Контрольная работа по "Социология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 12:11, контрольная работа

Краткое описание

Выясняя взаимоотношение социологии и вненаучных форм знания, особо следует обратить внимание на то, что отличает ее (социологию) от философии и что их роднит. При этом вспомним мудрые замечания физика Фейнмана: "Если философия не наука, то это не значит, что с ней что-то не благополучно. Просто не наука она и все". Более того, философия имеет свои преимущества и приоритеты в сравнении с любым научным знанием.

Файлы: 1 файл

моя работа.docx

— 30.18 Кб (Скачать)
  1. Отличие предмета социологии от предмета социальной философии.

 

Выясняя взаимоотношение социологии и вненаучных форм знания, особо следует обратить внимание на то, что отличает ее (социологию) от философии и что их роднит. При этом вспомним мудрые замечания физика Фейнмана: "Если философия не наука, то это не значит, что с ней что-то не благополучно. Просто не наука она и все". Более того, философия имеет свои преимущества и приоритеты в сравнении с любым научным знанием.

Известный немецкий социолог второй половины XIX века Макс Вебер называл естествоиспытателей "взрослыми детьми", потому что они способны были верить в то, что наука хоть в малейшей степени может "объяснить нам смысл мира или хотя бы указать, на каком пути можно напасть на след этого "смысла", если он существует". Ссылаясь на мнение Льва Толстого, М.Вебер считает, что сама наука "лишена смысла потому, что не дает никакого ответа на единственно важные для нас вопросы: "Что нам делать?", "Как нам жить?". А тот факт, что она не дает ответы на эти вопросы, совершенно неоспорим".

Ответы  на эти вопросы дает философия. Именно она является мировоззрением: в ней  содержится понимание места человека в мире и определяется отношение  человека к миру, философия помогает человеку постичь смысл мира и  человеческого существования.

Таким образом, различие социологии и философии  — это, прежде всего, различие между наукой (стремящейся нейтрализовать предвзятость и оценки) и так называемыми "ценностными формами сознания" (предполагающими предвзятость, необходимо включающими представления о "хорошем", "должном", "справедливом" и др.). Различие состоит также в том, что и философия, и социология используют специфические для каждой формы сознания познавательные средства. Социология, в частности, наряду с другими, использует и эмпирические методы познания, экспериментальные способы исследования. В арсенале философии нет таких средств постижения действительности, заключающиеся в ней знания и установки опосредованы и опираются на те данные, которые добыты не только научными, но и другими способами освоения действительности: художественными, морально-правовыми и т.д.

Однако  неправильно было бы чрезмерно преувеличивать различие между философией и социологией, отрывать одну от другой. Особенно это  касается отношения между социальной философией и общей социологией. Что собой представляют та и другая?

Понятие "социальная философия" употребляется  в двух смыслах. Во-первых, таким  образом, характеризуют взгляды  любого философа относительно общества, места человека в нем, природы  тех или иных общественных явлений. Во-вторых, "социальной философией" именуют относительно самостоятельные  концепции, которые свидетельствуют  о выделении общественных теорий из философии, о том, что происходит процесс формирования особой общественной науки со своим предметом исследования.[1]

Что касается "общей социологии", то понимание  ее специфики предполагает признание  социологии как определенной системы  взглядов. В социологии наряду с  общесоциологическими теориями и представлениями  имеются специально-социологические  теории и суждения ("специальные" или "частные социологии"), а  также эмпирические данные.

Социологическую систему взглядов рассматривают  и как совокупность представлений  различного уровня (имеются в виду уровни абстрактности): высшего (общая  социология), среднего (специальные, частные  социологии, например, социология города, социология молодежи, социология средств  массовой коммуникации и др.) и конкретного (низшего) уровня. При этом отнесение к "низшему" уровню не означает того, что он неполноценен и несовершенен в сравнении с другими. Просто-напросто это уровень непосредственного соприкосновения социологического знания с действительностью.

Все эти "этажи" (уровни) социологического знания "выстроились" не сразу, а  постепенно в процессе эволюции общественной мысли, под влиянием различных общественных факторов. Полезно, однако, учитывать следующие обстоятельства: во-первых, процесс строительства социологического знания проходил необычно (с точки зрения расхожего понимания строительства здания) — он начинался с верхнего этажа, с создания общесоциологических теорий, которые были непосредственно переплетены с социально-философскими представлениями. И именно в концепциях основоположников и отцов социологии, работы которых относятся к "социологической классике, — Конта, Спенсера, Маркса, Зиммеля, Вебера, Дюркгейма, — это выражено наиболее определенно. Во-вторых, процесс выделения социологии в самостоятельную область знания, а точнее в самостоятельную область научного знания происходил постепенно, начиная с середины XIX века и кончая первой четвертью XX века. В течение всего этого периода не только происходила спецификация социологического знания, но и достраивались нижние его этажи. Взаимоотношение философии и социологии на разных этапах становления и развития последней было различным. Это различие обусловлено и особенностью философских направлений, и спецификой социологии, тем обликом, который она принимала в тот либо иной период времени. Так, "сциентистская" (признающая только "строго научный" подход к общественным явлениям) социология была с самого начала тесно связана с позитивизмом в философии. Интересно то, что сами представители позитивизма, как и представители современной так называемой "аналитической философии" (термин, используемый начиная с 50-х годов XX века), отрицают значимость философии для науки. Более того, они фактически отрицают право философии на существование, считая философские проблемы псевдопроблемами.

Разочарование в позитивизме и вообще в философском  рационализме (признающем разум основой познания и поведения), которые характерны для конца XIX — начала XX века, привело к распространению философских концепций иного плана: в них основное значение придается внерациональным сторонам духовной жизни — интуиции, бессознательному, воле и др. Такие — иррационалистические — философские концепции (к ним, в частности, относятся взгляды Дильтея — а также так называемая феноменология) оказали влияние на социологию, отказывающуюся от "сциентизма" и признающую значимость специфически гуманитарных способов познания (феноменологическая социология и так называемые "постмодернистские" направления социологии). При этом позиция этих философов предполагает и признание значимости философии для науки вообще, для социологии в частности. Так, представитель современной феноменологии французский философ М. Мерло-Понти пишет следующее: "Социолог философствует уже постольку, поскольку берется не только описывать, но и понимать факты. В момент исследования он сам уже — философ".

Вряд  ли можно согласиться с М. Мерло-Понти, что социолог (как представитель науки) лишь описывает факты, а их интерпретация ("истолкование") — дело философа. Обратим внимание на то, что "истолкование" здесь — это понимание ("сопереживание, раскрытие смысла", то есть специфически гуманитарная процедура, а не объяснение, которым пользуются в научном исследовании.

Как бы то ни было, но и сейчас тесная взаимосвязь  социологии и философии всегда имеет  место, и она необходима. Во-первых, философия как мировоззрение (устанавливающая  место человека в мире вообще, в  обществе, в частности, размышляющая над проблемами смысла человеческой жизни и деятельности) обогащается, опираясь на социологические представления  об обществе и человеческой деятельности. Во-вторых, социология не может обойтись без философии, ибо именно последняя  обеспечивает понимание смысла человеческой деятельности вообще, социологической деятельности в частности. Философия дает так называемые гуманистические ориентиры социологу, определяет направления и характер самоконтроля в социологической работе (что он должен и чего не должен делать, к чему ему следует стремиться в социологической деятельности). Именно философия дает возможность рассматривать социологическую деятельность не только как средство удовлетворения определенных практических потребностей, но и как способ, обеспечивающий поиски духовности и совершенствования человека.[2]

Над этими  проблемами в настоящее время  размышляют и философы, и социологи; над ними размышляли и классики социологии.

Овладение социологами философией и историей социологической мысли, развитие в  себе способности понять то, над  чем бились лучшие умы и сердца человечества — залог успешного  решения данных проблем.

 

 

  1. Социальная дифференциация современного российского общества.

 

В основании теорий социальной стратификации и социальной мобильности  лежат понятия социальной дифференциации и социального неравенства. Иногда эти понятия отождествляются, однако надо отметить, что понятие «социальная  дифференциация» более широкое  по объему и включает любые социальные различия, в том числе не связанные  с неравенством. Например, одни люди являются футбольными болельщиками, а другие не являются. Это занятие  выступает дифференцирующим качеством, но не будет признаком социального  неравенства. Социальное неравенство  — это такая форма социальной дифференциаций, при которой отдельные  индивиды, социальные группы, слои, классы занимают определенное положение в  иерархии социальных статусов, обладают неравными жизненными шансами и  возможностями удовлетворения потребностей.

Идея социального равенства  принадлежит к числу великих  и наиболее привлекательных мифов  человечества. В реальной действительности не было и нет ни одного сложного общества, в котором существовало бы социальное равенство. Более того, именно социальные различия, социальное неравенство обеспечивают развитие человечества в целом. В то же время совершенно недопустим значительный уровень социального неравенства. Главная проблема состоит в том, чтобы постоянно находить приемлемое для общества и составляющих его индивидов соотношение между степенью неизбежного социального неравенства и представлениями людей о социальной, справедливости.

Если среди членов общества имеются как имущие, так  и неимущие, то такое общество характеризуется  наличием экономического расслоения. Никакие, этикетки, вывески не в состоянии  изменить факт неравенства, которое  выражается в различии доходов, уровня жизни. Если в пределах какой-то-группы существуют управляющие и управляемые; это означает, что такая группа политически дифференцирована. Если члены какого-то общества разделены на различные группы по роду их деятельности, занятиям, и некоторые профессии при этом считаются более престижными в сравнении с другими, то такое общество профессионально дифференцировано. Это три основные формы социальной стратификации. Как правило, они тесно переплетены. Люди, принадлежащие к высшему слою в каком-то одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и по другим параметрам, и наоборот, хотя бывают и исключения.[3]

Сам термин «стратификация»  латинского происхождения, позаимствован  из геологии, означает в переводе «слоистость, напластование». Социальная стратификация  — это совокупность социальных групп, расположенных иерархически по критериям  социального неравенства и называемых стратами. Таких критериев очень  много. К. Маркс выдвигал на первый план обладание собственностью и уровень  доходов. М. Вебер добавил социальный престиж, принадлежность субъекта к  политическим партиям, к власти. П. Сорокин  называл причиной стратификации  неравномерность распределения  прав и привилегий, ответственности  и обязанностей в обществе, кроме  того — гражданство, род занятий, национальная, религиозная принадлежность.[4] Он предложил следующее стратификационное разделение общества:

высший слой профессионалов-администраторов;

технические специалисты  среднего уровня;

коммерческий класс;

мелкая буржуазия;

техники и рабочие, выполняющие  руководящие функции;

квалифицированные рабочие;

неквалифицированные рабочие.

Существует много других вариантов стратификационного деления общества. В последние годы наибольшее распространение получила шестислойная иерархия современного западного общества:

Высший класс:

высший слой высшего  класса (наследственное богатство, до 1 % населения);

низший слой (заработанное богатство, до 4 % населения);

Средний класс:

высший слой (высокооплачиваемые представители умственного труда  и деловые люди, от 15 до 25 % населения);

низший слой («белые воротнички», менеджеры, инженерно-технические работники  — до 40 % населения);

Низший класс:

высший слой (работники  физического труда – 20 - 25 % населения);

низший слой (люмпены, безработные — 5—10 % населения).

Между стратами существует социальное неравенство, преодолеть которое  невозможно. Главный способ ослабления социальной напряженности — возможность  перемещения из одной страты в  другую.

 

 

  1. Основные категории политической социологии.

 

Для социологии политики как самостоятельная социологическая  дисциплина имеет свой предмет, объект и понятийно-категориальный аппарат. Для социологии политики характерна направленность на изучение власти, анализ политических процессов с позиций  их восприятия и отражения в сознании и поведении людей. Этот подход Ж. Т. Тощенко в «Политической социологии» выразила следующим образом: то, насколько глубоко, серьёзно, основательно воспринимают люди политические процессы, как они относятся к ним и насколько намерены содействовать или противостоять им, - придаёт социологии политики качественную определённость и отличает её от других политических наук.

Информация о работе Контрольная работа по "Социология"