Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 15:36, контрольная работа
Вопрос 1. Понятие  «социальная структура», «социальная  стратификация», «социально-стратификационная структура общества». Критерии социальной стратификации
Вопрос 3. Роль социальных институтов в трансформации социальной структуры общества
В-четвертых, рост неполной 
занятости. Сокращение реальной заработной 
платы, несовершенство системы налогообложения 
фонда оплаты труда, кризис системы 
социальной поддержки безработных, 
невозможность и нежелание 
Неполная занятость имеет два выхода на проблему бедности:
1. Она обусловливает низкую 
оплату труда в связи с 
2. Это потенциал безработицы.
В-пятых, высокий уровень безработицы среди молодежи. Адаптация к рынку труда безработной молодежи имеет особую стратегическую важность, т.к. здесь сосредоточена основная доля впервые вступающих на рынок труда. Долгосрочные последствия этого процесса могут быть наиболее пагубны для сохранения и развития трудового потенциала страны.
В-шестых, гендерный аспект безработицы. Ряд обстоятельств указывает на ослабление позиций женщин на российском рынке труда: увеличивается число регионов, в которых уровень женской безработицы превышает мужской; увеличивается средняя продолжительность женской безработицы; женщины в большей степени, чем мужчины обеспокоены угрозой потерять свое рабочее место и пессимистично оценивают возможность своего нового трудоустройства. Во многом это является ключевым фактором, сдерживающим трудовую мобильность женщин.
И основной особенностью занятости населения в условиях переходной экономики является общая и регистрируемая безработица, а именно несовпадение этих показателей. В отличие от России большинство стран в качестве индикатора масштаба и, в особенности, тенденций развития безработицы использует показатель общей безработицы, получаемый на основе выборочных обследований рабочей силы. В данном случае безработными считаются неработающие граждане трудоспособного возраста, ищущие работу. На 01.09.2009г. уровень регистрируемой безработицы в России составил 2,11%, а общей - 8%.
В практике изучения безработицы в России сложились три основных подхода к изучению этого явления.
Определенная группа 
экономистов исследует 
Для других исследователей 
безработица выступает как 
Третьи оценивают 
безработицу как следствие 
Все эти подходы имеют право на существование. В каждом из них раскрыт авторский подход к сущности этого явления.
По моему мнению, безработица обусловлена всем ходом социально-экономического развития государства и общества. Она – постоянный элемент, продукт развития производства. В известном смысле можно говорить, что именно оно (производство) и порождает безработицу, которая выступает как макроэкономическое явление, определяющее уровень и темпы экономического развития страны.
В новых условиях отраслевая и профессиональная структуры занятости населения оказались практически несовместимыми с рыночной экономикой. Эти структуры нуждаются не просто в совершенствовании, а в кардинальной перестройке.
В доперестроечный период практически отсутствовала проблема трудоустройства. В обществе господствовал принцип всеобщности и обязательности труда. При этом экономика постоянно испытывала дефицит рабочей силы. В результате работники имели определенные возможности диктовать руководству предприятий свои условия труда и его оплаты, угрожая увольнением, и т.д. В результате экономика имела работника, привыкшего длительное время работать на одном предприятии и в одной должности, профессии, не очень заботясь о повышении своего профессионального мастерства.
Рыночная экономика предполагает наличие людей с другими установками. Она требует активного, предприимчивого, инициативного работника, для которого характерен поиск нового, самостоятельность в решении производственных и жизненных проблем. И, следовательно, сегодня должен стоять вопрос о формировании самостоятельного агента рыночной экономики. Однако когда возникла необходимость в таких работниках, значительное число советских людей оказались несостоятельными.
Для современной России причиной резкого роста численности безработных можно считать, прежде всего обвал совокупного спроса.
Безработица характеризуется показателями е
Уровень безработицы определяет
Частота безработицы устанавлив
Длительность безработицы харак
Существуют два 
основных метода определения уровня безработицы: периодичес
В странах с развитой 
рыночной экономикой эти методы не характеризуются большими 
количественными различиями, но качественно 
они различаются существенно. При обследовании 
семей выявляются безработные, которые 
не регистрировались в службе занятости 
и не подавали заявок на пособия, поэтому метод опроса семей должен 
бы давать большую численность и больший 
уровень безработицы. Однако при использовании второго метода эти показатели 
В России эти два подхода очень сильно различаются не только качественно, но и количественно.
Существует и 
еще более сложный метод опреде
Более правильным было 
бы определять уровень безработицы по числу полностью безработных 
— как зарегистрированных, так и не зарегистрированных 
службами занятости. В России в 2005 г. общая 
численность безработных составляла 25,7 
млн. человек, уровень общей безработицы (
Вопрос 3. Роль социальных институтов в трансформации социальной структуры общества
Социальные институты - это комплекс установлений, правил, придающий устойчивость различным формам человеческой деятельности.
Институты основываются не только на четкой системе правил и норм, но и на развитом социальном контроле над их исполнением.
Существование институтов связано с деятельностью людей, организованных в группы, в которых проведено разделение на соответствующие статусы, отвечающие потребностям общества или данной группы.
Процесс образования институтов - институционализация - подразумевает замену спонтанного и экспериментального поведения на поведение регулированное, ожидаемое, предсказуемое. Это процесс, этапами которого выступают:
| Семья | Образование | Государство | Экономика | Религия | 
| I. Кодекс устный и письменный. | ||||
| Нормы: | ||||
| некоторые семейные запреты и допущения | учебное расписание, Госстандарт, правила учащихся | конституция | ||
| Статусы: | ||||
| жена, ребёнок, теща | Студент, преподаватель, декан | президент, политический лидер | ||
| II. Социальные 
  установки и образцы поведения 
  (роли) - общая   | ||||
| привязанность, лояльность, ответственность, уважение, любовь... | любовь к знаниям, карьерная ориентация | получение прибыли, расчетливость, бережливость | ||
| III. Идеология - система идей санкционирующих нормы. | ||||
| дом, индивидуализм, романтическая любовь | идеология академической свободы, равенство при обучении | право на труд, свободная торговля. | ||
| IV. Символы - знаки, комплексы знаков, создание образа института. | ||||
| брачные ритуалы | эмблемы, атрибуты факультетов, студенческие песни, | флаг | фабричная марка | |
| V. Материальные условия. | ||||
| дом, мебель | аудитории, библиотеки, оборудование. | производственные отношения и оборудование | ||
В условиях трансформации 
социально-структурных 
Преобразования в России XXI в. сопровождаются радикальными изменениями, происходящими не только в правовой или экономической сфере, но и в социальном взаимодействии, намерениях, диспозициях формирующих модели поведения личности и групп. Эти изменения протекают на фоне интенсивной глобализации, распространения открытости сообществ в информационном пространстве, способствующем разнообразию поведенческих моделей, вариативности формирования социальных взаимодействий, которые приобретают все большую значимость в определении тенденций трансформации социальной структуры общества.
В качестве индикатора, характеризующегося восприимчивостью к социально-структурным отношениям и в то же время интегрирующего как объективные, так и субъективные влияния на социальную жизнь, выступает социальный институт рынка труда.
Исследование социального института рынка труда как индикатора трансформации социальной структуры современного российского общества актуально как с точки зрения поиска новых методологических подходов к изучению процессов трансформации социальной структуры общества, так и для преодоления проблем, возникающих в процессе функционирования социального института рынка труда, что особенно важно на фоне угрозы возобновления мирового финансового кризиса. [2]
Изучение роли социальных 
институтов в трансформации социальной 
структуры распространено в зарубежной 
и отечественной социологии и 
актуализируется периодически на фоне 
социально-структурных