Личность и группа

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2011 в 15:27, контрольная работа

Краткое описание

Зачастую мы не осознаем, какую роль играют группы в нашей жизни до тех пор, пока не оказываемся оторванными от них. Когда, поступив в университет, женившись или устроившись на работу, мы покидаем родной дом, многие из нас через некоторое время начинают испытывать тоску по дому – ностальгию по той группе, связи с которой резко оборвались. Действительно, наша жизнь обретает смысл только тогда, когда рядом с нами есть близкие люди. В трудные моменты поддержка других помогает нам взглянуть на наши проблемы в перспективе и более успешно справиться с ними. Кроме того, группы образуют структуру, в рамках которой осуществляется наше повседневное участие в жизни. Поэтому совсем неудивительно, что среди одиноких людей более распространены случаи алкоголизма, самоубийства и прочие патологии.

Оглавление

1. Введение 3 стр.
2. Социальная структура 3 стр.
3. Социальные роли и личность 4 стр.
4. Процесс обучения ролям 7 стр.
5. Социальные статусы 8 стр.
6. Предписанные и достигаемые статусы 9 стр.
7. Группы 13 стр.
8. Институты 17 стр.
9. Вывод 19 стр.
10. Список используемой литературы 20 стр.

Файлы: 1 файл

конт.раб.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

    Характерными  особенностями и признаками социальной группы являются:

    1.Определенный  способ взаимодействия между  членами. (Например, члены одной спортивной  команды, готовящиеся к соревнованиям  по художественной гимнастике  вместе обсуждают упражнения, вместе тренируются. Взаимодействуют друг с другом в процессе выполнения этих упражнений и исполняют в то же время свои собственные упражнения, т.е. их связывает общий интерес и общее дело).

    2. Осознание членства, чувство принадлежности  к данной группе. (Гимнастки должны хранить верность своему коллективу, отстаивать его честь на соревнованиях и в негласных соперничествах).

    3. Осознание единства. (Гимнастки одного  коллектива воспринимаются как  целостность не только ими  самими, но и окружающими их  людьми: судьями, зрителями, болельщиками, которые рассматривают участников этой группы как единое целое. Например гимнасток тренирующихся в клубе «Динамо» называют «динамовцами» и т.д).

    В социологии различают первичные  и вторичные группы. Впервые такое  разграничение ввел американский социолог Ч.Кули, который понимал под первичными «группы, характеризующиеся тесными, непосредственными связями и сотрудничеством». Они первичны в нескольких смыслах, но главным образом из-за того, что являются фундаментом для формирования социальной природы и идеалов индивида. Результатом тесной связи индивидов в группе является их психологическое слияние в некое общее целое, наиболее простым способом описанием которого служит общее представление «МЫ», заключающее в себе определенный тип сопереживания и взаимного отождествления. Разумеется, в группе у различных людей могут быть и различные стремления, но они подчиняются упорядочению со стороны некого общего настроения. Так, например, гимнастка может оспаривать у своих коллег по команде свое место в команде, но превыше этих споров будет ставить общий успех команды.

    К числу наиболее важных первичных  групп Ч. Кули относит семью, игровую  группу детей, соседство и общинную группу старших. Первичные группы первичны в том смысле, что они дают индивиду самый ранний и наиболее полный опыт социального единства. А так же в том смысле, что они не изменяются в той же степени, как более сложные человеческие общности, являющиеся вторичными.

    Вторичные группы образуются из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные связи: их взаимодействия обусловлены стремлением к достижению определенных целей. В этих группах основное значение предается не личностным качествам, а их умениям выполнять определенные функции. Например, на предприятии должность директора, менеджера, делопроизводителя, инженера, рабочего и т.п. может занимать любой человек, обладающий соответствующими навыками. Если люди успешно исполняют свои обязанности, значит, предприятие будет успешно функционировать, не взирая на личности этих людей. И наоборот личность каждого члена семьи уникальна и очень важна для семейной целостности, ни одного из них нельзя заменить кем-то другим. У людей во вторичной группе, как правило, не устанавливаются эмоциональные личностные отношения в отличие от друзей и членов семьи.

    В социологии в целях более продуктивного  исследования социальных групп принято  их разделять не только на первичные  и вторичные, но и на реальные и  квазигруппы, малые и большие, условные, экспериментальные и референтные  группы.

    Условной  группой называют объединенную по определенным признакам (полу, возрасту, уровню образования, профессии и т.п.) общность людей, являющуюся объектом изучения социологии и включающую индивидов, которые не имеют прямых или косвенных реальных взаимодействий друг с другом и могут даже не подозревать о существовании друг друга, но условно объединяются в интересах научного анализа – статистического, демографического и т.п. Разновидностью условной группы является лабораторная (экспериментальная) группа, которая образуется из незнающих друг друга людей и не взаимодействующих между собой, для исследования определенных научных целей.

    Реальной  группой называют ограниченную в  размерах общность людей, объеденных реальными  отношениями и видима деятельности (например, студенческая группа, школьный класс, амейский взвод, футбольная команда). Наряду с реальными в обществе существуют квазигруппы. Они характеризуются:

    1. случайностью, стихийностью образования;

    2. кратковременностью взаимодействия;

    3. неустойчивостью взаимосвязей;

Такие группы существуют непродолжительное время, после чего распадаются, либо превращаются в устойчивые социальные группы. К числу групп относят аудиторию, толпу, социальные круги.

    Аудитория – это неустойчивая и неоднородная общность людей, определенная на непродолжительное время взаимодействием с коммуникатором-индивидом или группой, которые владеют определенной информацией и доводят ее до этой общности. Студенческая группа как относительно устойчивая и длительно существующая общность под такое определение не попадает. Аудитория в социологическом смысле может быть группа людей собравшихся послушать концерт, лекцию и т.п., которая после этого прослушивания чаще всего распадается.

    Специфическим видом квазигруппы является толпа. Толпа – это бесструктурное скопление  людей, лишенных явно осознаваемой общности целей, но связанных между собой ситуативной общностью интересов, сходством эмоциональных состояний и общим объектом внимания. Основными социально-психологическими механизмами формирования толпы являются слухи и нарастающее обоюдно направленное эмоциональное заражение, при котором возникает эффект карусели: эмоциональное возбуждение одних передается другим, а затем, усиленное их возбуждением, по принципу заражения воздействует на первых. Для толпы характерны:

    1. повышенная внушаемость;

    2. анонимность, являющаяся следствием  того, что индивид считает себя  неузнаваемым в толпе;

    3. преобладанием эмоций над разумом:  люди в толпе, как правило,  не задумываются над своими  действиями, а руководствуются эмоциями;

    4. чувство неуязвимости: люди в толпе как бы утрачивают голос совести, подчас действуя безответственно. Агрессивно и разрушительно.

      Социальные  круги (по определению известного польского  социолога Я. Щепаньского) представляют собой «свободные союзы, основанные на контактах с очень слабо установленной связью, лишенных устойчивых отношений между членами».

    Индивиды, входящие в состав социальных кругов, объединяются принадлежностью к  какому-то социальному слою и вытекающей отсюда общностью интересов. Именно под такое определение попадает часто встречающиеся в социологии, в официальных документах и СМИ понятия «деловые круги», объединяющие предпринимателей, банкиров, менеджеров и т. д.Очень важное значение в социологии имеет дифференциация социальных групп на малые и большие.

    Малая группа – это относительно не большое число индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом и объединенных общими целями, интересами, ценностными ориентациями.

    Малые группы делятся на формальные и неформальные.

    В формальных (официальных) группах четко определены позиции их членов, они предписаны групповыми нормами и ожиданиями, определены взаимодействия между членами группы по вертикали: отношения старшинства, подчинения и т.п. К таким группам относится, например, армейский взвод, театральная труппа, лаборатория НИИ, вузовская кафедра и т.п.

    Неформальные  группы возникают и складываются стихийно, в них не позиции ни статусы, ни роли не предписаны, отсутствует  структура властных отношений. К  их числу относиться семья, компания друзей, объединенная общими интересами, чувствами симпатии, дружбы, либо на основе прагматической пользы.

    Специфическим видом малой группы является референтная  группа. Под этим термином понимается группа, в которую индивиды не включены реально, но с которой соотносят  себя как с эталоном и на нормы, ценности, оценки и мнения которой они ориентируются в своем поведении и в самооценках. Например, старшеклассники, студенты в своих поступках подражают своим кумирам киноактерам, рокерам, спортсменам и т.п. в стиле поведения, прическах, одежде и т.п., не прислушиваясь к советам родителей и педагогов. Большое значение понятие референтной группы имеет при выяснении причин и мотивов отклоняющегося и противоправного поведения. Это понятие позволяет уточнить сложные социальные механизмы взаимосвязи индивида с группой, в том числе и таких взаимосвязей, которые исключаются из системы определяющего влияния на поведение личности господствующих в той или иной реальной группе (или в обществе в целом) норм и ценностей.

    Большая группа представляет собой реальную, значительную по размерам и сложноорганизованную общность людей, вовлеченную в общественную деятельность и систему соответствующих отношений и взаимодействий. Примерами таких групп могут выступать коллектив определенной школы, вуза, предприятия. В таких группах вырабатываются определенные групповые нормы поведения, традиции, общественное мнение, система коллективных оценок поведения своих членов и других больших и малых групп. Кроме того, термин «большая группа» применяется в социологии и социальной психологии для обозначения количественно не ограниченной статистической «условной» общности людей, выделяемой на основе определенных социально-экономических, политических, профессиональных, этнических, культурных, религиозных или демографических признаков. Именно в этом смысле употребляются такие статистические многомерные понятия, как рабочие города Минска, спортсмены Беларуси, дети Чернобыля, женщины-участницы феминистского движения. Индивиды и их группы, охватываемые такими понятиями, могут реально не взаимодействовать друг с другом, но объединяются определенными социальными признаками и имеют все основания применять к себе один из существенных маркеров (определителей) групповой идентификации – объединяющее их всех местоимение «мы».

    Если  в первобытном обществе или в эпоху феодализма каждый индивид мог одновременно входить в состав ограниченного количества социальных групп (семья, религиозная община, друзья, соседи), то в современном обществе люди обычно входят во множество первичных и вторичных, малых больших групп. Они могут быть членами определенной семьи, входить в группы друзей, компании сверстников или соседей, той или иной социокультурной, религиозной, спортивной общности, политической партии, принадлежать к числу врачей, учителей или рабочих и т. д. Каждый может сказать о себе и своей группе, это «моя семья», «моя профессиональная группа», «моя футбольная команда» и т. п. В зависимости от принадлежности или не принадлежности индивидов к тем или иным группам, последние подразделяются на ингруппы и аутгруппы.

    Ингруппа  – это такая социальная общность, к которой индивид чувствует  свою принадлежность и в которой  он идентифицируется с другими таким  образом, что расценивая членов данной группы как объединяющее из всех «мы» - «мы – белорусы», «мы – мужчины», «мы – мужчины», «мы – офицеры», «мы – Ивановы» и т. д. Все другие группы, к которым данный индивид не принадлежит и не денцифицирует себя с ними, - другие семья, другие компании сверстников, другие религиозные, политические, профессиональные и т. п. группы – будут для него аутгруппами, которые он обычно обозначат словами «не мы», не наши», «чужие». 
 
 

    ИНСТИТУТЫ 

    Особо важное место группы занимают в институциональной  жизни. Социологи рассматривают  институты как устойчивый комплекс норм, правил, символов, регулирующих различные сферы человеческой жизнедеятельности и организующих их в систему ролей и статусов, с помощью которых удовлетворяются основные жизненные и социальные потребности. Каждый институт выстраивается вокруг стандартного решения определенного набора проблем. Институт семьи главное внимание уделяет воспроизведению, социализации и материальному обеспечению детей; экономические институты – производству и реализации товаров и услуг; политические институты – защите граждан друг от друга и от внешних врагов; религиозные институты – усилению социальной солидарности и согласия; институты образования – передаче культурного наследия из поколения в поколение. Разумеется, эта классификация слишком упрощена. Один институт может быть многофункциональным, в то время как несколько институтов могут участвовать в выполнении одной и той же функции.

    По  типичному определению социологов, институт включает в себя как понятие  культурных моделей (образцов), так  и понятие социальной структуры.

Таким образом, институты являются, во-первых, более или менее стандартными решениями (культурными моделями), служащими для людей ориентиром при решении проблем общественной жизни и, во-вторых, относительно устойчивыми системами отношений, которые характеризуют людей при фактической реализации ими этих решений. В этом смысле совокупность культурных моделей (свод правил, ценностей и символов) устанавливает поведение, ожидаемое от нас как от конкретного лица (например, студента), по отношению к другим лицам (преподавателю, декану, ассистенту). Этот набор культурных моделей определяет место индивида в системе отношений. В таком случае понятие социального института означает, что мы объединены в рамках систем отношений (групп), в которых мы взаимодействуем друг с другом (играем роль) на основе взаимопонимания (культурных моделей), определяющего поведение, ожидаемое от нас как от данного типа людей (статуса).

    Институционализация – процесс, когда некая общественная потребность начинает осознаваться как общесоциальная, а не частная, и для ее реализации в обществе устанавливаются особые нормы поведения, готовятся кадры, выделяются ресурсы.

Известный социолог Г. Ленски определил ряд  ключевых социальных потребностей, которые  порождают процессы институционализации: потребность в коммуникации (язык, образование, связь, транспорт); потребность в производстве продуктов и услуг; потребность в распределении благ (и привилегий); потребность в безопасности граждан, защите их жизни и благополучия; потребность в поддержании системы неравенства (размещении общественных групп по позициям, статусам в зависимости от разных критериев); потребность в социальном контроле за поведением членов общества (религия, мораль, право, пенитенциарная система).

Информация о работе Личность и группа