Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:00, реферат
Семья на всех этапах жизни человека - один из важнейших компонентов в микросоциуме. В качестве непосредственного социального окружения она обладает максимальными по сравнению с любым другим институтом воспитания возможностями для постепенного приобщения детей к нравственным ценностям, введения их в сложный и противоречивый мир .
Введение.
3
Раздел I Семья ее сущность, структура, функции и типология
5
Раздел II Становление личности: стадии ее социального развития
9
Раздел III Механизмы социализации личности
15
Заключение
22
Список используемой литературы
Огромное влияние на развитие и формирование личности оказывает процесс социализации.
Формирование личности, как объекта общественных отношений рассматривается в социологии в контексте двух взаимосвязанных процессов - социализации и идентификации.
Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.
Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружающее индивида: семья, соседи, сверстники в детских заведениях, школе, средства массовой информации и т. д. Для успешной социализации (становления личности), по Н.Смелзеру, необходимо действие трех факторов: ожидания, изменения поведения и стремление соответствовать этим ожиданиям.[6] Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям:
1) подражания и копирования детьми поведения взрослых,
2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли,
3) стадии групповых игр, на которых дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.
Процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, но социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами: социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социализация детей формирует ценностные ориентации.
Идентификация – это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т.д. и их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные. Идентификация означает внутреннее освоение ценностей людьми и представляет собой процесс социального научения.
Процесс социализации достигает определённой степени завершённости при достижении индивидуумом социальной зрелости, которая характеризуется обретением личности интегрального социального статуса.
В 20 веке в социологии запада утвердилось понимание социологии как той части процесса становления личности, в ходе которого формируются наиболее общие распространенные черты личности, проявляющиеся в социологически - организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества.
Основным органом первичной социализации Толкотт Парсонс считает семью, где закладываются фундаментальные мотивационные установки личности[7].
Социализация – сложный, многосторонний процесс общественного формирования и развития личности, происходящий под воздействием социальной среды и целенаправленной воспитательной деятельностью общества. Процесс социализации личности - это процесс превращения индивида с его природными задатками и потенциальными возможностями социального развития в полноправного члена общества. В процессе социализации человек формируется как творец материальных благ, активный субъект социального отношения. Сущность социализации можно понять при условии, что личность рассматривается одновременно как объект и субъект социального воздействия.
Огромное влияние на формирование личности человека имеет воспитательное воздействие окружающей социальной среды.
Воспитание - это процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны других людей, взращивание личности.
Возникает вопрос. Что же играет определяющую роль в формировании личности, её социальной активности и сознания – внешне высшие сверхестественные, природные силы или же социальная среда? В концепциях наибольшее значение придается нравственному воспитанию на основе принесения «вечных» идей человеческой морали осуществляемого в форме духовного общения.
Проблема воспитания – одна из вечных социальных проблем, окончательное решение которой в принципе не возможно. Воспитание остается не только одной из самых массовых форм человеческой деятельности, но и продолжает нести основную нагрузку по формированию человеческой социальности, поскольку основная задача воспитания – изменения человека в направлении, определенном общественными потребностями. Воспитание – деятельность по передаче новым поколениям общественно – исторического опыта, планомерное и целенаправленное воздействие, обеспечивающее формирование личности, её подготовку к общественной жизни и производительному труду. Рассматривая воспитание как функцию общества, которая состоит в сознательном воздействии на индивида с целью подготовки выполнения им той или иной общественной роли путём передачи ему накопленного человечеством социального опыта, выработки определенных черт и качеств, можно определить специфичность предмета социологии воспитания, где формируется личность как конкретный носитель социальности с определенными мировоззренческими, нравственными, эстетическими установками и жизненными устремлениями в результате воспитания как целенаправленной деятельности общества.
Важно отметить, что воспитательная деятельность оказывает решающее значение на формирование личности. Что тесно связанно с влиянием конкретных условий жизнедеятельности общества.
Заключение
Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция семьи. Семья является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети. Будет ли это общество, построенное на принципах добра и справедливости или же наоборот? В этом случае очень важно общение в семье. Ведь общение является одним из основных факторов формирования личности ребёнка, члена общества. И поэтому в семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых является - уважение другого. Ведь дурное общение в семье может быть конфликтом что приводит к разводам, которые наносят большой социальный вред обществу. Чем меньше разводов в семьях, тем здоровее общество.
Таким образом, общество (а его тоже можно назвать большой семьей) прямо пропорционально зависит от здоровья семьи, так же как и здоровье семьи от общества.
В процессе социального формирования личности осуществляется решение воспитательных задач. Семья является базисной основой первичной социализации личности она, как ячейка общества, необходимая для сохранения и воспроизводства существующих в обществе структур и отношений, и является в то же время главным условием реализации задатков и способностей человека.
В настоящее время, семья переживает не лучшие времена и не выполняет на должном уровне свои социально обусловленные функции, что приводит к кризисным явлениям идущих в семье. Кризис семьи, это прежде всего кризис самого общества. Мы должны пытаться преодолеть его.
Во-первых проявляется в первую очередь в нестабильности ее (разводы), во-вторых, наблюдается дезорганизация семьи, что находит свое отражение в увеличении количества конфликтных семей, в которых нравственно-психологический климат явно не способствует эффективной социализации личности ребенка. Что, отражается отрицательно на роли семьи в социализации личности детей, бытовых условий и образа жизни, ее социальном статусе. Однако определяющим все же в социализации личности в семье является ее нравственно-психологический климат. Негативные явления, происходящие в семье, заставляют общество искать пути и средства повышения ее роли в социализации личности.
Без семьи мы не сможем жить, мы не сможем существовать как народ, как целая нация. Семья является главным источником, а в первую очередь источником воспроизводства населения.
Семья – это главный фактор развития ребенка как личности, ведь семья играет основополагающую роль в воспитании, и формировании личности.
Список используемой литературы
1.Андреева Г.М. Социальная психология - М., 1999.
2.Бедный М.С., «Семья–здоровье–общество», М., 1986
3.Божович Л. И. Психология формирования личности. - М., 1995.
4.Браун Дж, Кристансен Д. Теория и практика семейной психотерапии. - СПб., 2001.
5. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Попов А.В. Социология - М., 2000.
6.Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология - М., 1999.
7.Гаспарян Ю.А. Семья на пороге ХХI века (социологические проблемы). СПб., 1999.
8.Гаспарян Ю.А. Институт семьи: Проблемы обновления, развития. СПб., 1997.
9.Демидова И.В. Российская семья на пороге третьего тысячелетия. // Семья в новых социально-экономических условиях. Нижний Новгород. 1998.
10.Дружинин В.Н. Психология семьи. - М., 1996.
11.Карл Маркс «К критике гегелевской философии права».
12.Касьянов В.В. Социология - Ростов-на-Дону, 2000.
13.Ковалев С.В. Психология современной семьи - М., 1988.
14.Кравченко А.И. Социология - Екатеринбург, 1999.
15.Кравченко А.И. Общая социология - М., 2001.
16.А.Н.Леонтьев. "Деятельность. Сознание. Личность". М., 1975.
17.Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. М., 1989.
18.Осипов Г.В., Коваленко Ю.П. «Социология», М., 1990.
19.Радугин А.А., Радугин К.А. Социология - М., 1999.
20.Сатир В. Как строить себя и свою семью - М., 1992.
21.Сборник статей «Культура семейных отношений» М., 1985
22.Социология в России / под редакцией В.А.Ядова/ - М.: изд-во Института социологии РАН, 1998.
23.Тулина Н.В. Семья и общество: от конфликта к гармонии. М., 1994.
24.Харчев А.Г. Брак и семья в СССР - М., 1979.
25.Харчев А.Г., Мацковский М.С. «Современная семья и её проблемы М.,1978
26.Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. - М., 2003.
27.Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 1998.
28.T.Parsons .«Social Structure and Personality» (1964)
29. http://www.bestreferat.ru
30. http://www.5ka.ru
[1] См. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и её проблемы. М., 1978. - 314 с.
[2]См. Карл Маркс «К критике гегелевской философии права».
[3] См. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М.: Добросвет, 1998.
[4] См. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М.: Добросвет, 1998.
[5]См. А.Н.Леонтьев. "ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. СОЗНАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ". М., 1975.
[6] См. Смелзер Н. Социология, М., 1994, С.437
[7] См.T.Parsons .«Social Structure and Personality» (1964)