и в социальном плане, она была главой семьи. С переходом к более

высоким формам обработки земли и скотоводства, возникла частная

собственность; питание обеспечивалось работой мужа, в следствие чего

человек занял доминирующее положение в середине рода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

и собственником основных средств производства — скота, орудий земледелия и продуктов нового производства — становится основной работник — пастух и пахарь, мужчина. В большой семье-общине господство в доме, вплоть до полной власти над женщиной и детьми, переходит к ее патриархальному главе — старшему в семье мужчине. Имущество и власть наследуются по мужской линии, от отца — к старшему сыну по праву первородства (у славян — к старшине, с согласия всех сыновей)14. Тем самым не только закреплялся переход к частной собственности семей, но и устанавливалось неравенство среди членов патриархальной семьи-общины. Это было неустранимой трещиной в родовом строе. Родовая община основывалась на личностной кровно - родственной связи. Род и племя имели свою территорию, и проживать на ней и обладать правами члена общины могли лишь члены рода.

 

 

 

______________________________

13 Ковалевский М.М. Указ. соч. С 256

 

13

возможности для товарообмена и присвоения результатов чужого труда, возникновения частной собственности, социального расслоения первобытного общества, образования классов, зарождения государства.

Кардинально усложнившееся в период разложения первобытнообщинного строя бытие общества, угроза его ослабления, распада и даже гибели порождает необходимость в особой, стоящей над ним, регулирующей силе, а отсюда в государстве, обеспечивающем его жизнеспособность и целостность. Этот длительный и сложный процесс постепенно приобретал все более отчетливо выраженный политический характер. По мере углубления социального расслоения населения механизм государства все более оказывался в обладании верхов общества, ставящих его на службу в первую очередь своим интересам.

 

 

 

 

 

 

 

17

Список литературы:

1) Васильев Л.С. «Аграрные  отношения и община в истории»  М.1991. - 431 с.

2) Ковалевский М.М.«Общинное земледелие , причины, ход и последствия его разложения»  М.1999. - 424 с.

2) Черниловский З.М. «Хрестоматия по всеобщей истории государства и права» М.1994. - 395 с.

3) Ф.Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и государства»  К.1996г. - 548 с.

 

Интернет:

1) http://www.bibliotekar.ru/istoriyа[Электронный ресурс]

2) http://nashol.com/201010135293/vseobschaya-istoriya-prava-i-gosudarstva-uchebnik-dlya-vuzov-grafskii-v-g.html [Электронный ресурс]

3) http://www.lawlibrary.ru/izdanie2068123.html [Электронный ресурс]

 

 

 


Информация о работе Место и роль женщины