Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 14:11, контрольная работа
Для понимания анатомии управления важным является понятие сознания. Но оно настолько обширно, что его сложно операционализировать, то есть представить в виде эмпирически измеримых показателей, которые можно использовать в конкретно-социологических исследованиях. Социологи ограничиваются изучением только тех его конкретных проявлений, которые представлены в виде потребностей, интересов, мотивов и ценностей, которые можно изучать социологическими эмпирическими методами. Впервые научное обоснование роли мотивов и потребностей человека в его деятельности дали представители школы поведенческих наук А. Маслоу, Ф. Херцберг, Д. Макгрегор и др.
№1. Цели потребности и интересы в управлении;
№2. Интересы общие и частные общественные корпоративные и личные
№3. Государство как высшая форма социальной организации;
№4. Принципы государственного устройства;
№5. Механизмы разработки государственного интереса;
№6. Взаимосвязь государственного интереса с типом государства.
4. Культурно-воспитательная
функция заключается в
5. Экологическая функция государства -- жизненно важная деятельность любого современного государства, мирового сообщества в целом. В современную эпоху проблемы охраны и рационального использования природных богатств приобрели большое экономическое, социальное и политическое значение. Охрана природы выдвигается в число наиболее острых социальных проблем и представляет собой одну из важнейших общегосударственных задач.
В основе осуществления функции лежат следующие принципы:
- Природные богатства
подлежат охране со стороны
государства независимо от
- Использование природных
богатств должно быть
- Неукоснительное соблюдение
природоохранительного
№4
Конституционные принципы государственного устройства Российской Федерации
Федерация (от позднелатинского foederatio
— союз, объединение), наряду с унитарной
формой, представляет собой одну из основных
форм территориальной организации государства.
Как форма государственного устройства
она предполагает особый характер отношений
между федеральными органами власти и
органами составляющих федеративное государство
территориальных частей — субъектов федерации.
Федерация представляет собой юридически
единое союзное государство, в состав
которого входят определенные государства
или государственные образования, обладающие
властью и полномочиями в решении тех
вопросов, которые не входят в компетенцию
федеральной власти. Ее характеризуют
следующие признаки.
Федерация — единое союзное государство,
существующее наряду и сверх тех государств,
которые входят в его состав. Федерация
обладает суверенитетом.
Федерация обладает необходимыми государственно-правовыми
институтами, т. е. законодательными и
исполнительными органами, которые избираются
населением всех субъектов федерации,
причем парламенты федерального типа,
как правило, имеют двухпалатную структуру.
Наряду с общей палатой, которая выражает
интересы всего государства, существует
палата, выражающая интересы субъектов
федерации.
Акты федеральных органов являются обязательными
на всей территории федерации. Они не подлежат
рецепции, т.е. утверждению со стороны
органов субъектов федерации, и адресованы
непосредственно населению. Субъекты
федерации не имеют права отмены актов
Федерации.
Федерация обладает единой территорией
и единым гражданством, причем территория
федерации может состоять из территорий
ее субъектов, но вместе с тем может существовать
общефедеральная территория, которая
в состав субъектов не входит.
Федерация обладает компетенцией компетенции.
Это означает, что она сама, без согласия
входящих в нее субъектов, может расширять
или сужать пределы своей компетенции,
что и закрепляется в ее конституции. По
сути это компетенция федерации на изменение
своей компетенции.
Федерация юридически нерасторжима, т.е.
ее субъекты не обладают суверенитетом
и не имеют права сецессии (выхода из состава
федерации).
Наиболее отчетливо признаки федеративного
государства проявляются в их сравнении
с признаками, характеризующими конфедерацию.
Конфедерация с юридической точки зрения
— это постоянный союз государств, не
имеющий общих органов власти и управления
или же имеющий один или несколько таких
органов, предназначенных для осуществления
целей конфедерации. Подобными целями
могут быть экономические, торговые задачи,
создание единого таможенного пространства,
цели внешнеполитического характера,
обороны и т.п. Конфедерация — это не единое
государство, а союз государств, который
создан на договорной основе соответствующими
субъектами, и поэтому данные субъекты
обладают суверенитетом и могут выступать
на международной арене самостоятельно.
Конфедерация может не иметь общих законодательных
и исполнительных органов. Органы, которые
в ней создаются, обусловлены целями конфедерации,
и образуются они правительствами стран,
входящих в конфедерацию. Акты общих органов
(если они созданы) не адресованы населению
непосредственно, а только правительствам
государств-членов конфедерации, которые
могут утвердить эти акты и распространить
их действие на свою территорию (право
рецепции). Вместе с тем они могут не утвердить
эти акты, отвергнуть их (право нуллификации).
Конфедерация не обладает единой территорией
и единым гражданством. Конфедерация представляет
собой расторжимый союз, иначе говоря,
субъекты конфедерации как сохраняющие
свой суверенитет государства обладают
правом сецессии, то есть правом выхода
из союза.
№5
Общий механизм определения
политических целей и приоритетов
в демократическом обществе представляет
собой сложный процесс, характеризующийся
не только формальными, но и неформальными
отношения¬ми и связями между различными
государственными и общественными структурами.
Помимо парламента, правительства и государственной
адми¬нистрации в определении целей и
направлений государственной политики
активное участие принимают политические
партии, научные центры и ин¬ституты, группы
интересов, СМИ. Все это усложняет проблему
нахождения социального консенсуса среди
различных политических и социальных
сил по данному вопросу в условиях политического
плюрализма. Большое зна¬чение имеет также
позиция избирателей, на которую ориентируются
поли¬тические и государственные лидеры.
Если позволяют условия и имеются соответствующие
ресурсы, при разработке политики стремятся
предложить несколько альтернативных
вариантов решения проблемы, которые затем
оцениваются по заранее вы¬бранным критериям.
Важность определения альтернатив состоит
в том, что при их анализе учитывается
весь спектр мнений и суждений, а также
соз¬даются предпосылки для выбора оптимального
пути решения проблемы. Причем альтернативный
выбор может быть сделан на всех этапах
развития государственной политики: от
выбора целей до методов оценки результа¬тов
политики.
Критерии выбора альтернатив государственной
политики могут делиться на следующие
группы:
экономические показатели;
социальные показатели;
политические показатели;
технические показатели;
показатели результативности.
Один из самых трудных моментов - поиск
и определение альтернативных вариантов.
Здесь в качестве источника могут служить:
• опрос экспертов и целевых групп;
• изучение и обзор литературы;
• научные исследования и эксперименты;
• обобщения и классификация фактов и
явлений;
• сравнительный анализ и аналогии;
• сравнение с идеальной моделью;
• мозговая атака и т.д.
После того как определены и разработаны
альтернативные варианты решений или
политики, предстоит выбрать основной
вариант, что является непростой задачей.
Решение о выборе определенной альтернативы
зависит от
критериев, на основании которых он делается.
Существует несколько методик, позволяющих
выбрать окончательный вариант, как-то:
• сравнить все альтернативы по издержкам
и выгодам;
• определить основной вариант на основе
согласия большинства политических или
социальных групп;
• выбрать путем голосования (референдума),
в том числе используя технологии решения
при конфликтных ситуациях;
• проранжировать цели, результаты и оценить
альтернативы с точки зрения потребителей;
• выбрать решение, с которым согласно
подавляющее большинство граждан.
Все чаще при разработке политики государственные
органы прибегают к помощи экспертов,
создавая при министерствах специальные
советы или аналитические отделы. Профессия
и аналитика и эксперта находятся в числе
самых перспективных, и они начинают играть
все большую роль при принятии решений
на всех уровнях государственного управления.
№6
При незначительных противоречиях
между интересами государства (правительства)
и интересами общества государство
может квалифицироваться как
современное национальное демократическое
государство, а при значительных
(максимальных) противоречиях - как
тоталитарное государство. Таким образом,
различие между тоталитарным и авторитарным
государством состоит в степени
противоречий между государственными
и общественными интересами, причем в
тоталитарном государстве такие противоречия
принимают экстремальный характер. По
сравнению с другими моделями государства,
в разных формах современной демократии
различия между государственными и общественными
компонентами национального интереса
сведены к минимуму.
В силу растущего влияния общественного
мнения любая сомнительная акция государства
может нанести вред репутации этого государства.
Именно поэтому многие правительства
стремятся совершенствовать свои возможности
реагировать на интересы общества в целом
или отточить технику манипулирования
ими. Например, интересы общества, стремящегося
обеспечить собственную безопасность,
могут интерпретироваться правительством
как требование в пользу наращивания военных
расходов и вооружений сверх необходимых
пределов, размещения вооруженных сил
и военных баз на территории других государств
и создания (поддержания) сильных, но отнюдь
не необходимых военных альянсов. Именно
поэтому мир оказался свидетелем гонки
вооружений во многих странах. Вместо
того, чтобы сбалансировать свои интересы,
государства предпочли балансировать
военной силой (мощью). Однако эволюционное
развитие исправляет этот недостаток.
Примирение общественных интересов с
государственными может быть достигнуто
через общечеловеческие интересы, ибо
государства и народы должны стремиться
к созданию условий для нормального развития
людей, которое не угрожало бы существованию
их как биологического вида.
«Отладка» механизма уравновешивания
обычно происходит на уровне новой корректировки
интересов (правительственных в отношении
общественных, элитных в отношении общественных,
национальных в отношении общечеловеческих),
т.е. системная корректировка в первом
приближении происходит в виде изменения
соотношения между общечеловеческими
интересами, с одной стороны, и общественным
и государственным компонентами национального
интереса, с другой.
Например, если государство не может скорректировать
свои интересы в отношении общества, это
может привести к краху правительства,
ухудшению экономических показателей,
изменению в демографической ситуации,
или даже к потере некоторых территорий.