Контрольная работа по "Методы, техника и технологии социологического исследования"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 08:46, контрольная работа

Краткое описание

Задание 1. Измерение социальных признаков. Шкалирование.
Задание 2. Дайте определение следующих понятий: "пробное исследование" (пилотаж), "гнездовая выборка", "фокус-группа", "флюсовая выборка".

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 55.00 Кб (Скачать)


Министерство Российской Федерации по связи и информатизации

 

Сибирский Государственный Университет Телекоммуникаций и

 

Межрегиональный центр переподготовки специалистов

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

"Методы, техника и технологии социологического исследования"

Вариант №2

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: слушатель Ларин Д.С

Группа ЭДТ-84

 

 

 

Проверил: Галаган Александр Иванович

 

 

 

 

 

 

 

2008 .

 

 

 

Задание 1. Измерение социальных признаков. Шкалирование.

Социологическое измерение различных сторон и свойств социальных явлений связано с использованием определенных факторов, которые могли бы служить их количественной (числовой) характеристикой. В качестве таких факторов могут выступить результаты деятельности, характер поведения людей и их поступки, суждения. Подобные доступные наблюдению характеристики исследуемого социального объекта называют индикаторами. В качестве индикаторов, “замещающих” характеристики объекта и используемых для социологического измерения, выступают, опять таки, факты. Индикаторы позволяют сформулировать варианты ответов, перечень проблем, связанных с анкетой, структурой ответов, разработкой методических документов исследования.

Выбор индикаторов предопределен операциональным понятием, которое позволяет ответить на вопрос: о чем следует собирать информацию, в рамках каких элементов структур и сфер общества, очертить круг фактов, используемых в качестве индикаторов.

В качестве индикаторов следует выбирать, в первую очередь, объективные по отношению к респондентам факты (например, стаж работы, уровень образования, уровень доходов и т.п.), повышающие достоверность информации. Однако зачастую в качестве индикаторов приходится использовать мнения, оценки, суждения людей, выражающие их отношение к различным сторонам общественной жизни. Такие индикаторы, естественно, имеют субъективную окраску.

Всем индикаторам присущи различные характеристики, которые в социологическом инструментарии выступают в качестве вариантов ответов на вопросы. Они, будучи расположенными в той или иной последовательности по определенным позициям, образуют шкалу измерения – своеобразный инструмент для оценок социальной информации, получаемой в ходе исследования. Предположим, что в числе выделенных операционных понятий есть понятие “образование”, в соответствии с которым выбран индикатор “уровень образования”. Его же характеристики (начальное, неполное среднее, среднее, среднее специальное, незаконченное высшее, высшее) и становятся позициями (определенной оценкой факта образования человека) шкалы измерения.

Измерение социальное – процесс получения и изучения социологической информации о социальных явлениях и процессах на основе количественных данных и оценок.

Любой социальный объект имеет свои качественные свойства, характеристики, связи и отношения, которые можно выразить в ходе социального измерения в количественных показателях их пространственной и временной протяженности, интенсивности повторяемости и т.д. в определенном масштабе, т.е. на основе той или иной шкалы. Качество социального измерения в решающей степени зависит, с одной стороны, от правильности концептуального, теоретического, понятийного подхода к нему, а с другой – от инструментального уровня, техники его проведения.

Например, экспертам предложено 30 профессий, которые надо было проранжировать по уровню престижности. В результате оценок экспертов выявляются профессии, занимающие разные места на шкале измерений.

Шкалы – измерительная часть инструмента для оценки социальной информации, собираемой в процессе опроса, наблюдения или анализа документов. Всякая шкала сопровождается заданием – инструкцией по ее заполнению или применению, предусматривающей способ и явно или неявно указанный критерий отнесения отдельных предметов изучаемой совокупности к той или иной категории или градации шкалы.

Шкалирование – совокупность методов для построения шкал по заданным параметрам.

В социологических исследованиях применяют обычно следующие основные типы шкал:

1. Номинальная шкала (шкала наименований) - представляет собой перечисление и группировку объектов (например, число рабочих, служащих, специалистов, руководителей на предприятии, виды досуга), используется для измерения преимущественно объективных признаков (к примеру, число специалистов такого-то профиля), для фиксации дихотомичных (имеющих только два значения) ответов (типа да – нет, мужской или женский пол).

 

2. Ранговая (порядковая) шкала не только классифицирует изучаемые объекты, но и устанавливает определенный порядок между ними. Так, фиксированное число рабочих в том или ином цехе, будучи упорядоченным, позволяет выявить отношения “больше – меньше” по убывающей. Варианты ответов здесь располагаются в строгом порядке возрастания (убывания) интенсивности признака, а их номера могут представлять собой ранги. Ранг – это показатель, характеризующий порядковое место оцениваемого объекта в группе, и других объектов, обладающих существенными для оценки свойствами. Сама же процедура установления относительной значимости (предпочтительности) исследуемых объектов на основе их упорядочения называется ранжированием. Так, множество рабочих мест на предприятии можно про-ранжировать по характеру выполняемого труда, уровню их автоматизации (труд: ручной без применения техники, с применением техники и полуавтоматов, на автоматических линиях). При этом использование “усредненных” величин, измеренных по ранговой шкале признаков может привести к грубейшим ошибкам, допущенным в той анекдотической ситуации, когда исходя из общего числа госпитализированных лиц с повышенной и пониженной температурой выводили в “среднем” нормальную величину температуры больных по госпиталю.

 

3. Интервальная шкала конструируется в результате не только анализа количественных отношений, изменения признаков, свойств, значение которых можно выразить числом, но и проведения определенной группировки. Например, при помощи интервальной шкалы можно измерить такое качество работников как трудовой стаж. Результаты затем могут быть сгруппированы по шкале с неравными (от 1 до 3 лет, от 3 до 5, от 5 до 10, свыше 10 лет), либо с равными (от 1 до 5 лет включительно, свыше 5 до 10 лет включительно, свыше 10 до 15 лет включительно) интервалами.

 

4. Шкала отношений получается при соблюдении в процессе измерения требования о сохранении не только тех отношений между объектами, которые оставались при использовании интервальной шкалы, но и постоянного отображения в точку начала отсчета одного и того же объекта. Шкала отношений конструируется таким образом, что она как бы “накрывает” весь спектр изучаемого признака от минимального (“нулевого”) до максимального.

 

Предположим, целью исследования является выяснение удовлетворенности работников конкретного предприятия своей работой. В данном случае оказывается необходимой и целесообразной именно шкала отношений. При этом на одном полюсе должен оказаться тот гипотетический человек, которого работа вполне удовлетворяет, а на другом - тот, которого работа совсем не удовлетворяет. Используя соответствующие индикаторы, можно составить шкалу отношений, содержащую четыре варианта ответа: работа вполне удовлетворяет, работа в целом удовлетворяет, работа не очень удовлетворяет, работа совсем не удовлетворяет.

 

Существует еще ряд требований к социологической шкале, которые необходимо соблюдать при ее конструировании: валидность, полнота, чувствительность.

 

Валидность шкалы измерения – обоснованность, адекватность, правильность выбора индикатора, позволяющего с помощью используемой шкалы измерить именно то свойство или качество изучаемого явления, которые исследователь наметил. Так, если при изучении электоральной активности молодежи сформулировать вопрос: “Как Вы относитесь к участию в выборах президента страны?” и заложить в шкале измерения такие позиции: положительно, отрицательно, нейтрально, то нам не удастся измерить личное возможное электоральное поведение молодого человека. Для обеспечения валидности правильнее был бы выбор шкалы в форме ответов на вопрос: “Будете ли Вы участвовать в выборах президента?”: да, еще не определился, нет.

 

Полнота шкалы измерения означает достаточность шкалы для исследовательских целей и предполагает, что в вариантах ответа на вопрос учтены все значения индикатора. Если, допустим, построена шкала, включающая в числе ответов на вопросы, связанные с качествами руководителя как организатора, варианты: умение организовывать работу, стремление совершенствовать методы работы, умение расставлять людей и распределять между ними обязанности, то она в данном случае будет неполной. В шкале нет таких качеств, как: не сковывать инициативу других, оперативность, умение взаимодействовать с другими подразделениями, демократичность в руководстве.

 

Чувствительность шкалы – это ее способность выявить отношение респондентов к изучаемому явлению с той или иной степенью дифференциации. Как правило, для создания чувствительных шкал используют ранговые шкалы с тремя, пятью и большим числом позиций. К примеру, варианты ответов на вопрос “Как Вы оцениваете свой досуг?” - могут иметь в шкале три позиции (провожу свободное время очень интересно, затрудняюсь определить, скорее не интересно) и пять (как правило, провожу свободное время очень интересно, достаточно интересно, затрудняюсь определить, скорее не интересно, совсем не интересно).

 

При конструировании шкал соблюдают и такие требования, как точность (характеристика результатов измерения, зависящая от степени совпадения полученных числовых данных о свойствах явления с их истинной величиной); надежность (устойчивость по отношению к изменению характеристик исследуемого объекта во времени), степень идентичности результатов исследования при многократном измерении по одной методике в аналогичных условиях.

 

Задание 2. Дайте определение следующих понятий: "пробное исследование" (пилотаж), "гнездовая выборка", "фокус-группа", "флюсовая выборка".

 

Пробное исследование (пилотаж) – предварительное пробное исследование, проведенное с целью проверки и уточнения всех элементов (целей ,задач, гипотез, основных понятий, пригодности, надежности, исследовательского инструментария) основного исследования и внесения в них необходимых коррективов

Проводится до основного исследования и является его упрощенной формой.

Гнездова выборка предполагает отбор в качестве единиц исследования не  отдельных респондентов, а групп или коллективов с последующим сплошным опросом в отобранных группах. Например, в цехе работает 10 бригад по 7 человек. Отобрано на основе случайной выборки 4 бригады. В этом случае опросу подлежит 28 человек. Гнездовая выборка представительна в том случае, если состав групп в максимальной степени схож.

Фокус- группа– дискуссионная группа так называемых «обычных людей», с которой проводится интервью по заранее подготовленному сценарию в форме обсуждения. Основным методическим требованием к составу этой дискуссионной группы является ее однородность, что устраняет возможность прямого или косвенного давления одних членов группы на других. Поэтому социологи, сопровождающие, например, избирательные кампании, подбирают фокус-группы из незнакомых друг другу людей примерно одинакового возраста, одного пола, схожего уровня доходов.

 

Флюсовая выборка - это дополнительная выборка для восстановления отбракованной информации.

 

3. Разработать план свободного интервью для изучения степени удовлетворенности трудом работников Вашего предприятия.

 

Свободное интервью представляет собой длительную беседу без строгой детализации вопросов, напоминающую скорее живое общение. Определяется только тема интервью, которая и предлагается респонденту для обсуждения.

 

План:

1.      Знакомство с респондентом

2.      Налаживание контакта

3.      Постановка основных вопросов:

      каков уровень образования

      стаж работы

      возможен ли карьерный рост

      отношения в коллективе

      отношения с руководителем

      организация труда

      График работы

      Творческий аспект в работе

      Важность работы для респондента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Контрольная работа по "Методы, техника и технологии социологического исследования"