Контрольная работа по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 23:03, контрольная работа

Краткое описание

Социология занимает общее, а не частное место среди общественных и гуманитарных наук, она дает научно обоснованное представление об обществе и его структурах, обеспечивает понимание законов и закономерностей взаимодействия его различных структур. Положение социологии по отношению к специальным общественным дисциплинам то же самое, что положение общей биологии по отношению к анатомии, физиологии, морфологии, систематике и к другим специальным биологическим отраслям знания.

Оглавление

Введение……………………………………….……………………………………..3
1. Предмет и объект социологии, ее специфика и связь с другими науками об обществе…………………………………………………….…………………….….4
2. Структура, уровни, задачи и функции социологического знания……………10
3. Соотнесите предложенные понятия с их определениями, раз¬мещенными в произвольном порядке……………………………………………………………..16
Заключение………………………………………………………………………….17
Список используемой литературы…………………………………………….......18

Файлы: 1 файл

Кр по социологии.docx

— 40.29 Кб (Скачать)

 

 

  1. Структура, уровни, задачи и функции

социологического знания

 

      Структура социологического знания — не просто совокупность информации, представлений и научных понятий об общественных явлениях и процессах, а определенная упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся социальной системе.

Она предстает как система взаимосвязанных представлений, понятий, взглядов, теорий о социальных процессах разных уровней, будь то жизнедеятельность отдельных людей, социальных групп или общества в целом.

Социологические представления и научные знания, равно как и их структура, формируются в зависимости от ряда факторов, в том числе: круга объектов, изучаемых социологией; глубины и широты научных обобщений и выводов, делаемых в рамках социологических теорий на основании анализа данных о тех или иных социальных явлениях и процессах, и др.

Если исходить из объектов, на изучение которых направлена социология, то следует начать с общества как целого, ибо человек, как и любая социальная группа, социальные организации и институты, материальная и духовная культура — словом, все, что есть в обществе, является продуктом его развития и имеет социальную природу. Да и к естественной природе люди относятся исходя преимущественно из своих социальных — экономических, эстетических и других потребностей и интересов. Даже потребности человека в пище или продолжении рода не относятся к чисто природным. Это его биосоциальные по своему содержанию потребности. Они имеют биологическую основу, но выступают в социальной форме и удовлетворяются социальными способами на основе развития материального производства и чаще всего в рамках семьи.

Подход к любому социальному явлению как к элементу общества и через само общество, рассмотрение его как части функционирующей и развивающейся социальной системы — один из важнейших методов научной социологии.

Таким образом, исходный элемент структуры социологического знания — знания об обществе как целостном социальном организме. Это знания о системе общественных отношений, их содержании и механизме их взаимодействия. Понимание природы и сущности общественных отношений позволяет глубже осмыслить суть взаимодействия имеющихся в обществе социальных субъектов. Знания об обществе включают в себя понимание объективных законов его развития, представления об основных сферах жизни общества и их взаимодействии, о взаимовлиянии материальной, политической и духовной культуры.

Важным элементом структуры социологического знания являются знания о социальном составе населения страны и социальной структуре общества, т.е. о классах, больших и малых социальных, профессиональных и демографических группах, их месте и взаимодействии в системе экономических, социальных и политических отношений, а также о нациях, народностях, других этнических группах и их отношениях между собой.

Еще один элемент структуры социологического знания — научные представления, взгляды, теории, относящиеся к политической социологии. Здесь внимание социолога направлено на уяснение реального положения различных социальных групп общества в системе политических отношений и прежде всего в системе отношений власти. Не менее важно для социолога нахождение путей и способов осуществления субъектами гражданского общества их социально-политических прав и свобод, достаточных для того, чтобы реально влиять на происходящие в обществе политические процессы. Под этим углом зрения рассматривается деятельность различных политических партий и движений, функционирование всей политической системы общества.

Важным элементом структуры социологического знания являются научные представления и выводы социологов о деятельности существующих в обществе социальных институтов, таких, как государство, право, церковь, наука, культура, институты брака, семьи и т.д.

Социальным институтом в социологии принято называть нечто подобное органу в живом организме: это узел деятельности людей, сохраняющийся стабильным на протяжении определенного периода времени и обеспечивающий стабильность всей социальной системы. Каждый специфический «узел» устойчивой и весьма существенной деятельности людей играет важную роль в функционировании общества. Разумеется, существуют объективные предпосылки появления и функционирования каждого из названных институтов. Они обладают соответствующей внутренней организацией и занимают свое место в общественной жизни, выполняя при этом специфические функции. Взаимодействуя между собой, они обеспечивают функционирование общества.

Все перечисленные научные представления, понятия, взгляды и теории о различных социальных явлениях и процессах связаны между собой и образуют единую и достаточно сложную структуру социологического знания, которая более или менее адекватно отражает все стороны общественной жизни в их связи и взаимодействии и в конечном счете научно воспроизводит общество как целостную социальную систему. Все это составляет структуру социологии как науки и как учебного курса, что и нашло свое отражение в данном учебнике.

          Общая социология традиционно  развивает в следующих теоретических направлениях:

  • теория социальных структур, которая изучает составные элементы групп, общностей, основы их строения, взаимное приспособление элементов, исследует явления внутреннего единства групп, силы, обуславливающие это единство и факторы, вызывающие распад;
  • теория социального развития, изучающую изменения, развитие и социальный прогресс, регресс и т.д.;
  • теория социального поведения индивидов, которая развивается на стыке психологии и социологии; она изучает установление закономерностей между социальными ситуациями реакциями на них индивидов, образцы действий индивидов в различных ситуациях и т.д.
  • теория поведения общностей, изучающая общие закономерности толпы, больших масс людей, классов, профессиональных категорий и т.д.

Отраслевая социология (или конкретная) исследует отдельные сферы социальной жизни:

  • исследование типов социальных общностей (обусловленных разделением труда, социально-профессиональных, этнических общностей, территориально-региональных и поселенческих, половых и возрастных и т.д.);
  • исследование социальных институтов (социология семьи, образования, политики, права, науки, искусства, армии, промышленности и труда и т.д.);
  • исследование социальных процессов (миграция и социальная мобильность, процессов массовой коммуникации, наркомании и т.д.).

         Социология относится к группе  гуманитарных или общественных  наук, хотя имеет связи не только  с науками этой группы, но и  с естественными. Но она отличается, например, от философии, которая  подходит к изучению общества  умозрительно, а не путем строгого  анализа фактов и научных обобщений. Отличается от психологии, которая  интересуется индивидуальными, а  не типическими проявлениями  социального поведения и взаимодействия. А от других общественных наук  тем, что  изучает общество в  целом, как единую целостную систему, используя при этом эмпирические  данные для доказательства теоретических  конструкций.

Социология выполняет многообразные функции, в которых проявляется ее предназначение и роль. В наиболее общем виде их можно подразделить на три основные:  теоретико-познавательную, практически-политическую и идейно-воспитательную.

Реализация теоретико-познавательной функции позволяет социологии расширить и конкретизировать знание о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функционирования и развития.

Практически-политическая функция социологии реализовывается через выработку предложений и рекомендаций для политики и практики, направленные на совершенствование социальной жизни, на повышение эффективности управления социальными процессами. Социология не только описывает социальную жизнь, но и дает ей оценку с позиций гуманизма, общечеловеческих ценностей, в этом заключается ее идейно-воспитательная функция.

В рамках социологии осуществляются эмпирические и прикладные исследования. На основе этих данных обнаруживаются социальное нездоровье общества, рост социальной напряженности и т.д., а в связи с этим должны вырабатываться политические и практические меры по их предотвращению и преодолению. Поэтому можно выделить и такие функции социологии: социальное проектирование и конструирование; управленческая функция, организационно-техническая функция (разработка и внедрение социальных технологий).

Социология как самостоятельная наука имеет свои задачи. Социология, изучая общественную жизнь в тех или иных формах и сферах, во-первых, решает научные проблемы, которые связаны с формированием знания о социальной действительности, разработкой методов социологических исследований. Во-вторых, социология изучает проблемы, которые связаны с преобразованием социальной действительности, анализом путей и средств целенаправленного воздействия на социальные процессы.   

Особенно повышается роль социологии в условиях преобразования нашего общества, так как каждое принимаемое решение, каждый новый шаг, предпринимаемый властями, задевают социальные интересы, меняют положение, поведение множества взаимодействующих групп. В этих условиях органам управления крайне необходима полная, точная и правдивая информация о реальном положении дел в любой сфере общественной жизни, о потребностях, интересах, поведении общественных групп в той или иной ситуации, а также о возможном влиянии их поведения на общественные процессы.

Не менее важной задачей социологии является обеспечение надежной «обратной связи» управления обществом. Ведь принятие самого правильного и необходимого решения высшими органами управления представляет собой первый шаг преобразования действительности. Это делает необходимым постоянный социологический контроль выполнения решений, протекания конкретных процессов в обществе.

Нельзя забывать также и о такой важнейшей задаче социологии, как формирование у людей социального мышления, а активизация деятельности человека, социальной энергии масс и направление ее в нужное обществу русло. Эта задача адресована в первую очередь социологам.

Задачи, которые стоят перед социологической наукой, определяют ее функции. Социология выполняет в обществе множество различных функций. Главные из них таковы:

  1. Теоретико-познавательная – дает новые знания об обществе, социальных группах, индивидах и закономерностях их поведения. Особое значение принадлежит специальным социологическим теориям, которые раскрывают закономерности, перспективы социального развития общества. Социологические теории дают научные ответы на актуальные проблемы современности, указывают реальные пути и методы социального преобразования мира;
  2. Прикладная – предоставляет конкретную социологическую информацию для решения практических, научных и социальных задач. Вскрывая закономерности развития различных сфер общества, социологические исследования дают конкретную информацию, необходимую для осуществления контроля над социальными процессами;
  3. Социальный прогноз и контроль – предупреждает об отклонениях в развитии общества, прогнозирует и моделирует тенденции общественного развития. На основе социологических исследований социология выдвигает научно обоснованные прогнозы относительно развития общества в будущем, которые являются теоретической основой построения перспективных планов социального развития, а также дает практические рекомендации, разрабатываемые социологами, для более эффективного управления социальными процессами;
  4. Гуманистическая – разрабатывает социальные идеалы, программы научно-технического, социально-экономического и социально-культурного развития общества.

 

  1. Соотнесите предложенные понятия с их определениями,

размещенными в произвольном порядке

 

Фундаментальная социология - ставит своей целью приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и основополагающие принципы исследуемой области знания.

 

Отраслевая социология - формирует научные основы анализа отдельных сфер общественной жизни и самостоятельных социальных институтов, разрабатывая систему понятий, принципов и законов их функционирования и развития.

 

Эмпирическая социология - Направлена на накопление, анализ и обработку фактических данных в той или иной области социальной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 Итак, мы определили, что  же представляет собой социология, а также выяснили связь социологии  с другими науками.

 Из всего вышесказанного  можно сделать вывод, что социология  довольно молодая наука, поэтому  и в настоящее время совершенно  справедливыми остаются слова  о том, что наука не может  успешно идти вперед, если у  нее нет своего общепринятого  и всем одинаково понятного  языка. Чем совершеннее наука, тем  точнее ее общие понятия, тем  прочнее ее терминология. В этом  отношении социология оставляет  желать еще весьма и весьма  многого.

 Проведение всевозможных  семинаров, конференций, съездов, симпозиумов  отечественных и зарубежных социологов, а также обмен мнениями через  печатные издания позволяет прийти  к общему мнению и достаточно  продуктивно решать данную проблему.

 Социология занимает, благодаря своей универсальности, центральное положение среди  социальных наук. Социология специализируется  и детализируется и далее, можно  сказать, что социология «проникает»  во все области жизни, где социальные  действия и социальное поведение  человека являются ведущим и определяющим фактором.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1. Социология: учебник для вузов/ под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004.

2. Штомпка А. Социология. – М.: Логос, 2008.

3. Осипов В. Г. Социология. М., 2001.

4. Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994.

5. Дорин А.В. Экономическая социология. Учебное пособие. М., 2002.

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"