Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 13:35, курсовая работа
После сокрушительного идеологического поражения мирового коммунизма, в том числе еврокоммунизма, в 70-80-е гг. и распада Советского Союза в 90-е марксисты (в частности, отечественные) настолько стремительно очистили поле международной дискуссии о теоретическом наследии Маркса, что на этом поле осталось множество трофеев, бесполезных для победителей, но важных для историографов социально-философской мысли ХХ века. Одним из таких трофеев, безусловно, является неомарксизм.
Введение………………………………………………………………………………...3
1. Карл Маркс. Основные положения социальной теории марксизма: общий обзор…………………………………………………………………………….……….4
2. Неомарксизм, его появление и развитие…………...……………………………..17
3. Обзорный анализ работы Э. Фромма «Бегство от свободы»…..……………..…27
Заключение…………………………………………………………………………….32
Список использованной литературы………………………………………………...34
В заключении я хотела бы отметить, что в книгах Эриха Фромма “Бегство от свободы” и ее продолжении — «Человек для себя» глубоко проанализированы вышеупомянутые проблемы и намечены пути для их решения. Эти книги ориентированы на обычного человека и помогают ему лучше понять себя, свое место в обществе и способы реализации своего внутреннего потенциала. Несомненно, что эти книги способствуют выработке у человека позитивной философской жизненной позиции и будут интересны самому широкому кругу читателей.
Заключение.
Целью моей курсовой работы было рассмотреть Маркса и марксизм как фундаментальную точку развития неомарксизма и его самого (неомарксизма) в частности.
Для этого я изначально изучила творчество Карла Маркса, затем рассмотрела неомарксизм и изучила его основные взгляды, а также я обратила своё внимание на основные концепции великих социологов. В заключении я проанализировала труд Э. Фромма «Бегство от свободы».
«Неомарксизм» обнаружил себя, как широкое течение современной буржуазной мысли своего времени, вполне сравнимое по своему влиянию с таким мировоззренческими ориентациями, как религиозная философия (неотомизм, диалектическая теология и т.д.) или позитивизм и неопозитивизм.
«Неомарксизм» обнаружил явное преимущество перед иными течениями современной западной философии того времени, с одной стороны, и социологии с другой, тем, что он выступил как попытка объединения общемировоззренческих и общесоциологических понятий – причем явно оказавшегося «в духе времени» в середине XX столетия.
«Неомарксизм» в качестве своей основной темы, выдвинул проблематику социальной философии и социального анализа культуры (науки, искусства и т.д.), крайне остро встававшую на Западе с конца 50-х годов. В основе его идей (первоначально, а затем в измененных формах) в основном лежала критика социализма, которая сводилась к тому, что социалистическое государство, опирающиеся на «молчаливое» большинство, обладает огромной изощренной машиной духовного и физического подавления.
Таким образом, если классическое учение Маркса от общей философии шло к экономике и политике, то в западноевропейском неомарксизме можно видеть обратную направленность. Ключевыми сферами исследования неомарксистов становились теория познания, а так же методология исследования, разработанные Марксом и Энгельсом.
Помимо философии, предметом исследования неомарксистов на рассматриваемом этапе были социология и политология, как сферы, в которые материалистическое учение внесло новый смысл.
В настоящий момент, ввиду существующего мирового экономического кризиса наблюдается внимание многих ученых к экономической составляющей учения Маркса как к области знаний, способной стать источником для разработки методик минимализации последствий кризиса, а так же скорейшего его преодоления. Таким образом, ситуативно обусловлено возможное дальнейшее направление неомарксизма на исследование современной экономики и экономических явлений.
Подводя итог, следует сказать, что неомарксизм не является архаичным явлением. Безусловно, в современных науках основным подходом к объяснению природы и сущности тех или иных предметов или явлений в области социологии является интегративный подход, предполагающий разумное сочетание позиций различной направленности. Материалистический подход является одним из важных составляющих элементов подхода интегративного, и несет в себе значительный научный потенциал. Дальнейшее изучение как отдельных научных подходов, так и их комплекса будет способствовать выработке научных позиций, наиболее объективно и полномасштабно освещающих сущность, содержание и природу сложнейших объектов, предметов и явлений.
Список использованных источников.
[Электронный
ресурс]: http://www.philosophy.ru/
http://www.i-u.ru/biblio/