Контрольная работа по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 12:35, контрольная работа

Краткое описание

Внимание социолога может быть направлено на любое явление общественной жизни:

- Это может быть общество в целом с его многообразными связями и отношениями между людьми, материальной и духовной культурой.

- Или одна из сфер общественной жизни – экономическая, социальная, духовная, политическая.

- Это могут быть большие и малые социальные группы, общности людей (классы, нации, молодежные группы, политические партии, производственные коллективы, профсоюзы, творческие организации.

- Также предметом внимания социологии могут быть отдельные личности: их потребности, ценностные ориентации, интересы.

- Это могут быть семьи как ячейки общества и как малые группы.

Оглавление

1) Вопрос №1. Структура социологического знания……………………………………....……………………..........стр.3-6

2)Вопрос №2. Взаимосвязь форм собственности и социальной структуры общества……………………………………………………………….стр.7-10

3)Вопрос №3. Социальная сущность конфликтов в обществе……………………………………………………….......….стр.11-18

4)Список литературы

Файлы: 1 файл

Социология к.р. +.docx

— 78.95 Кб (Скачать)

2) Межличностный    конфликт.    Этот    тип    конфликта    самый распространенный. Конфликт между личностями возникает там, где  сталкиваются разные школы, манеры поведения, их может питать и желание  получить  что-то, неподкрепленное  соответствующими  возможностями.   Межличностный   конфликт может  также  проявляться  как  столкновение  людей  с  различными   чертами характера, взглядами и ценностями.

3) Конфликт между личностью и группой  может  возникнуть,  если  эта личность  займет  позицию,  отличающуюся  от  позиции  группы.  В процессе функционирования группы вырабатываются групповые нормы, стандартные  правила поведения, которых придерживаются её участники.  Соблюдение  групповых  норм обеспечивает принятие или не принятие индивида группой.

4) Межгрупповые конфликты часто возникают из-за  отсутствия  четкого согласования  функций  и  графиков  работы  между   группами.   Межгрупповые конфликты часто возникают и между неформальными группами.

По формам конфликты можно разделить на:

- полномасштабный -  открытая  социальная  борьба,  в  которой  четко представлены  противоборствующие  стороны,  их  интересы,   объект   борьбы, стратегия и тактика поведения.

- неполный конфликт - вовлекает  меньшее  число  участников,  у  него слабо структурированы  интересы  и  состав  сторон,  он  в  меньшей  степени легализован и не  отличается  открытым  поведением  (например,  скрытый  или вялотекущий  конфликт  интересов  администрации   предприятия   и   рабочих, не принимающий формы массовой забастовки).

Конфликты по протеканию делятся на:

-  кратковременные  (предмет  конфликта  исчерпывается  в   процессе контактных взаимоотношений);

- продолжительные (затянувшиеся процессы по  отношению  к  ожиданиям участников, часто носят деструктивный характер).

По природе возникновения выделяют конфликты:

- деловые - имеют производственную основу  и  возникают  в  связи  с поиском путей решения сложных проблем, с  отношением  к  имеющимся недостаткам, выбора стиля руководителя и т.д. Они неизбежны.

- эмоциональные - имеют сугубо  личностную  природу.  Источник  этих конфликтов кроется либо в личностных качествах оппонентов, либо  в их психологической несовместимости;

По направленности взаимодействия:

- вертикальные;

- горизонтальные,

То есть между оппонентами разных рангов и одного ранга.

Предметная  сторона  конфликта  зависит  от   интересов,   актуальной мотивации. Так, трудовые конфликты связаны  с  удовлетворением  потребностей конкретных  целей  в  процессе  трудовой  деятельности,  политические  –   с властными отношениями,  экологические  -  порождены  глобальными  проблемами современного поведения участников.

Структура и динамика конфликта.

Конфликт вырастает из конфликтной ситуации, которая  составляет  базу конфликта.  Конфликтной  ситуацией  называют  такую  ситуацию,   в   которой проявилась и осознана сторонами несовместимость  действий  одной  стороны  с нормами и ожиданиями другой.

Конфликтная ситуация включает прежде всего объект  конфликта.  Объект конфликта – то,  из-за  чего  возник  конфликт  между  оппонентами,  на  что претендует  каждый  из  его  участников.   Объект   конфликта   может   быть материальным (например, какая-нибудь  престижная  вещь),  так  и  идеальными (например, правила поведения, статус в коллективе и т.п.). В конфликтную ситуацию  входят  и  участники  конфликта  (оппоненты). Участники  конфликта  обладают  разной  «силой»,   имеют   разный   ранг   в зависимости от  того,  кого  они  представляют  (например,  человек  говорит только от своего имени или выражает мнение большинства людей). В структуре конфликта также выделяют  внутреннюю  и  внешнюю  позицию участников. Во внутренней позиции участников можно  выделить  цели,  интересы   и мотивы  участников;  она  непосредственно  влияет  на  течение   конфликтной ситуации, находится как бы за кадром  и  часто  не  проговаривается  в  ходе конфликтного  взаимодействия.  Внешняя   позиция   проявляется   в   речевом поведении  конфликтующих,  она  отражается  в  их  мнениях,  точках  зрения, пожеланиях.

Различать внутреннюю и внешнюю позиции участвующих в конфликте  людей необходимо,  чтобы  увидеть  за  внешним  и  ситуативным  –   внутреннее   и существенное.

Оппоненты  и  объект   конфликта,   со   всеми   их   отношениями   и характеристиками,   составляют   конфликтную   ситуацию,   которая    всегда предшествует собственно конфликту  и  может  существовать  задолго  до его возникновения, никак не проявляясь.

Чтобы из  конфликтной  ситуации  вырос  конфликт,  должен  возникнуть инцидент, то есть действия участников конфликта, притязающих на объект.  При этом люди могут начать инцидент, когда реального противоречия нет  (конфликт иллюзорен).  Либо,  напротив,  конфликтная  ситуация    может   существовать задолго до начала инцидента (конфликт «тлеющий»).

Структура конфликта по мере своего развития может измениться:  в  нем может происходить (преднамеренно или стихийно) подмена объекта  конфликта, могут изменяться и участники (некто может дирижировать конфликтом).

Подмена участников может быть вымышлена (один представляет участников так,  как  ему хочется). Все эти реальные и  воображаемые  изменения  сути  конфликта  надо учитывать.

Динамика   конфликта   складывается   из   трех   основных    стадий:

- предконфликтную (нарастание);

- конфликтную  (реализация);

-  послеконфликтную (затухание).

Первая стадия - накопление обострения противоречий из-за резкого расхождения интересов, ценностей, установок, фрустрация, неудовлетворенность, угрозы.

Вторая стадия - острые разногласия, разрушение прежней структуры, нормальных связей; атака одной из сторон своего противника через открытое противоборство.

Третья стадия - тенденция к нормализации конфликта и ликвидации его как такового. Однако настроение участников некоторое время еще подогревается воспоминаниями о причиненных друг другу неприятностях. Отсюда - необходимость профилактических мер для снятия стресса.

На  первой стадии нарастает напряженность между двумя участниками. Конфликт разгорелся (стадия 2): страсти бушуют, участники  возбуждены и всячески демонстрируют «силовые приемы».

Конфликтная ситуация реализовалась, конфликт  исчерпал  свои  силы  и энергию, наступает стадия затухания (стадия 3).

Конфликт  считается  завершенным,  если  устранена  его   причина   – конфликтная ситуация;   устранение  инцидента  еще  не  означает  ликвидации конфликта.

Конфликт может закончиться или субъективно (по инициативе  одного  из оппонентов), или объективно (в результате изменения конфликтной ситуации).

Функции социальных конфликтов.

Большинство людей видят в конфликтах вещь неприятную, часть  проклятия рода человеческого. Но можно отнестись к конфликтам по-другому -  увидеть  в них потенциальный прогресс.  То  есть,  конфликты  как  неотъемлемый  момент социального бытия могут выполнять две функции:  позитивную  (конструктивную) и негативную (деструктивную). Поэтому,  как  считают  многие  исследователи, задача состоит не в том, чтобы устранить или  предотвратить  конфликт,  а  в том, чтобы найти способ сделать его продуктивным.

В общем плане возможность  конфликта  выполнять  конструктивную  роль связывается с  тем,  что  конфликт  предотвращает  «застой»  и  «омертвение» индивидуальной или групповой жизнедеятельности  и  стимулирует  их  движение вперед.  Кроме  того,  поскольку  основой  возникновения  всякого  конфликта является отрицание предшествующих  отношений  между  сторонами,  способствуя созданию  новых  условий,  конфликт  одновременно  выполняет  и   адаптивную функцию. Положительные последствия конфликта для отдельного  человека  могут также состоять и  в  том,  что  посредством  него  будет  изжита  внутренняя напряженность.

Позитивная функция конфликтов состоит в том,  что  они  часто  служат выражению неудовлетворенности  или  протеста,  информированию  конфликтующих сторон об их интересах и потребностях.

В определенных  ситуациях,  когда  негативные  взаимоотношения  между людьми контролируемые, и, по крайней мере,  одна  из  сторон  отстаивает  не только личные, но и организационные интересы  в  целом,  конфликты  помогают сплотиться  окружающим,  мобилизовать  волю,  ум  на  решение  принципиально важных вопросов, улучшить психологический климат в коллективе.

Более  того,  бывают  ситуации,  когда  столкновение  между   членами коллектива,  открытый  и  принципиальный  спор  желательней:  лучше  вовремя предупредить, осудить и  не  допустить  неправильное  поведение  коллеги  по работе, чем попустительствовать  ему,  не  реагировать,  опасаясь  испортить отношения. Как  выразился  М.  Вебер,  "конфликт  очищает".  Такой  конфликт позитивно  влияет  на  структуру,  динамику  и  результативность  социально- психологических процессов и  служащих  источником  самоусовершенствования  и саморазвития личности.

Тем  не  менее,  конфликт  чаще  всего  ассоциируется  с   агрессией, угрозами,  спорами,  враждебностью.   К   негативным   функциям   социальных конфликтов следует отнести в первую очередь, сворачивание  взаимодействия  и общения между конфликтующими сторонами, увеличение враждебности  между  ними по мере уменьшения взаимодействия  и  общения.  Частым  явлением  становится представление о другой стороне как о «враге», представление о своих целях  - как о положительных, а о целях другой стороны – как об отрицательных.

Конфликт часто настолько меняет  приоритеты,  что  ставит  под  угрозу истинные интересы сторон, препятствует  осуществлению  перемен  и  внедрению нового.   Кроме   того,    прослеживается    повышение    эмоциональной и психологической  напряженности  в  коллективе,  неудовлетворенность,  плохое состояние духа (например, как результат, рост текучести  кадров  и  снижение производительности труда), меньшая степень сотрудничества в будущем.

Конфликт  является  деструктивным  в  том  случае,   если   участники конфликта не довольны его исходом и чувствуют, что  что-то  потерпели.  Если же участники удовлетворены  и  что-то  получают  в  результате  конфликта  – конфликт считается продуктивным. 

Вывод: Размышляя над проблемой конфликтов, можно задать себе вопрос, а что бы с нами было, если бы в нашей жизни не было конфликтов вообще? Жизнь, была бы, вероятно, скучна и однообразна, монотонность и однообразие жизни были бы просто невыносимы. Но жизнь подбрасывает нам самые разнообразные конфликтные ситуации, перерастающие иногда в конфликт.

   Это замечательный шанс проявить себя в разрешении конфликтной ситуации. Это не только повысит Вашу самооценку, уверенность в себе, этим Вы заработаете себе авторитет. Ведь далеко не все могут выходить из конфликтных ситуаций достойно. Используйте свой шанс!

   Конфликт не стоит рассматривать как нечто ужасное, он помогает эволюции сделать очередной виток.

  

Список  используемой литературы:

1. Библиотека « Политтехнологии » Социологические методы, Ю.Колесников

2. Ядов В. А. Социологическое исследование. - М., - 1995

3. Фролов С. С. Основы социологии. - М.: "Юрист", - 1997

4 .Санникова  Г. Е. Российский электорат:  проблемы выбора и участия.- М:  Гардарики, 2008.

5. Бочкин  Р.К. Социология общественного  мнения.- М: Инфра-М, 2007

6. Титаренко  Л.Г. Социологические исследования  в современном аспекте РФ.- М:  Наука, 2008. 
 

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"