Контрольная работа по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 14:17, контрольная работа

Краткое описание

1. Сравните социологию с любой другой наукой в таблице, напишите вывод.
2. Представьте схематично структуру социологии, приведите примеры теорий среднего уровня.
3. Укажите авторов следующих социологических теорий.
5. Напишите основные критерии социальной стратификации.
12. Этика и риски в работе социолога, сложности изучения мира людей. Разные подходы к работе: от невключенного наблюдения и анализа документов до взаимодействия в изучаемом сообществе. Эссе на основе материалов фильма: «Кухонные байки».

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по социалогии.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

1. Сравните  социологию с любой другой  наукой в таблице, напишите  вывод.

 

 

Линии Сравнения 

Социология

Политология

Объект

Общество

Политическая  сфера, а также является политическая жизнь людей, социальных общностей, интегрированных в государство.

Предмет

Это универсальная наука об обществе, призванная изучить глубинные основы социальной жизни.

Служит  та часть объекта, которая познана  на данный период общественно-политического  развития, выражена в законах и  категориях данной отрасли знания и составляет определенную концепцию знаний об объекте

Возникновение

 Как источник знаний об обществе, которая необходима, прежде всего, для оптимизации отношений между людьми.

Как самостоятельная, независимая  академическая дисциплина возникает  во второй половине XIX века в США. В 1857 г. Френсисом Либером создается кафедра «Истории и политической науки».

Основатель

Основоположником социологии считается  О.Конт  предложивший проект создания позитивной науки, суть которой заключается  в изучении законов наблюдаемых явлений, основанных на достоверных фактах и связях.

Возникает в Древнем мире. Продолжается до середины XIX века.

Основные  категории

Статус  и роль. Статусом называется позиция  человека в группе или обществе. Роль - это модель поведения в  соответствии с правами и обязанностями, закрепленными за данным статусом соответствующими социальными нормами.

Можно разделить на четыре вида: структурный, общие, функциональные и развития. Основные общие категории: политика, власть, демократия, свобода. Важнейшие категории структуры: политическая система, политическая организация, общественно-политическое движение. Из  политологии функционирования следует выделить:политическая деятельность, политический процесс, политический конфликт, политическая борьба. К категориям политологии развития относятся: политическая революция, контрреволюция, эволюция, политический режим и др.

Специфика

В том, что она изучает общество, как  целостность

 

Исследование общих и специфических  условий возникновения и развития политической системы общества - состоит из его политических институтов, отношений, процессов;анализ причин возникновения кризисных ситуаций и путей их урегулирования;аргументированное объяснение происходящих политических процессов, причин их возникновения, роли в развитии общества.

Функции

1) когнитивная (познавательная)

2) критическая 

3) прикладная 

4) регулятивная 

5) прогностическая

6) идеологическая 

7) гуманитарная 

- описательная  
-  объяснительная  
-  познавательная  
-  инструментальная  
-  прогностическая  
-  воспитательная  
-  оценочная  
-  методологическая

Структура

1) социальные факты 

2) общие и специальные социологические  теории 

3) отраслевые социологические теории 

4) методы сбора и анализа данных 

Однако помимо горизонтальной структуры, системы социологического знания четко дифференцированы по трем независимым уровням.

1. Теоретическая социология (уровень  фундаментальных исследований).

2. Специальные социологические  теории.

 - политическая теория (методологические основы теории и истории политической мысли);

-  политические институты и политические  системы (изучение государства,  партий, общественных организаций  и движений);

- социальные  компоненты власти (формы и методы  политического руководства обществом,  правящая элита, политическое  лидерство и т.д.);

- политическое  поведение;

- международные  отношения и внешняя политика.


 

 

Вывод- В чем специфика социологии как  науки, в чем ее сходство и различие с выбранной наукой?

 

Наиболее  тесно политология связана с  социологией и особенно с политической социологией. С точки зрения объекта и методов исследования политология и политическая социология часто отождествляются, однако различия в предмете их исследования существуют. Как уже показано, политология изучает политическую жизнь общества во всех ее проявлениях, начиная с сущности власти, ее природы и завершая конкретными формами ее проявления и институционального воплощения. 
Политическая социология изучает систему взаимодействия политики с социальной средой. Она показывает, как социальная структура общества, различные социальные образования, общественное мнение влияют на политику и каковы пути воздействия политики на социальные отношения, и социальную жизнь. Политология в своих исследованиях опирается на получаемые социологией эмпирические данные о социальной структуре общества и ее динамике, активно использует методы и методики социологических исследований.

 

 

2. Представьте  схематично структуру социологии, приведите примеры теорий среднего  уровня.

 

 

 

 

Согласно  анализируемой теории Мертона, существуют три уровня социологического знания: широкие социологические теории, теории среднего ранга, малые рабочие гипотезы. Теории среднего ранга выполняют роль связующего звена, между первым и третьим уровнями. Исходя из этих теорий, Мертон приходит к выводу о необходимости "посредника" между эмпирическими исследованиями действительности и теоретическими обобщениями закономерностей социального поведения. Теории среднего уровня могут быть как результатом обобщения большой группы социальных фактов, так и средством конкретизации отдельных областей социологии.  
Американский социолог считал эти теории единственно реально существующими и заслуживающими внимания. Социологическая теория в строгом смысле слова - это и есть, по Мертону, теория среднего уровня. Именно такая теория позволяет создать язык эмпирического исследования. Всеохватывающие системные теории высшего уровня представлялись ему достаточно абстрактными, рабочие же гипотезы низшего уровня - второстепенными, не имеющими подлинно социологического значения. Исходной категорией анализа в теориях среднего уровня для американского социолога выступала социальная группа, поскольку именно через нее осуществляется связь между индивидом и общественными структурами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Укажите  авторов следующих социологических  теорий.

 

 

 

Авторы

Теория

Парсонс

Мид

Мэйо

Дарендорф

Вебер

Сорокин

Конт

Маркс

Спенсер

Дюркгейм

конфликтологии

+

   

+

+

 

+

+

+

 

мобильности

         

+

       

позитивизма

           

+

 

+

 

структурного  функционализма

+

     

+

       

+

человеческих  отношений

   

+

             

революции

         

+

 

+

   

стратификации

       

+

+

 

+

   

общественно-экономических  формаций

       

+

+

 

+

   

интеракционизма

 

+

               

 

4. Представьте в схеме социологическую  концепцию О. Конта (основоположник  позитивизма).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Напишите  основные критерии социальной  стратификации.

 

-Образование  измеряется числом лет обучения  в школе или вузе.

-Власть  измеряется количеством людей,  на которых распространяется  принимаемое вами решение (власть  – возможность навязать свою волю или решения другим людям независимо от их желания).

 -Престиж – уважение статуса, сложившееся в общественном мнении.

-Доход  измеряется в рублях или долларах, которые получает отдельный индивид  или семья в течение определенного  периода времени, скажем, одного месяца или года.

 

6. Приведите  примеры мобильности, исходя из  Вашего жизненного опыта.

 

 

Вид мобильности

Пример

горизонтальная

Подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места  в другое при сохранении прежнего статуса.

восходящая  вертикальная

Папа  строитель, сын- прораб

нисходящая  вертикальная

Мама  – главный бухгалтер, а дочь - секретарь


 

Вертикальная  мобильность – изменение положения  индивида, которое вызывает повышение  и понижение его социального  статуса. Если автомеханик станет директором завода, это проявление восходящей мобильности, но, если автомеханик станет мусорщиком, такое перемещение будет показателем нисходящей мобильности. Если же автомеханик получит работу слесаря, такое перемещение будет указывать на горизонтальную мобильность.

 

7. Проведите  стратификацию современного российского  общества по экономическому критерию: уровень доходов. Выделить высший  слой, средний и низший, описав  их состав, уровень доходов.

 

Высший  слой образует 500 тысяч самых богатых семей России (примерно 1,5 млн. человек), чей семейный доход исчисляется от 35-45 тысяч долларов в год и в среднем составляет около 90 тысяч долларов в год, или 2500 долларов на человека в месяц. Примерно половина представителей высшего слоя проживают в Москве.

Средний слой включает в себя приблизительно 10 млн. семей (30 млн. человек).  
Высший слой среднего класса – это наиболее обеспеченные граждане с семейным доходом от 9-12 тысяч долларов до 40 тысяч долларов в год, или от 600 до 1500 долларов на человека в месяц. Численность этой группы составляет примерно 3-4 млн. семей (около 10 млн. человек). В этой категории высока доля руководителей компаний разного уровня, преимущественно малого и среднего бизнеса, ведущих специалистов. 
Низший слой среднего класса насчитывает около 6-7 млн. семей (20 млн. человек). Семейный доход этой группы составляет от 6 до 10-12 тысяч долларов в год, или 150-300 долларов на человека в месяц. В эту категорию входят преимущественно наемные работники – менеджеры, инженеры, рядовые квалифицированные рабочие и служащие.

Низший класс охватывает всю оставшуюся массу российского населения в семейным доходом менее 5000 долларов в год.

 

  1. Опишите свой статус.

 


9. Приведите  примеры разных уровней культуры.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Разработайте программу социологического исследования по следующей схеме.

 


 

11. Какой метод для решения поставленной  цели и задач вы выбираете,  свой ответ аргументируйте (основные  методы в социологии: опрос в  форме анкетирования и интервьюирования, наблюдение, контент-анализ (количественный анализ документов), социальный эксперимент, качественные методы)

 

Для решения поставленной задачи я выбрал опрос в форме анкетирования. Я считаю этот метод самым эффективным  так как - источником первичной социологической информации является человек (респондент)-непосредственный участник исследуемых социальных процессов  и  осознающий эти процессы в рамках повседневного житейского опыта. Этот метод, опирающийся на правильно составленные анкеты и  достаточное число обученных анкетёров, позволяет в максимально короткие сроки опрашивать довольно большое количество респондентов и получать различную по своей природе информацию. Так же плюсом является запас времени, предоставляемый респонденту, возможность заполнения в одиночестве и анонимность. Анкетирование отличается удобством проведения, например его проводят не только на улице,но и  с помощью электронных видов связи: телефон, E-mail. 

 

    1. Этика и риски в работе социолога, сложности изучения мира людей. Разные подходы к работе: от невключенного наблюдения и анализа документов до взаимодействия в изучаемом сообществе. Эссе на основе материалов фильма: «Кухонные байки».

 

 

           Основной идей фильма является демонстрация объективистского подхода в соц. исследование. Суть исследования в том, чтобы наблюдать со стороны как передвигается по кухни холостой мужчина. При проведении этого эксперимента за каждым наблюдаемым объектам закрепляется наблюдатель,при этом наблюдатель не должен контактировать со своим наблюдаемым. И с этим,в ходе эксперимента, возникают трудности. В процессе данного эксперимента  обе стороны чувствуют неудобства и дискомфорт. Наблюдаемому неприятно что за ним на кухне кто-то следит и записывает все его действия,так как не может игнорировать человека который постоянно там находиться,а наблюдаемому непонятны некоторый действия своего объекта. В итоге эксперимент не удался, так как объект и субъект исследование вступили в диалог. С каждым днем они общались все больше и больше, они нашли общие интересы, делились историями из жизни и детства. Спустя некоторое время они вместе отмечали день рождения.

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"