Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 23:13, контрольная работа
Я выбрала тему этого реферата, потому, что меня всегда интересовало развитие культуры и ее влияние на человечество. Я считаю, что культура — это стремление к совершенству посредством познания того, что более всего нас заботит, того, о чем думают и говорят.
1.введение
2. понятие и сущность культуры в социологии
3.основные элементы культуры
4. культура как фактор социальных изменений
5. развитие и механизмы распространения культуры
6. социокультурные суперсистемы по П. Сорокину
7.вывод
8.Список используемой литературы
Содержание
1.введение
2. понятие и сущность культуры в социологии
3.основные элементы культуры
Введение
Я выбрала тему этого реферата, потому, что меня всегда интересовало развитие культуры и ее влияние на человечество. Я считаю, что культура — это стремление к совершенству посредством познания того, что более всего нас заботит, того, о чем думают и говорят.
Данная тема особенно актуальна, потому как именно культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. Готовя материал к реферату, я нашла огромное количество наук, материалов, статей, в которых культура занимала важное место. Многие люди посвятили себя культуре, ее анализу и совершенствованию. Строились целые эпохи культуры обществом, изменяя социальный строй, характер и поведение людей в обществе.
Моя цель работы состоит в том, что я должна рассмотреть культуру как фактор социальных изменений. Поэтому в моей работе я рассмотрела такие темы:
- понятие и сущность культуры в социологии;
- основные элементы культуры;
- развитие и механизмы распространения культуры;
- культура, как фактор социальных изменений;
- социокультурные системы;
понятие и сущность культуры в социологии
Культура – это творение человека и использование символов, поделок. Культура может пониматься как «жизненный путь» всего общества, и это будет включать нормы обычаев, одежды, языка, ритуалов, поведения и систему убеждений. Социологи подчеркивают, что поведение человека – это прежде всего результат не столько природы (биологических детерминантов), сколько воспитания. Человеческое поведение фактически не может существовать вне влияния культуры. То, что первоначально кажется естественной особенностью нашей жизни, – сексуальность, старение, смерть, – сделала значимым культура и ее преобразующее влияние. Даже потребление продовольствия, при очевидной естественности, пронизано культурными значением и обычаями.
Культура – явление многообразное как по характеру, так и по форме. Составляющие культурного наследия могут выступать в форме языка, идей, верований, традиций, кодексов, институтов, орудий, технологий, произведений искусства, ритуалов, церемоний и т. д. Развитие культуры зависит от способности к передаче знаний следующим поколениям и к обучению. Существование и использование культуры основано на способности, которой обладает только человек.
Культура создается людьми, культуре обучаются. Так как она не передается генетически, каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения норм, ценностей, верований, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. В случае прекращения процесса социализации в массовом масштабе перестала бы существовать и культура.
Таким образом, культура формирует личности членов общества, и этим в значительной степени регулирует их поведение.
В социологии выделяют два вида культуры: материальную (продукты ремесел и производства; орудия труда, инструменты; сооружения и здания; техника и др.) и нематериальную (представления, ценности, знания, идеология, язык, процесс духовного производства и др.).
основные элементы культуры
В социологии культура рассматривается в аспекте, который непосредственно связан с регулированием поведения человека, социальных групп, функционированием и развитием общества в целом.
В качестве основных, наиболее устойчивых элементов культуры выделяются язык, социальные ценности, социальные нормы, традиции и обряды.
Язык – это система знаков и символов, наделенных особым значением. Он возникает на определенной стадии развития общества для удовлетворения многих потребностей. Основные его функции – создание, хранение и передача информации.
Язык также выполняет роль распространителя (ретрослятора) культуры.
Социальные ценности – это социально одобряемые и принятые убеждения относительно того, к чему человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов. В разных культурах могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле брани, художественному творчеству, аскетизму). Каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является. Нужно отметить, что ценностно-регулятивный механизм представляет собой сложную организованную систему, в которой общую регуляцию поведения человека, помимо ценностей, осуществляют еще и нормы – своеобразные правила поведения.
Социальные нормы – это правила, образцы и стандарты поведения людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Нормы выражают специфику, своеобразие той культуры, в рамках которой они функционируют. Культуру, которая указывает на стандарты правильного поведения, называют нормативной культурой. Культурная норма является системой поведенческих ожиданий, образцом того, как люди предполагают действовать. С этой позиции нормы – это средство социальной регуляции поведения индивидов и социальных групп. Обычно социальные нормы опираются на традиции и обряды, совокупность которых образует еще один важнейший компонент культуры.
Обычаи – это привычные, наиболее удобные и широко распространенные способы групповой деятельности, которые рекомендуется выполнять. Если обычаи переходят от одного поколения к другому, они приобретают характер традиций.
Традиции – это элементы социального и культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются в течение долгого времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Часто традиции порождают застой и консерватизм в общественной жизни.
Обряд – это совокупность символических коллективных действий, обусловленных обычаями и традициями и воплощающих в себе нормы и ценности. В них отражаются определенные религиозные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения.
Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни.
Культура – это освоение, совершенствование всего того, что человек находит естественно данным, стихийно возникшим в природе и обществе, в себе самом; все созданное разумом и руками человека. Культура представлена в продуктах материального и духовного труда, в нормах и ценностях, существующих в обществе.
Культура не существует без человека. Он осваивает ее через ценности, язык, общение, воспитание. Именно приобщение человека к культуре определяет степень его развития. Человек осваивает нормы, обычаи, но в то же время и изменяет культуру.
В культуре существуют различные сферы отношений. Особое место занимают моральные и эстетические аспекты. Мораль определяет человеческие положения «плохо – хорошо», причем для разных народов и в разное время моральные принципы различны. Моральные аспекты общества на протяжении столетий очень изменились (например, институт семьи и брака – сегодня гражданский брак считается нормальным, но этого не было какое-то время назад, а для отдельных народов и сегодня считается аморальным).
Культурные нормы и правила поведения людей тоже складываются на протяжении столетий, передаются от поколения к поколению, но тоже претерпевают определенные изменения. Знание о культуре приобретается путем сложного процесса, который в сущности является социальным по своему происхождению. Люди действуют на основе культуры и подвергаются ее обратному воздействию, а также порождают ее новые формы и значения. Поэтому культуры характеризуются историческим характером, относительностью и многообразием. Они подвергаются влиянию изменений в экономической, социальной и политической организации общества. Кроме того, люди культурно трансформируются благодаря уникальной способности быть рефлективными.
Нормы культуры изменчивы, так как сама культура носит открытый характер и отражает все те изменения, что происходят в обществе, т. е. культура содержит в себе и устойчивые, и изменчивые моменты. Устойчивыми являются традиции – те ценности, обычаи, обряды, которые передаются поколениям. Благодаря им общество продолжает развиваться, уже опираясь на имеющийся человеческий опыт.
Традиции общества нельзя грубо разрушить. Но и не обновляясь культура тоже не может существовать. Единство традиций и обновления – универсальная характеристика любой культуры.
Не всегда все новое становится частью культуры, оно должно стать общественным, получить отзыв в сердцах людей. Хотя признание чего-то нового не обязательно происходит «здесь и сейчас», это может произойти и по истечении столетий. Все новое проверяется временем, оценивается поколениями людей.
Современное общество пронизано новизной, каждый пытается стать создателем нового, войти в историю и культуру.
Развитие культуры – очень противоречивый процесс. Обновление в культуру вносит мода, которая олицетворяет изменчивость, непрерывную смену культурных образцов и норм.
Украина с ее огромным количеством народов впитала в себя разные религиозные, нормативно-ценностные, культурные образцы. Формируются разные типы людей со своим специфическим мышлением, ценностными ориентациями.
На рисунке графически изображены основные явления культуры.
Таким образом, культура (ее обновление) является одним из факторов, благодаря которым происходят социальные изменения в обществе.
Социальная культура – это регулятивный механизм, обеспечивающий взаимодействия, между людьми.
В культурологии принято выделять следующие источники развития культуры:
1) инновацию как изобретение или выработку новых идей, образов, моделей или принципов действия, политических или социальных программ, нацеленных на изменение общественного бытия, выдвижение новых форм деятельности или организации общества;
2) обращение к культурному наследию, под которым следует понимать сумму всех культурных достижений данного общества, его исторический опыт, сохранившийся в арсенале общественной памяти, включая и подвергшееся переоценке прошлое. Такое наследие обладает вневременной ценностью для общества, так как к нему относятся достижения, которые сохраняют способность перехода к новым поколениям в новой эпохе;
3) заимствования (диффузионизм, распространение культуры). Если традиция – передача культуры из поколения и времени, то заимствования – это ее распространение в социальном или географическом пространстве, освоение тех или иных элементов культуры из одного общества как источника в другое как принимающее. Среди факторов, влияющих на характер займа культурных ценностей, их степень и эффективность, выделяют:
а) степень интенсивности контакта;
б) условия контакта;
в) состояние и степень дифференциации общества;
4) синтез – взаимодействие и соединение разнородных элементов, при котором возникают культурное явление, течение, стиль или модель социокультурного устройства, отличающиеся от обоих составляющих компонентов и имеющие собственное качественное содержание и форму. Распространение ценностей культуры осуществляется через общественную систему образования (общего, специального, политического, художественного и т. д.). От степени развития и качественных характеристик данной системы во многом зависят уровень духовной жизни общества и состояние кадров производства. Важную роль играют средства массовой информации.
Важным механизмом распространения культуры является тиражирование, в ходе которого уникальный образец воспроизводится во многих экземплярах.
Одной из самых интересных теорий развития общества в социологии, является теория суперсистем. Ее разработчиком является русско-американский социолог Сорокин Питирим Александрович (1889–1968), который ввел понятие «суперсистема» в социологию.
П. А. Сорокин рассматривал социальную действительность с позиций соцреализма, постулировавшего существование сверхиндивидуальной социокультурной реальности. Она объективируется в материальных и других «средствах» и не может быть сведена к физической реальности, поскольку социокультурные феномены интегрируются своей структурой значений.
Социокультурная реальность характеризуется бесконечным многообразием, превосходящим любое отдельное ее проявление.
Социокультурная реальность охватывает истины чувств, рационального интеллекта, сверхрациональной интуиции. Все три способа познания должны быть использованы в систематическом исследовании социокультурных феноменов, однако высшим методом познания Сорокин признавал интуицию, которая представляет собой свойство высокоодаренной личности, считая, что при ее помощи были сделаны великие открытия.
Многочисленные объединения социокультурных феноменов носят, по социологической теории П. А. Сорокина, системный характер. Социокультурные системы самого высокого уровня, сфера которых превосходит отдельные общества, организуются вокруг фундаментальных предпосылок относительно природы реальности и принципиальных методов ее познания, т. е. мировоззрений. Социокультурные системы такого характера П. А. Сорокин условно называл суперсистемами.
Главные альтернативы определения сводятся к трем:
Информация о работе Культура как фактор социальных изменений