Механизмы социализации личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:00, реферат

Краткое описание

Семья на всех этапах жизни человека - один из важнейших компонентов в микросоциуме. В качестве непосредственного социального окружения она обладает максимальными по сравнению с любым другим институтом воспитания возможностями для постепенного приобщения детей к нравственным ценностям, введения их в сложный и противоречивый мир .

Оглавление

Введение.
3
Раздел I Семья ее сущность, структура, функции и типология
5
Раздел II Становление личности: стадии ее социального развития
9
Раздел III Механизмы социализации личности
15
Заключение
22
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

Огромное влияние на раз­витие  и формирование личности  оказывает процесс социали­зации.

Формирование личности, как объекта общественных от­ношений рассматривается в социологии в контексте двух взаимосвязанных процессов - социализации и идентификации.

Социализация – это процесс усвоения индивидом образ­цов поведения, ценностей, необходимых  для  его  успешного функционирования в данном обществе.

Социализация охватывает все процессы  приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых чело­век приобретает социальную природу и способность участво­вать в социальной жизни. В процессе социализации прини­мает участие все окружающее индивида: семья, соседи, свер­стники в детских заведениях, школе, средства массовой ин­формации и т. д. Для успешной социализации (становления личности), по Н.Смелзеру, необходимо действие трех факто­ров: ожидания, изменения поведения и стремление соответст­вовать этим ожиданиям.[6] Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям:

1) под­ражания и копирования детьми поведения взрослых,

2) игро­вой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли,

3) стадии групповых игр, на которых дети учатся пони­мать, что от них ждет целая группа людей.

Процесс социализа­ции продолжается в течение всей жизни человека, но социализация взрослых отличается от социализа­ции детей несколькими моментами: социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социали­зация детей формирует ценностные ориентации.

Идентификация – это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети прини­мают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т.д. и их ценности, нормы, образцы поведения как свои соб­ственные. Идентификация означает внутреннее освоение цен­ностей людьми и представляет собой процесс социального научения.

Процесс социализации достигает определённой степени завершённости при достижении индивидуумом социальной зрелости, которая характеризуется обретением личности ин­тегрального социального статуса.

В 20 веке в социологии запада утвердилось понимание со­циологии как той части процесса становления личности, в ходе которого формируются наиболее общие распространен­ные черты личности, проявляющиеся в социологически - ор­ганизованной деятельности, регулируемой ролевой структу­рой общества.

Основным органом первичной социализации Толкотт Парсонс считает семью, где закладываются фундаментальные мотивационные установки личности[7].

Социализация – сложный, многосторонний процесс обще­ственного формирования и развития личности, происходящий под воздействием социальной среды и целенаправленной вос­питательной деятельностью общества. Процесс социализации личности - это процесс превраще­ния индивида с его природными  задатками и потенциальными возможностями социального развития в полноправного члена общества. В процессе социализации человек формируется как тво­рец материальных благ, активный субъект социального отно­шения. Сущность социализации можно понять при условии, что личность рассматривается одновременно как объект и субъект социального воздействия.             

Огромное влияние на формирование личности человека имеет воспитательное воздействие окружающей социальной среды.

Воспитание - это процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны других людей, взращивание личности.

Возникает вопрос. Что же играет определяющую роль в формировании личности, её социальной активности и созна­ния – внешне высшие сверхестественные, природные силы или же социальная среда? В концепциях наибольшее значение придается нравственному воспитанию на основе принесения «вечных» идей человеческой морали осуществляемого в форме духовного общения. 

Проблема воспитания – одна из вечных социальных про­блем, окончательное решение которой  в принципе не воз­можно. Воспитание остается не только одной из самых массо­вых форм человеческой деятельности, но и продолжает нести основную нагрузку по формированию человеческой социаль­ности, поскольку основная задача воспитания – изменения человека в направлении, определенном общественными по­требностями. Воспитание – деятельность по передаче новым поколениям общественно – исторического опыта, планомер­ное и целенаправленное воздействие, обеспечивающее форми­рование личности, её подготовку к общественной жизни и производительному труду. Рассматривая воспитание как функцию общества, которая состоит в сознательном воздейст­вии на индивида с целью подготовки выполнения им той или иной общественной роли путём передачи ему накопленного человечеством социального опыта, выработки определенных черт и качеств, можно определить специфичность предмета социологии воспитания, где формируется личность как конкретный носитель социальности с оп­ределенными мировоззренческими, нравственными, эстетиче­скими установками и жизненными устремлениями в резуль­тате воспитания как целенаправленной деятельности обще­ства.

Важно отметить, что воспитательная деятельность оказывает решающее значение на формирование личности. Что тесно связанно с влиянием конкретных условий жизнедеятельности общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция семьи. Семья является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети. Будет ли это общество, построенное на принципах добра и справедливости или же наоборот? В этом случае очень важно общение в семье. Ведь общение является одним из основных факторов формирования личности ребёнка, члена общества. И поэтому в семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых является - уважение другого. Ведь дурное общение в семье может быть конфликтом что приводит к разводам, которые наносят большой социальный вред обществу. Чем меньше разводов в семьях, тем здоровее общество.

Таким образом, общество (а его тоже можно назвать большой семьей) прямо пропорционально зависит от здоровья семьи, так же как и здоровье семьи от общества.

В процессе социаль­ного формирования личности осуществляется решение воспитательных задач. Семья является базисной основой первичной социализации личности она, как ячейка общества, необходимая для сохра­нения и воспроизводства существующих в обществе структур и отношений, и является в то же время главным условием реализации задатков и способностей чело­века.

В настоящее время, семья переживает не луч­шие времена и не выполняет на должном уровне свои социально обусловленные функции, что приводит к кризисным явлениям идущих в семье. Кризис семьи, это прежде всего кризис самого общества. Мы должны пытаться преодолеть его.

Во-первых проявляется в первую очередь в нестабильности ее (разводы), во-вторых, наблюдается дезоргани­зация семьи, что находит свое отражение в увеличе­нии количества конфликтных семей, в которых нрав­ственно-психологический климат явно не способству­ет эффективной социализации личности ребенка. Что, от­ражается отрицательно на роли семьи в социализации личности детей, бытовых условий и образа жизни, ее соци­альном статусе. Однако определяющим все же в соци­ализации личности в семье является ее нравственно-психологический климат. Негативные явления, происходящие в семье, заставляют общество искать пути и средства  повышения ее роли в социализации личности.

Без семьи мы не сможем жить, мы не сможем существовать как народ, как целая нация. Семья является главным источником, а в первую очередь источником воспроизводства населения.

Семья – это главный фактор развития ребенка как личности, ведь семья играет основополагающую роль в воспитании, и формировании личности.


Список используемой литературы

 

1.Андреева Г.М. Социальная психология - М., 1999.

2.Бедный М.С., «Семья–здоровье–общество», М., 1986

3.Божович Л. И. Психология формирования личности. - М., 1995.

4.Браун Дж, Кристансен Д. Теория и практика семейной психотерапии. - СПб., 2001.

5. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Попов А.В. Социология - М., 2000.

6.Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология - М., 1999.

7.Гаспарян Ю.А. Семья на пороге ХХI века (социологические проблемы). СПб., 1999.

8.Гаспарян Ю.А. Институт семьи: Проблемы обновления, развития. СПб., 1997.

9.Демидова И.В. Российская семья на пороге третьего тысячелетия. // Семья в новых социально-экономических условиях. Нижний Новгород. 1998.

10.Дружинин В.Н. Психология семьи. - М., 1996.

11.Карл Маркс «К критике гегелевской философии права».

12.Касьянов В.В. Социология - Ростов-на-Дону, 2000.

13.Ковалев С.В. Психология современной семьи - М., 1988.

14.Кравченко А.И. Социология - Екатеринбург, 1999.

15.Кравченко А.И. Общая социология - М., 2001.

16.А.Н.Леонтьев. "Деятельность. Сознание. Личность". М., 1975.

17.Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. М., 1989.

18.Осипов Г.В., Коваленко Ю.П. «Социология», М., 1990.

19.Радугин А.А., Радугин К.А. Социология - М., 1999.

20.Сатир В. Как строить себя и свою семью - М., 1992.

21.Сборник статей «Культура семейных отношений» М., 1985

22.Социология в России / под редакцией В.А.Ядова/ - М.: изд-во Института социологии РАН, 1998.

23.Тулина Н.В. Семья и общество: от конфликта к гармонии. М., 1994.

24.Харчев А.Г. Брак и семья в СССР - М., 1979.

25.Харчев А.Г., Мацковский М.С. «Современная семья и её проблемы М.,1978

26.Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. - М., 2003.

27.Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 1998.

28.T.Parsons .«Social Structure and Personality» (1964)

29. http://www.bestreferat.ru

30. http://www.5ka.ru

 

 

 

 



[1] См. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и её проблемы. М., 1978. - 314 с.

 

[2]См. Карл Маркс «К критике гегелевской философии права».

[3]  См. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М.: Добросвет, 1998.

[4] См. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М.: Добросвет, 1998.

[5]См. А.Н.Леонтьев. "ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. СОЗНАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ". М., 1975.

[6] См. Смелзер Н. Социология, М., 1994, С.437

[7] См.T.Parsons .«Social Structure and Personality» (1964)


Информация о работе Механизмы социализации личности