Контрольная работа по дисциплине «Основы социально-гуманитарных наук»

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 11:47, контрольная работа

Краткое описание

18. Основные проблемы, понятия и подходы к исследованию общества.
26. Понятие социализации. Особенности и стадии социализации. Формы социализации. Десоциализация и ресоциализация.
39. Сущность и характеристика политической системы. Структура политической системы. Классификация политических систем в современном мире.
71. Какие основные функции института семьи? Дайте их характеристику. Приведите примеры неглавных институтов семьи.

Файлы: 1 файл

Контрольная основы социально-гуманитарных наук.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

 


 


Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь

УО «Полоцкий государственный аграрно-экономический колледж»

Заочное отделение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашняя контрольная работа

по дисциплине «Основы социально-гуманитарных наук»

Вариант - 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: учащийся 1 курса                       

                                                                                     группы Юз 12

                                                                                                 Жандарев А.Н.

Шифр 14017

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полоцк, 2014

Содержание:

Вариант - 17

18. Основные проблемы, понятия и подходы к исследованию общества…...3

  1. Понятие социализации. Особенности и стадии социализации. Формы социализации. Десоциализация и ресоциализация………………………..5
  2. Сущность и характеристика политической системы. Структура политической системы. Классификация политических систем в современном мире …………………………………………………………..8
  3. Какие основные функции института семьи? Дайте их характеристику.  Приведите примеры неглавных институтов семьи………………………10

Список использованной литературы …………………...………………..... 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант - 17

  1. Основные проблемы, понятия и подходы к исследованию общества.

 

Общество – это совокупность всех форм объединения людей (например, семья, коллектив, класс, государство и др.) и отношений между ними.

Раздел философии, изучающий общество, закономерности его появления и развития, называется социальной философией (от латинского «социо» - соединять, объединять). Общество изучает не только социальная философия, но и целый ряд социально-гуманитарных наук: социология, история, политология, археология и др. Однако эти науки изучают определённые конкретные стороны общественной жизни, социальная философия же помогает формировать целостное представление об обществе как сложном социальном организме.

Сферы общественной жизни:

1. материально-производственная сфера охватывает отношения, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ (производство, торговля, финансовые учреждения и т.п.);

2. организационная (политическая) сфера осуществляет регулирование деятельности людей и отношений между ними (государство, политические партии и др.);

3. социальная сфера – это сфера воспроизводства человека как члена общества. В ней создаются условия для деторождения, социализации людей, отдыха и восстановления дееспособности. К ней относятся здравоохранение, образование, сфера обслуживания;

4. духовная сфера – это сфера производства знаний, идей, художественных ценностей. К ней относятся наука, философия, религия, мораль, искусство.

Глобальные проблемы – это наиболее насущные проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всех людей и для своего решения требуют коллективных усилий.

Глобальные проблемы условно можно разделить на следующие четыре группы:

  • Социально-политические
  • Социально-экономические
  • Социально-экологические
  • Проблемы человека

Социально-политические проблемы охватывают целый комплекс задач по обеспечению мира и безопасности.

Социально-экономические проблемы  включают в себя экономическую отсталость значительного числа стран, последствия демографических взрывов и спадов, продовольственную проблему и ограниченности природных ресурсов.

Социально-экологические проблемы связаны со взаимоотношениями общества и окружающей среды.

Проблемы человека в центре всех глобальных проблем. Можно выделить следующие проявление этой проблемы:

  • горе и страдание от войн и насилия,
  • конфликты между людьми,
  • ущемление прав и свобод,
  • материальная и духовная необеспеченность жизни,
  • физическое и психическое нездоровье человека.

Глобальные проблемы человека порождены самим человеком. Очень важно осознать, что причины всех несчастий не вокруг, а внутри человека, внутри нас: в наших неразумных, недальновидных и безответственных поступках.

Существуют различные подходы к исследованию общества, среди основных – идеалистический, материалистический, натуралистический.

Представители идеалистического подхода общественную жизнь объясняют воздействием духовных по своей природе факторов. Причиной происходящих в обществе событий они считают идеи, рождающиеся в головах людей. Причём, часть философов-идеалистов считает, что люди не сами додумываются до каких-то важных идей, а эти идеи внушены им Богом, Мировым Разумом или тому подобной сверхъестественной силой.

Представители противоположного, материалистического подхода считают, что в обществе действуют такие же объективные законы, как и в природе. Эти законы не зависят от воли и желания людей и каких бы то ни было сверхъестественных сил. Развитие общества представляет собой не сверхъестественный, а естественноисторический процесс, который можно так же изучать, как и законы природы. Деятельность людей по преобразованию общественной жизни будет успешной, если она будет опираться на познанные объективные социальные закономерности.

Философы-материалисты подчёркивают значение материальных факторов общественной жизни. По их мнению, основой общественной жизни является материальное производство, и именно там нужно искать причины происходящих в обществе событий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие социализации. Особенности и стадии социализации. Формы социализации. Десоциализация и ресоциализация.

 

Социализация (лат. socialis - общественный) – это сложный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, черт, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определённых ролей в практической деятельности.

Процесс социализации двойственен. С одной стороны, это раскрытие заложенных в индивиде природных качеств, с другой – это результат внешнего воздействия среды. Взаимодействие человека со средой – ключевое в социализации.

Социализация как процесс имеет свои формы, факторы, этапы, разновидности, сложный механизм проявления, сочетающий в себе внешние воздействия на человека – внешняя информация и внутренний процесс отбора этой информации – своеобразный психологический фильтр, благодаря наличию которого можно объяснить, почему при равных условиях социализации в обществе приходиться сталкиваться не только с нормальным, но и девиантным (отклоняющимся) поведением.

Различают следующие формы социализации:

  • Направленная социализация – представляет собой спланированную и организованную форму социализации. К ней относятся вся система дошкольного, школьного, специального образования с соответствующим набором педагогических методик и технологий, деятельность различных групп и социальных объединений, оказывающих воспитательное воздействие на своих членов.
  • Ненаправленная социализация представляет собой стихийно складывающуюся социализацию, имеющую место в семье, кругу друзей, приятелей и сверстников, среди коллег, сотрудников и т.д., то есть везде, где есть формальные и неформальные отношения в рамках непосредственного контакта между людьми.

Различают также социализацию первичная и вторичная.

  • Первичная осуществляется в рамках малой социальной группы, близкого окружения (семья, ровесники). Вторичная социализация осуществляется на более позднем этапе жизни человека и, как правило, в рамках формальных социальных институтов (СМИ, система образования, трудовой коллектив и т.д.). В период первичной (детской) социализации родители и ближайшее окружение ребёнка передаёт ему не только значительный объём информации о мире, в котором тому предстоит жить, но также нормы, ценности и цели своих социальных групп и своего социального класса.
  • Вторичная социализация совпадает по времени с периодом получения формального образования, определяется уровнем подготовки педагогов, качеством педагогических методик, условиями, в которых протекает образовательный процесс. Главной функцией вторичной социализации личности является её интеллектуализация. Кроме этого вторичная социализация выполняет и ряд латентных функций, например, выработка навыков функционирования в условиях формальной организации.

Ряд авторов употребляют в отношении вторичной социализации термины десоциализация и ресоциализация. Эти процессы, как правило, относятся к этапу именно взрослой социализации, их субъектом является уже социализированный индивид. Десоциализация есть утрата или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм, социальных ролей, привычного образа жизни. В зависимости от причин, ее вызвавших, десоциализация влечет принципиально различные последствия для личности. Если десоциализация есть результат добровольного отказа от старых ценностей (уход в монастырь, революционная деятельность), то этот процесс не ведет к нравственной деградации личности, но чаще всего десоциализация бывает вынужденной, ее причиной является резкое и неблагоприятное изменение социальных условий — потеря работы, личная драма и т. д. Неспособность личности выдержать давление социальных обстоятельств толкает ее к иллюзорному уходу от реальности — алкоголизму, наркомании, бродяжничеству. Попрошайки, алкоголики, бомжи — все это продукт десоциализации.

Под ресоциализацией понимается изменение ранее социализированного человека, отказ от прежних установок, представлений. В ресоциализации преобладает самостоятельный анализ и оценка внешних социальных условий, событий, а также самовоспитание и другие формы самодетерминации. Восстановление утраченных ценностей и ролей, переобучение, возвращение к нормальному образу жизни называется ресоциализацией. Например, говорят о ресоциализации преступников (т.е. о их возвращении в нормальную жизнь).

Рассмотрение социализации в широком смысле как освоения норм и ценностей общества, позволяет сказать, что она продолжается до смерти человека. Поэтому некоторые социологи говорят о социализации зрелости и о социализации старости.

Элементы социализации:

  • Социальная среда с её многообразными сферами;
  • Человек с его природными задатками;
  • Предметная деятельность человека;
  • Круги общения человека;
  • Структура сознания человека.

На социализации каждого конкретного человека влияют различные факторы, их сочетание делает процесс социализации каждой личности уникальным. Такими факторами социализации являются: биологические (наследственные признаки, как положительные так и отрицательные); психологические (черты характера, особенности темперамента, качество памяти, интеллектуальные задатки); экономические (материальное положение семьи, бытовые условия, экономическое состояние общества); социальные (ближайшее социальное окружение, семья, сверстники, коллеги); политические (господство того или иного политического режима, сильная или слабая государственная власть, демократия, анархия и т.д.); культурологические (общее состояние культурной среды, наличие либо отсутствие у индивида культуры общения) и т.д.

Основными средствами социализации являются: язык, ценности, социальные нормы, навыки и умения, статусы и социальные роли. Основными социальными институтами в которых проходит социализация являются: семья, образование, институты трудовой деятельности, институты духовной сферы. Агентами социализации (т.е. теми, кто непосредственно осуществляет социализацию, кто ответственен за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей) являются: родственники, родители, коллеги по работе, друзья, ученики класса, студенческой группы, учителя, соседи и т.д. Агенты социализации делятся на первичные (неформальные) и вторичные (формальные). Первичные агенты (первичная среда) – это не просто ближайшее окружение человека, но и важнейшее по степени значимости, по частоте и плотности контактов.

Вторичные (формальные) агенты социализации – это представители формальных групп и организаций: администрация школы, университета, предприятия, чиновники, средства массовой информации и т.д..

Институты, агенты социализации способствуют успешной социализации личности, т.е. включению её в социальную структуру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность и характеристика политической системы. Структура политической системы. Классификация политических систем в современном мире.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Основы социально-гуманитарных наук»