Контрольная работа по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 08:14, контрольная работа

Краткое описание

1. Понятие «Социальный институт»
2. Социальный институт образования

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 25.23 Кб (Скачать)

Социология – учение об обществе. Сам термин "социология" был введён в 1842 году французским мыслителем Огюстом Контом (1798-1857) в работе "Курс позитивной философии", что и считается официальным фактом появления этой науки.

Честь фактического «открытия» социологии принадлежит четырем  выдающимся мыслителям, жившим и творившим  в период с середины XIX и до начала XX в. Это немецкие ученые Карл Маркс  и Макс Вебер, француз Эмиль Дюркгейм, а также англичанин Герберт Спенсер.

Творчество Карла  Маркса. Одной из основных его заслуг по праву считается научный анализ современного ему капиталистического общества. В качестве инструмента такого анализа Маркс использовал классовую структуру общества: все индивиды принадлежат к определенным социальным классам, разделение на которые происходит по признаку владения средствами производства и размера вознаграждения, получаемого с этого владения. Разделение на классы основано на неравенстве, а это значит, что один класс (класс собственников средств производства) находится в более выгодном положении, чем остальные, и присваивает себе часть результатов труда другого класса (рабочего класса).

Герберт Спенсер (1820 – 1903), выдающийся английский мыслитель, создатель учения о социальной эволюции, внес существенный вклад в развитие мировой социологии. Спенсера считают основателем школы органической аналогии, он сравнивал общества с биологическими организмами, а отдельные части (государство, церковь, образование и т.д.) – с частями организма (сердцем, нервной системой и т.д.).

Основной закон социального  развития, по Спенсеру – закон выживания  наиболее приспособленных индивидов. Концепция выживания сильнейших, примененная к социальному миру, получила название социальный дарвинизм.

Макс Вебер (1864-1920) - немецкий экономист, историк и социолог. Социология, по Веберу, является «понимающей», поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл.

Идеи Эмиля Дюркгейма. Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - основатель французской социологической школы. Он стремился, прежде всего, к автономии социологии, отделению ее предмета от предмета других наук об обществе, а также к объяснению всех феноменов общественной жизни исключительно с социологических позиций. По Дюркгейму, предмет социологии – социальные факты, составляющие систему социальной действительности.

Дюркгейм очень много  внимания уделял изучению таких форм, а также видов поведения, отклоняющихся  от общепринятых правил и норм. Введенный  им в научный обиход термин «аномия» (от фр. anomie - беззаконие, неорганизованность) служит объяснению причин отклоняющегося поведения, дефектов социальных норм, позволяет подробно классифицировать типы такого поведения.

Макс Вебер (1864 – 1920) – немецкий социолог, социальный философ, основоположник «понимающей» социологии и теории социального действия, культуролог и историк. Его базисные теории сегодня составляют фундамент социологии: учение о социальном действии и мотивации, об общественном разделении труда, об отчуждении, о профессии как призвании. Он разработал: основы социологии религии; экономической социологии и социологии труда; социологии города; теорию бюрократии; концепцию социальной стратификации и статусных групп; основы политологии и института власти; учение о социальной истории общества и рационализации; учение об эволюции капитализма и института собственности.

Сам М. Вебер создал много  научных трудов, в том числе: «Протестантская  этика и дух капитализма» (1904-1905), «Хозяйство и общество», «Объективность социально – научного и социально  – политического познания», «Критические исследования в области логики наук о культуре», «О некоторых категориях понимающей социологии» (1913), «Основные  социологические понятия».

Свою социологию Вебер  называл «понимающей», поскольку  она призвана раскрыть смысл поведения  людей, «понять»  «причинно объяснить» их социальные действия.

Суть «понимающей социологии»  состоит в том, чтобы поставить себя в положение других людей для того, чтобы увидеть, какое именно значение они придают своим действиям или каким целям, по своему убеждению, служат. В качестве одного из важных исследовательских инструментов в своем социальном анализе Вебер использует понятие «идеального типа». «Идеальный тип» - это мыслительная логическая конструкция, с помощью которой исследователь дол жен изучать явления (через определение степени отклонена этих явлений от данного «идеального типа»).

Вебер выделил четыре «идеальных типа» социального действия: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное и аффективное:

Целерациональное  действие характеризуется ясным пониманием деятелем того, чего он хочет добиться, какие пути, средства для этого наиболее пригодны.

Ценностно-рациональное действие подчинено сознательной вере в этическую, эстетическую, религиозную или какую-либо другую, иначе понимаемую, безусловно, собственную ценность.

Традиционное действие диктуется привычками, обычаями, верованиями.

Аффективное действие - наименее осмысленное из идеальных типов. Обусловлено чисто эмоциональным состоянием (вспышка страсти, ненависти, гнева, ужаса и т.п.), осуществляется в состоянии аффекта.

 

  1. Понятие «Социальный институт»

Конкретным механизмом, обеспечивающим устойчивость и стабильность общества, выступают социальные институты, представляющие собой ценностно-нормативные комплексы, посредством которых направляются и контролируются действия людей  в жизненно важных сферах - экономике, политике, образовании, семье и др.

  1. Социальный институт образования

В процессе нормального функционирования и развития общества исключительно  важную роль играет социальный институт образования, благодаря которому накопленные  трудом предшествующих поколений материальные и духовные ценности, знания, опыт, традиции передаются новому поколению людей  и усваиваются им.

Признаками института  образования являются:

1. установки и образцы  поведения - любовь к знаниям,  посещаемость

2. символические культурные  признаки - школьная эмблема, школьные  песни

3. утилитарные культурные  черты - классы, библиотеки, стадионы

4. кодекс устный и письменный - правили учащихся

5. идеология - академическая  свобода, прогрессивное образование,  равенство при обучении

Виды  образования.

В современной социологии принято проводить различие между  формальным и неформальным образованием.

Функции института образования

1. Трансляция и распространение  культуры в обществе .Сущность ее заключается в том, что посредством института образования происходит передача от поколения к поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком смысле слова (научные знания, достижения в области искусства и литературы, моральные ценности и нормы поведения, опыт и навыки, присущие различным профессиям и т.п.).

2. Функция социализации, или формирования у молодого поколения установок, ценностных ориентаций, жизненных идеалов, господствующих в обществе.

3. Социальная селекция . Структура образовательного процесса устроена таким образом, что дает возможность уже на самых начальных этапах осуществить дифференцированный подход к учащимся с целью отбора наиболее способных и талантливых, получить молодежи тот образовательный статус, который соответствует индивидуальным интересам и возможностям.

4. Функция социального и культурного  изменения заключается в освоении и усвоении в процессе образования Ценностей культуры, которые становятся основой личностного развития.

 


Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"