Макроэкономические регуляторы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 12:51, реферат

Краткое описание

Экономический цикл – это круговое движение макроэкономики, в котором последовательно повторяются фазы – кризис, депрессия, оживление, подъем. В каждой из них наблюдается разная динамика объема производства, занятости работников, уровня цен, нормы прибыли и нормы банковского процента.
1.Исходной фазой цикла является кризис. В этом случае, согласно классификации, речь идет об общем периодическом кризисе перепроиз

Файлы: 1 файл

макроэкономика. инфляция.docx

— 36.97 Кб (Скачать)

 

Последствия инфляции: 

Последствия инфляции:    

1) для сферы производства: снижение занятости, обесценение всего фонда накопления, обесценение кредитов, стимулирование с помощью высоких процентных ставок не производства, а спекуляции;     

2) при распределении доходов: увеличение доходов тех, кто выплачивает задолженности по фиксированным процентам, и снижения доходов их кредиторов, обесценивание фиксированных доходов населения, обесценивание доходов населения, что приводит к сокращению текущего потребления, снижение покупательной способности денежной единицы;    

3) для экономических отношений: владельцы предприятий не знают какую цену назначать за свою продукцию, потребители не знают какую продукцию выгоден покупать в первую очередь, поставщики сырья начинают предпочитать получать реальные товары, а не быстро обесценивающиеся деньги, начинает процветать бартер, кредиторы избегают давать в долг;     

4) для денежной массы: деньги теряют свою ценность и перестают выполнять функции меры стоимости и средства обращения.         

 Инфляция выгодна экспортёрам,  должникам, возвращающим долг  в неиндексированном размере,  банкам, выплачивающим низкие проценты  по вкладам, государству, сохраняющему  уровень выплат без учёта роста  цен. Правительства, накопившие  значительный государственный долг, нередко проводят политику кратковременного  стимулирования инфляции, которая  способствует обесценению задолженности.      

Методы борьбы с инфляцией: 1) денежная политика жёстких ограничений на ежегодные приросты денежной массы; 2) сокращение бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации путём увеличения доходов и уменьшения расходов государства.     

Комплекс антиинфляционных мероприятий: 1) стабилизация и стимулирование производства; 2) совершенствование налоговой системы; 3) регулирование цен и доходов.      

В экономической политике, направленной против инфляции, различают два подхода:     

1) приспособление (адаптация)  к инфляции (индексация доходов,  контроль за уровнем цен);    

2) ликвидационные (антиинфляционные) меры (активное снижение инфляции  посредством экономического спада  и роста безработицы).    

 Если указанные меры  не помогают, то тогда государство  вынуждено проводить денежную  реформу.      

Денежная реформа – полное или частичное изменение денежной системы страны, проводимое государством в связи с расстройством денежного обращения и в целях укрепления национальной валюты, стабилизации денежной единицы.     

Виды денежных реформ:     

1) дефляция (от лат. deflatio) – сокращение денежной массы путём изъятия из обращения избыточных денежных знаков;     

 2) деноминация (от лат. denomination – переименование) – укрупнение денежной единицы путём обмена в определённой пропорции старых денежных знаков на новые (в СССР деноминация была проведена в 1961 году, в России – в 1998);     

3) девальвация (от лат. de – приставка, означающая понижение, и valeo – стою) – 1) уменьшение золотого содержания денежной единицы (при золотом стандарте); 2) снижение обменного курса денежной единицы по отношению к иностранным валютам;    

4) ревальвация (от лат. re – приставка, означающая возобновление, возврат, и valeo – стою) – повышение золотого содержания или валютного курса денежной единицы государства;    

5) нуллификация (от лат. nullification – уничтожение) – 1) признание государством денежных знаков и ценных бумаг недействительными; 2) обмен денежных знаков по очень низкому курсу.

 

Макроэкономический  регулятор.

 

Макроэкономический  регулятор - это общественный способ организации и упорядочения национального хозяйства. Он выполняет следующую роль: объединяет все хозяйство нации в единую систему; направляет деятельность всех низовых звеньев экономики; распределяет труд и средства производства по отраслям и видам хозяйства в соответствии с общественными потребностями; стимулирует высокоэффективное предпринимательство.

Всякое общество моет устойчиво существовать и развиваться, если соблюдается объективный экономический  закон пропорционального развития макроэкономики. Этот закон отражает независимое от воли и желания  людей условие существования  нормальной хозяйственной системы, а именно, необходимость постоянно  поддерживать соответствие друг другу  объемов и структуры совокупных величин производства, общественного  продукта и потребностей. Речь может идти только о динамически изменяющейся пропорциональности.

 

Как рынок и государство решают социальные проблемы.

 

 

Все более  усиливающиеся неравенства по степени  экономической, рыночной власти и величия  получаемых доходов. Это объясняется  тем, что свободная рыночная экономика  основывается на безраздельном господстве частной собственности, которая допускает высокую степень неравенство доходов. Здесь действет правило: «богатство порождает богатство» считается недопустимым в обществе, чтобы национальный доход распределялся в прямой пропорциональной зависимости от числа семей.

Б. В  условиях свободной конкуренции естественным является неравенство получаемых доходов . Высоким будет доход у тех, кто преуспел в рыночном соперничестве, и напротив, тех, кто потерпел неудачу, может ждать разорение.

В. Согласно модели свободно рыночной экономики  весь национальный доход достается  только собственникам факторов производства – экономически-активному населению, прямо или косвенно участвующему в создании новой стоимости. Однако это часть людей во многих странах составляет 45-50% всего населения. Получается так, что члены общества неимеющие факторов производства а также нетрудоспособные люди не могут получить средства к жизни.

Г. Сторонники модели либеральной рыночной экономике  считают недопустимым, чтобы благо  и услуги доставались членам общества бесплатно.

В  противовес всему эту модель распределения  доходов в социально- ориентированном государстве характеризуется другими особенностями.

А. Гарантом поручителем высокой степени социального равенства всех членов общества является государство. Такое социальное равенство основывается на множественности форм собственности, помимо единоличного частного присвоения. Этим выражается демократизм отношений собственности.

Б. Государство принимает  меры против разрушительных действий свободной конкуренции и абсолютных монополий, которые ведут к усилению неравенства в получении доходов участниками хозяйственной жизни.

В. Государство берет на себя заботу о том, чтобы распределять национальный доход с учетом экономически неактивной части населения, которая  не имеет факторов производства и  является нетрудоспособной.

Г. В социально ориентированной  экономике государство создает  условия для достаточного удовлетворения комплекса наиболее значимых потребностей. Для этого государство берет  на себя содержание широко развитой социальной инфраструктуры, которая включает среднее  и высшее образование, здравоохранение. К этому добавляются большие  расходы на социальные программы.

 

Что представляет собой смешанная система управления.

Смешанная система регулирования макроэкономики может успешно развиваться, если строго соблюдаются границы её функционирования.

Рыночный механизм регулирования  позволяет добиться, например, следующих  полезных результатов:

  • Обеспечивать быстрее и лучше товарами индивидуального потребления и услугами.
  • Больше вознаграждать тех, кто имеет высокую выработку продуктов, что способствует стремлению людей повышать свои производственные показатели;
  • Материальное вознаграждение всех участников производства новой стоимости способствует росту эффективности хозяйственной деятельности

В свою очередь, государственный  механизм имеет ряд неоспоримых  достижений:

  • Государство обеспечивает рынок и всю экономику деньгами и регулирует денежное обращение
  • Государство использует данные статистики и общенациональные счета, для того чтобы сбалансировать объем национального производства, совокупный спрос и совокупное предложение.
  • Государство с помощью экономических рычагов воздействия добивается более устойчивого расширенного воспроизводства национального хозяйства.

Слаженное взаимодействие рыночного  и государственного регулирования  дает значительные результаты.

Так, в высокоразвитых странах  возникает средний класс. Во многих странах граждане делятся на 3 основных класса: а) богаты класс – 10-15%; б) средний класс – 70-75%; в) бедный класс – 15-20%.

В этом случае обеспечивается наибольшая социальная устойчивость общества.

Смешанная система макроэкономического  регулирования смогла добиться в  западных странах наибольшего социального  эффекта, который измеряется с помощью  показателя введенного Организацией Объединенных Наций, - индекса человеческого развития.

Как финансы регулируют экономику

 Под финансами понимается совокупность всех денежных средств, которыми обладают домашние хозяйства, предприятия и государства.

Практика показывает, что  при чрезвычайно высоких ставках  налогов подрываются материальные стимулы к труду и новаторству. Непомерное возрастание в 60-70 х гг. 20в. в западных странах налогового бремени вызвало «налоговые бунты» широкое уклонение от налогов, привело  к утечке капиталов и бегству  получателей высоких личных доходов  в страны с более низким уровнем  налогообложением.

Напротив, снижение ставок, налогов может способствовать стремлению работников и предпринимателей увеличивать  производство и получать большие  доходы.

Одновременно расширяется  налогооблагаемая база – заработная плата и прибыль.

Группа американских специалистов во главе с профессором А.Лаффером изучила зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от ставок подоходного налога.

Его группа теоретически доказала ставка налога 50% является оптимальной. При такой ставке достигается  максимальная сумма налогов. При  более высокой ставке налога резко  снижается деловая активность фирм и работников и тогда доходы перетекают в теневую экономику. При ставке близкой к 100% и равной 100%, полностью  исчезают стимулы к трудовой деятельности и предпринимательству.


Информация о работе Макроэкономические регуляторы