Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 14:17, контрольная работа
1. Сравните  социологию с любой другой  наукой в таблице, напишите  вывод.
2. Представьте  схематично структуру социологии, приведите примеры теорий среднего  уровня.
3. Укажите  авторов следующих социологических  теорий.
5. Напишите  основные критерии социальной  стратификации.
12. Этика и риски в работе социолога, сложности изучения мира людей. Разные подходы к работе: от невключенного наблюдения и анализа документов до взаимодействия в изучаемом сообществе. Эссе на основе материалов фильма: «Кухонные байки».
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
1. Сравните социологию с любой другой наукой в таблице, напишите вывод.
| Линии Сравнения | Социология | Политология | 
| Объект | Общество | Политическая сфера, а также является политическая жизнь людей, социальных общностей, интегрированных в государство. | 
| Предмет | Это универсальная наука об обществе, призванная изучить глубинные основы социальной жизни. | Служит та часть объекта, которая познана на данный период общественно-политического развития, выражена в законах и категориях данной отрасли знания и составляет определенную концепцию знаний об объекте | 
| Возникновение | Как источник знаний об обществе, которая необходима, прежде всего, для оптимизации отношений между людьми. | Как самостоятельная, независимая академическая дисциплина возникает во второй половине XIX века в США. В 1857 г. Френсисом Либером создается кафедра «Истории и политической науки». | 
| Основатель | Основоположником социологии считается О.Конт предложивший проект создания позитивной науки, суть которой заключается в изучении законов наблюдаемых явлений, основанных на достоверных фактах и связях. | Возникает в Древнем мире. Продолжается до середины XIX века. | 
| Основные категории | Статус и роль. Статусом называется позиция человека в группе или обществе. Роль - это модель поведения в соответствии с правами и обязанностями, закрепленными за данным статусом соответствующими социальными нормами. | Можно разделить на четыре вида: структурный, общие, функциональные и развития. Основные общие категории: политика, власть, демократия, свобода. Важнейшие категории структуры: политическая система, политическая организация, общественно-политическое движение. Из политологии функционирования следует выделить:политическая деятельность, политический процесс, политический конфликт, политическая борьба. К категориям политологии развития относятся: политическая революция, контрреволюция, эволюция, политический режим и др. | 
| Специфика | В том, что она изучает общество, как целостность 
 | Исследование общих и  | 
| Функции | 1) когнитивная (познавательная) 2) критическая 3) прикладная 4) регулятивная 5) прогностическая 6) идеологическая 7) гуманитарная | - описательная   | 
| Структура | 1) социальные факты 2) общие и специальные  3) отраслевые социологические  4) методы сбора и анализа данных Однако помимо горизонтальной структуры, системы социологического знания четко дифференцированы по трем независимым уровням. 1. Теоретическая социология (уровень фундаментальных исследований). 2. Специальные социологические теории. | - политическая теория (методологические основы теории и истории политической мысли); -  
  политические институты и  - социальные 
  компоненты власти (формы и методы 
  политического руководства  - политическое поведение; - международные отношения и внешняя политика. | 
Вывод- В чем специфика социологии как науки, в чем ее сходство и различие с выбранной наукой?
Наиболее 
тесно политология связана с 
социологией и особенно с политической 
социологией. С точки 
зрения объекта и методов исследования 
политология и политическая социология 
часто отождествляются, однако различия 
в предмете их исследования существуют. 
Как уже показано, политология изучает 
политическую жизнь общества во всех ее 
проявлениях, начиная с сущности власти, 
ее природы и завершая конкретными формами 
ее проявления и институционального воплощения. 
Политическая социология изучает систему 
взаимодействия политики с социальной 
средой. Она показывает, как социальная 
структура общества, различные социальные 
образования, общественное мнение влияют 
на политику и каковы пути воздействия 
политики на социальные отношения, и социальную 
жизнь. Политология в своих исследованиях 
опирается на получаемые социологией 
эмпирические данные о социальной структуре 
общества и ее динамике, активно использует 
методы и методики социологических исследований.
2. Представьте 
схематично структуру 
Согласно 
анализируемой теории Мертона, существуют 
три уровня социологического 
знания: широкие социологические теории, 
теории среднего ранга, малые рабочие 
гипотезы. Теории среднего ранга выполняют 
роль связующего звена, между первым и 
третьим уровнями. Исходя из этих теорий, 
Мертон приходит к выводу о необходимости 
"посредника" между эмпирическими 
исследованиями действительности и теоретическими 
обобщениями закономерностей социального 
поведения. Теории среднего уровня могут 
быть как результатом обобщения большой 
группы социальных фактов, так и средством 
конкретизации отдельных областей социологии.  
Американский социолог считал эти теории 
единственно реально существующими и 
заслуживающими внимания. Социологическая 
теория в строгом смысле слова - это и есть, 
по Мертону, теория среднего уровня. Именно 
такая теория позволяет создать язык эмпирического 
исследования. Всеохватывающие системные 
теории высшего уровня представлялись 
ему достаточно абстрактными, рабочие 
же гипотезы низшего уровня - второстепенными, 
не имеющими подлинно социологического 
значения. Исходной категорией анализа 
в теориях среднего уровня для американского 
социолога выступала социальная группа, 
поскольку именно через нее осуществляется 
связь между индивидом и общественными 
структурами.
3. Укажите 
авторов следующих 
| Авторы | ||||||||||
| Теория | Парсонс | Мид | Мэйо | Дарендорф | Вебер | Сорокин | Конт | Маркс | Спенсер | Дюркгейм | 
| конфликтологии | + | + | + | + | + | + | ||||
| мобильности | + | |||||||||
| позитивизма | + | + | ||||||||
| структурного функционализма | + | + | + | |||||||
| человеческих отношений | + | |||||||||
| революции | + | + | ||||||||
| стратификации | + | + | + | |||||||
| общественно-экономических формаций | + | + | + | |||||||
| интеракционизма | + | |||||||||
4. Представьте в схеме 
 
5. Напишите основные критерии социальной стратификации.
-Образование 
измеряется числом лет 
-Власть 
измеряется количеством людей, 
на которых распространяется 
принимаемое вами решение (
-Престиж – уважение статуса, сложившееся в общественном мнении.
-Доход 
измеряется в рублях или 
6. Приведите 
примеры мобильности, исходя 
| Вид мобильности | Пример | 
| горизонтальная | Подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. | 
| восходящая вертикальная | Папа строитель, сын- прораб | 
| нисходящая вертикальная | Мама – главный бухгалтер, а дочь - секретарь | 
Вертикальная 
мобильность – изменение 
7. Проведите 
стратификацию современного 
Высший слой образует 500 тысяч самых богатых семей России (примерно 1,5 млн. человек), чей семейный доход исчисляется от 35-45 тысяч долларов в год и в среднем составляет около 90 тысяч долларов в год, или 2500 долларов на человека в месяц. Примерно половина представителей высшего слоя проживают в Москве.
Средний слой включает в себя 
приблизительно 10 млн. семей (30 млн. человек).  
Высший слой среднего класса – это наиболее 
обеспеченные граждане с семейным доходом 
от 9-12 тысяч долларов до 40 тысяч долларов 
в год, или от 600 до 1500 долларов на человека 
в месяц. Численность этой группы составляет 
примерно 3-4 млн. семей (около 10 млн. человек). 
В этой категории высока доля руководителей 
компаний разного уровня, преимущественно 
малого и среднего бизнеса, ведущих специалистов. 
Низший слой среднего класса насчитывает 
около 6-7 млн. семей (20 млн. человек). Семейный 
доход этой группы составляет от 6 до 10-12 
тысяч долларов в год, или 150-300 долларов 
на человека в месяц. В эту категорию входят 
преимущественно наемные работники – 
менеджеры, инженеры, рядовые квалифицированные 
рабочие и служащие.
Низший класс охватывает всю оставшуюся массу российского населения в семейным доходом менее 5000 долларов в год.
9. Приведите 
примеры разных уровней 
10. Разработайте программу социологического исследования по следующей схеме.
11. 
Какой метод для решения 
Для решения поставленной задачи я выбрал опрос в форме анкетирования. Я считаю этот метод самым эффективным так как - источником первичной социологической информации является человек (респондент)-непосредственный участник исследуемых социальных процессов и осознающий эти процессы в рамках повседневного житейского опыта. Этот метод, опирающийся на правильно составленные анкеты и достаточное число обученных анкетёров, позволяет в максимально короткие сроки опрашивать довольно большое количество респондентов и получать различную по своей природе информацию. Так же плюсом является запас времени, предоставляемый респонденту, возможность заполнения в одиночестве и анонимность. Анкетирование отличается удобством проведения, например его проводят не только на улице,но и с помощью электронных видов связи: телефон, E-mail.
Основной идей фильма является демонстрация объективистского подхода в соц. исследование. Суть исследования в том, чтобы наблюдать со стороны как передвигается по кухни холостой мужчина. При проведении этого эксперимента за каждым наблюдаемым объектам закрепляется наблюдатель,при этом наблюдатель не должен контактировать со своим наблюдаемым. И с этим,в ходе эксперимента, возникают трудности. В процессе данного эксперимента обе стороны чувствуют неудобства и дискомфорт. Наблюдаемому неприятно что за ним на кухне кто-то следит и записывает все его действия,так как не может игнорировать человека который постоянно там находиться,а наблюдаемому непонятны некоторый действия своего объекта. В итоге эксперимент не удался, так как объект и субъект исследование вступили в диалог. С каждым днем они общались все больше и больше, они нашли общие интересы, делились историями из жизни и детства. Спустя некоторое время они вместе отмечали день рождения.