Личность и социальные роли

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2014 в 14:58, контрольная работа

Краткое описание

В современном мире проблема человеческой личности является одной из наиболее важных проблем. Это объясняется тем, что сегодняшний мир, где большинство стран избрали демократический путь развития, основан на гражданском обществе, состоящем из людей, вовлеченных в судьбу государства, знающих свои права, участвующих в общественно-политической жизни. Такие люди, являющиеся личностями, должны находиться в основе любого общества, являются дефицитом в современной России. Это происходит из-за того, что люди не знают, что такое личность, не осознают той роли, которую должна играть личность в современном мире.

Оглавление

Введение………………………………………………………………......2
Сущность личности……………………………………………………....3
Понятие и виды социальных ролей………………………………….….6
Механизмы структурно-ролевого обусловливания
поведения личности…………………………………………………..….9
Социальный статус ……………………………………………………...12
Заключение……………………………………………………………….14
Список литературы…………………………………………………...….15

Файлы: 1 файл

контрольная социология.docx

— 38.59 Кб (Скачать)

 В различных  ситуациях принципы отбора могут  уточняться, особенно когда речь  идет об отборе для выдвижения  на престижные статусы. Так, в  условиях перемен общества требуются  люди решительные, энергичные, способные  идти на обострение ситуации.

 Систематическое  выполнение социальной роли совершенствует  соответствующие качества личности, т. к. ситуации, в которых они реализуются, регулярно повторяются. Предположим, молодой человек выбрал стезю  ученого. Сделав выбор, он углубил  в себе те качества и способности, которые нужны ученому.

Механизм «вживания» в роль.

 Характер ролевой деятельности, предуказания (профессиональные, нравственные), которые человек должен исполнять, социально-ролевые ситуации, которые ежедневно повторяются, формируют определенные свойства, которых раньше не было, но которые требуются в данной социальной позиции.

 Вовлечение  в определенную ролевую деятельность  формирует необходимые навыки, нравственные  качества, чувства, манеру поведения, предуказанные данным статусом: во-первых, исполнитель новой роли оказывается в ситуации, которая содействует принятию образцов нового ролевого поведения; во-вторых, социальная среда принуждает (посредством предуказания, поощрения, контроля) нового исполнителя роли к формированию необходимых качеств.

Механизм предписывания.

 Социальная  среда, создав образец выполнения  социальной роли, предписывает личности  стандартный набор моральных, трудовых  и других качеств, которыми она  должна обладать.

 Данные  предписания могут иметь вид  как фиксированных требований (воинский  устав), так и пожеланий, ожиданий  окружающих. Существуют формальные  требования, стандарты, следовать которым  строго обязательно. Особенно жестко  механизм предписывания действует  в армии. Там шире ролевой набор, подлежащий предписанию, и строже  контроль за его выполнением.

Механизм поощрения выполнения ролевых предписаний.

 Выполнение  этих предписаний обусловливает  для личности высокую вероятность  решения личных целей, повышает  гарантии получения признания, материального  вознаграждения, кадрового продвижения.

 Каждый  исполнитель той или иной социальной  роли должен осознавать, что условием  его успеха является соблюдение  ролевых предуказаний.

Механизм контроля.

 Общество, социальная группа не только  отбирают людей для выполнения  определенных ролей, не только  предписывают (предлагают) им образцы  ролевого поведения, но и контролируют  исполнение роли в соответствии  с ролевыми нормами. Жесткость  социального ролевого контроля  зависит от следующих факторов: степень формализованности роли (военные, милиция), важность компонентов ролевого поведения, престижность статуса (чем престижней статус, тем серьезнее контроль и самоконтроль), сплоченность группы, степень авторитетности группы для исполнителя роли.

 Контроль осуществляется в разных формах – от воздействия общественного мнения, проявления недоверия до репрессий].

 Таким образом, отбирая, предписывая, поощряя и контролируя, социальная среда «созидает» личность, ее знания, качества такими, как этого требует социальная роль. Благодаря этому личность вписывается в процесс функционирования социальных институтов, не нарушая заведенный порядок.

 Социальная  среда обусловливает ролевое  поведение индивидов, т. е. социально  повторяющееся, типичное.

Социальная роль, которую выполняет человек, весьма значительна в его жизни, в его умении эффективно функционировать в рамках общества. Так, по мысли Э. Фромма "Человек продает не только товары, но продает самого себя и ощущает себя товаром... Если качества, которые может предложить человек, не пользуются спросом, то у него нет вообще никаких качеств..."15.

 

 

 

5. Социальный статус.

Одной из важнейших категорией при обсуждении социальных ролей личности является социальный статус. Именно социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе16. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществам, образует содержание социальной роли. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором.

Статус – определенное положение человека в обществе. Обычно у человека несколько статусов, которые характеризуют его с разных сторон. Главным статусом, определяющим положение человека в обществе, является его профессия, точнее, занимаемая им должность (например, учитель, профессор).

 Различают  следующие виды статусов:

Предписанный (прирожденный) статус – пол, национальность, раса, место рождения, социальное происхождение (из служащих, из рабочих и т. д.). Этот статус, полученный не по своей воле.

Достигаемый статус (приобретенный) – это статус, который человек приобретает благодаря собственным усилиям. Это статусы президента, студента, супруга и т. д.

Формальный статус – официально, документально оформленный и закрепленный (директор, пенсионер, студент и т. д.).

Неформальный статус – не требующий формального закрепления (друг, лидер группы).

Генеральные (всеобщие) статусы. Первый из них – это статус человека, его права и обязанности, другой статус – член общества, государства (статус гражданина). Генеральные статусы являются фундаментом статусной позиции личности.

 Все статусы  человека находятся в определенной  иерархии по степени важности  социального института, в рамках  которого сформирован этот статус. Чаще всего особое значение  имеет статус, связанный с профессией  и работой. Иерархия статусов представляет собой основу социальной стратификации общества. Ранжирование статусов связано с социальным престижем функций, закрепленных за тем или иным статусом. Престиж представляет собой иерархию статусов, разделяемую обществом и закрепленную в культуре и общественном мнении. Социальный престиж статуса притягивает людей активных, амбициозных, от которых общество ожидает осуществления типичного набора действий, типичного набора качеств для исполнения определенных функций. Ожидаемое поведение, норма поведения личности определенного статуса представляет собой социальную роль.

 

  1. Заключение.

 

Понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально-значимые черты.

Личность является механизмом, который позволяет интегрировать свое «Я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место в жизни, вырабатывать смысл своего существования.

 Черты  складываются и проявляются только  в процессе социального взаимодействия, поэтому главным понятием для  описания личности является понятие  социальной роли.

Освоение социальных ролей – часть процесса социализации личности, непременное условие «врастания» человека в общество себе подобных.

Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль.

Статус подчеркивает сходство людей, а роль – их различие. Роль – индивидуальное поведение в соответствии со своим статусом.

 

          1. Список литературы:

 

  1. Бабосов Е.М. Общая социология: Учебное пособие для студентов вузов. – Минск: Студент, 2004. 395 с.
  2. Василенко И.В., Дулина Н.В. Общество: элементы взаимосвязи: учебное пособие. – Волгоград: ВолгГТУ, 2007. – 80 с.
  3. Комаров М.С. Введение в социологию: учебник для вузов. - М.: Наука, 1994.- 317 с.
  4. Лебедева С.О. Социология: учебное пособие. – Волгоград: Политехник, 2006. 248 с.
  5. Майерс. Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997. 340 с.
  6. Общая социология: Учебное пособие/ Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 202. 403 с.

 

 

 

1 Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности // Социально-гуманитарные знания.- 2001.- №3.- С. 53.

2 Бабосов Е.М. Общая социология: Учебное пособие для студентов вузов. – Минск: Студент, 2004. С. 128.

3 Ольшанский В.Б. Указ. соч. С. 54.

4 Ольшанский В.Б. Указ. соч. С. 56.

5 Цит. по: Майерс. Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997.С. 56.

6 Цит. по: Бабосов Е.М. Указ. соч. С. 67.

7 Цит. по: Бабосов Е.М. Указ. соч. С. 72.

8 Фролов С.С. Социология: Учебник. – 3-е изд., доп. – М.: Гардарики, 2000. С. 120.

9 Фролов С.С. Указ. соч. С. 122.

10 Приводится по: Платонов Ю.П. Социальные статусы и роли. – СПб.: Элитариум, 2007. С. 23.

11 Шибутани Т. Социальная роль как функциональная единица. Культурная матрица играния ролей. – М.: Социальная психология, 1999. С. 8.

12 Шибутани Т. Указ. соч. С. 17.

13 Шибутани Т. Указ. соч. С. 20.

14 Парсонс Т. О социальных системах. - М.: АкадемКнига, 2002. С. 98.

15 Цит. по: Комаров М.С. Введение в социологию: учебник для вузов. - М.: Наука, 1994. С. 249.

16 Платонов Ю.П. Указ. соч. С. 11.


Информация о работе Личность и социальные роли