Культура повседневности коренных народов Пакистана

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 22:04, контрольная работа

Краткое описание

Государственный Совет научных и технических исследований занимается проблемами внедрения достижений науки в хозяйственную практику. Финансовую помощь от государства получают общественные ассоциации и общества —Пакистанская ассоциация развития науки, Пакистанская академия наук и др.
Приоритетное значение для научных исследований имеют сельскохозяйственные науки, биология, медицина, геология, отдельные области химии и физики. Пакистан добился определённых успехов в космических исследованиях, атомной энергетике и военно-технической сфере. Активно действует Комитет по изучению верхних слоёв атмосферы и космического пространства (СУПАРКО).

Файлы: 1 файл

этнология.docx

— 47.22 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

«Культура повседневности коренных народов Пакистана»

 

 

 

САРАТОВ  2012

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общие сведения.

Пакистан - государство в Южной Азии. На Юго-западе. граничит с Ираном, на Западе и Северо-западе. - с Афганистаном, на Северо-востоке - с КНР, на Востоке - с Индией, с Юга омывается Аравийским морем. Площадь 803,9 тыс. км2. Население 64,9 млн. чел (перепись1972 г.). Столица - г. Исламабад.

  1. Население

 

Пакистан - многонациональное государство. Наиболее многочисленный народ - панджабцы (около 42 млн. чел.; здесь и ниже 1972, перепись), в составе которых выделяют этнографические группы, говорящие на западнопанджабских диалектах - ленди (всего около 14 млн. чел.). Панджабцы заселяют верхнюю и среднюю части равнины Инда. Районы нижнего течения Инда заняты синдхами (около 9,5 млн. чел.). В горах, пограничных с Афганистаном, живут пуштуны (около 10 млн. чел.). На крайнем Западе страны обитают белуджи (около 1,7 млн. чел.). В центральной части провинции Белуджистан расселены брагуи (около 0,4 млн. чел.). Пуштуны, белуджи и брагуи живут также в соседних районах Афганистана и Ирана; сохраняют остатки родоплеменного деления, часть их ведёт полукочевой образ жизни. На крайнем Севере - горные народы - кхо (свыше 100 тыс. чел.) и кохистанцы (около 100 тыс. чел.). В городах много выходцев из Индии (гуджаратцы, раджастханцы и др. около 1,5 млн. чел.). В городах живёт около 25 тыс. персов и около 10 тыс. парсов. Официальный язык - урду (временно - также и английский). Свыше 98% всего населения исповедует ислам. Свыше 0,6 млн. человек - индуисты, столько же христиан (католики и протестанты). Парсы - зороастрийцы.

  1.  Этнический состав и языки

 

Официальный язык Пакистана и язык межнационального общения – урду. На региональном уровне наиболее употребимы языки панджаби, синдхи, пушту (пашто), брагуи и балучи. В сферах бизнеса, образования и административной деятельности широко используется английский.

На панджаби говорит примерно 63% всего населения. Пакистанские пенджабцы-мусульмане этнически идентичны проживающим в Индии пенджабцам, исповедующим индуизм и сикхизм. На синдхи говорят ок. 12% пакистанцев. Пушту – язык пуштунов, живущих главным образом в Северо-Западной Пограничной провинции, широко распространен также в соседнем Афганистане. Белуджистан – родина говорящих на балучи и брагуи.

Два важных для страны языка привнесены в Пакистан мигрантами. Говорящие  на урду мухаджиры прибыли с территории Индии, главным образом из Соединенных провинций (ныне Уттар-Прадеш) после раздела 1947, и осели преимущественно в городах, особенно синдских: Карачи, Хайдарабаде и Суккуре. Лишь 8% пакистанцев считают урду родным языком, но его культурная функция исключительно велика. Урду придан статус государственного языка, его носители занимают важные позиции в государственном аппарате и бизнесе. Меньшая группа беженцев, прибывших в основном из Бомбея и с п-ова Катхиявар, говорит на гуджарати и сосредоточена в Карачи.

Панджаби, синдхи, урду и гуджарати относятся к индоарийской языковой группе, пушту и белучи – к иранской, а брагуи – язык дравидийской семьи, распространенной главным образом на юге Индии.

    1. Наука и культура Пакистана

Развитие науки планируется  правительственным Комитетом по науке и технике. Государственный  Совет научных и технических  исследований занимается проблемами внедрения  достижений науки в хозяйственную  практику. Финансовую помощь от государства  получают общественные ассоциации и  общества —Пакистанская ассоциация развития науки, Пакистанская академия наук и др.

Приоритетное значение для научных  исследований имеют сельскохозяйственные науки, биология, медицина, геология, отдельные  области химии и физики. Пакистан добился определённых успехов в  космических исследованиях, атомной энергетике и военно-технической сфере. Активно действует Комитет по изучению верхних слоёв атмосферы и космического пространства (СУПАРКО).

В январе 2003 г. осуществлён запуск спутника связи «Паксат-1». В ведении  правительственной Комиссии по атомной  энергии в Исламабаде находится  созданный с помощью США Институт ядерной науки и техники (имеет  исследовательский ядерный реактор). Военная программа в ядерной  и ракетной областях проводилась  Исследовательской лабораторией в  Кахута (близ Исламабада) и Пакистанской корпорацией атомных исследований. В 2001 г. объединены в Ядерный оборонный комплекс.

В мае 1998 г. Пакистан вслед за Индией провёл серию подземных испытаний  ядерного оружия. Объявлен мораторий  на дальнейшие испытания. Вместе с тем  продолжается работа по совершенствованию  средств доставки ядерного оружия с  помощью ракет. У Пакистана имеются  тактические и баллистические ракеты, работающие на жидком и твёрдом топливе. В 2003 г. прошли успешные испытания ракеты «Гхори» дальностью до 1500 км.

Главными центрами образования, науки  и культуры являются крупнейшие университеты, среди них — старейший, основанный в 1882 г. Пенджабский университет  в Лахоре, Университет Каид и Азама в Исламабаде, Карачинский университет, Синдский университет в Джамшоро, Пешаварский университет и др. Большое внимание в университетах уделяется экономическим, социально-политическим и религиозно-гуманитарным знаниям. В Исламабаде функционирует построенный с помощью Саудовской Аравии Международный исламский университет.

Исламоведческие факультеты существуют в большинстве высших учебных заведений. С образованием и гуманитарной наукой тесно соприкасается сфера культуры. Наиболее развита литература. Среди классиков — выдающийся поэт и философ Мухаммад Икбал (1877—1938), писавший на урду и персидском, а также Джош Малихабади (1938—82) и Фаиз Ахмад Фаиз (1911—84). Значительный вклад в развитие литературы на урду и языках синдхи, пенджаби, пушту, балучи внесли такие авторы, как А.Н. Касми, С.Х. Манто, А.А. Матин, Ш.М. Аяз, М. Ниязи, Ф. Заман, А. Хаттак, А. Джамалдини и др. Изобразительное искусство пользуется значительным общественным вниманием. Наиболее известные художники — представители школы традиционалистов Абдур Рахман Чугтай (1897—1975) и модернистов — Садекяин (1930—1986).

К числу крупных художников различных  стилей принадлежат также А. Бахш, Ш. Ахмед, Ш. Али и др. Музыкальная культура отличается своеобразием. Инструментальная классическая музыка не находит распространения. Популярна народная и профессиональная музыка устной традиции. Имеется много памятников архитектуры разных эпох. Большинство из них принадлежит эпохам Делийского султаната и местных династий Пенджаба и Синда (13—15 вв.) и империи Великих Моголов (16—18 вв.).Наиболее примечательны Лахорский форт, усыпальница Джехангира и сады Шалимар в Лахоре, мечеть Шах-Джехана в Татте (Синд), мавзолей Рукн-и-Алам в Мултане, мавзолей Лала Каландара в Сехване (Синд).

Заметной достопримечательностью является мавзолей М.А. Джинны в Карачи. Среди музеев выделяются Национальный в Исламабаде, Лахорский и Пешаварский музеи, основанные в кон. 19 — нач. 20 вв., Карачинский (с 1950). Насчитывается св. 5 тыс. библиотек, большинство при учебных заведениях.

Крупнейшими общедоступными библиотеками являются Пенджабская публичная  в Лахоре, им. Лиакат Али Хана в Карачи, Национальная в Исламабаде.

В столице страны располагается  Национальный архив. Пресса богата и  разнообразна. Крупнейшие газеты на английском — «Доон» (Карачи), «Ньюс» (Исламабад), «Нейшн» (Лахор), «Фронтиер пост» (Пешавар). Наиболее массовая газета на урду — «Джанг». Влиятельна газета «Нава-и вакт». Большинство книг выходят на урду и синдхи.

Огромной популярностью пользуется кино. Ежегодно выпускается более 100 художественных фильмов на местных  языках и импортируются 60—80 фильмов. Театральное искусство почти  не развито. Драматические спектакли  ставятся в основном по заказу телевидения.

    1. Свадебные традиции Пакистана

Пакистанская свадьба обычно длится четыре дня.

В течение первого  дня свадебных торжеств невеста  и жених празднуют свадьбу раздельно друг от друга у себя дома. Это все носит неофициальный характер и является своего рода репетицией предстоящего мероприятия. В первый день все одеваются в желтые и оранжевые цвета. Это объясняется тем, что хотя ислам и главенствует в Пакистане, желтый цвет, доминирующий в этом мероприятии, является отпечатком других верований и культур, когда-то распространенных на этой территории. К примеру, желтый цвет имеет сакральное значение для буддистов, индуистов и сикхов.

Второй день торжеств, который называется «менди», что значит «хна», включает ритуал окрашивания рук и ног невесты хной. Это дело поручается специальным мастерам, часто в этом ритуале принимает участие вся семья. Кроме того, в этот день в дом невесты приносят свадебное платье. Делает это сторона жениха.

«Бараат» или третий день мероприятия считается самым главным, так как это слово буквально означает- «передача невесты семье мужа». В этот день происходят гражданское бракосочетание и религиозный обряд. Вначале мулла едет к жениху, исполнив у него соответствующие молитвы, а взяв согласие жениха на вступление в брак, подписываются документы, после чего мулла направляется в дом невесты. Проведя там подобный обряд и получив подписи невесты на документах, мулла объявляет их мужем и женой. Как только брак заключен, невесту могут вывести к уже подъехавшему жениху.

Молодые должны быть одеты в красное. У жениха на голове должен быть красивый тюрбан. А свадебное платье невесты необходимо украсить драгоценностями. Молодых сажают на видное место, и гостей приглашают на свадебный стол для празднования только что заключенного брака. К вечеру невеста уезжает в дом жениха, при этом, прощаясь с родственниками, она плачет.

Заключительный  четвертый день называется «валима». На этот раз новобрачные предстают перед окружающими в новом обличье, так как теперь они уже семья. Гости дарят паре подарки, в большинстве своем деньги. Накрывают богатый стол, и происходит настоящий восточный пир.

После тог о как застолье завершится, молодую пару провожают  в дом жениха, и у новобрачных  начинается новая - семейная жизнь.

    1. Пакистанская кухня

Пакистанская кухня имеет очень  много сходных моментов с кулинарией северной Индии, отличаясь от неё, пожалуй, лишь чуть большим влиянием ближневосточной  и иранской кулинарии. Это выражается в обилии перца и различных  приправ (в первую очередь карри), широкой популярности лепешек ('роти', 'чапати', 'парата', 'пита', 'кутлума', 'пури', 'нан' и др.) и пирогов, бобовых (особенно чечевицы - 'дхал' или 'дал'), всевозможных блюд из мяса ('гошт'), пряных овощей ('сабзи') и риса ('чавал'), а также в огромном разнообразии соусов, в первую очередь горячих и пряных подливок 'масала' (смесь различных трав и специй, рецептов которой буквально сотни). При этом, как и все мусульмане, пакистанцы воздерживаются от свинины и её производных, а большинство из них употребляют только халальные, то есть приготовленные в полном соответствии с канонами ислама, блюда.

При этом в разных районах страны методы кулинарии могут отличаться достаточно значительно как в  самой рецептуре, так и в используемой посуде и способах обработки. Даже хлеб и лепешки в разных провинциях делают по-своему. Кухня северных районов  относительно проста и схожа с  афганской и иранской (также здесь  делают лучшие сладости), пенджабская  считается праздничной и сочетает множество элементов индийской  традиции, кухня Синда похожа и на индийскую, и на тамильскую одновременно плюс использует заметно больше морепродуктов, а в Белуджистане отдают явное предпочтение блюдам из баранины, козьему сыру и сильно обжаривают любой продукт. В любом случае смешение различных культур на территории Пакистана дает очень богатую и многогранную кулинарную традицию, широко известную за пределами страны. Широчайшее применение находят рыба и морепродукты, но рецепты их приготовления обычно мало отличаются от других стран региона.

Национальная еда

Самые популярные уличные закуски: 'самоса' и 'тикка' - жаренная на углях или в глиняной печи пряная говядина, баранина или мясо птицы с различными ингредиентами (часто просто заворачивается в лепешку или подается с салатом и рисом). Повседневные блюда - всевозможные шашлыки (в первую очередь 'шиш-кебаб' и 'шами-кебаб'), 'корма' (мясное карри), 'саг-гошт' (карри из ягнятины со шпинатом), 'дам-пахт' (отварная баранина с творогом и специями), 'гошт-харе-масалай-ка' (жаркое из маринованного в специях мяса), 'халим' (своеобразное рагу из мяса, чечевицы и специй), котлетки 'кофта', 'харисса' (каша из пшеницы с мясом, в которой все ингредиенты перемешаны практически до образования однородной массы), 'ханди-саг' (целый класс блюд, подразумевающий тушение мяса в горшочках с добавлением специй, сливок или творога, а также зелени и топленого масла), 'калиа' (кашмирское блюдо, представляющее собой маринованную ягнятину на косточке, обжаренную в смеси масла и специй), 'кима-маттар' (мясо с горохом, приготовленное по особому способу с различными специями), различные отбивные с овощами и непременный 'пулао' (плов, но часто это просто отварной рис, подающийся по обыкновению к мясу). Ну и, конечно, непременное карри, которое здесь делают практически из всего, что попадет под руку.

Основной элемент местной кулинарии - рис ('чавал') встречается как в простом отварном или обжаренном виде, так и в составе различных сложных блюд, вроде крайне популярного 'бирьяни' (жареный рис с бараниной, мясом птицы, шафраном и своеобразным йогуртом 'дахи') или 'хир' (мягкий рисовый пудинг с кардамоном, гвоздикой и корицей), а также свободно смешивается с овощами (чаще всего в салатах) или бобовыми (яркий пример - 'дал-чавал' - блюдо из коричневой чечевицы и риса). Хороши местные салаты и блюда из овощей, часто довольно необычные по рецептуре, но очень вкусные - 'баинган-ка-райта' (баклажан с йогуртом), десятки видов чатни и маринованное манго, салат из различных бобовых и пряный картофельный салат с помидорами, карри, перцем чили и кориандром, 'чукандар-ки-сабзи' (свекла с томатным соусом и специями), салат из моркови и изюма, 'дал-палак' (чечевица со шпинатом, томатами и специями), 'каду-ка-салан' (тыква в луково-томатном соусе), 'кима-бхали-шимла-мирч' (фаршированный зеленый перец), 'шабдек' (пюре из репы с мясом) и другие. Широчайшее применение находят также йогурт, сыр, сливки и другие молочные продукты.

Информация о работе Культура повседневности коренных народов Пакистана