Нетрудно заметить, что
первые два рассмотренных нами социально-психологических
типа материнства явно противопоставлены друг другу, третий тип
основывается на неком компромиссе, однако
его тоже нельзя назвать идеальным, так
как при таком подходе женщина вынуждена
постоянно находиться в ситуации выбора
ценностным приоритетов: семья или работа.
И как это уже отмечалось выше, особенно ярко это противопоставление
социально-психологических типов материнства
проявило себя в XX столетии, когда определенная
(если не сказать бо´льшая часть) представительниц
прекрасного пола в качестве приоритетного
выбрала для себя первый – феминистский
– путь и лишь отчасти третий – компромиссный.
Именно это, во многом,
привело к тем печальным явлениям современной
российской действительности, которые
нам приходится наблюдать. Это малодетность
наших семей, социальное сиротство (более 90 % детей, находящихся на государственном
попечении, имеют здравствующих «биологических»
матерей), в том числе и беспризорность,
огромное количество абортов, в разы превышающих
число рождений, трудности адаптации современных
подростков в социуме и т. д. (И.В. Бестужев-Лада,
В. Ветрова, О.Г. Исупова, Е.В. Шамарина).
Преодолеть подобные
кризисные явления достаточно трудно.
Для этого необходимо использовать
целый комплекс мер духовно-нравственного,
государственно-правового, информационно-просветительского,
психолого-педагогического, медико-социального
характера, помогающих преодолеть господство
феминистического типа материнства, способствуя
заложенному в каждой женщине стремлению
к материнству реализоваться в полном
объеме.
Кратко обозначим эти
меры.
В первую очередь, это духовно-нравственное преображение общества, предполагающее
возрождение национальных традиций ценностного
отношения к материнству, в том числе,
и многодетному, характерное для русской
национальной культуры, изучение опыта
сознательного материнства, основ гармоничных
семейных взаимоотношений.
Не может обойтись
возрождение ценностного отношения
к материнству и без государственно-правовойподдержки, предусматривающей активную
деятельность по созданию и реализации
специальных государственных проектов,
направленных на защиту материнства и
детства, включающих как социальную, медицинскую,
экономическую поддержку матерей, так
и формирование в обществе уважительного
отношения к социальному статусу матери.
Достаточно важен и информационно-просветительский уровень, координирующий работу СМИ по
повышению престижа материнства и созданию
положительного образа семьи в современном
социуме.
Нельзя забывать о медико-социальной помощи матерям, определяющей деятельность
медицинских, общественных и религиозных
организаций, благотворительных фондов,
направленных на поддержку материнства
и детства.
И, наконец, существуют психологический и образовательный уровни поддержки материнства, предусматривающие
соответственнопсихотерапевтическую
поддержку женщин на этапе подготовки
к беременности и последующему вынашиванию
и рождению ребенка, а также консультативную
помощь семье в вопросах воспитания детей
и образовательно-воспитательную помощь, включающую в себя широкий спектр
деятельности в учебно-воспитательном
пространстве школ, колледжей и вузов
в рамках обязательного и дополнительных
компонентов образования: введение факультативных
занятий, курсов по выбору, проведение
открытых уроков, занятий и семинаров,
посвященных семье, организацию встреч
с многодетными родителями, концертов
и праздников, проведение специальных
психологических тренингов, посвященных
гендерным установкам родительства и
т. д. Важная роль на этом уровне отводится
грамотному и гармоничному взаимодействию
школы и семьи.
Все выше перечисленные
формы поддержки материнства имеют долгосрочный характер,
и основным предполагаемым результатом
их реализации является возрождение национальных
традиций ценностного отношения к материнству,
а также повышение уровня родительской
культуры современной российской молодежи.
Таким образом, мы можем констатировать
тот факт, что социальные преобразования
XX века и, в первую очередь, изменение традиционных
женских ролей в общественном сознании
привели к преобладанию феминистского
и компромиссного социально-психологических
типов материнства, предполагающих либо
осознанный отказ женщины от материнства
как приоритетной деятельности, либо стремление
к совмещению социальных ролей матери
и успешного профессионала.
В итоге доминирование
данных социально-психологических
типов в значительной степени обусловило кризисные явления
в современной семье, преодоление которых
является насущной задачей общества и
государства.
Но следует отметить,
что даже при определенных действиях
государственных и общественных
структур по возрождению сознательного
материнства традиционно-ценностного типа,
эти меры могут остаться лишь декларативными.
Так оно и будет, если каждый из нас не
осознает сложившийся кризис как свою
личную боль и предпримет все усилия по
изменению сложившейся ситуации в лучшую
сторону.
Ведь величие России заключается и в необъятности
ее просторов, и в высоте духовно-нравственных
национальных ценностей, и, конечно же,
в величии самого народа. А как справедливо
замечает Ф. Ирзабеков, слово «великий»
по отношению к народу означает еще и «больший
числом», а «значит устойчивое сочетание
«великий русский народ», помимо духовного,
исторического и культурного величия
включает в себя и немаловажную – демографическую
– составляющую» (Изабеков, 2008, с. 113).
И при этом величие
материнства заключается не только в «по-двиге», который издавна понимался
как движение к служению ближнему, но и
особом даре материнства, даре любви и
сострадания, преображающего личность.
Ведь, по мысли Т.А. Флоренской, высшее
счастье человека заключается в самозабвенной
любви – в со-частии, когда легко и радостно, забыв о себе,
поставить другого на первое место (Флоренская
Т.А.).
По праву эти слова
можно отнести к вечному материнскому
служению своим детям, а через
них и всему миру.
Литература
- Акутина С.П. Формирование у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы. Автореф. … д-ра пед. наук / С.П. Акутина. – Нижний Новгород, 2010.
- Брутман В.И. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери / В.И. Брутман [и др.] // Психологический журнал. – 2000. – № 2.
- Богачёва Н.В. Родительство как фактор устойчивости семьи в современном российской обществе: автореф. … канд. социол. наук. – Казань, 2005.
- Варламова С.Н. Семья и дети в жизненных установках россиян [Текст] / С.Н. Варламова [и др.] // Социс. – 2006. – № 11. – С. 61–73.
- Всероссийская
перепись населения 2002 года [Электронный
ресурс].
- Завражин С.А. Матримониальные установки и представления студенток вузов / С.А. Завражин // Психолого-педагогический поиск. – 2009. – № 3 (11). – С. 105–109.
- Изабеков Ф. Тайна русского слова. Заметки нерусского человека / Ф. Изабеков. – М.: Даниловский благовестник, 2008.
- Пантин В. Семья и семейные ценности в сознании россиян / В. Пантин // Воспитание школьников. – 2008. – №10. – С. 9 – 14.
- Пациорковский В.В. Большая семья в демографической ситуации России [Электронный ресурс] / В.В. Пациорковский, В.В. Пациорковская / Социологические
исследования. – 2009. – № 3 / Институт
демографических исследований. Демография.ру
- Попов В.Г. О развитии семьи в современных условиях / В.Г. Попов // Семья на рубеже веков : материалы международной научно-практической конференции. – Пермь, 2000.
- Симоненко М.Н. Образ «молодой семьи» в средствах массовой информации / М.Н. Симоненко // Актуальные проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях и социуме: материалы Межвуз. научно-практич. конф. студентов и аспирантов (20—21 марта 2008 года) / отв. ред. Т.В. Ганина; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. ¾ Рязань, 2008. ¾ Ч.
- Скрицкая Т.В. Материнство как социально обусловленный феномен [Электронный ресурс] / Т.В. Скрицкая. – Режим доступа: hpsy.ru/public
- Узик А.В. Изучение ценностных ориентаций и семейного поведения городского населения современной России А.В. Узик // Вестник МГУ. Социология и политология. – 2007. – № 4. – С. 60–63.
- Уразаев А.М. Формирование социального и психологического портрета современных молодых женщин в период репродуктивной активности / А.М. Уразаев [и др.] // Вестник ТГПУ. – 2002. – № 3 (31). Серия Психология. – С. 34.
- Филиппова Г.Г. Перинатальная психология: история, современное состояние и перспективы развития / Г.Г. Филиппова. – М., 2006. – С. 346–352.
- Филиппова Г.Г. Психологическая готовность к материнству : хрестоматия по перинатальной психологии / сост. А.Н. Васина. – М. : Изд-во УРАО, 2005. — С. 62—65.
- Флоренская Т.А.
Способность любить
- Ценностные и репродуктивные ориентации молодежи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.demographia.ru.html
- Чибисова М.Ю. Феномен материнства и его отражение в самосознании современной молодой женщины. Автореф. ... канд. психол. наук / М.Ю. Чибисова. – М., 2003.
- Шамарина Е.В. Культурный смысл материнства в западноевропейской и отечественной философской мысли. Автореф. … канд. философ. наук / Е.В. Шамарина. – Барнаул, 2008.